Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2007

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Мы продолжаем разговор о сочинении. Как показывают результаты ЕГЭ, и в этом году наибольшие трудности выпускники испытали при выполнении задания С.

Автор статьи делится своим богатым и, можно сказать, бесценным опытом по работе над сочинением.

Будем рады узнать, как вы работаете со своими учениками.

К разговору о сочинениях в школе

Письмо развивает искусство владения словом.
Цицерон

Начиная работать в школе, учитель-словесник сталкивается с такой проблемой, как нежелание и неумение детей писать сочинения. Само это слово воспринимается негативно. «Уж лучше диктант!» – недовольно ворчат они в очередной раз. Сам процесс «создания» превращается или в списывание, или в отписку. А для учителя проверка подобных «опусов» – мучительное испытание.

Я тоже в первые годы работы прошла через это. А так как сочинений по русскому языку и литературе приходится писать достаточно много, то решение данной проблемы стало первой необходимостью.

Внимательнее присматриваясь к детям, я пыталась разобраться: что ж именно вызывает у них такое отрицательное отношение? Сразу возникло множество вопросов: зачем и как писать, о чем, сколько, с чего начинать?

Представив себя однажды на их месте, я вспомнила то время, когда сама сидела за партой. Ведь и я, наблюдая, как на доске учитель пишет темы сочинений, ощущала страх, хотя и неплохо писала. И тоже, как они, пол-урока терялась в догадках, как начать, о чем писать и чем закончить. А, между прочим, темы сочинений в то время были гораздо одностороннее, что ли (по сравнению с нынешними). Например, «Образы коммунистов (или комсомольцев) в...», «Мой край любимый», «Партия сказала: “Надо!”. Комсомол ответил: “Есть!”» – и т.п. И на выпускных экзаменах мы знали, что будут три темы, а не несколько сотен, как в последнее время. Да и писать-то раньше полагалось «только так, а не иначе». Сейчас же такое разнообразие тем, такая свобода самовыражения, а они просто ленятся или «с жиру бесятся», решила я сгоряча. Но ведь мы и читали больше, а отвлекающего компьютера с Интернетом и вовсе не было.

Успокоившись, я решила действовать: постепенно «влюблять» ребят в сочинения, в сам процесс сочинительства, хотя в старших классах это казалось нереальным. Но вот наконец ко мне пришли пятиклашки, и с ними-то я и начала экспериментировать. Исходила я из того, что любой урок должен не только чему-то учить детей, но и воспитывать. Может, ничего нового в методической системе преподавания русского языка я и не открыла, но в свое время это мне очень помогло.

5-й класс

Самый важный этап: если сейчас ребенок не познает радость творчества, то позднее вряд ли что удастся. Главная сложность для пятиклассников в том, что они от одного учителя пришли к нескольким, количество предметов выросло. Как классному руководителю мне очень хотелось им помочь быстрее адаптироваться и в то же время больше узнать о них. Я и решила «совместить приятное с полезным», тем более что дети в этом возрасте очень любят рассказывать о себе.

Почти на каждом уроке мы писали мини-сочинения (5–6 предложений): зарисовки о природе, времени года, погоде и т.д.; по сюжетным картинкам, о себе, о родных, сочинения-фантазии, анкеты и т.п. Например: «Что я больше всего люблю (не люблю)», «Моя любимая игрушка (телепередача, книга...)», «Как я помогаю дома», «Вечер в моей семье», «Мой путь до школы», «Если б я был... (волшебником, президентом...)», «О чем мне рассказала снежинка (капелька)», «Самое красивое облако», «На что похож(е,а)... цветок, сугроб, лист клена, радуга...». Параллельно происходит первое знакомство с такими понятиями, как тема, идея сочинения, стиль с особенностями построения текста.

Лучшие работы обязательно читаем вслух, а остальные – по желанию, при этом слушатели имеют право на критику. Ребята учатся оценивать другие работы, зачастую очень придирчиво относясь к ним.

Во втором полугодии пишем пореже, но объем увеличивается, и темы постепенно усложняются: «История из семейного альбома», «Мой поселок через 10 лет».

К концу года мои пятиклашки могли без труда «создавать шедевры» на любую тему, и при этом – никакой боязни. Просто нравилось фантазировать и рассказывать о том, что им интересно.

И выявилась еще некоторая особенность: почему-то многим детям больше нравилось писать свои сочинения не в тетрадях, а на отдельных листочках, оформленных особым образом.

Видимо, это напоминало им процесс создания книги, они чувствовали себя писателями и художниками одновременно. Я не переставала удивляться их выдумкам. Например, сочинения «Новогодние приключения...» (ребята сами их выбирали – чьи или кого) были написаны на листах в форме елки, снеговика, снежинки, игрушки, облака, в зависимости от того, о ком шла речь.

Сочиняли мы и на уроках литературы: рассказы по пословицам, сказки с необычными героями, смешные истории, пробовали даже детективы, стихи. Ничего не запрещалось, наоборот, чем необычнее жанр и форма, тем отметка выше.

Особый разговор о «музыкальных» сочинениях. Когда я первый раз сообщила ребятам, что мы будем писать сегодня под музыку, надо было видеть, как загорелись их глазенки. А когда я предупредила, что, слушая первый раз, лучше закрыть глаза и попробовать «увидеть» эту музыку, то они в буквальном смысле замерли, словно ждали чуда. Сначала мы слушали «Вальс цветов» П.И. Чайковского, но о названии я пока ничего не сказала. Многие вспомнили, что где-то слышали эту мелодию. Написали все, и ни одно сочинение не было похоже на другое. Кого только там не было! И прекрасные принцессы, и смелые принцы, и волшебницы, и растения. Оказалось, что цветочная тема тоже была многими угадана. Название произведения они узнали только на следующем уроке, когда благодарила их за прекрасные работы. И тут же они спрашивали, когда еще будем «сочинять под музыку».

В следующий раз ребята (с 5-го по 7-й класс) слушали «Танец маленьких лебедей», пьесы из «Времен года» Чайковского, вальс Ребикова из оперы «Елка», «Лебедь» Сен-Санса, фрагменты из оперы Глинки «Руслан и Людмила» и многие другие музыкальные произведения. По просьбе слушателей я не объявляла название. Сколько потом было радости у тех, кто точнее всех угадывал тему произведения!

6-й класс

Мы продолжаем писать так же активно разные сочинения, но все-таки основная тема нашего творчества – нравственно-эстетическая: «Как я понимаю дружбу?», «Красивое и безобразное в жизни», «Можно ли убить словом?», «Что такое милосердие?», «Что значит быть честным человеком?», «Нравлюсь ли я себе?», сочинения-зарисовки по пейзажам Левитана, Поленова, Шишкина и других художников.

Все чаще темы сочинений перекликаются с темами уроков литературы (до изучения произведений и после.) Например, перед чтением стихов Н.Заболоцкого ребята размышляли над вопросами: «Что такое душа и может ли она лениться?», после знакомства с рассказами В.Астафьева и стихами А.Яшина – «Легко ли быть добрым?», «Добрый и добренький – одно и то же?».

Как я радовалась их искренним переживаниям. Дети взрослели на глазах, размышляя над сложными вопросами. Особенно дороги были признания: «...вот раньше я не задумывалась.., а теперь... Оказывается, быть добрым не очень-то и просто...»; или: «Вот теперь я буду всегда помнить, что каждое мое слово имеет большое значение...». А некоторые сочинения заканчивались ну прямо-таки «криком души»: «Люди, ну почему же вы такие?», «Берегите, пожалуйста... (Землю, друг друга, близких)!», «Задумывайтесь! Потом может быть поздно!», «Люди, посмотрите на себя со стороны! Не завидуйте, не мстите, всегда умейте отвечать за свои поступки! Только тогда мир станет добрее и мягче!».

7-й класс

Третий год я работаю с этими детьми и не перестаю удивляться и радоваться их упорству, фантазии, любознательности. Самые усидчивые и добросовестные продолжают оригинально оформлять свои работы.

Пишем сочинения по картине или основанные на жизненных наблюдениях. Появляется больше тем о профессиях, увлечениях, о труде родителей, о своей родословной, отклики на события в стране: «Руки моих родителей», «Что умеют мамины руки», «Когда дедушка и бабушка были такими, как я», «Размышление о прочитанной книге (увиденном фильме)», «Какое из последних событий в стране тебе запомнилось?».

Иногда перед родительскими собраниями, классными часами я им давала определенную тему, чтобы впоследствии обсудить ее, учитывая детские мнения. И когда я зачитывала перед родителями работы их детей (конечно, с разрешения ребят), то мамы и папы часто были удивлены или точкой зрения своего чада, или тем, что он, оказывается, умеет так размышлять. Они порой будто заново узнавали своих же детей. Если же сочинения были очень личные и ребята были против «оглашения», я лишь обобщала и приводила примеры, не указывая автора. Из рассказов семиклассников мне было известно, что разговор, начатый на собрании, продолжался дома.

Темы предлагались такие: «Вредные привычки. Что это такое?», «Праздники в нашем доме», «Из-за чего мы ссоримся с родителями?», «Нужен ли клад, коли в семье лад?», «Письмо папе (маме)», «О чем бы я хотела поговорить с родителями...» и т.п.

8-й класс

«Мы уже почти совсем взрослые», – думают про себя подростки в этом возрасте, но на самом деле это те же дети, только уж очень стремящиеся казаться старше. Усложняются темы, виды работ. Знакомимся с эссе, рецензией, очерком, репортажем. Тематика сочинений бесконечно разнообразна. Источник этого разнообразия – окружающая жизнь и внутренний мир каждого из нас, нравственные, философские, социальные проблемы прошлого и настоящего, даже какое-то интересное сообщение из выпуска новостей.

Надо, чтобы у подростка сформировалась потребность высказать свои мысли, важно дать ему понять, что его точка зрения тоже интересна для окружающих. Из скучной обязанности работа над сочинением превращается для ученика в желанное и нужное для окружающих дело, если привлекать такие источники, как газетные и журнальные публикации, афоризмы, краеведческий материал.

Очень популярны среди детей этого возраста коллективные сочинения-газеты. Ребята делятся на группы по 5–6 человек. Их задача – выпустить газету, например, на экологическую тему, с несколькими рубриками, желательно на местном материале, придумать меткие заголовки. Каждый ученик должен принять в работе активное участие. Можно дополнить ее рисунками, фотографиями. Рубрики должны отличаться разнообразием жанров: кто-то пишет фельетон или репортаж, кто-то берет интервью, другие должны собрать научные факты и т.д. Подобные газеты могут быть любой тематики: «Мы и мода», «Наш край через ... лет», «Наши будущие профессии», «Мое здоровье в моих руках» и др. Затем эти газеты вывешиваются в школе, зачитываются на родительских собраниях, некоторые самые интересные статьи могут быть напечатаны в районной газете. Таким образом, ребята получают возможность попробовать себя в роли журналистов, учатся общаться, относиться серьезно к делу, расширяют свой кругозор. И как от всякой осмысленной работы, дети прежде всего получают моральное удовлетворение.

Еще один вид домашнего задания очень нравится ребятам тем, что не надо просто списывать с учебника, а можно самому определить, о чем писать. Для этого надо посмотреть последний выпуск программ «Вести» или «Время». Задания меняются в зависимости от темы: составить план, записать тезисы, высказать свою точку зрения об одном из событий выпуска, пересказать наиболее интересное событие; составить предложения разных видов, используя материал новостей; выписать слова общественно-политической лексики, выяснив по словарю их написание и значение; выписать незнакомые слова и найти в толковом словаре их значение, составить с ними предложения и т.п.

9-й класс

Уже старшеклассники... Многие серьезно задумываются о своем будущем, понимая, что русский язык – один из важнейших предметов при сдаче как выпускных, так и вступительных экзаменов. Но уж за что я спокойна, так это за их умение думать, размышлять, высказываться. Сочинения им не страшны, им интересно рассказывать другим о том, что их беспокоит, какова именно их точка зрения. На уроках нельзя разговаривать, а здесь они могут выговариваться до конца. Свою работу можно назвать как угодно: не просто сочинение, а, например, сочинение (раздумье, фантазия, предупреждение, письмо, мечта и т.п.).

Перед написанием каждой работы по выбранной теме подбираются эпиграфы, афоризмы. Это помогает ребятам представить тему шире, разнообразнее, сравнить различные точки зрения, сопоставив их со своей. Иногда они признаются, что какой-то афоризм сбил их с толку, заставив по-новому взглянуть на известное, а какой-то, напротив, подтверждает их правоту.

Темы сочинений должны быть созвучны тому, о чем так часто думают сами подростки, не доверяя своих мыслей взрослым. Но некоторые темы должны натолкнуть их на размышления о понятиях, которые в последнее время утратили, к сожалению, свою весомость в обществе: милосердие и добро, зависть и предательство, верность и честь. Поэтому часто сочинения создавались после прочтения статьи в газете, которая всколыхнула всех, после какого-то неординарного случая в стране или даже в классе. В общем темы диктует сама жизнь.

Например, однажды в одной из статей, по-моему Л.Айзермана, приводились темы сочинений, которые давали в дореволюционных гимназиях. Мне они показались очень интересными и актуальными, и я их предложила своим девятиклассникам: «Страдания возвышают наши души», «Какую пользу приносят обществу умные люди и какую – добрые?», «Влияние богатства и бедности на нравственность человека». Ребята, как всегда, очень серьезно отнеслись к заданию, а читать их работы было одно удовольствие. Какими глубокими и не по-детски прочувствованными были их мысли. В этот раз я еще больше убедилась в том, что наши дети все понимают, все принимают близко к сердцу, а если поступают часто не так, как хотелось бы взрослым, то в этом сами взрослые виноваты.

В этом возрасте у ребят много вопросов к старшим, к самим себе, к сверстникам, но редко удается получить ответы на них, и, мне кажется, в сочинениях ребята имеют возможность сказать обо всем, что у них наболело, так сказать, излить душу, сейчас это модно называть рефлексией. Но как бы это ни называлось, это очень полезно, ведь не зря у психологов есть такой прием: чтобы избежать депрессии, нервного срыва, необходимо вести дневник или хотя бы вечером на листе бумаги изложить все, с чем вы не согласны, что вас беспокоит. А современные проблемы, волнующие подростков, общеизвестны. Поэтому и для сочинений лучше брать те темы, о которых ребятам хочется говорить, спорить, а дискуссии по подобным вопросам можно продолжить и на общешкольных мероприятиях, диспутах, классных часах:

«Я и мои одноклассники через 10 лет», «Готов ли я к взрослой жизни?», «Легко ли быть взрослым?», «Уже 15 или еще 15?», «Счастье... Что это такое?», «Какая профессия самая важная?», «Жизненные ценности сегодня», «Письмо президенту», «Зачем мне образование?» и др.

* * *

Сегодня мои ученики продолжают учебу в вузах, служат в армии, работают, и при встречах мы часто вспоминаем наши уроки, я до сих пор берегу их тетради с сочинениями, часто зачитываю их нынешним ученикам. К сожалению, так сложилось, что мне больше не удавалось вести классы с 5-го по 11-й, все больше работаю со старшеклассниками, и поэтому не пришлось повторить «эксперимент», но я уверена, что можно «влюбить» ребят в процесс сочинительства, если сам учитель относится к этому творчески, с вниманием к самим «авторам». Конечно, может, не все идеально и бесспорно в моих размышлениях по этому поводу, но всем известно, что истина рождается в споре и что сообща можно решить любую проблему, что неоднократно доказывалось в вашей газете.

Н.А.  ФИЛИППОВА,
с. Акшуат,
Барышский район,
Ульяновская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru