Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2007

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

 

Турниры знатоков русского языка

(Из кн.: Н.М. Лебедев. М.: Вербум-М, 2006)

Газета «Русский язык» с удовольствием представляет книгу известного тверского словесника и методиста Николая Михайловича Лебедева. Тверские школьники много лет являются активными и успешными участниками олимпиад как федерального, так и регионального уровней.

По словам автора, «живой интерес у участников олимпиад вызывают турниры знатоков русского языка – устная деловая игра, в последние годы проводящаяся на заключительных этапах всероссийских олимпиад». В книгу Н.М. Лебедева включены дидактические материалы и рекомендации по проведению таких турниров.

Книга содержит задания и ответы для 12 турниров. Предлагаем познакомиться с методикой проведения турнира и с заданиями и ответами двенадцатого турнира.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА

Оргкомитет: ведущий, три ассистента, жюри (три человека).

Оборудование: классная доска, мел, губка; плакаты с заданиями, требующими визуального восприятия; блокноты и ручки для участников; жетоны, которые ассистенты вручают за каждый правильный ответ.

В турнире знатоков русского языка участвуют все школьники – участники олимпиады. Мероприятие проводится в актовом зале. На сцене – стол для жюри и два стула для финалистов. Пять мест первого ряда предназначены для победителей I тура, которые занимают их до конца игры. Турнир открывает разминка, имеющая целью подготовить и вовлечь участников в деловую игру. Затем начинается I тур. Ведущий задает вопросы всем, находящимся в зале. Ответы оцениваются жюри и поощряются жетонами. Пять человек, правильно ответивших на три вопроса, пересаживаются на места в первом ряду.

Во II туре право отвечать на вопрос первыми предоставляется тем, кто вошел в пятерку лидеров. В случае, когда они не дают правильного ответа, ведущий адресует вопрос залу. Финалистами, участниками III тура, становятся два человека, первыми набравших по пять жетонов.

III тур. Финалисты занимают почетные места на сцене. Ведущий задает им вопросы. Если они не дают правильных ответов, то эти вопросы адресуются сначала пятерке, а потом залу. Лучшим знатоком русского языка объявляется участник, который в III туре первым дал пять правильных ответов. Турнир завершается награждением победителя и двух призеров – участников, занявших (по количеству баллов) 2-е и 3-е места, – почетными грамотами и призами.

Турнир двенадцатый

РАЗМИНКА

ПОСЛОВИЦЫ

Закончите пословицу.

При солнышке тепло, ... (при матери добро).

Родимая сторона – мать, ... (чужая – мачеха).

Хлеб питает тело, ... (а книга – разум).

Мир освещается солнцем, ... (а человек – учением).

Сколько голов – ... (столько умов).

Начните пословицу (дано окончание).

...плохой работник. (До разговоров охотник – ...)

...да не откладывай дела. (Откладывай безделье, ...)

...по уму провожают. (По одежке встречают, ...)

...таковы и речи. (Каков разум – ...)

...а говори меньше. (Знай больше, ...)

ЗАГАДКИ

Что это за трава, которую слепые знают? (Крапива.)

Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (Санки.)

В землю – крошки, из земли – лепешки. (Репа.)

В лавке пятак, а не вытащить никак. (Сучок.)

Что вверх корнем растет? (Сосулька.)

СКОРОГОВОРКИ

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.

Медный ковш упал на дно, а в воде-то холодно и обидно, и досадно, ну да ладно – все одно.

Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопьевича.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

I ТУР

1. Что такое просторечие?

2. Как в современном русском литературном языке произносятся и пишутся иноязычные слова, которые употребляют герои пьес А.Н. Островского?

а) В одном доме хотели надо мной насмешку сделать, поднесли мне вместо водки рюмку ладиколону.

б) Вы дел тятенькиных не знаете, а я их оченно хорошо знаю: тятенька-то ваш банкрут-с.

в) Я ведь не полихмахтер, с меня что взять-то!

г) Что, Калюпатра Ивановна, аль неможется?

д) Райских птиц нарисуем, сиренов, капидонов разных.

3. Назовите авторов крылатых выражений.

а) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

б) Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

в) Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

г) Человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар.

д) Никто не забыт, и ничто не забыто.

4. Кто авторы этих крылатых слов?

а) Остановись, мгновенье, ты прекрасно!

б) От великого до смешного один шаг.

в) Париж стоит обедни.

г) Поэтами рождаются, ораторами становятся.

д) Создал памятник я бронзы литой прочней.

е) Единственная в жизни роскошь – это роскошь человеческого общения.

5. Сколько графических примет указывают на иностранное происхождение слова эстафета?

6. Найдите старославянские слова во фразеологическом обороте устами младенца глаголет истина. Замените эти слова исконно русскими синонимами.

7. Каково значение и происхождение крылатого выражения «А король-то голый!»?

8. Из какого языка пришли данные выражения и как их перевести на русский язык?

а) О tempora, о mores!

б) Pro et contra.

в) Multi multa, nemo omnia novit.

г) Quod licet Jovi, non licet bovi.

9. Назовите фразеологизмы и афоризмы (пословицы, поговорки, крылатые выражения), в которых упоминаются имена Аника, Емеля, Тришка, Фигаро, Магомет.

10. Какие буквы были исключены из кириллической азбуки при проведении реформы русского правописания в 1917–1918 годах? Приведите по одному слову с этими буквами.

II ТУР

1. Приведите семь фразеологических оборотов со словом рука, объясните их значение.

2. Назовите пословицы и поговорки с именами собственными Назар, Селифан, Семен, Федот, Филат.

3. А как это сказать по-русски:

а) манускрипт – ...;

б) фолиант – ...;

в) бартер – ...;

г) брокер – ...?

4. Каков смысл библейского выражения в поте лица?

5. Слова бутерброд, рюкзак, саквояж, манускрипт, заимствованные из разных языков, отличаются одной важной особенностью. Какой?

6. Назовите фразеологические обороты античного происхождения с именами Ахилл, Ариадна, Геркулес, Гордий, Прометей.

7. Назовите фразеологические обороты библейского происхождения с именами Иов, Валаам, Ной, Соломон, Фома.

8. Басня И.А. Крылова «Осел и Соловей» заканчивается словами:

Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и улетел за тридевять полей.

Какую лингвистическую информацию несет архаичное числительное тридевять?

9. Во времена Ивана Грозного в Москве устраивались кулачные бои. Их описывает, например, М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»:

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.

Бои должны были вестись по строго установленным правилам. Так, в соответствии с царскими указами следовало неукоснительно соблюдать правило: «Кто упадет – лежащих не бить». Запрещались «бои, в коих бы бойцы с ножами гонялись друг за дружкою, кидали бы песком в глаза»; запрещалось «класть в рукавицы ядра, каменья, кистени, бить без милости смертными побоями, от которых причинялась смерть». Назовите фразеологические обороты, происхождение которых связано с этой русской народной потехой.

10. Назовите пять мужских имен, которые начинаются с имени греческой богини победы Ники.

III ТУР

1. Из какого языка пришли в нашу речь слова вождь, страж, вратарь, младенец, облако, жребий, шлем, пленник, раб?

2. Кто был лидером пуризма – движения борцов за чистоту русского языка в середине XIX века?

3. К какой части речи в современном русском языке относятся слова горячий, лежачий, могучий, колючий? К какой части речи принадлежали эти слова в древнерусском языке?

4. На каком языке ведется богослужение в русских православных храмах?

5. Какой лингвистический термин используется применительно к выражениям живой труп, мертвые души, горячий снег, безмолвный крик, заклятые друзья?

6. Кто из отечественных лексикографов первым назвал свой словарь толковым?

7. Какие названия имели кириллические буквы, с помощью которых написано слово лексикон?

8. В каких числах употреблялись имена существительные в древнерусском языке?

9. Какое известное мужское имя в переводе с греческого означает «равный Богу»? Назовите пять знаменитых россиян, носивших это имя.

10. Назовите ученых-русистов, которые принимали участие в создании первого нормативного толкового словаря русского языка, вышедшего в 1935–1940 годах под редакцией профессора Д.Н. Ушакова.

11. Кому из писателей принадлежит следующее высказывание о русской пунктуации:

«Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»?

12. В «Большом словаре крылатых слов русского языка» (авторы – В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С.Г. Шулежкова) приводится как бытующее в современной русской речи выражение калиф на час. Каковы его происхождение и смысл?

13. Назовите общеупотребительное в русском языке слово немецкого происхождения, которое имеет буквальное значение «ежегодный торг».

14. Назовите известного лингвиста, методиста, педагога, которому посвящен данный текст.

Годы жизни: 1878–1933. Этот выдающийся ученый не сразу определил сферу своей будущей научной деятельности. В 1897 году, окончив с золотой медалью гимназию в городе Феодосии (Крым), он поступает в Московский университет на физико-математический факультет. Однако его серьезно привлекают гуманитарные науки, и в 1901 году, имея основательную математическую подготовку, он становится студентом историко-филологического факультета, который успешно оканчивает в 1906 году. Филологическое образование получил под непосредственным руководством академика Филиппа Федоровича Фортунатова, главы московской лингвистической школы, филолога с мировым именем. До революции преподавал русский и латинский языки в частных гимназиях Москвы, а после Октября 1917 года в должности профессора читал лекции в Первом Московском университете, Литературно-художественном институте имени В.Я. Брюсова и в других вузах столицы.

В историю отечественного языкознания вошел как автор одного из капитальнейших трудов по русской грамматике – «Русский синтаксис в научном освещении». Эта книга издавалась семь раз: первый – в 1914 году, седьмой – в 1956-м. Монография была написана, по словам ученого, «педагогом для педагогов и с педагогическими целями» и направлена на преодоление разрыва между школьной и научной грамматикой, на их сближение. Этот труд был высоко оценен как учителями-практиками, так и крупнейшими лингвистами и методистами XX века. Академик Л.В. Щерба назвал его «сокровищницей тончайших наблюдений над русским языком». По словам одного из крупнейших филологов XX века В.В. Виноградова, «...“Синтаксис” распространял в среде педагогов и литераторов новые мысли о грамматической системе русского языка, развивал чутье живого языка и острый интерес к наблюдениям над его стилистическими особенностями». Именно в трудах этого выдающегося лингвиста разработано учение о предложении как теоретической базе синтаксиса. Много внимания он уделял интонации как важнейшему фактору образования ритмико-мелодического строя предложения. Это первый лингвист, который показал, что интонация может быть грамматическим средством: она включается там, где более ощутимые средства – предлоги, окончания, порядок слов в предложении – «недорабатывают». Впервые в научной грамматике ученый выделил слова, выступающие в безлично-предикативной функции (слова категории состояния).

Взгляды на вопросы методики преподавания русского языка он изложил в книгах «Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика» (1925), «Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики» (1930), учебнике «Наш язык» (1922–1927).

Ученый горячо выступал в защиту изучения грамматики в школе, справедливо считая, что «...без опоры на грамматические знания, на состав слова, без выделения морфем в слове при учете их лексического значения невозможно научиться грамотно писать. ...Всякий, кто понимает читаемую книгу или газету, кто способен удобопонятно высказаться на политическом собрании, обязан этими умениями прямо или косвенно преподаванию грамматики в школе». В подтверждение этого ученый приводил старинную пословицу: «Без букв и грамматики не учат и математике».

В статье «Грамматика в новой школе» он писал, что именно «грамматика учит читать, писать, говорить, является порогом всякого знания, не переступить который невозможно». При обучении грамматике главнейшими он считал принципы научности и сознательности, а основным методом – наблюдение над языком. Многие мысли замечательного исследователя русского языка актуальны и в начале XXI века. Например, еще в 1930 году он писал: «Мы не являемся принципиальными противниками работы над изолированными словами и фразами, но то, что может быть сделано на связном тексте, должно быть сделано на нем предпочтительно». Как опытный педагог-практик, большое внимание он уделял лингвистическому оснащению и оборудованию предметного кабинета русского языка, рассматривая «класс как мастерскую, где куется речь».

Современные исследователи-русисты и учителя-практики постоянно обращаются к трудам этого языковеда, методиста и педагога как к богатейшей сокровищнице лингвистических и методических идей.

15. Прочитайте наизусть известное вам стихотворение о русском языке, о русской речи, о русском слове.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru