Я ИДУ НА УРОК
11-й класс
Этот интересный знак препинания – скобки
Цель урока: на примере миниатюр,
вошедших в книгу Д.С. Лихачева «Заветное»,
помочь учащимся понять и увидеть возможности
скобок как знака препинания в предложениях с
вставными конструкциями.
ХОД УРОКА
– Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о
таком знаке препинания, как скобки. А что вы
знаете о скобках?
(Ответы. Скобки – это парный знак препинания.
Скобки, как запятые, тире, кавычки, выполняют
функцию выделения. М.В. Ломоносов называл
скобки «вместительным» знаком препинания.
Скобками выделяются вставные конструкции.
Скобки бывают круглые, прямые, квадратные,
фигурные, ломаные. Ломаные скобки имеют еще одно
название – угловые.)
– Хорошо. Все это верно. А использовали мы с
вами на уроках русского языка одиночную скобку?
Когда?
(Одиночную скобку мы применяли при цифровой
или буквенной рубрикации, выделении небольших
разделов или пунктов плана: 1); 2); а); б).)
– Одиночную скобку, применяемую при
рубрикации, ученые-лингвисты также считают
знаком препинания. Но сегодня в центре нашего
внимания будут скобки как парный знак
препинания. Продолжим разговор. Какие ассоциации
рождаются в вашем сознании, когда вы слышите
слово скобки?
(Дополнительная информация, дополнение,
уравнение, пояснение.
Знак препинания, математика, русский язык, урок,
выделение.
Вставная конструкция, текст, речь, письмо.
Довольно редкий знак препинания.)
– Что такое вставные (вставочные) конструкции?
(Ответ. Прием вставки в предложение
высказываний, так или иначе связанных с его
содержанием, широко распространен в речи.
Вставные конструкции – это слова,
словосочетания и предложения, содержащие
различного рода добавочные замечания, попутные
указания, уточнения, поправки, разъясняющие
предложение в целом или отдельное слово в нем,
иногда резко выпадающие из синтаксической
структуры целого.
В отличие от вводных конструкций, вставные
конструкции не выражают модальных значений, не
содержат указания на источник сообщения, на
связь с другими сообщениями и т.д. Обычно
вставные конструкции не могут стоять в начале
предложения, они стоят в середине или в конце
предложения. Вставные конструкции выделяются
большими паузами, произносятся с понижением тона
и убыстрением темпа.)
– Можем ли мы утверждать, что вставные
конструкции и скобки неразлучны? (Нет! Вставные
конструкции могут выделяться не только скобками,
но и тире, реже – запятыми, на месте разрыва,
помимо тире – могут быть еще запятые.)
– Все вы прочитали книгу Д.С. Лихачева
«Заветное». Встречаются ли в книге вставные
конструкции? Какой знак препинания предпочитает
Д.С. Лихачев для выделения вставных
конструкций? (Скобки в этой книге – очень
распространенный знак препинания. Зачастую этот
знак автор употребляет вопреки правилам
пунктуации.)
– Сделаем небольшое отступление от темы урока.
Что вы знаете о Д.С. Лихачеве и его книге
«Заветное»?
(Дмитрий Сергеевич Лихачев был одним из самых
интересных и талантливых людей России XX века. Во
многом он возродил понятие русского
интеллигента. Лихачев изучал культуру, быт,
искусство, духовную жизнь русского человека. Его
книги одинаково значимы и ценны и для ученого, и
для школьника и студента. В книгу «Заветное»
включены личные наблюдения, открытия,
воспоминания – то, что следует знать культурному
человеку. Заслуживает внимания то, что Лихачев
относился к собственной жизни как к
свидетельству истории, он умел в мелочах
повседневности увидеть Время. Все вошедшее в
книгу побуждает размышлять.)
– Вернемся к теме урока. Обратимся к примерам
из книги. В каких случаях автор применяет скобки?
1
Мои первые детские воспоминания восходят ко
времени, когда я только учился говорить. Помню,
как в кабинете отца сел на подоконник голубь. Я
побежал сообщить об этом огромном событии
родителям и никак не мог объяснить им – зачем я
их зову в кабинет.
Другое воспоминание. Мы стоим на огороде в
Куоккале, и отец должен ехать в Петербург на
службу. Но я не могу этого понять и спрашиваю его:
«Ты едешь покупать?» (отец всегда что-то привозил
из города), но слово «покупать» у меня никак не
выговаривается и получается «покукать». Мне так
хочется сказать правильно!
И еще воспоминание. Когда ночью выпадал первый
снег, комната, где я просыпался, оказывалась ярко
освещенной снизу, от снега на мостовой (мы жили на
втором этаже). (Образы раннего детства)
2
С тех пор балетная музыка Пуни и Минкуса,
Чайковского и Глазунова неизменно поднимает мое
настроение. «Дон Кихот», «Спящая» и «Лебединое»
(именно так сокращала названия балетов и
Ахматова), «Баядерка» и «Корсар» неразрывны в
моем сознании с голубым залом Мариинского, входя
в который я и до сих пор ощущаю душевный подъем и
бодрость. (Театр нашего детства)
3
В моем кабинете, отделяя его от холла, висит
сейчас на стеклянной двери бархатный голубой
занавес: он из старого Мариинского театра, куплен
в комиссионном магазине еще тогда, когда мы жили
в конце 40-х годов на Басковом переулке и шел
ремонт зрительного зала после войны (там попала
бомба в фойе, и обивку и занавеси обновили). (Театр
нашего детства)
– Итак, прокомментируем данные примеры.
(Скобками выделены вставные конструкции. В
данных примерах вставные конструкции по
синтаксической структуре представляют собой
предложения и дополняют или поясняют содержание
основного высказывания.)
– Перечитайте миниатюру «Образы раннего
детства». Подумайте и скажите, какую роль играла
семья в становлении Д.С. Лихачева. Поделитесь
своими самыми ранними детскими воспоминаниями. А
какие слова вы произносили смешно? Какое
значение в создании портрета семьи играет
вставная конструкция отец всегда что-то
привозил из города? (Вставная конструкция
рассказывает о семейных традициях, о важности
родительского, в частности отцовского, участия в
воспитании.)
1
Чуть что нужно – и появлялась в семье
Катеринушка: заболеет ли кто серьезно и нужно
ухаживать, ожидается ли ребенок и нужно
готовиться к его появлению на свет – шить
свивальнички, подгузнички, волосяной (нежаркий)
матрасик, чепчики и тому подобное; заневестилась
ли девушка и нужно готовить ей приданое – во всех
этих случаях появлялась Катеринушка с
деревянным сундучком, устраивалась жить и, как
своя, вела всю подготовку, рассказывала,
говорила, шутила, в сумерки пела со всем
семейством старинные песни, вспоминала про
старое.
2
А в благополучные дни она играла и в семейные
игры – с взрослыми и детьми – в лото цифровое (с
бочонками), причем, выкликивая цифры, давала им
шуточные названия, говорила приговорками и
поговорками (а это не одно и то же – приговорок
сейчас никто не знает, фольклористы их не
собирали, а они часто бывали «заумными» и
озорными в своей бессмысленности – хорошей,
впрочем).
3
Кроме нашей семьи, семьи бабушки и ее детей
(моих теток), были и другие семьи, для которых
Катеринушка была родная и попав в которые не
сидела сложа руки, вечно что-то делала, сама
радовалась, и радость эту и уют распространяла
вокруг.
4
Мать спрашивает свою матушку (а мою бабушку):
«Где Катеринушка?», а бабушка отвечает:
«Катеринушка закатилась». Так было принято
говорить о ее внезапных уходах.
Какую функцию выполняют вставные конструкции в
миниатюре «Катеринушка закатилась»? Вы,
наверное, уже заметили, что данная миниатюра
очень насыщена скобками.
(Вставные конструкции в примерах 1, 2, 3, 4
поясняют отдельные слова. Сразу становится
понятно, почему для новорожденного шили
волосяной матрасик – он был нежаркий, что
немаловажно. Автор подчеркивает, что лото было с
бочонками, а это так интересно. Вставная
конструкция моих теток рассказывает о том,
что у бабушки не было сыновей, были только дочери.
Вставная конструкция а мою бабушку
конкретизирует лексическое значение слова матушка,
в данном случае это важно, так как слово
многозначное. Вставная конструкция о
приговорках (пример 2) так и побуждает заглянуть в
словарь, лучше всего В.И. Даля, и уточнить
разницу между приговорками и поговорками, или
можно обратиться к своей бабушке.)
– Какую работу выполняют скобки в следующем
предложении?
Утром Рыбинск встретил нас дождем и холодом. Мы
направились в магазин купить мне длинные чулки,
на которые мне надо было сменять мои носочки.
Разумеется (дети всегда одинаковы!), мне этого
очень не хотелось. (Волга как напоминание)
(В скобки заключена вставная восклицательная
конструкция, выражающая эмоции автора.)
– Что представляют собой вставные конструкции
в следующих примерах?
1
Петр I приказывал сажать в первую очередь
душистые цветы, а по дорожкам, вместо того чтобы
посыпать их гравием, сажать мяту, которая пахнет,
когда по ней ходишь («мнешь» ее). (Сила дерева)
2
А в лондонском Сити крупные сделки заключались
рукопожатием (к рукопожатиям англичане
прибегают редко). (Честь и совесть)
(Здесь вставные конструкции выполняют еще одну
функцию – попутные авторские замечания.)
– Найдите самостоятельно вставные
конструкции, представляющие собой попутные
авторские замечания. (Учащиеся работают с
текстами и затем зачитывают примеры.)
Теперь обратимся к следующему блоку примеров.
Ваша задача – самостоятельно определить в
них функции вставных конструкций.
– Ребята, вы заметили, что зачастую скобки
Д.С. Лихачев ставит вопреки общепринятым
пунктуационным правилам. Как называется такая
пунктуация? (Это авторская пунктуация.)
– Что мы понимаем под этим термином?
(Особенности пунктуационного оформления
текстов, носящие индивидуальный характер, но в
целом не противоречащие принятым в данный период
правилам. Автор может предпочесть один из знаков
препинания, расширить функции этого знака.)
– Верно. Лингвист А.И. Ефимов в своих работах
показывает широкое использование
М.Е.Салтыковым-Щедриным такого сравнительно
редкого знака препинания, как скобки. Для
писателя-сатирика скобки были одним из
эффективных средств создания выразительности: в
них заключались образные эквиваленты, синонимы
слова, разъяснялась устаревшая лексика,
«эзоповские» словечки, профессионализмы,
давались комментарии к именам и фамилиям,
фразеологические параллелизмы, указания на
источники фразеологии, раскрывались
перифрастические выражения, они обрамляли
полемические выпады, включали остроты, анекдоты,
всякого рода замечания и др. По подсчетам
А.И. Ефимова, скобки у М.Е.Салтыкова-Щедрина
выполняли до сорока функций. Какую работу
выполняют скобки в текстах Д.С. Лихачева?
(Учащиеся читают примеры, которые распечатаны и
розданы каждому, и комментируют постановку
скобок.) Затем поразмышляйте на тему одного из
высказываний. Какой смысл в нем заключен? На что
оно направлено? Чему учит?
1. Нравственности в высокой степени
свойственно чувство сострадания. В сострадании
есть сознание своего единства с человечеством и
миром (не только людьми, народами, но и с
животными, растениями, природой и т.д.). (Этажи
заботы)
2. Сенека (кажется) утверждал, что «общество
человеческое похоже на свод, где различные камни,
держась друг за друга, обеспечивают прочность
целого». Это удивительно верно. (Этажи заботы)
3. Удивительно, что несмотря на голод и на
физические работы по спасению наших ценностей в
Пушкинском Доме, несмотря на все нервное
напряжение тех дней (а может быть, именно
благодаря этому нервному напряжению), язвенные
боли у меня совсем прекратились, и я находил
время читать и работать. (Блокада)
4. А еще представьте себе или вспомните (это
было совсем недавно) те отсутствующие классы в
ленинградских школах, которые приходились на
годы рождения их учащихся – особенно 1941–1942. (Блокада)
5. Пушкин – величайший преобразователь
лучших человеческих чувств. В дружбе он создал
идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви –
возвышенный идеал отношения к женщине-музе («Я
помню чудное мгновенье...»). Он создал возвышенный
идеал самой печали. Три слова: печаль моя светла
– способны были утешить тысячи и тысячи людей. Он
создал поэтически-мудрое отношение к смерти
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»). (Пушкин)
6. Составитель известного словаря
английского языка доктор Самюэль Джонсон
утверждал: «Знание бывает двух видов. Мы либо
знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о
нем сведения». Это изречение имело в английском
высшем образовании огромное значение, ибо было
признано, что в жизни самое необходимое знание
(при наличии хороших библиотек) – второе. Поэтому
экзаменационные испытания в Англии проводятся
часто в библиотеках с открытым доступом к книгам.
(Познание иных)
7. Выдающиеся пейзажи должны быть учтены и
сохраняемы, как памятники культуры (человеческой
и природной). (Старые деревья)
8. Ворота нации – искусства: архитектура,
живопись, особенно музыка, театральное
искусство. Ведь если мы едем в другой город,
особенно в другой стране, мы прежде всего
знакомимся с памятниками искусства,
находящимися в этом городе, с музеями, с
городским пейзажем, с обликом города (это тоже
свидетельство отношения нации, народа к
искусству). (О патриотизме)
– Продолжаем работу. Расставьте знаки
препинания в следующих примерах, затем сравните
с пунктуацией у Д.С. Лихачева. Много ли у вас
получилось расхождений? Что вы думаете по этому
поводу?
1. В Русском Севере удивительное сочетание
настоящего и прошлого, современности и истории (и
какой истории – русской! – самой значительной,
самой трагической в прошлом и самой
«философской»), человека и природы, акварельной
лиричности воды, земли, неба, грозной силы камня,
бурь, холода снега и воздуха. (Русский Север)
2. Школьником я был на Севере у поморов. Они
поразили меня своей интеллигентностью, особой
народной культурой, культурой народного языка,
особой рукописной грамотностью (старообрядцы),
этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной
работы, деликатностью и пр., и пр. (Об
интеллигентности)
3. До сих пор помню про рассказ и восхищение
главы семьи, крепкого помора, о море, удивление
морем (отношение как к живому существу). (Об
интеллигентности)
4. Если верно, что в языке народа сказывается
его национальный характер (а это, безусловно,
верно), то национальный характер русского народа
чрезвычайно внутренне разнообразен, богат,
противоречив. И все это должно было отразиться в
языке. (Русский язык)
5. Каждый человек обязан (я подчеркиваю –
обязан) заботиться о своем интеллектуальном
развитии. Это его обязанность перед обществом, в
котором он живет, и перед самим собой. (Чтение)
6. Опасность чтения – это развитие
(сознательное или бессознательное) в себе
склонности к «диагональному» просмотру текстов
или к различного вида скоростным методам чтения.
«Скоростное чтение» создает видимость знаний.
(Чтение)
7. Между совестью и честью есть одно
существенное различие. Совесть – всегда исходит
из глубины души и совестью в той или иной мере
очищается. Совесть «грызет». Совесть не бывает
ложной. Она бывает приглушенной или слишком
преувеличенной (крайне редко). Но представления о
чести бывают совершенно ложными, и эти ложные
представления наносят колоссальный ущерб
обществу. (Честь и совесть)
8. Мы часто восхищаемся разнообразием и
богатством природы, но очень редко (вернее –
никогда) восхищаемся богатством и разнообразием
мира культуры, который нас окружает. Точно
человек не ценит то, что создал сам. В мире
культуры мы чаще отвергаем, чем признаем,
отказываемся знать, вместо того чтобы изучать и
признавать. (Культура)
Подведение итогов
– Молодцы. Ребята, при вставных конструкциях
возможен другой знак препинания. Какой? (Тире.)
– Пользуется ли Д.С. Лихачев этим знаком
препинания? Почему?
(Пользуется, но редко. Тире как парный знак
препинания употребляется не только при вставных
конструкциях, но и в простых предложениях с
обособленными членами. Скобки же как парный знак
препинания используются для выделения вставных
конструкций. Скобки – это довольно редкий знак
препинания. А раз так, то наличие скобок сразу
обращает на себя внимание. В скобках Д.С.
Лихачев помещает очень интересные и ценные
дополнительные замечания, сведения, поправки и
т.д.)
Вспомните: какие способы включения вставных
конструкций в основное предложение существуют?
Какие из этих способов использует Д.С. Лихачев?
(В книге «Заветное» встречаются различные
способы включения вставных конструкций: без
помощи союзов, с помощью сочинительных союзов
(эти конструкции помещаются после тех слов, к
которым относятся, и содержат замечания,
противоречащие иногда тому, о чем сообщается в
основном предложении), с помощью подчинительных
союзов и относительных слов. Вставные
конструкции могут относиться ко всему
предложению в целом или к отдельным словам.)
– Обобщим. Какую смысловую нагрузку несут у
Д.С. Лихачева вставные конструкции?
(Смысловые функции вставных конструкций у Д.С.
Лихачева самые разнообразные. Это
рассуждения, отступления, весьма существенные
для понимания сообщения в целом. Вставные
конструкции уточняют, конкретизируют содержание
отдельных слов или выражений, расширяя или сужая
их значение; служат терминологическими
пояснениями употребленных в предложении слов и
выражений, комментариями к именам собственным,
обращениями к читателю, слушателю. Вставные
конструкции указывают на место и время действия,
детализируют обстановку, передают разнообразные
чувства по поводу сообщения, высказывания и др.)
Домашнее задание. Выпишите из книги
«Заветное» 10 примеров на разные функции скобок.
Н.М. РУХЛЕНКО,
г. Белгород |