ИНФОРМАЦИЯ
Встречи учителей на «Марафоне-2007»
|
Гл. редактор газеты «Русский язык»
Л.А. Гончар и В.И. Шенкман (г. Пермь)
|
«Уж тает снег, бегут ручьи, // В окно повеяло
весною...», – и учителя в шестой раз собираются в
Московском городском доме учителя на Кузнецком
Мосту на VI московский педагогический марафон
учебных предметов.
День русского языка – 28 марта.
В этом году на меня была возложена большая
ответственность: если предыдущие марафоны я
посещала в качестве студентки МПГУ, то на
нынешний марафон пришел молодой учитель школы,
который должен был на следующий день доложить
своим коллегам о том, что же происходило на
марафоне.
Итак, небольшой отчет для тех, кто не смог
посетить марафон, и небольшое обобщение для тех,
кто был на дне русского языка.
9.45. Учителя, очень напоминающие своих
учеников перед уроком, собрались и с нетерпением
ожидают открытия марафона.
10.00. Двери открыты. Вмиг просветлевшие и
радостные учителя заходят в просторный холл
здания. Учителей так много, что холл заполняется
буквально за пять минут, а гости все прибывают и
прибывают.
10.30. Часть учителей, в том числе и я,
отправились занимать места в Малом зале, где в
скором времени должна была состояться лекция
ведущего научного сотрудника Федерального
института педагогических измерений (ФИПИ),
кандидата педагогических наук Ирины Петровны
Цыбулько «ЕГЭ в 2007 году».
Другая часть учителей решила посетить
мастер-класс учителя русского языка средней
школы
№ 427 ЮАО г. Москвы Александры Ароновны Цоглиной
«Компьютерная поддержка на уроках русского
языка».
11.00. Малый зал переполнен. Все места заняты,
учителя стоят в проходах, хотя это легко
объяснимо: все хотят узнать как можно больше
новой информации о ЕГЭ и его результатах за 2006 г.,
ведь в текущем, 2007 г., единый экзамен по русскому
языку стал обязательным в Москве.
Ирина Петровна начала свое выступление с
подробного анализа проведения и результатов ЕГЭ
в 2006 г. (были показаны диаграммы, статистика
выполнения заданий разных уровней отличниками,
хорошистами, троечниками, двоечниками). Затем она
сообщила, что в этом году в процедуре оценивания
единого экзамена произошли изменения: добавлены
два критерия оценивания части «С» – критерии
этических норм и фактологической точности (то
есть всего 12 критериев оценивания). Введение
первого критерия обосновывалось тем, что ученики
на экзамене вступают в диалог с автором текста, а
диалог предполагает уважительное отношение к
собеседнику. Второй же критерий необходим
потому, что учащиеся допускают большое
количество фактологических ошибок (яркий пример
подобного рода ошибок: «Великая Отечественная
война началась в 1939 году»).
Рассказала Ирина Петровна и о том, что следует
понимать под словом комментарий; о том, что в
своих работах ученики слишком далеко отходят от
содержания исходного текста, то есть нет опоры на
авторский текст, нет диалога с текстом.
Кроме того, ребята в своих работах практически
не используют собственный читательский опыт,
редко приводят примеры из художественных
произведений.
|
И.П. Цыбулько
|
После выступления на Ирину Петровну
посыпался град вопросов: «Каковы темы текстов
ЕГЭ?», «Нужно ли обязательно теперь писать
сочинение?» и многие другие. Ирина Цыбулько
ответила на часть вопросов и посоветовала зайти
на сайт ФИПИ (www.fipi.ru), где можно найти ответы на
остальные вопросы.
Завершилось выступление аплодисментами и
словами благодарности учителей за то, что во
время лекции, длившейся чуть больше часа, Ирина
Петровна Цыбулько смогла осветить основные
вопросы, связанные с ЕГЭ по русскому языку, и в
какой-то мере успокоить учителей (было сообщено о
том, что проверяющие должны работать на ребенка и
для ребенка).
12.30. После небольшого перерыва, во время
которого успела приобрести много новой
методической литературы, в аудиториях 2–14
состоялась презентация книги Татьяны Михайловны
Пахновой «Русский язык. Комплексная работа с
текстом. Дидактические материалы» (изд-во
«Айрис»).
Татьяна Михайловна рассказала об основном
принципе, который положен в основу пособия, – это
текстоцентрический подход. «Мы живем в мире
текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем,
изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем…
Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка»,
– отмечает автор в своем пособии.
Следовательно, текст – это опорное, ключевое
понятие в изучении русского языка, и именно
работа с текстом становится средством
подготовки к итоговой аттестации (изложению,
сочинению, ЕГЭ).
Необходимо отметить, что в данном пособии
по-новому решаются соотношения язык – речь
(изучение системы языка – процесс развития речи),
теория – практика (от речевой практики к теории).
Кроме этого, тексты позволяют осуществлять все
три функции учения: обучение – воспитание –
развитие («Текст – это речевое произведение, это
“язык в действии”, так что в процессе
комплексной работы вы будете развивать свою речь
и углублять знания о русском языке, о литературе,
о культуре», – пишет Татьяна Михайловна во
вступлении).
|
А.Г. Нарушевич (г. Таганрог)
|
Рассказала автор пособия и о его структуре:
упражнения сгруппированы в трех разделах:
– тексты для комплексной работы и задания к
ним, которые охватывают различные аспекты
(изучение изобразительных средств, наблюдение
над рифмующимися словами, работа со словарем,
работа по орфографии и пунктуации, создание
собственного текста на основе прочитанного);
– упражнения на составление текстов из данных
предложений;
– олимпиадные задания.
Четвертый раздел – материал для самопроверки.
По мнению Татьяны Михайловны Пахновой, это не
подсказки, а способ узнать, что усвоил ученик, а
что нет, как научиться делать лучше, точнее,
правильнее.
В завершение презентации Татьяна Михайловна
подчеркнула, что школьный курс русского языка
изменился и одной из актуальных задач является
развитие у учащихся понимания взаимосвязи
русского языка и литературы.
После завершения презентации я еще раз решила
посмотреть в книжном киоске методические
пособия, а затем поспешила в институт. И только
сейчас, по окончании марафона, я поняла, что этот
марафон (который я посетила в новом качестве)
стал для меня особенным, так как теперь многое
оцениваешь по-другому, думаешь, как можно
применить на практике полученные знания,
получаешь много нужной и интересной информации.
Впечатления после марафона остались яркие и
незабываемые. Очень жаль, что такие чудесные
мероприятия бывают только раз в году!
Екатерина КОМАРОВА,
МПГУ, г. Москва |