Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2007

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

18 февраля 2007 г. исполнился год со дня кончины Екатерины Ивановны Никитиной. Лучшая память о таком человеке – это продолжение того дела, которому она отдала всю свою жизнь. 19 февраля 2007 года кафедра русского языка Ульяновского государственного педагогического университета провела межвузовскую научно-методическую конференцию, организаторами и участниками которой стали ее ученики – бывшие аспиранты, учителя, коллеги.

Памяти
Екатерины Ивановны Никитиной

Наша конференция посвящена памяти Екатерины Ивановны Никитиной, заслуженного учителя школы РСФСР, профессора кафедры русского языка Ульяновского государственного педагогического университета.

Многие из присутствующих – ее ученики, и они помнят ее как светлого, доброго, отзывчивого человека, вдумчивого, глубокого ученого, талантливого учителя... Дело ее жизни – школа, ученики, русская словесность. Именно им она отдавала всю жизнь. Ее увлеченность делом заражала окружающих, профессионализм восхищал, а ее сердце и щедрая душа были открыты для многих: близких, друзей, коллег, учеников и студентов.

Начинала Екатерина Ивановна как словесник, влюбленный в литературу. Она открыла своим ученикам удивительный мир русского слова, мир музыки и живописи – вместе слушали записи опер, рассматривали и обсуждали репродукции картин знаменитых художников. (Все это затем отозвалось – вернулось, появившись в книгах по развитию речи, особенно много подобного материала в 9-м и 10-м классах.)

Жизнь заставила несколько отойти от литературы, пришлось вплотную заняться уроками русского языка. Екатерина Ивановна решила сделать их интересными для своих пятиклассников и добилась своего. Результатом этой работы стали широко известные в учительской среде книги: «Уроки русского языка в 5-м классе», «Уроки русского языка в 8-м классе». В этих книгах заложена система обучения языку, направленная на развитие речи ребенка: для этого служат и словарно-орфографическая работа, и система разнообразных упражнений, и огромное количество образцовых и познавательных, воспитывающих текстов. Самые трудные темы Екатерина Ивановна могла объяснять легко и просто (как она объясняет в своих учебниках по развитию речи разницу между цепной и параллельной связью!). Никогда не забывала о главном – каждый урок русского языка должен воспитывать – пробуждать доброе начало в человеке. Практики знают и любят использовать на своих уроках многие тексты, «открытые» для школы Е.И. Никитиной. Например, такой, как стихотворение Е.Благининой:

Не обижайте стариков,
Не унижайте, не стращайте,
Их краткий век не сокращайте
Из-за постыдных пустяков.
Не обижайте стариков!

По словам самой Екатерины Ивановны, найти главную тему своего научного исследования ей помогло скрупулезное изучение номеров журнала «Русский язык в школе», которые она прочитала в библиотеке, начиная с первого номера 1914 года. Вопросы развития речи ученика оказались в центре ее научных интересов, нашли отражение в кандидатской диссертации, ставшей основой книги «Связный текст на уроках русского языка» (1966). Потом была работа над учебниками чтения для начальной школы – «Родное слово», «Родная речь». С 80-х годов двадцатого века Екатерина Ивановна – соавтор учебного комплекса под редакцией В.В. Бабайцевой, автор знаменитых ныне на всю страну книг «Русская речь», получивших в 1998 году премию Правительства Российской Федерации в области образования, изданных в Москве в серии «Московский учебник». Каждая книга снабжена методическим пособием для учителя. Екатерина Ивановна успела увидеть напечатанным учебник для 10-го класса, изданный, правда, как элективный курс, методичка для учителя вышла уже после ее смерти... Эти книги – настоящая помощь словесникам страны, работающим над развитием речи школьников.

В своих книгах Е.И. Никитина продолжает традиции отечественной методики (она прекрасно знала труды Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, М.А. Рыбниковой, Л.В. Щербы, Л.П. Федоренко и других выдающихся методистов прошлого), творчески развивая, обогащая их.

Как вузовский преподаватель Никитина вырастила сотни учителей-словесников, которые с гордостью говорят: «Я училась у Никитиной!». Учиться у Екатерины Ивановны можно всю жизнь: открытости людям, миру; щедрости и доброте; колоссальному трудолюбию; простоте и скромности; целеустремленности; увлеченности делом и бескорыстному служению слову, школе, детям...

Воспоминание об учителе

Осень далекого 1977 года. Мы первокурсники. Одно из первых занятий, практикума по орфографии и пунктуации. В аудиторию входит уже не молодая, полная внутренней силы женщина в темном неброском платье, с аккуратной «учительской» прической (волосы собраны сзади в пучок), взгляд внимательный и добрый. Я очень хорошо помню то, о чем Екатерина Ивановна рассказывала на этом первом занятии. Мы слушали о единицах языка и разделах лингвистики, их изучающих; осмысливали, почему предложение – высшая языковая единица.

А потом Екатерина Ивановна рассказала, что такое сенсорный голод, и сказала, что чаще всего от него страдают старики и пожилые люди, вынужденные долгие часы проводить дома в одиночестве. Почему-то по-новому подумалось о родителях, бабушках, дедушках. Так первый урок языка вместе с Екатериной Ивановной стал уроком доброты и человечности.

Надо сказать, что любой учебный материал в ее устах был удивительно прост и захватывающе интересен. Без особого труда (нам тогда так казалось!) за первый курс мы укрепили свои лингвистические знания, незаметно увлеклись новым предметом – методикой преподавания языка. А привычные для многих похвалы Екатерины Ивановны: «Солнышко ясное!», «Умница!», «Молодец!» – сначала несколько удивляли (вуз – не школа!), но затем неизменно согревали, радовали и вдохновляли.

Е.И. Никитина вела у нашей группы многие курсы: «Практикум по орфографии и пунктуации», «Введение в специальность», «Практикум по сочинению», методику преподавания русского языка, руководила педагогической практикой, зачастую сама вставала к учительскому столу, проводила уроки в незнакомых классах. Только спустя много лет мы узнали, что это было ее обычным делом: непременно подтверждать любую теорию примерами конкретных уроков. И эти открытые уроки, а позже и ее книги воодушевляли многих словесников не только Ульяновска, но и других городов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Томска, Рязани...

Вскоре выяснилось, что Екатерина Ивановна еще и наш куратор и готова не только проводить вместе с нами поэтические вечера, но и ездить в подшефные школы и детские дома. А еще помню, как к празднику 9 Мая мы составляли литературно-музыкальную композицию на тему «Поэты, не пришедшие с войны» и для этого часами просиживали в библиотеках, искали материалы, подбирали и записывали музыку. Потом несколько раз исполняли эту композицию перед школьниками и ветеранами Великой Отечественной. А творчество Михаила Кульчицкого, Павла Когана и Николая Майорова на всю жизнь стало родным и близким.

Мы мало задумывались тогда о роли нашего куратора в организации этой работы. Тогда казалось, что все мы делаем сами... А кропотливая работа Екатерины Ивановны с отдельными студентами была совсем не видна, но оставляла неизгладимый след в их памяти и сердцах.

Но совсем по-другому осмыслили мы то, что получили от нашего наставника, лишь в первые годы самостоятельной учительской работы. Если ведешь уроки, используя советы и книги Екатерины Ивановны, и учителю, и ребятам интересно, все любят русский язык.

Лишь гораздо позднее (сейчас кажется – страшно поздно!) мы осознали, кем была для каждого из нас Екатерина Ивановна. Кроме профессии, она учила нас добросовестному, совестливому отношению к делу; доброму и заботливому отношению к людям. Учила, используя самый лучший и самый трудный метод – личный пример.

Спасибо за все, любимая Екатерина Ивановна! Низкий поклон, дорогой наш Учитель!

С.В. ЗУЕВА,
г.  Ульяновск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru