Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2007

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Сложноподчиненные предложения
с указательным словом то

Сложноподчиненные предложения с указательным словом то разнообразны по структурно-семантическим характеристикам. Сравним предложения:

(1) То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. (Н.Некрасов);

(2) Гибнет в потоке времени только то, что лишено крепкого зерна жизни... (В.Белинский);

(3) Спасибо, музыка, за то, Что ты меня не оставляешь... (В.Соколов).

Для определения типа сложноподчиненного предложения независимо от избранной классификации необходимо проанализировать его строение (иначе говоря, структуру, грамматическую форму) и грамматическое значение.

Напомним, что важнейшими элементами строения сложноподчиненного предложения являются связочные, опорные и указательные слова. Связочные слова представлены двумя разновидностями: союзами и союзными словами, они находятся в придаточной части. Опорные и указательные слова располагаются в главной части. Опорными словами являются знаменательные слова, прежде всего существительные и глаголы, которым непосредственно подчиняются придаточные части. Указательные слова – это местоимения или местоименные наречия, с которыми также связаны придаточные, при этом придаточные части наполняют указательные, местоименные, слова конкретным содержанием.

Рассмотрим строение приведенных выше предложений. Несмотря на наличие в каждом из них указательного слова то, их структура различна. Части предложения (1) соединены союзным словом (который), придаточная относится к опорному существительному (сердце) и одновременно – к указательному слову то. Иначе говоря, придаточное связано с сочетанием опорного и указательного слова и механизм связи имеет вид: (указательное слово то + опорное слово) + союзное слово.

Предложения (2) и (3) отличаются от предложения (1) отсутствием в их строении опорных слов, объединяет их и то, что в обоих придаточные подчиняются непосредственно указательным словам то, тем не менее сходство их строения (то + что) внешнее. Если части предложения (2) связаны союзным словом что, то части предложения (3) объединяются союзом что. Неодинаковы по своей сути и указательные слова: в предложении (2) то имеет конкретный характер, тогда как в предложении (3) то – отвлеченное. Существует несколько способов определения разновидности указательного слова то, и один из них – возможность подстановки к указательному слову местоимения всё: если при этом предложение не разрушается, то указательное слово то – конкретное, если же предложение не сохраняется, указательное слово то – отвлеченное. Проверим: Гибнет в потоке времени только всё то, что лишено крепкого зерна жизни – предложение правильное, значит, указательное слово то в предложении (2) конкретное; Спасибо, музыка, за всё то, что ты меня не оставляешь – предложение разрушилось, значит, указательное слово то в предложении (3) отвлеченное. Отсюда, механизм связи частей в предложении (2) таков: то конкретное + союзное слово, а в предложении (3) – то отвлеченное + союз.

Обратимся к грамматическому значению: оно определяется по вопросу, который ставится к придаточному предложению от тех структурных элементов главной части, которым подчиняется придаточная. Предложение (1): то сердце (какое?), которое устало ненавидеть. Предложение (2): то (что именно?), что лишено крепкого зерна жизни. Предложение (3): за то (за что?), что ты меня не оставляешь. Разные вопросы свидетельствуют о разном грамматическом значении предложений.

Установив строение и грамматическое значение предложений, можно определить их тип. По семантико-структурной классификации, представленной в большинстве школьных учебников, первое предложение имеет придаточное определительное. Второе предложение называют местоименно-определительным, или местоименно-соотносительным, признавая его особой разновидностью придаточных определительных. Придаточное в третьем предложении изъяснительное.

Если же рассматривать данные предложения в рамках логико-грамматической классификации (а именно она представлена в учебно-методическом комплексе В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой), то придаточные в предложениях, имеющих указательные слова, устанавливаются по синтаксической функции последних, поскольку придаточные не только наполняют конкретным содержанием местоимения, но и отражают их функцию. Отсюда в предложении (1) придаточное является определительным, так как указательное слово то выполняет функцию определения, ср.: сердце (какое?) то. В предложении (2) указательное слово выполняет функцию подлежащего, ср.: гибнет (кто? что?) то; следовательно, и придаточное подлежащное. В предложении (3) указательное слово является дополнением, ср.: спасибо (за что?) за то; а значит, придаточное дополнительное.

Заметим, что анализ предложений, подобных первому, обычно не вызывает затруднений, сложности возникают при разграничении предложений, подобных второму и третьему, поэтому далее остановимся именно на них.

Указательное слово то может употребляться в формах не только именительного падежа (предложение 2) или винительного (предложение 3), но и в формах других падежей, например, в творительном:

(4) Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее (Н.Гоголь),

в предложном:

(5) Высшее призвание человека состоит в том, чтобы не только объяснить, но и изменить мир, сделать его лучшим (В.Мичурин).

Предлагаем самостоятельно определить, к какому типу (в рамках семантико-структурной и логико-грамматической классификаций) относятся предложения (4), (5), а также приведенные ниже предложения (6)–(10). Правильность решения можно проверить: ответы приводятся в конце статьи.

(6) Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей (Л.Толстой);

(7) Нам снится не то, что хочется нам... (В.Шефнер);

(8) Нужно любить то, что делаешь... (М.Горький);

(9) В первую очередь она (наука. – О.Ч.) отличается тем, что никогда не умирает, а существует всегда и не стоит на месте (А.Лосев);

(10) Я еще не говорю о качестве того, что тождественно и различно... (А.Лосев).

Подчеркнем, что указательное слово в рассматриваемых предложениях имеет форму среднего рода то, его надо отличать от указательного местоимения мужского рода тот в косвенных падежах: сложноподчиненные предложения с тот не имеют вариантов решения (в рамках семантико-структурной классификации). Так, в предложении (11) Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает (В.Ключевский) придаточное связано с главным союзным словом кто, оно подчиняется указательному слову тот в форме винительного падежа множественного числа, механизм связи частей такой: тот + союзное слово. Ставим вопрос к придаточному: тех (кого именно?), кто ее изучает. Следовательно, придаточное в подобных предложениях местоименно-определительное (или местоименно-соотносительное) – по семантико-структурной классификации; по логико-грамматической классификации – здесь придаточное дополнительное (ср. с придаточным подлежащным в предложении Кто читает, тот много знает).

И еще одно замечание: указательное слово то надо отличать от второй части то двойных союзов если ... то, использованных, например, в предложениях:

(12) Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много (Д.Лихачев);

(13) Когда приезжает отец, то в доме наступает праздник.

Ответы к упражнению. Семантико-структурная классификация: придаточные изъяснительные в предложениях (4), (5), (9); придаточные местоименно-определительные (местоименно-соотносительные) в предложениях (6), (7), (8), (10). Логико-грамматическая классификация: придаточные подлежащные в предложениях (6), (7); придаточные дополнительные в предложениях (4), (5), (8), (9), (10).

О.М.  ЧУПАШЕВА,
г.  Мурманск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru