ЮБИЛЕИ И ДАТЫ
18 февраля 2007 г. исполнился год со дня кончины
Екатерины Ивановны Никитиной. Лучшая память
о таком человеке – это продолжение того дела,
которому она отдала всю свою жизнь. 19 февраля 2007
года кафедра русского языка Ульяновского
государственного педагогического университета
провела межвузовскую научно-методическую
конференцию, организаторами и участниками
которой стали ее ученики – бывшие аспиранты,
учителя, коллеги. |
Памяти
Екатерины Ивановны Никитиной
Наша
конференция посвящена памяти Екатерины Ивановны
Никитиной, заслуженного учителя школы РСФСР,
профессора кафедры русского языка Ульяновского
государственного педагогического университета.
Многие из присутствующих – ее ученики, и они
помнят ее как светлого, доброго, отзывчивого
человека, вдумчивого, глубокого ученого,
талантливого учителя... Дело ее жизни – школа,
ученики, русская словесность. Именно им она
отдавала всю жизнь. Ее увлеченность делом
заражала окружающих, профессионализм восхищал, а
ее сердце и щедрая душа были открыты для многих:
близких, друзей, коллег, учеников и студентов.
Начинала Екатерина Ивановна как словесник,
влюбленный в литературу. Она открыла своим
ученикам удивительный мир русского слова, мир
музыки и живописи – вместе слушали записи опер,
рассматривали и обсуждали репродукции картин
знаменитых художников. (Все это затем отозвалось
– вернулось, появившись в книгах по развитию
речи, особенно много подобного материала в 9-м и
10-м классах.)
Жизнь заставила несколько отойти от
литературы, пришлось вплотную заняться уроками
русского языка. Екатерина Ивановна решила
сделать их интересными для своих пятиклассников
и добилась своего. Результатом этой работы стали
широко известные в учительской среде книги:
«Уроки русского языка в 5-м классе», «Уроки
русского языка в 8-м классе». В этих книгах
заложена система обучения языку, направленная на
развитие речи ребенка: для этого служат и
словарно-орфографическая работа, и система
разнообразных упражнений, и огромное количество
образцовых и познавательных, воспитывающих
текстов. Самые трудные темы Екатерина Ивановна
могла объяснять легко и просто (как она объясняет
в своих учебниках по развитию речи разницу между
цепной и параллельной связью!). Никогда не
забывала о главном – каждый урок русского языка
должен воспитывать – пробуждать доброе начало в
человеке. Практики знают и любят использовать на
своих уроках многие тексты, «открытые» для школы
Е.И. Никитиной. Например, такой, как
стихотворение Е.Благининой:
Не обижайте стариков,
Не унижайте, не стращайте,
Их краткий век не сокращайте
Из-за постыдных пустяков.
Не обижайте стариков!
По словам самой Екатерины Ивановны, найти
главную тему своего научного исследования ей
помогло скрупулезное изучение номеров журнала
«Русский язык в школе», которые она прочитала в
библиотеке, начиная с первого номера 1914 года.
Вопросы развития речи ученика оказались в центре
ее научных интересов, нашли отражение в
кандидатской диссертации, ставшей основой книги
«Связный текст на уроках русского языка» (1966).
Потом была работа над учебниками чтения для
начальной школы – «Родное слово», «Родная речь».
С 80-х годов двадцатого века Екатерина Ивановна –
соавтор учебного комплекса под редакцией
В.В. Бабайцевой, автор знаменитых ныне на всю
страну книг «Русская речь», получивших в 1998 году
премию Правительства Российской Федерации в
области образования, изданных в Москве в серии
«Московский учебник». Каждая книга снабжена
методическим пособием для учителя. Екатерина
Ивановна успела увидеть напечатанным учебник
для 10-го класса, изданный, правда, как элективный
курс, методичка для учителя вышла уже после ее
смерти... Эти книги – настоящая помощь
словесникам страны, работающим над развитием
речи школьников.
В своих книгах Е.И. Никитина продолжает
традиции отечественной методики (она прекрасно
знала труды Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского,
И.И. Срезневского, М.А. Рыбниковой,
Л.В. Щербы, Л.П. Федоренко и других
выдающихся методистов прошлого), творчески
развивая, обогащая их.
Как вузовский преподаватель Никитина
вырастила сотни учителей-словесников, которые с
гордостью говорят: «Я училась у Никитиной!».
Учиться у Екатерины Ивановны можно всю жизнь:
открытости людям, миру; щедрости и доброте;
колоссальному трудолюбию; простоте и скромности;
целеустремленности; увлеченности делом и
бескорыстному служению слову, школе, детям...
Воспоминание об учителе
Осень далекого 1977 года. Мы первокурсники. Одно
из первых занятий, практикума по орфографии и
пунктуации. В аудиторию входит уже не молодая,
полная внутренней силы женщина в темном
неброском платье, с аккуратной «учительской»
прической (волосы собраны сзади в пучок), взгляд
внимательный и добрый. Я очень хорошо помню то, о
чем Екатерина Ивановна рассказывала на этом
первом занятии. Мы слушали о единицах языка и
разделах лингвистики, их изучающих; осмысливали,
почему предложение – высшая языковая единица.
А потом Екатерина Ивановна рассказала, что
такое сенсорный голод, и сказала, что чаще
всего от него страдают старики и пожилые люди,
вынужденные долгие часы проводить дома в
одиночестве. Почему-то по-новому подумалось о
родителях, бабушках, дедушках. Так первый урок
языка вместе с Екатериной Ивановной стал уроком
доброты и человечности.
Надо сказать, что любой учебный материал в ее
устах был удивительно прост и захватывающе
интересен. Без особого труда (нам тогда так
казалось!) за первый курс мы укрепили свои
лингвистические знания, незаметно увлеклись
новым предметом – методикой преподавания языка.
А привычные для многих похвалы Екатерины
Ивановны: «Солнышко ясное!», «Умница!», «Молодец!»
– сначала несколько удивляли (вуз – не школа!), но
затем неизменно согревали, радовали и
вдохновляли.
Е.И. Никитина вела у нашей группы многие
курсы: «Практикум по орфографии и пунктуации»,
«Введение в специальность», «Практикум по
сочинению», методику преподавания русского
языка, руководила педагогической практикой,
зачастую сама вставала к учительскому столу,
проводила уроки в незнакомых классах. Только
спустя много лет мы узнали, что это было ее
обычным делом: непременно подтверждать любую
теорию примерами конкретных уроков. И эти
открытые уроки, а позже и ее книги воодушевляли
многих словесников не только Ульяновска, но и
других городов страны: Москвы, Санкт-Петербурга,
Самары, Томска, Рязани...
Вскоре выяснилось, что Екатерина Ивановна еще и
наш куратор и готова не только проводить вместе с
нами поэтические вечера, но и ездить в подшефные
школы и детские дома. А еще помню, как к празднику
9 Мая мы составляли литературно-музыкальную
композицию на тему «Поэты, не пришедшие с войны»
и для этого часами просиживали в библиотеках,
искали материалы, подбирали и записывали музыку.
Потом несколько раз исполняли эту композицию
перед школьниками и ветеранами Великой
Отечественной. А творчество Михаила Кульчицкого,
Павла Когана и Николая Майорова на всю жизнь
стало родным и близким.
Мы мало задумывались тогда о роли нашего
куратора в организации этой работы. Тогда
казалось, что все мы делаем сами... А кропотливая
работа Екатерины Ивановны с отдельными
студентами была совсем не видна, но оставляла
неизгладимый след в их памяти и сердцах.
Но совсем по-другому осмыслили мы то, что
получили от нашего наставника, лишь в первые годы
самостоятельной учительской работы. Если ведешь
уроки, используя советы и книги Екатерины
Ивановны, и учителю, и ребятам интересно, все
любят русский язык.
Лишь гораздо позднее (сейчас кажется – страшно
поздно!) мы осознали, кем была для каждого из нас
Екатерина Ивановна. Кроме профессии, она учила
нас добросовестному, совестливому отношению к
делу; доброму и заботливому отношению к людям.
Учила, используя самый лучший и самый трудный
метод – личный пример.
Спасибо за все, любимая Екатерина Ивановна!
Низкий поклон, дорогой наш Учитель!
С.В. ЗУЕВА,
г. Ульяновск |