Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2007

ИНФОРМАЦИЯ

 

Встречи учителей на «Марафоне-2007»

Гл. редактор газеты «Русский язык» Л.А. Гончар и В.И. Шенкман (г. Пермь)

Гл. редактор газеты «Русский язык»
Л.А. Гончар и В.И. Шенкман (г. Пермь)

«Уж тает снег, бегут ручьи, // В окно повеяло весною...», – и учителя в шестой раз собираются в Московском городском доме учителя на Кузнецком Мосту на VI московский педагогический марафон учебных предметов.

День русского языка – 28 марта.

В этом году на меня была возложена большая ответственность: если предыдущие марафоны я посещала в качестве студентки МПГУ, то на нынешний марафон пришел молодой учитель школы, который должен был на следующий день доложить своим коллегам о том, что же происходило на марафоне.

Итак, небольшой отчет для тех, кто не смог посетить марафон, и небольшое обобщение для тех, кто был на дне русского языка.

9.45. Учителя, очень напоминающие своих учеников перед уроком, собрались и с нетерпением ожидают открытия марафона.

10.00. Двери открыты. Вмиг просветлевшие и радостные учителя заходят в просторный холл здания. Учителей так много, что холл заполняется буквально за пять минут, а гости все прибывают и прибывают.

10.30. Часть учителей, в том числе и я, отправились занимать места в Малом зале, где в скором времени должна была состояться лекция ведущего научного сотрудника Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), кандидата педагогических наук Ирины Петровны Цыбулько «ЕГЭ в 2007 году».

Другая часть учителей решила посетить мастер-класс учителя русского языка средней школы
№ 427 ЮАО г. Москвы Александры Ароновны Цоглиной «Компьютерная поддержка на уроках русского языка».

11.00. Малый зал переполнен. Все места заняты, учителя стоят в проходах, хотя это легко объяснимо: все хотят узнать как можно больше новой информации о ЕГЭ и его результатах за 2006 г., ведь в текущем, 2007 г., единый экзамен по русскому языку стал обязательным в Москве.

Ирина Петровна начала свое выступление с подробного анализа проведения и результатов ЕГЭ в 2006 г. (были показаны диаграммы, статистика выполнения заданий разных уровней отличниками, хорошистами, троечниками, двоечниками). Затем она сообщила, что в этом году в процедуре оценивания единого экзамена произошли изменения: добавлены два критерия оценивания части «С» – критерии этических норм и фактологической точности (то есть всего 12 критериев оценивания). Введение первого критерия обосновывалось тем, что ученики на экзамене вступают в диалог с автором текста, а диалог предполагает уважительное отношение к собеседнику. Второй же критерий необходим потому, что учащиеся допускают большое количество фактологических ошибок (яркий пример подобного рода ошибок: «Великая Отечественная война началась в 1939 году»).

Рассказала Ирина Петровна и о том, что следует понимать под словом комментарий; о том, что в своих работах ученики слишком далеко отходят от содержания исходного текста, то есть нет опоры на авторский текст, нет диалога с текстом.

Кроме того, ребята в своих работах практически не используют собственный читательский опыт, редко приводят примеры из художественных произведений.

И.П. Цыбулько
И.П. Цыбулько

После выступления на Ирину Петровну посыпался град вопросов: «Каковы темы текстов ЕГЭ?», «Нужно ли обязательно теперь писать сочинение?» и многие другие. Ирина Цыбулько ответила на часть вопросов и посоветовала зайти на сайт ФИПИ (www.fipi.ru), где можно найти ответы на остальные вопросы.

Завершилось выступление аплодисментами и словами благодарности учителей за то, что во время лекции, длившейся чуть больше часа, Ирина Петровна Цыбулько смогла осветить основные вопросы, связанные с ЕГЭ по русскому языку, и в какой-то мере успокоить учителей (было сообщено о том, что проверяющие должны работать на ребенка и для ребенка).

12.30. После небольшого перерыва, во время которого успела приобрести много новой методической литературы, в аудиториях 2–14 состоялась презентация книги Татьяны Михайловны Пахновой «Русский язык. Комплексная работа с текстом. Дидактические материалы» (изд-во «Айрис»).

Татьяна Михайловна рассказала об основном принципе, который положен в основу пособия, – это текстоцентрический подход. «Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем… Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка», – отмечает автор в своем пособии.

Следовательно, текст – это опорное, ключевое понятие в изучении русского языка, и именно работа с текстом становится средством подготовки к итоговой аттестации (изложению, сочинению, ЕГЭ).

Необходимо отметить, что в данном пособии по-новому решаются соотношения язык – речь (изучение системы языка – процесс развития речи), теория – практика (от речевой практики к теории). Кроме этого, тексты позволяют осуществлять все три функции учения: обучение – воспитание – развитие («Текст – это речевое произведение, это “язык в действии”, так что в процессе комплексной работы вы будете развивать свою речь и углублять знания о русском языке, о литературе, о культуре», – пишет Татьяна Михайловна во вступлении).

А.Г. Нарушевич (г. Таганрог)
А.Г. Нарушевич (г. Таганрог)

Рассказала автор пособия и о его структуре: упражнения сгруппированы в трех разделах:

– тексты для комплексной работы и задания к ним, которые охватывают различные аспекты (изучение изобразительных средств, наблюдение над рифмующимися словами, работа со словарем, работа по орфографии и пунктуации, создание собственного текста на основе прочитанного);

– упражнения на составление текстов из данных предложений;

– олимпиадные задания.

Четвертый раздел – материал для самопроверки. По мнению Татьяны Михайловны Пахновой, это не подсказки, а способ узнать, что усвоил ученик, а что нет, как научиться делать лучше, точнее, правильнее.

В завершение презентации Татьяна Михайловна подчеркнула, что школьный курс русского языка изменился и одной из актуальных задач является развитие у учащихся понимания взаимосвязи русского языка и литературы.

После завершения презентации я еще раз решила посмотреть в книжном киоске методические пособия, а затем поспешила в институт. И только сейчас, по окончании марафона, я поняла, что этот марафон (который я посетила в новом качестве) стал для меня особенным, так как теперь многое оцениваешь по-другому, думаешь, как можно применить на практике полученные знания, получаешь много нужной и интересной информации.

Впечатления после марафона остались яркие и незабываемые. Очень жаль, что такие чудесные мероприятия бывают только раз в году!

Екатерина КОМАРОВА,
МПГУ, г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru