ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Продолжение. См. № 10/2007
«Тестовые задания к текстам (с выбором ответа).»
Часть 1.
Тестовые задания к текстам
ЧАСТЬ 2
I. Прочитайте текст и выполните задания 1, 2, 3,
4.
A. Половина горизонта предстала нашим глазом в
блеске иллюминаций.
Б. В воздухе висела яркая золотая сеть;
сверкающие гирлянды, созвездия, огненные розы и
шары электрических фонарей были как крупный
жемчуг среди золотых украшений.
B. Казалось, стеклись сюда огни всего мира.
Г. Корабли рейда сияли, осыпанные белыми
лучистыми точками.
1. Определите тип речи.
2. В каком слове из предложения Г звуков больше,
чем букв?
3. Выпишите все причастия из предложений Б и Г.
4. В каком падеже употреблено существительное иллюминаций
(предложение А)?
II. Прочитайте текст и выполните задания 5,
6, 7, 8.
A. Книги шептали мне о другой жизни, более
человеческой, чем та, которую я знал, они
указывали мне мое место в жизни.
Б. Все более расширяя передо мной пределы мира,
книги говорили мне о том, как велик и прекрасен
человек в стремлении к лучшему, как много сделал
он на земле и каких невероятных страданий стоило
это ему.
B. И в душе моей росло внимание к человеку, что бы
он ни был, скоплялось уважение к его труду, любовь
к его беспокойному духу.
Г. Жизнь становилась радостнее, жизнь
наполнялась великим смыслом.
5. Определите стиль речи.
6. Из предложения Б выпишите деепричастие.
7. Укажите сложные предложения, состоящие из
трех частей.
8. В каком падеже употреблено существительное смыслом?
III. Прочитайте текст и выполните задания 9,
10, 11, 12.
А. Поле молчало, лежало в бледной темноте.
Б. Воздух был сухой и теплый.
В. Звезды в небе трепетали скромно и
таинственно.
Г. И одни только кузнечики неутомимо стрекотали
под окнами в чернобыльнике, да в степи отчетливо
выкрикивал перепел.
9. Определите стиль речи.
10. Выпишите из текста все существительные в
предложном падеже.
11. В каком слове из предложения В количество
букв и звуков не совпадает?
12. Какое предложение является сложным?
IV. Прочитайте текст и выполните задания 13,
14, 15, 16.
A. Еще только светало, когда я, стоя в тамбуре
вагона, понял, что подъезжаю к родным местам.
Б. С маленьким чемоданом я вышел из поезда и
зашагал по направлению к деревне прямо по
некошеной траве, покрытой росой.
B. Мне рисовались картины родного села.
Г. Торопливо ступая по узкой тропинке, я
представлял, как пойду к своему дому, увижу
знакомую с детства улицу, старый колодец, наш
палисадник с кустами жасмина, сирени и роз.
13. Определите тип речи.
14. Сколько в тексте сложных предложений?
15. Из предложений А и Г выпишите все
деепричастия.
16. В каких предложениях нет однородных членов?
V. Прочитайте текст и выполните задания 17,
18, 19, 20.
А. Смерть Пушкина – не простая случайность.
Б. Драма с женою, очаровательною Натали – не что
иное, как в усиленном виде драма всей его жизни:
борьба гения с варварским отечеством.
В. Пуля Дантеса только довершила то, к чему
постепенно и неминуемо вела Пушкина русская
действительность.
Г. Он погиб, потому что ему некуда было дальше
идти, некуда расти.
17. Определите стиль речи.
18. Укажите сложные предложения.
19. Из предложения Б выпишите страдательное
причастие прошедшего времени.
20. Из предложения А выпишите слово, в котором
звуков больше, чем букв.
VI. Прочитайте текст и выполните задания 21,
22, 23, 24.
A. На разрисованных райскими цветами тарелках с
черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками
нарезная семга, маринованные угри.
Б. На желтой доске – кусок сыру в слезах и в
серебряной кадушке – икра.
B. Меж тарелками – несколько тоненьких рюмочек
и три хрустальных графинчика с разноцветными
водками.
Г. Все эти предметы помещались на маленьком
мраморном столике, уютно присоединившемся у
громадного резного буфета, изрыгавшего пучки
стеклянного и серебряного света.
21. Определите тип речи.
22. В каком предложении есть причастный оборот?
23. Из предложения Б выпишите относительное
прилагательное.
24. В каком падеже употреблено существительное света
(предложение Г)?
VII. Прочитайте текст и выполните задания 25,
26, 27, 28.
A. Так летели в молчании долго, пока и сама
местность внизу не стала меняться.
Б. Воланд осадил коня на каменистой плоской
вершине, и тогда всадники двинулись шагом.
B. Луна заливала площадку зелено и ярко, и
Маргарита скоро разглядела белую фигуру
сидящего человека.
Г. Луна хорошо помогла Маргарите, светила лучше,
чем самый лучший электрический фонарь.
25. Определите тип речи.
26. Укажите сложные предложения.
27. Из предложения В выпишите причастие.
28. Определите вид, спряжение, время глагола двинулись
(предложение Б).
VIII. Прочитайте текст и выполните задания
29, 30, 31, 32.
A. Когда случалось проспать охоту, отдых был
особенно приятен.
Б. Проснешься и долго лежишь в постели.
B. Впереди – целый день покоя в безмолвной уже
по-зимнему усадьбе.
Г. Не спеша оденешься, побродишь по саду,
найдешь в мокрой листве случайно забытое яблоко,
и почему-то оно покажется необычайно вкусным,
совсем не таким, как другие.
29. Определите тип речи.
30. Укажите сложные предложения.
31. Из предложения Г выпишите деепричастие.
32. В каком падеже употреблено существительное покоя
(предложение В)?
IX. Прочитайте текст и выполните задания 33,
34, 35, 36.
А. Настоящий охотник не лезет в чащобу, а
выбирает дорожки, просеки.
Б. А когда лес расположен по гористым склонам,
заячьи тропы идут вдоль дороги.
В. И самый верный расчет – подстеречь зайчика
на пересечении дорог.
Г. Это рассказал нам потом старый охотник,
который предложил свои услуги проводника.
33. Определите стиль речи.
34. Определите тип речи.
35. Укажите сложные предложения.
36. Выпишите из текста все причастия.
X. Прочитайте текст и выполните задания 37,
38, 39, 40.
A. Детские годы Мусоргского прошли вдали от
городской суеты, в дворянской усадьбе.
Б. Его воспитательницей была няня, преданная и
любящая женщина, которая знала множество песен и
сказок.
B. Именно ее сказки, как вспоминал впоследствии
композитор, послужили для него главным импульсом
к музыкальным импровизациям в то время, когда он
не имел еще и понятия о самых элементарных
правилах игры на фортепьяно.
Г. Эти воспоминания отражены им в некоторых
номерах вокального цикла «Детская».
37. Определите стиль речи.
38. Определите тип речи.
39. Укажите сложные предложения.
40. Выпишите из текста все глаголы совершенного
вида.
XI. Прочитайте текст и выполните задания 41,
42, 43, 44.
A.
День клонился к вечеру, когда мы преодолели самый
трудный участок пути и увидели море.
Б. Оно широко простиралось до самого горизонта,
блистая белой пеной волн в лучах солнца.
B. Где-то там, внизу, шумели загорелые
курортники, плескались пловцы, кричали дети.
Г. Но к нам этот шум не доносился.
41. Определите стиль речи.
42. Определите тип речи.
43. Укажите сложные предложения.
44. Из предложения Б выпишите деепричастие.
XII. Прочитайте текст и выполните задания 45,
46, 47, 48.
A. Из окна своего кабинета, вероятно, не раз
Пушкин наблюдал за веселой белобокой птицей
сорокой, разорительницей чужих гнезд –
мастерицей жить за чужой счет.
Б. Эту птицу можно встретить в Михайловском
повсюду: и возле ворот на усадьбу, и у крыльца
дома-музея, и около ларька, где торгуют
сувенирами.
B. Она падка на все, что плохо лежит, – карандаш,
монета или носовой платок.
Г. Зазевается старушка, положит свою сумочку на
садовый диван – сорока тут как тут и даже
пытается лапками открыть замочек.
45. Определите стиль речи.
46. Определите тип речи.
47. Укажите сложное(ые) предложение(я).
48. В каком предложении есть вводное слово?
XIII. Прочитайте текст и выполните задания
49, 50, 51, 52.
A. Температура тела – показатель теплового
состояния организма человека и животных.
Б. Температура тела зависит от равновесия между
образованием тела в результате
жизнедеятельности организма и отдачей его во
внешнюю среду.
B. У холоднокровных животных температура тела
непостоянна и близка к температуре окружающей
среды.
Г. У теплокровных животных (в том числе у
человека) практически постоянна для каждого
вида.
49. Определите стиль речи.
50. Из предложения Б выпишите все
существительные 1-го склонения, поставив их в
именительный падеж, единственное число.
51. Из предложения В выпишите причастие.
52. В каком падеже употреблено существительное среды
(предложение В)?
XIV. Прочитайте текст и выполните задания 53,
54, 55, 56.
A. Берестяные грамоты Новгорода –
беспрецедентное открытие в археологии: в них
запечатлелась оригинальная предыстория русской
книги.
Б. Содержание новгородских грамот
разнообразно: это преимущественно частные
письма с забавными прибаутками, коммерческие
записи, завещания и всякого рода распоряжения.
B. Авторами грамот оказались представители всех
классов общества, люди различных отраслей
старинного производства.
Г. Здесь есть письма ремесленников, купцов,
землевладельцев, крестьян, чиновников и
духовенства.
53. Укажите сложные предложения.
54. В каких словах из предложения Г количество
букв и звуков одинаково?
55. Выпишите из текста все существительные 3-го
склонения, поставив их в именительный падеж,
единственное число.
56. Определите вид и спряжение глагола оказались
(предложение В).
XV. Прочитайте текст и выполните задания 57,
58, 59, 60.
А. Я
сидел в березовой роще осенью, около половины
сентября.
Б. С самого утра перепадал мелкий дождик,
сменяемый по временам теплым солнечным сиянием:
была непостоянная погода.
В. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми
облаками, то вдруг местами расчищалось на
мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч
показывалась лазурь, ясная и ласковая, как
прекрасный глаз.
Г. Я сидел, глядел кругом и слушал.
57. Определите стиль речи.
58. Определите тип речи.
59. Укажите сложные предложения.
60. Выпишите из текста все причастия.
ОТВЕТЫ
I. 1 – описание, 2 – сияли, 3 – сверкающее,
осыпанные, 4 – род. п.
II. 5 – публицистический, 6 – расширяя, 7 –
АБВ, 8 – твор. п.
III. 9 – художественный, 10 – в темноте, в небе, в
степи, 11 – таинственно, 12 – Г.
IV. 13 – повествование, 14 – А и Г, 15 – стоя,
ступая, 16 – А, В.
V. 17 – публицистический, 18 – БВГ, 19 – усиленном,
20 – простая.
VI. 21 – описание, 22 – Г, 23 – серебряной, 24 –
род. п.
VII. 25 – повествование, 26 – АБВ, 27 – сидящего,
28 – совершенный вид, 1-е спряжение, прошедшее
время.
VIII. 29 – повествование, 30 – АГ, 31 – не спеша, 32
– род. п.
IX. 33 – публицистический, 34 – повествование, 35 –
БГ, 36 – настоящий, расположен.
X. 37 – публицистический, 38 – повествование, 39 –
БВ, 40 – прошли, послужили.
XI. 41 – художественный, 42 – описание и
повествование, 43 – АВ, 44 – блистая.
XII. 45 – художественный, 46 – повествование, 47 – Б,
В, Г, 48 – А.
XIII. 49 – научный, 50 – температура, среда, 51 – окружающей,
52 – род. п.
XIV. 53 – АБ, 54 – купцов, чиновников, духовенства,
55 – запись, отрасль, 56 – совершенный вид, 1-е
спряжение.
XV. 57 – художественный, 58 – повествование, 59 –
БВ, 60 – сменяемый, раздвинутых.
Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга |