Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Наша газета много раз публиковала материалы из нового экспериментального учебника по русской филологии, созданного авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник. Учебники для 5–9-х классов являются продолжением курса русской филологии для начальной школы (учебники для 1–4-х классов имеют гриф Министерства образования), экспериментальные учебники для средней школы прошли широкую апробацию в ряде школ Москвы и других городов России и готовятся к печати.

Глава «Прямая речь» из учебника для 5-го класса была опубликована в № 9/2007 газеты «Русский язык».

Предлагаем читателям еще одну главу, из учебника для 9-го класса, посвященную прямой речи.

9-й класс

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Глава из экспериментального учебника курса
«Русская филология»

1. Прямая речь.

Вспоминаем изученное и делаем новый шаг на пути познания.

Рассмотрите схемы. Они помогут вам вспомнить правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

А: «П». «П», – а.

А: «П?». «П?» – а.

А: «П!». «П!» – а.

1.* Ниже мы приводим пояснения к этим схемам, данные учениками. Прочтите их. Есть ли среди этих двух ответов правильный и полный? Если есть, выберите его. Если нет, укажите, какие ошибки допущены в каждом из ответов.

1) На этих схемах изображена прямая речь. Об этом можно судить по кавычкам. Двоеточие ставится перед прямой речью, а тире – после. Буквой «А» обозначаются слова автора, а буквой «П» – прямая речь. Точка обозначает повествование, вопросительный знак – вопрос, а восклицательный – удивление, радость.

2) Это схемы предложений, когда надо передать чьи-то слова. Прямая речь всегда заключается в кавычки. Есть два варианта предложений с прямой речью. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а если слова автора расположены после прямой речи, они отделяются тире. В конце прямой речи ставится тот знак препинания, который нужен по цели высказывания и интонации.

2.1*. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Начертите схемы. Одинаковы ли эти предложения по синтаксической структуре?

1. Все мертво беседки пусты рощицы молчат. (А.С. Пушкин)

2. И вдруг все ожило и леса и пруды и степи. (Н.В. Гоголь)

3.В поле не видно ни зги...
   Кто-то зовет Помоги!
                           (Ф.Сологуб)

2.2. Подумайте, что общего между этими различными по синтаксической структуре предложениями: 1) в знаках препинания и 2) в смыслах предложений.

Итак, несмотря на то что эти предложения различны по синтаксической структуре, в них есть общее: во-первых, знак двоеточия и, во-вторых, смысл: часть, которая стоит после двоеточия, поясняет, дополняет, конкретизирует смысл той части, которая стоит перед двоеточием.

3*. Расставьте знаки препинания в отрезках предложений, в том числе и знаки конца предложения. Внесите номер каждого примера в соответствующий столбик таблицы. Объясните, почему ставятся именно эти знаки.

Предложения с прямой речью Бессоюзные сложные предложения Предложения с обобщающим словом при однородных членах
     

Вот так:

Дан отрезок: ... собрались все и ребята и ... . Обобщающее слово все стоит перед однородными членами, поэтому после него ставлю двоеточие; однородные члены соединены повторяющимся союзом и – значит, запятая ставится между однородными членами. Записываю номер этого примера в третью колонку.

1. Я руководствовался правилом не лезь ...

2. ... интересовались Кто это ...

3 ... бывают самых удивительных окрасок голубовато-зеленые ...

4. ... недоумевая спрашивали Кто это ...

5. ... были похожи на самых разных животных верблюда ...

6. Барон Мюнхаузен обернулся всей задней части его коня как не ...

7. Сказал бы я Во-первых не ...

8. ... назвали по следующим причинам она была ...

9. ... с упреком Почему ты никогда ...

4*. Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы этих различных по синтаксической структуре предложений. Обращайте внимание на смыслы.

1. Раздался гром все в ужасе разбежались.

2. Река роща оба берега деревья и поле все было залито ярким утренним светом. (А.Чехов)

3. О вкусах не спорят говорили древние римляне.

Перепишите в тетрадь самоинструкцию «Знаки препинания при прямой речи».

5.1. Спишите, расставляя знаки. Замените, где нужно, строчную букву прописной.

1. Никуда я не поеду ответил Тема вздохнув и встав направился в кабинет. (Н.Гарин-Михайловский)

2. Вдруг один из гостей толстый булочник поднял рюмку и воскликнул за здоровье тех на которых мы работаем (А. Пушкин)

3. Савельич дергал меня за руку говоря Выходи сударь приехали. (А.Пушкин)

4. Нам придется здесь заночевать в такую метель через горы не переедешь сказал Максим Максимыч. (М.Лермонтов)

5. Лесть и трусость самые дурные пороки громко промолвила Ася. (И.Тургенев)

6. Неужели она меня любит думал я подходя к Рейну быстро катившему темные волны. (И.Тургенев)

5.2. Найдите предложения с обособленными членами и объясните графически знаки препинания.

6.1. Составьте схемы предложений по условиям:

6.2. Придумайте или выпишите из художественных произведений предложения, которые соответствовали бы этим схемам.

Если вы не сделали ни одной ошибки, то следующее задание можете пропустить.

Если ошибки были, нужно еще потренироваться.

7.1. Что можно сказать о предложении, если в нем есть такие слова?

1. ... нашел в лесу сообщил Димка ...

2. Димка обратился ко мне Не надо ...

3. Димка онемел перед ним стоял ...

4. ... на поляне в лесу всюду ...

5. ... оглянулся Димка никого ...

7.2. Перепишите отрывки, расставляя знаки препинания.

8.1*. Вспомните: какие глаголы «говорения» употребляются в предложениях с прямой речью?

Прочитайте справку:

В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой к слову сказать даются 35 синонимических глаголов, к слову говорить – 24, к ответить – 9, а к спросить – 6. А сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите как можно больше.

8.2. Придумайте или выпишите из художественных произведений 6–7 предложений с глаголами «говорения». Постарайтесь использовать разные синонимы и разные варианты расположения прямой речи по отношению к словам автора.

9.1*. Прочитайте примеры из знакомых вам художественных произведений. Попробуйте вставить на место пропусков глаголы «говорения». Вам поможет стихотворный ритм.

1. Почуя серого так близко забияку
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
    Псари ... Ахти ребята вор!
        И вмиг ворота на запор;
        В минуту псарня стала адом.

2.                       Пустился мой хитрец
         В переговоры
И ... так Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум
Пришел мириться к вам, совсем не ради
                                                       ссоры...

3. Я влюблена ... снова
    Старушке с горестью она.

4. И хором бабушки ...
    Как наши годы-то летят!

5. И вслед ... голос шумный
    Куда ты витязь неразумный?
    Ступай назад я не шучу!
    Как раз нахала проглочу!

6. Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!
    Сусанину с сердцем ... враги.

9.2. Узнали ли вы авторов примеров? Запишите отрывки, расставляя недостающие знаки препинания.

В копилку слов

не видно ни зги

10.1. Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Если вам ничего не известно об авторах этих высказываний, обратитесь сначала к справочному материалу и только после этого выполняйте задание.

1. Математика единстве(?)ый соверше(?)ый метод позволяющий провести самого себя за нос. (А.Эйнштейн)

2. Дли(?)ая речь так(же) не подвигает дела как дли(?)ое платье (не)помогает при ходьбе. (Ш.М. Талейран)

3. Надежда хороший завтрак но плохой ужин. (Ф.Бэкон)

4. Шум (ни)чего (не)доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как (будто) снесла большую планету. (М.Твен)

5. Все жалуются на свою память но (ни)кто (не) жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)

6. Если вы хотите забыть что (нибудь) немедле(?)о запишите что вы должны это запомнить. (Э.По)

7. Слишком скорые выводы результат замедле(?)ого размышления. (Вольтер)

10.2. Сделайте из этих высказываний предложения с прямой речью. Слова автора поместите до или после прямой речи. Постарайтесь, чтобы они не были однообразными. Раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

10.3. Среди этих изречений есть предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Выпишите номера этих предложений. Составьте схему 4-го предложения.

10.4. Знаете ли вы такие же остроумные афоризмы? Запишите столько, сколько вам удалось вспомнить.

Материал для справок. Альберт Эйнштейн – великий физик, создатель теории относительности. Шарль Морис Талейран – выдающийся французский дипломат, министр иностранных дел в период империи Наполеона I. Фрэнсис Бэкон – английский философ XVI–XVII вв., провозгласивший главным методом научного знания опыт. Франсуа де Ларошфуко – французский писатель-моралист XVII в., автор знаменитой книги «Максимы», в которой он в афористической форме запечатлел свои наблюдения над нравами аристократического общества. Эдгар По – американский писатель, родоначальник детективной литературы; его перу принадлежат рассказы «Золотой жук», «Убийство на улице Морг» и др. Вольтер – французский писатель и философ эпохи Просвещения; был дружен со многими русскими писателями, состоял в переписке с Екатериной II.

ПЕРЕМЕНА

Вольтер и врач

Один французский врач вернулся из России и стал говорить Вольтеру, что его похвалы России сильно преувеличенны. Вольтеру не хотелось спорить: «Мой друг! Я очень боюсь холодов, а русские дарят мне такие чудесные шубы!».

11.1. Спишите предложения в таком порядке: сначала предложения с прямой речью, стоящей после слов автора, а затем с прямой речью перед словами автора. Замените, где нужно, строчную букву прописной. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

1. Греческому врачу Гиппократу пр_надлежат слова жизнь коротка иску_тво вечно.

2. Юлий Цезарь говорил лучше быть первым в деревне чем вторым в Риме.

3. Я мыслю следовательно я существую утверждал французский философ Рене Декарт.

4. Кто ра_читывает обеспечить себе здоровье пр_бывая в лени тот поступает так(же) глупо как и человек думающий молчанием усовершенствовать свой голос пр_достерегал (древне)греческий писатель и историк Плутарх.

5. Философ Сенека воспитатель римского имп_ратора Нерона имел мужество сказать своему бывшему ученику сколько бы ты (н_)убивал людей ты (н_)когда (н_)сумеешь устранить своего пр_емника.

11.2. Подчеркните слова-сигналы, указывающие на прямую речь.

11.3. Объясните правописание частиц в 4-м и 5-м предложениях.

В копилку слов

приемник

Но:

преемник

прибывать (приезжать)

Но:

пребывать (находиться)

12.3. Составьте предложения со словами из копилки. Объясните лексическое значение этих слов. Вспомните другие слова с приставками при- и пре-, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

2. Прямая речь, разорванная словами автора

Прочитайте текст. Найдите в нем прямую речь и слова автора, вводящие ее.

Веерный язык

В позапрошлом веке существовал так называемый веерный язык. Им пользовались влюбленные, и разговор, конечно, шел о любви.

Если правой рукой указывали на сердце закрытым веером – значит, хотели сказать: «Я вас люблю». А если делали закрытым веером движение в сторону, то все равно что говорили: «Я вас не люблю».

«Я постоянно о вас думаю», – сообщала мужчине дама, смотревшая на закрытый веер. «Будьте смелы и решительны!» – вдохновляла она избранника, держа веер, как стрелу. «Вы мне, – закрыв быстро веер, сообщала дама другому поклоннику, – безразличны».

Подумайте, в каких предложениях вы можете объяснить знаки препинания, а в каком – затрудняетесь.

Очевидно, вы справились с объяснением знаков препинания в тех предложениях, в которых слова автора не разрывают прямую речь. Не важно, где они стоят – перед прямой речью или после нее.

Однако есть еще и третий случай. Слова автора могут разрывать прямую речь.

Как расставить знаки в таких предложениях? Давайте разберемся.

Перепишите в тетрадь последнее предложение текста о веере. Мысленно соедините разорванную прямую речь и определите, какой знак препинания мог бы стоять на месте разрыва.

Конечно же, никакого знака.

Итак, если на месте разрыва не было бы никакого знака препинания, знаки ставятся так:

«П, – а, – п».

Или

«П, – а, – п?»

Или

«П, – а, – п!»

Обратите внимание: на месте разрыва кавычки не ставятся, а слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Если в конце предложения ставится точка, она выносится за кавычки. Если в конце предложения стоит восклицательный или вопросительный знак, он ставится перед закрывающими кавычками.

А теперь рассмотрим такое предложение:

«Положим, – думал я, – я маленький, но зачем он тревожит меня?» (Л.Н. Толстой)

Выделите в этом предложении прямую речь и посмотрите, какой знак стоял бы на месте разрыва.

Надеемся, что вы увидели: это запятая, выделяющая вводное слово положим. Запятая – знак середины предложения, так же как двоеточие, тире и многоточие.

Запомните:

Если на месте разрыва стоит знак середины предложения, знаки ставятся по уже известным вам схемам: «П, – а, – п», или «П, – а, – п!», или «П, – а, – п?».

А вот если бы на месте разрыва стояли знаки конца предложения (точка, или вопросительный знак, или восклицательный), то пунктуация была бы такой:

«П, – а. – П».

Или

«П? – а. – П».

Или

«П! – а. – П».

Обратите внимание: после слов автора вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы.

Все возможные варианты знаков при прямой речи, разорванной словами автора, объединим в самоинструкцию: откройте тетрадь с самоинструкцией «Знаки препинания при прямой речи» и продолжите ее заполнение под стрелкой: «Слова автора разрывают прямую речь».

12.1. Поработайте корректором. Прочитайте предложения и найдите в них пунктуационные ошибки. Перепишите, правильно расставляя знаки препинания.

1. «Скажи-ка мне красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?»

2. «Ты видел, – отвечала она, – ты донесешь!»

3. «Идите за мной!» – сказала она взяв меня за руку и мы стали спускаться.

4. «Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправлюсь в Геленджик».

5. «Я говорил вам, – воскликнул Максим Максимыч, – что завтра будет погода!»

6. Я подошел к нему и сказал медленно и внятно: «Мне очень жаль, что я вошел после того как вы уже дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. Мое присутствие избавило бы вас от лишней подлости». (М.Лермонтов)

12.2. Рассмотрите схемы и соотнесите их с записанными предложениями.

а) «П, – а, – п!»

б) «П!» – а.

в) «П, – а, – п?»

г) А: «П».

д) «П, – а, – п».

13.1. Расставьте знаки препинания в отрезках предложений.

1. Тебя ... спросила я ... Мне показалось что ...

2. Найдется кому ... сказал ... а вы ...

3. Вам ... когда он ... спросила ...

4. Еще тогда он заявил что ...

5. Удивляюсь я тебе ... заметил он ворчливо ... целыми днями ничего ...

6. Неужели ... проговорила она с грустью ... угаснет как угасает ...

13.2. Любые из этих двух отрезков превратите в предложения, а затем составьте схемы.

14. «Расшифруйте» следующее предложение. Для этого необходимо соблюдать три условия: во-первых, полностью «вычерпать» смысл из каждого слова; во-вторых, не придумывать ничего, что из предложения нельзя узнать; и, в-третьих, все, что вам удалось узнать, следует изложить в виде связного текста.

«Какое счастье, – подумал я, – что я не ее сын».

15.1. Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».

1. Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не) волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?

2. Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идет туча // громко произнес он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.

3. Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потертым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы) если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я – так себе.

15.2. Начертите схемы предложений с прямой речью, разорванной словами автора.

15.3. Какие виды придаточных встречаются в этих текстах?

Если вы не сделали ни одной ошибки, то следующее задание можете пропустить.

Если ошибки были, продолжайте тренировку.

16.1. Прочитайте начало текста.

У одного короля был пр_дворный шут. Много лет он развлекал короля и его пр_ближенных пр_красными шутками и пр_забавными анекдотами. Но однажды король пр_шел в ярость из(за) какого(то) пустяка и пр_говорил шута к смертной казни. Но за многочисленные заслуги он разрешил шуту самому выбрать вид смерти. Шут пр_думал такой вид смерти при котором он проживет еще долго.

16.2*. Догадайтесь, что выбрал шут, и только после этого прочтите окончание рассказа в ответе.

16.3. Перепишите текст вместе с концовкой, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Используя в качестве примеров слова из этого текста, расскажите о правописании приставок при- и пре-.

17.1*. Предлагаем вам несколько коротких рассказов. Окончания их постарайтесь придумать сами. Желательно, чтобы при этом вы проявили находчивость и остроумие.

1. Мне следовало бы вас повесить в бешенстве воскликнул Наполеон завершая один из бурных разговоров с министром Фуше. Фуше почтительно ответил...

2. Однажды у Альберта Эйнштейна спросили Как появляются изобретения в наши дни? Очень просто ответил Эйнштейн Все знают что это невозможно…

3. Выдающийся немецкий физик Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием как ими пользоваться. Оказалось что у автора письма застряла в грудной клетке револьверная пуля а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Физик Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так К сожалению в настоящее время у меня нет икс-лучей к тому же пересылка их дело очень сложное. Считаю что мы можем поступить проще…

17.2. Запишите эти тексты вместе с концовкой, которую вам удалось придумать. Не забудьте расставить знаки препинания.

17.3. Составьте схему предложения, в котором прямая речь разорвана словами автора.

ПЕРЕМЕНА

Однажды Ксантиппа2 сперва разругала Сократа, а потом окатила его водой. «Так я и говорил, – сказал Сократ, – у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь». Алкивиад, друг мудреца, твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима. «А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса», – отвечал на это Сократ. (Из книги В.Санникова «Русская языковая шутка»)

3. Редкий случай: прямая речь в окружении авторских слов

Во всех рассмотренных выше примерах прямая речь с двух сторон окружает слова автора. Но бывает и наоборот, когда слова автора с двух сторон окружают прямую речь.

Вот как это выглядит на схемах:

А: «П» – а.

А: «П!» – а.

А: «П?» – а.

18*. Руководствуясь этими схемами, расставьте знаки препинания в следующих отрывках из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

1. Из опушки отдаленной
    Из-за тысячи колес
    Из конца в конец колонны
    По машинам донеслось.

2. Вот уже у крайней хаты
   Поднял он ладонь к усам
   Молодцы Вперед ребята
   Крикнул так молодцевато
   Словно был Чапаев сам.

3. Пусть в какой-нибудь каптерке
    У кухонного крыльца
    Скажут в шутку Эй ты Теркин
    Про какого-то бойца.

В копилку слов

колонна

колоннада

19.1. Расставьте знаки препинания в отрезках предложений.

1. На вопрос мой Когда же ... никто не мог ...

2. Он подумал Куда это все ... и опять нахмурился.

3. ... жалобно сказала Холодно и попросила ...

4. ... говорил Хорошо бы Иван сделать ... но тот только молчал и ...

5. И только когда он шептал Мамочка ему становилось как будто ...

19.2. Попробуйте сами придумать несколько таких отрезков.

ПЕРЕМЕНА

Доехав до речки Рубикон, Юлий Цезарь долго юлил перед ней, наконец сказал: «Жребий брошен», – и полез в воду. (Из книги В.Санникова «Русская языковая шутка»)

Узнали ли вы идиомы, которые спрятались в этой фразе?

4. Косвенная речь

Передать чужую речь (то есть высказывание другого лица, реже – свое собственное) можно по-разному.

Когда рассказчик передает речь другого человека словами самого этого человека, без изменений, дословно – это прямая речь. Когда же он излагает чужую речь своими словами, то это косвенная речь. Чужая речь при этом немного изменяется.

Сравните предложения:

1. «А у нас, Сергей Сергеевич, в классе новенький!» – радостно сообщила Женька.
2. Она говорила мне: «Ах, дорогой, да ты просто гений!».
3. «Петр, приведи себя в порядок», – строго сказала мне мама.
4. а) «Когда же мы вновь увидимся?» – просила бабушка. б) Бабушка спросила: «Когда же мы вновь увидимся?».
5. а) Хочешь мороженого?» – предложил мне Мишка. б) Мишка предложил мне: «Хочешь мороженого?».

1. Женька радостно сообщила Сергею Сергеевичу, что у них в классе новенький.
2. Она восторженно говорила мне, что я гений.
3. Мама потребовала, чтобы я привел себя в порядок.
4. Бабушка спросила, когда же мы вновь увидимся.
5. Мишка спросил, хочу ли я мороженого.

Ответьте на вопросы:

1. Где здесь прямая речь, а где косвенная?

2. В каких предложениях есть характерные для разговорной речи обращения, междометия, частицы?

3. Что представляет собой косвенная речь по форме? Иными словами, какое это предложение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сделайте синтаксический разбор предложений с косвенной речью.

4. Какие союзы и союзные слова употребляются в предложениях с косвенной речью? От чего зависит их выбор?

Cначала, как вы, наверное, уже догадались, даны предложения с прямой речью, затем – с косвенной.

Обращения Сергей Сергеевич, дорогой, Петр, междометие ах употребляются только в прямой речи, так как прямая речь воспроизводит все особенности языка говорящего – грамматические, лексические, интонационные, стилистические.

По форме косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Узнать такие предложения можно по словам-сигналам: сказал, что; подумал, что; попросили, чтобы; говорили, будто и т.п.

В зависимости от вида предложения по цели высказывания в косвенной речи употребляются разные союзы или союзные слова.

В повествовательных предложениях – союз что (реже – будто);

в побудительныхчтобы;

в вопросительных – союзные слова кто, что, какой, который, где, куда, откуда или частица ли в роли союза.

Косвенная речь, передающая вопрос, называется косвенным вопросом. Например: Я спросил: «Который час?» (прямая речь). – Я спросил, который час (косвенная речь).

Обратите внимание: в конце косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

Прямую речь часто приходится преобразовывать в косвенную. Сделать это бывает нелегко, потому что нужно следовать сразу нескольким правилам:

• правильно употреблять личные и притяжательные местоимения;

• опускать некоторые слова, которые употребляются только в прямой речи: обращения, междометия, эмоциональные частицы;

• изменять порядок слов;

• правильно выбирать союзы.

20.1. Прочитайте отрывок и определите, какие слова и обороты прямой речи нельзя «перевести» в косвенную речь.

Для сего велел он позвать к себе Машу (Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком).

– Подойти сюда, Маша; скажи ты этому мусье, что так и быть – принимаю его; только с тем, чтоб он у меня за моими девушками не осмелился волочиться, не то я его, собачьего сына... переведи это ему, Маша.

Маша покраснела и, обратясь к учителю, сказала ему по-французски, что отец ее надеется на его скромность и порядочное поведение.

20.2. Выпишите предложение с косвенной речью. Сделайте его полный синтаксический разбор.

21.1. Что можно сказать о предложениях по их «отрезкам»?

1. ... сказал Начинай ...

2. ... сказал что ...

3. ... сказал громко ...

21.2. Расставьте знаки препинания в этих «отрезках».

Если вы не сделали ни одной ошибки, то следующее задание можете пропустить.

Если ошибки были, нужно продолжать тренировку.

22.1. Надеемся, что вы без труда отличите прямую речь от косвенной в следующих примерах. Имейте в виду: вам могут встретиться предложения и иной структуры.

1. Экскурсовод предложил осмотреть еще несколько залов.

2. По уверениям некоторых очевидцев НЛО опустилось в двух километрах от поселка.

3. На вокзале в райцентре я спросил как мне добраться до Захарова.

4. Как рассказывали старожилы в старом доме был когда-то запрятан клад.

5. Козьме Пруткову принадлежат слова Болтун подобен маятнику того и другого надо остановить.

6. Тогда пешеход остановился иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал Может быть тебе дать еще ключ от квартиры где деньги лежат? (И.Ильф, Е.Петров)

22.2. Выпишите в один столбик предложения с прямой речью, а в другой – с косвенной. Не забудьте расставить знаки препинания.

22.3. Сделайте синтаксический разбор «лишних» предложений, то есть предложений, которые не относятся ни к прямой, ни к косвенной речи.

23.1. Прочитайте отрывок из юмористической повести современной писательницы Людмилы Матвеевой. Понаблюдайте, какими способами передается в тексте чужая речь.

Утро началось с происшествия: у завуча Оксаны Тарасовны пропала шуба. Это только считается, что воры по утрам не воруют, а спят после ночных грабежей. И вот, оказалось, не спят.

Оксана Тарасовна бегала по школе и всхлипывала:

– Дорогая! Из норки! Модная! Не успела еще поносить!

В учительской только и говорили о шубе. Оксану Тарасовну жалели все. Даже девятиклассник Дима Маскин, у которого были с завучем свои многолетние счеты, и он поморщился печально:

– Все-таки жалко ее.

Жестокий Барбосов остался в меньшинстве, но держался твердо:

– Мне ее ни грамма не жалко, она меня сроду не жалела, одни двойки, это как? Я тоже, между прочим, живой человек.

В вестибюле выла гардеробщица Елизавета Ниловна:

– Я никуда не отходила, даже не оборачивалась. Я не спускала глаз с двери, хотя дверь – не моя забота, там охранник Серегин. Моя забота – вешалка. – И она плакала громко, как полагается в ее родной деревне Харчи. Елизавета Ниловна приехала из деревни не так давно, чтобы стать москвичкой и гардеробщицей.

Оксана рыдала, Елизавета Ниловна выла, в классах говорили о шубе – вся школа не училась, а переживала. И всех мучил общий вопрос: ...

23.2. Найдите прямую речь и попробуйте переделать ее в косвенную. Запишите полученные предложения. Что изменилось?

23.3. Допишите окончание рассказа. Постарайтесь передать живую речь персонажей как можно точнее. Какой способ передачи чужой речи будет при этом самым уместным?

В копилку слов

гардеробщица

24. Поработайте редактором. Найдите и исправьте грамматические ошибки.

1. Отец сказал Мишке, что я не пойду с тобой в цирк, потому что до конца недели я занят по горло.

2. Девочка прижала к себе игрушку и заявила, что я никому не отдам мою куклу.

3. Софья говорит, что: «Возьмет он руку, к сердцу жмет».

4. Он сказал сыну, что мы улетим с Крита.

5. Предупредил Дедал Икара о том, чтобы он не поднимался слишком высоко, а то солнце расплавит воск и твои крылья разлетятся, и не опускайся слишком низко, а то соленая вода намочит перья, и ты упадешь.

6. В письме Татьяна признается, что
    Я к вам пишу – чего же боле?
   Что я могу еще сказать?

25.1. Прочитайте рассказ. Как вы поняли его заголовок?

Бестолковый доктор

Мне вспоминается разговор с одним стариком, крестьянином из Лопасни, подмосковной деревни, где жил Антон Павлович Чехов. Старик был кустарник-шелкомотальщик, человек, видимо, зажиточный. Сидели мы рядом в вагоне Курской дороги, в третьем классе, на жесткой скамейке, и по-соседски разговорились от нечего делать. Узнав, что он из Лопасни, я сказал, что у меня есть там знакомый. «Кто такой?» – «Доктор Чехов». – «А, Антон Павлович!» – весело улыбнулся старик, точно обрадовался чему-то. Но сейчас же нахмурился и сказал: «Чудак человек!». И добавил строго и неодобрительно: «Бестолковый!». «Кто бестолковый?» – «Да Антон Павлович! Ну скажи, хорошо ли: жену мою, старуху, ездил-ездил лечить – вылечил. Потом я захворал – и меня лечил. Даю ему денег, а он не берет. Говорю: “Антон Павлович, милый, что ж ты это делаешь? Чем же ты жить будешь? Человек ты неглупый, дело свое понимаешь, а денег не берешь. Чем тебе жить-то? – говорю. – Подумай о себе: куда же ты пойдешь, если тебе, неровен час, от службы откажут? Со всяким это может случиться. Торговать ты не можешь; ну скажи, куда денешься с пустыми-то руками?”. Смеется – и больше ничего. “Если, – говорит, – меня с места прогонят, я тогда возьму и женюсь на купчихе”. – “Да кто, – говорю, – зa тебя пойдет-то, если ты без места окажешься?” Опять смеется, точно не про него разговор».

Старик рассказывал, а сам крутил головой и вздыхал, а то по-хорошему улыбался. Видно было, что он искренне уважает своего «бестолкового доктора», только не одобряет его поведения.

(По книге Н.Телешова «Записки писателя»)

25.2. Напишите изложение по этому тексту, стараясь как можно точнее передать речь старика крестьянина.

Продолжение следует


1 К заданиям со звездочкой в конце главы даются ответы. (См. № 12 газеты «Русский язык».)

2 Ксантиппа – жена Сократа, отличавшаяся по преданию злобным, сварливым характером.

Г.Г. ГРАНИК,
Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru