ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
В 1992 году я окончила филологический факультет
Днепропетровского государственного
университета, живу и работаю на Дальнем Востоке,
в военном городке, где всего одна улица,
несколько жилых домов, детский сад, школа,
магазин, почта. Поэтому-то школа наша является
вторым домом в прямом смысле и для учителей, и для
детей. Многие годы использую в своей работе
материалы газеты «Русский язык»: получаю по
подписке, беру у коллег, пользуюсь выписанным
диском. Вы делаете очень большую и важную работу
– доносите информацию до каждого педагога,
помогаете обмену опытом, способствуете общению,
творческому росту педагогов.
Я тоже решилась отправить вам свой материал –
мое выступление на районной конференции
«Филология: перспективы, поиски, решения», где
оно было признано одним из лучших. Надеюсь, что и
мои коллеги смогут воспользоваться им через
газету.
Н.Д. Железняк,
Хабаровский край |
Развитие речи учащихся
на уроках русского языка и литературы
На всех уроках в школе дети и говорят, и слушают,
и читают, и пишут. Конечно, учителя всех предметов
следят за речью учащихся, объясняют значения
новых слов, оценивают последовательность и
выразительность ответа и т.п. Но только на уроках
русского языка и литературы задача развития речи
решается в определенной системе, с опорой на
лингвистические знания и осмысление речевого
опыта школьников.
Приходя в школу, ученики практически уже
владеют родным языком. Однако речь их требует
совершенствования с самых различных точек
зрения.
В методике выделяются три взаимосвязанных
направления в работе по развитию речи: овладение
нормами литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся, обучение различным видам речевой
деятельности.
I. Овладение нормами литературного языка
По программе наши ученики должны владеть
некоторыми произносительными, лексическими и
грамматическими нормами. Важно, как будет
организован процесс усвоения этих норм на уроке.
Достижению поставленной цели способствуют:
1) письменное изложение или устный пересказ
текста, содержащего необходимые для усвоения
языковые средства (в данном тексте они являются
опорными);
2) свободный или творческий диктант;
3) письменный пересказ с дополнительным
заданием: употребить в тексте данные слова или
конструкции;
4) составление словосочетаний, предложений,
небольшого текста с языковыми средствами, норму
употребления которых следует не только
осмыслить, но и запомнить;
5) замена ошибочных вариантов нормативными
(исправление ошибок в произношении слов, в
словоупотреблении, в построении предложений и
т.д.);
6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
7) выбор или поиск одного из данных
(нормативного и ошибочного) языковых средств (см.
Приложение 1).
Наиболее эффективными являются виды работы,
способствующие запоминанию самой нормы (да и
детям очень нравятся):
1) заучивание стихотворных строк, включающих в
себя слова для запоминания (правильный вариант
произношения, словоупотребления поддерживается
ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
2) «немые диктанты» (орфоэпические);
3) проговаривание вслух по слогам необходимого
материала;
4) объединение слов в определенные группы по
смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же
формой и т.д. (см. Приложение 1).
Эффективность этого приема увеличивается при
использовании цветных мелков; рисунков,
обозначающих предметы, наименование которых
следует запомнить; игровых форм работы (см.
Приложение 1).
II. Обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся
В своей работе я использую следующие приемы и
методы:
Словарная работа
• работа со словами, данными в учебнике:
условно разбиваем все слова, данные в рамках, на
группы (улица и движение, наука, спорт,
нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем
слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4,
которые встретятся позже (принцип опережающего
обучения);
• различные виды диктантов: словарный диктант
(1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка
домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (я
читаю толкование слова, а дети записывают само
слово); зрительный диктант (берем 3–5 предложений,
включающих словарные слова, поочередно их
демонстрируем по 10–30 секунд). За это время
учащиеся должны прочитать, запомнить и записать.
Работа ведется до тех пор, пока все учащиеся не
будут писать эти предложения безошибочно;
• сочинение-миниатюра по опорным словам;
• карточки с разнообразными заданиями;
• «Объясни разницу» – работа с парами слов,
сходных по звучанию, но разных по значению;
• работа со словарями: оформление карточек (это
делаю я или учащиеся) и знакомство класса с новым
словом; работа с толковым словарем учебника
(анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих
определенные пометы, объяснение назначения той
или иной пометы);
• традиционная словарная подготовка к
изложению или сочинению.
Обогащение грамматического строя
речи учащихся
• Упражнение на построение (составление,
конструирование) определенных словосочетаний,
предложений, мини-сочинений, а также предложений
с изучаемыми языковыми средствами: по
графической схеме, по данному образцу.
Эффективность таких упражнений увеличивается,
если указать учащимся на содержательную основу
для конструирования (см. Приложение 1).
• Упражнения на замену одних конструкций
другими, параллельными; на выбор из данных
конструкций более уместной с точки зрения задачи
высказывания, его стиля (см. Приложение 1).
Кроме того, для привлечения внимания учащихся я
использую иллюстрации из книги В.М. Бурмако
«Русский язык в рисунках», в изготовлении
которых принимали участие и старшеклассники.
III. Обучение различным видам речевой
деятельности
Обучение слушанию:
• повторить услышанный текст (пересказ
подробный, сжатый, выборочный, с творческим
заданием);
• записать во время слушания опорные слова;
• конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е
классы).
Обучение чтению (обучающее,
ознакомительное, просмотровое и т.д.).
Развитие скорости чтения:
• прочитать выразительно, ответить на вопросы
или вспомнить, что из текста было известно ранее,
а что оказалось новым;
• прочитать и определить, что и почему вызывает
смех (радость, печаль...);
• разбить текст на абзацы, озаглавить,
подобрать эпиграф;
• обсудить текст во время беседы;
• «жужжащее» чтение (правил, заданий, текстов с
доски и др.);
• чтение «по цепочке».
Более подробно о развитии скорости чтения см.
Приложение 2.
Еще К.Д. Ушинский рекомендовал проводить
непринужденную беседу в связи с прочитанным,
поэтому я стараюсь как можно чаще вовлекать
ребят в обсуждение текста.
Стремясь оживить процесс работы, я попробовала
взять поэтические тексты для выразительного
чтения и обсуждения в классе, отработки
орфограмм и пунктограмм. Такой вариант был
принят ребятами с удовольствием.
Обучение устной и письменной речи
Все предыдущие виды работ (словарная,
создание словосочетаний и предложений,
мини-сочинений) также служат обучению устной и
письменной речи.
Не буду подробно останавливаться на
традиционных сочинениях и изложениях. В 8–9-х
классах в основном это изложения с элементами
сочинения и сочинения-рассуждения. Приведу
примеры других форм, используемых в работе:
• сочинение-репортаж на экологическую тему;
• сочинение-интервью с литературным героем
романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» (9-й
класс);
• сочинение-рецензия на самостоятельно
прочитанное небольшое произведение современной
литературы (11-й класс);
• отзыв о просмотренном фильме;
• сочинение-эссе «Природа и мы в XXI веке» (7-, 8-, 9-,
10-, 11-й классы);
• доклады и рефераты (подготовка и защита):
«Русские лингвисты», на одну из тем курса
русского языка, о родном крае, о писателе или
поэте;
• сочинение – портретный очерк «Моя мама
(бабушка, сестра)».
Обычно я не ставлю детей в тесные рамки –
предлагаю несколько (3–8) тем на выбор.
Для анализа творческих работ и работ над
ошибками стараюсь выделить отдельный урок или
рассредоточить эту работу на ближайших уроках.
Но в основном это требует только индивидуальной
работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Овладение нормами литературного языка
Упражнения
1.
Выберите правильный вариант произношения
выделенных слов, составьте с ними
распространенные предложения: прибывший
поезд – прибывший поезд; повлекший
наказание – повлёкший наказание; начатый
пирог – начатый пирог; звонит – звонит;
повторим – повторим; моя фамилия –
мое фамилие, обратно пришел – опять
пришел.
2. Образуйте краткие причастия в форме
прошедшего времени, женского рода, поставьте
ударение: взят – взят_, переведен – переведен_,
нанесён – нанесен_, создан – создан_.
3. Расставьте ударения и произнесите глаголы: начать,
понять, начал, понял, поняла, повторит, облегчит.
4. Как правильно: коне[чн, шн]о, [чт, шт]о, [чт,
шт]обы? Составьте диалог на тему «Спорт».
5. Прочитайте стихотворение. В какой форме стоит
существительное грамм?
Есть в нашем лагере весы,
Не просто так, не для красы, –
Мы выясняем по утрам,
Кто пополнел, на сколько грамм.
6. Запишите стихотворение, выучите его наизусть,
расставьте ударение в словах, приготовьтесь
писать стихотворение под диктовку.
...Придут домой ученики –
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
Звонят, звонят ученики...
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
7. Составьте предложения или словосочетания с
данными словами: представить – предоставить,
одеть – надеть, экономный – экономичный.
8. Составьте именные словосочетания по типу
(сущ. + сущ).
9. Составьте односоставное предложение по
схеме: [=] – безличное.
10. Составьте предложение по схеме: [– =], и [–
=].
11. Составьте предложение с прямой речью по
образцу: «А разве Сергей еще не вернулся?» –
спросила Маша, зайдя в комнату.
12. Составьте безличное предложение или
мини-сочинение, состоящее в основном из
односоставных предложений на тему «Зимнее утро»,
«Сумерки»; сочинение на основе изображенного на
картинке (рисунке, фотографии, репродукции,
диапозитиве; на основе наблюдений, проведенных в
классе или дома; на основе содержания отрывка из
изучаемого произведения).
13. Речевая задача (вызывающая большой интерес):
«Вы – редактор газеты (журнала). Помогите
начинающему автору – внесите правку в созданный
им текст».
14. Опираясь на примеры, объясните разницу между
словами: классовый – классный, здравица –
здравница.
15. Составьте «лексический» диктант (10–20 слов)
на тему «Весна».
16. Выберите правильный вариант.
Я (допишу, дописываю) письмо и отнесу его на
почту.
Ты (прочитаешь, читаешь) книгу и вернешь ее
товарищу.
Он хорошо (думает, продумает) свой план и
выполнит его в срок.
17. Объедините глаголы, близкие по смыслу, в
четыре группы: утверждать, сказать,
предполагать, доказывать, сообщить,
рассчитывать, написать, отрицать, попросить,
надеяться, удивлять, поражать, изумлять, спросить.
18. Выберите нужное окончание (-а, -я, -и, -ы, -у, -ю):
Вернуться из кинотеатр_, выйти из музе_, уехать
из город_, не нашел тетрад_, килограмм виноград_,
вижу из окн_, не выполнить задани_, приехать из
деревн_, стакан ча_.
19. Преобразуйте сложные предложения в простые.
В то время как декан беседовал с
первокурсниками, он подробно рассказал им о
факультете.
Пока Игорь был в командировке, мы сделали
ремонт в квартире.
Я проснулся, когда начало светать.
По мере того как поезд приближался к станции, он
сбрасывал скорость.
Мы получили телеграмму, когда обедали.
Осталось три недели до того, как начнутся
экзамены.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обучение чтению
Разные виды чтения
От правильного обучения детей чтению во многом
зависит формирование личности ученика, его
отношения к учению, школе, самому себе.
Программа для основной школы ставит задачу
научить учеников 5-, 6-, 7-го классов «осмысленно и
бегло» читать учебник и научные тексты,
выразительно читать тексты художественного и
публицистического стилей. Цель
совершенствования техники чтения в средней
школе – научить «зрелому» чтению: высокой
скорости чтения и гибкости, т.е. умению читать с
разной скоростью в зависимости от речевой
ситуации.
Это методика оптимального чтения Г.С. Швайко,
система И.Т. Федоренко – И.Г. Пальченко,
методика В.Н. Зайцева и др. В.Н. Зайцев
рекомендует обучать учащихся оптимальному
чтению – в темпе разговорной речи,
обеспечивающем осмысление. Это темп 120–150 слов в
минуту. Как же добиться оптимальной скорости
чтения?
Необходимо иметь в виду следующие рекомендации:
1. Важна не длительность, а частота
тренировочных упражнений. Нужно ежедневно
проделывать с учащимися небольшие по объему
упражнения.
2. Выбрать режим «жужжащего чтения». «Жужжащее»
чтение было одним из основных элементов обучения
в школе В.А. Сухомлинского. Все ученики читали
одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать
товарищам, каждый со своей скоростью. Сейчас
почти все специалисты удостоверились в
эффективности такого чтения.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого
ребенка на парте лежит книга, и любой урок
начинается с того, что дети 5 минут читают в
режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный
урок.
4. Читать перед сном. Дело в том, что последние
события дня особенно отчетливо фиксируются
эмоциональной памятью, и во время сна человек
находится под их впечатлением.
5. Тренировать оперативную память, выполняя
ежедневные зрительные диктанты, тексты которых
разработаны И.Г. Пальченко.
6. Соблюдать режим щадящего чтения (с
кратковременным отдыхом), который необходим в
том случае, если ребенок не любит читать.
Оптимальное чтение.
Комплексное выполнение упражнений
1. Многократное чтение. После того как
начало прочитано учителем и осмыслено учениками,
учитель предлагает начать чтение, читают
одновременно все ученики вполголоса. По
истечении минуты каждый из учеников отмечает, до
какого слова он успел дочитать. Затем следует
повторное чтение этого же отрывка. При этом
ученик снова отмечает, до какого слова он
дочитал, и сравнивает с результатами первого
прочтения. Естественное увеличение темпа чтения
вызывает положительные эмоции: у учеников
возникает желание читать еще раз, однако более
трех раз этого делать не следует. Далее переходим
на чтение в темпе скороговорки.
2. Скороговорка. Этот вид работы
предназначен для развития артикулярного
аппарата, поэтому требования к выразительности
речи здесь понижены, зато повышены требования к
четкости прочтения окончаний слов. Окончания
слов должны четко проговариваться. Упражнение
длится не более 30 секунд, затем переходим к
следующему упражнению.
3. Выразительное чтение с переходом на
незнакомую часть текста. Дети прочитывают
знакомую часть текста и продолжают читать
дальше. И вот здесь, по выражению
И.Г. Пальченко, совершается маленькое чудо.
Ребенок продолжает читать незнакомый текст в
таком же повышенном темпе, как и знакомый.
Н.Д. ЖЕЛЕЗНЯК,
пос. Лиан,
Солнечный район,
Хабаровский край |