ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Сложноподчиненные предложения
с указательным словом то
Сложноподчиненные предложения с указательным
словом то разнообразны по
структурно-семантическим характеристикам.
Сравним предложения:
(1) То
сердце не научится любить, которое устало
ненавидеть. (Н.Некрасов);
(2) Гибнет в потоке времени только то, что
лишено крепкого зерна жизни... (В.Белинский);
(3) Спасибо, музыка, за то, Что ты меня не
оставляешь... (В.Соколов).
Для определения типа сложноподчиненного
предложения независимо от избранной
классификации необходимо проанализировать его
строение (иначе говоря, структуру,
грамматическую форму) и грамматическое значение.
Напомним, что важнейшими элементами строения
сложноподчиненного предложения являются связочные,
опорные и указательные слова. Связочные
слова представлены двумя разновидностями:
союзами и союзными словами, они находятся в
придаточной части. Опорные и указательные слова
располагаются в главной части. Опорными словами
являются знаменательные слова, прежде всего
существительные и глаголы, которым
непосредственно подчиняются придаточные части.
Указательные слова – это местоимения или
местоименные наречия, с которыми также связаны
придаточные, при этом придаточные части
наполняют указательные, местоименные, слова
конкретным содержанием.
Рассмотрим строение приведенных выше
предложений. Несмотря на наличие в каждом из них
указательного слова то, их структура
различна. Части предложения (1) соединены союзным
словом (который), придаточная относится к
опорному существительному (сердце) и
одновременно – к указательному слову то. Иначе
говоря, придаточное связано с сочетанием
опорного и указательного слова и механизм связи
имеет вид: (указательное слово то + опорное
слово) + союзное слово.
Предложения (2) и (3) отличаются от предложения (1)
отсутствием в их строении опорных слов,
объединяет их и то, что в обоих придаточные
подчиняются непосредственно указательным
словам то, тем не менее сходство их строения (то
+ что) внешнее. Если части предложения (2)
связаны союзным словом что, то части
предложения (3) объединяются союзом что.
Неодинаковы по своей сути и указательные слова: в
предложении (2) то имеет конкретный характер,
тогда как в предложении (3) то – отвлеченное.
Существует несколько способов определения
разновидности указательного слова то, и один
из них – возможность подстановки к
указательному слову местоимения всё: если
при этом предложение не разрушается, то
указательное слово то – конкретное, если же
предложение не сохраняется, указательное слово
то – отвлеченное. Проверим: Гибнет в потоке
времени только всё то, что лишено крепкого
зерна жизни – предложение правильное, значит,
указательное слово то в предложении (2)
конкретное; Спасибо, музыка, за всё то, что
ты меня не оставляешь – предложение
разрушилось, значит, указательное слово то в
предложении (3) отвлеченное. Отсюда, механизм
связи частей в предложении (2) таков: то конкретное
+ союзное слово, а в предложении (3) – то
отвлеченное + союз.
Обратимся к грамматическому значению: оно
определяется по вопросу, который ставится к
придаточному предложению от тех структурных
элементов главной части, которым подчиняется
придаточная. Предложение (1): то сердце
(какое?), которое устало ненавидеть.
Предложение (2): то (что именно?), что лишено
крепкого зерна жизни. Предложение (3): за то (за
что?), что ты меня не оставляешь. Разные
вопросы свидетельствуют о разном грамматическом
значении предложений.
Установив строение и грамматическое значение
предложений, можно определить их тип. По
семантико-структурной классификации,
представленной в большинстве школьных
учебников, первое предложение имеет придаточное
определительное. Второе предложение называют
местоименно-определительным, или
местоименно-соотносительным, признавая его
особой разновидностью придаточных
определительных. Придаточное в третьем
предложении изъяснительное.
Если же рассматривать данные предложения в
рамках логико-грамматической классификации (а
именно она представлена в учебно-методическом
комплексе В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой),
то придаточные в предложениях, имеющих
указательные слова, устанавливаются по
синтаксической функции последних, поскольку
придаточные не только наполняют конкретным
содержанием местоимения, но и отражают их
функцию. Отсюда в предложении (1) придаточное
является определительным, так как указательное
слово то выполняет функцию определения, ср.: сердце
(какое?) то. В предложении (2) указательное
слово выполняет функцию подлежащего, ср.: гибнет
(кто? что?) то; следовательно, и придаточное
подлежащное. В предложении (3) указательное слово
является дополнением, ср.: спасибо (за что?) за
то; а значит, придаточное дополнительное.
Заметим, что анализ предложений, подобных
первому, обычно не вызывает затруднений,
сложности возникают при разграничении
предложений, подобных второму и третьему,
поэтому далее остановимся именно на них.
Указательное слово то может употребляться
в формах не только именительного падежа
(предложение 2) или винительного (предложение 3),
но и в формах других падежей, например, в
творительном:
(4) Молодость счастлива тем, что у нее есть
будущее (Н.Гоголь),
в предложном:
(5) Высшее призвание человека состоит в том,
чтобы не только объяснить, но и изменить мир,
сделать его лучшим (В.Мичурин).
Предлагаем самостоятельно определить, к какому
типу (в рамках семантико-структурной и
логико-грамматической классификаций) относятся
предложения (4), (5), а также приведенные ниже
предложения (6)–(10). Правильность решения можно
проверить: ответы приводятся в конце статьи.
(6) Важно всегда было и будет только то, что
нужно для блага не одного человека, но всех людей
(Л.Толстой);
(7) Нам снится не то, что хочется нам... (В.Шефнер);
(8) Нужно любить то, что делаешь... (М.Горький);
(9) В первую очередь она (наука. – О.Ч.)
отличается тем, что никогда не умирает, а
существует всегда и не стоит на месте (А.Лосев);
(10) Я еще не говорю о качестве того, что
тождественно и различно... (А.Лосев).
Подчеркнем, что указательное слово в
рассматриваемых предложениях имеет форму
среднего рода то, его надо отличать от
указательного местоимения мужского рода тот в
косвенных падежах: сложноподчиненные
предложения с тот не имеют вариантов решения
(в рамках семантико-структурной классификации).
Так, в предложении (11) Жизнь учит лишь тех,
кто ее изучает (В.Ключевский) придаточное
связано с главным союзным словом кто, оно
подчиняется указательному слову тот в форме
винительного падежа множественного числа,
механизм связи частей такой: тот + союзное
слово. Ставим вопрос к придаточному: тех (кого
именно?), кто ее изучает. Следовательно,
придаточное в подобных предложениях
местоименно-определительное (или
местоименно-соотносительное) – по
семантико-структурной классификации; по
логико-грамматической классификации – здесь
придаточное дополнительное (ср. с придаточным
подлежащным в предложении Кто читает, тот
много знает).
И еще одно замечание: указательное слово то надо
отличать от второй части то двойных союзов если
... то, использованных, например, в предложениях:
(12) Если
в семье есть общие интересы, общие развлечения,
общий отдых, то и это очень много
(Д.Лихачев);
(13) Когда приезжает отец, то в доме
наступает праздник.
Ответы к упражнению. Семантико-структурная
классификация: придаточные изъяснительные в
предложениях (4), (5), (9); придаточные
местоименно-определительные
(местоименно-соотносительные) в предложениях (6),
(7), (8), (10). Логико-грамматическая классификация:
придаточные подлежащные в предложениях (6), (7);
придаточные дополнительные в предложениях (4), (5),
(8), (9), (10).
О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск |