МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
6-й класс
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
К УЧЕБНИКУ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПОД РЕДАКЦИЕЙ М.В. ПАНОВА
Продолжение. См. № 2, 4, 5/2006; 3/2007
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (Продолжение)
§ 99. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Задание 1. Даны три предложения.
1. Туристов окружали высокие деревья.
2. Гималаи выше Альп.
3. Высочайшая вершина Африки – вулкан
Килиманджаро.
Укажите прилагательные в формах положительной,
сравнительной и превосходной степени.
Какое значение имеет каждая из степеней?
У каких форм степени прилагательных можно
определить род, число, падеж? Докажите.
Изменяется ли форма сравнительной степени?
Ответ аргументируйте.
Задание 2. Внимательно прочитайте
таблицу и сделайте выводы об особенностях
образования простой формы сравнительной степени
прилагательных.
Образование простой формы
сравнительной степени
положительная степень |
суффиксы |
сравнительная степень |
изменения
в основе |
красивый |
-ее (-ей) |
красивее (красивей) |
замена твердой фонемы на мягкую |
легкий
крутой
сухой
твердый |
-е-е-е-е |
легче
круче
суше
тверже |
чередование фонем
к и ч
т // ч
х // ш
д // ж |
тонкий |
-ше |
тоньше |
усечение основы, замена твердой фонемы
на мягкую |
хороший |
-е |
лучше |
супплетивизм |
Задание 3. Образуйте простую форму
сравнительной степени от данных прилагательных,
обозначьте суффиксы.
Многообразный, младший, молодой,
незначительный, глубокий, дешевый, сладкий,
ненастный, ужасный, красноречивый, алый, плохой,
кривой, многочисленный.
• Только ли признак, присущий предмету в
большей степени, передает форма сравнительной
степени? (Ср.: нежный – нежнее, но мелкий
– мельче).
• Равнозначны ли в стилистическом отношении
формы с суффиксом -ее и -ей?
Задание 4. С некоторыми прилагательными
в форме сравнительной степени (из предыдущего
задания) составьте предложения.
Образец Миша провел две линии, одна кривее
другой.
Определите синтаксическую роль краткой формы
сравнительной степени. |
Задание 5. Говорите грамотно: так
будет красИвее!
Придумайте несколько предложений с формой красИвее.
Прочитайте их, делая ударение только на звуке и!
Образец КрасИвее тебя нет никого на
свете! |
Задание 6. Прочитайте текст.
На реке все заглушал шум воды, и ухо невольно
ловило то, что из него выделялось. Здесь, на
острове, глушат все соловьи, и ухо теперь ловит
всплески воды. Так уж устроены мы: быстро
перестаем замечать обыденное и хватаемся за
исключения. В сосновом бору наш глаз спотыкается
о березку, в березняке – о сосну. Наверное, это от
предков. Обыденное, привычное – значит знакомое,
спокойное, безопасное. А непривычное
настораживало, обостряло внимание: вдруг в нем-то
и таится угроза?
(Н.Сладков)
Укажите прилагательные в предпоследнем
предложении, образуйте от них простую форму
сравнительной степени*.
• Все ли эти прилагательные образуют ее?
• В таких случаях на помощь приходит составная
форма сравнительной степени: более (менее)
знакомый. (Я решу эту задачу более знакомым
способом).
Задание 7. Прочитайте предложения,
укажите прилагательные в составной форме
сравнительной степени. Как она образуется?
1) Антон более гордый, чем Андрей. 2) Озеро Байкал
более глубокое, чем Виктория. 3) Оправдание Игоря
казалось менее правдивым, чем Сергея. 4) Это
задание более легкое, чем предыдущее. 5) С
приходом Виктора я почувствовал себя менее
одиноким. 6) Успеваемость в этом году более
высокая, чем в прошлом.
• Замените составную форму сравнительной
степени простой. Во всех ли предложениях это
возможно?
• Для какого стиля речи наиболее характерна
составная форма сравнительной степени?
Задание 8. Из данных предложений
выпишите прилагательные в простой форме
превосходной степени, укажите их грамматическое
значение (род, число, падеж). Выделите в них
формообразующие суффиксы.
1) В самый угол Гвинейского залива впадает одна
из крупнейших рек Африки – Нигер. 2) По обилию вод
Конго уступает только величайшей реке земного
шара – Амазонке. 3) Одной из труднейших и
опаснейших экспедиций была экспедиция под
руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена, в результате
которой была открыта Антарктида. 4) У подножия гор
приютилось прекраснейшее озеро Киву. 5) Метрах в
пятнадцати от нас стоял огромнейший слон. (По
материкам и океанам)
• Определите значение простой формы
превосходной степени во всех предложениях.
Задание 9. Найдите прилагательные в
составной форме превосходной степени. В чем
особенность ее образования?
1) В Африке Конго – самая многоводная река. 2)
Самую высокую скорость среди животных развивает
гепард. 3) В нашей семье строже всех бабушка. 4)
Интереснее всего были шустрые обезьянки. 5) КрасИвее
всех в этот вечер была Анна Хохлова.
• Определите синтаксическую роль составной
формы превосходной степени прилагательных.
• Составьте несколько предложений с
прилагательными в составной форме превосходной
степени на тему «Наш класс».
Задание 10. Лингвистическое изложение.
Следует помнить, что превосходная степень
прилагательного не обязательно обозначает такой
признак, больше которого нет в природе. Нередко
за превосходной степенью стоит не абсолютный,
так сказать, максимум, а принадлежность к тому
кругу, который считается максимальным. Поэтому,
когда мы слышим или читаем Чайковский –
величайший композитор, это не следует
понимать, что все остальные композиторы ниже
названного. Речь идет о другом: о том, что
П.И. Чайковский принадлежит к композиторам,
которые считаются величайшими... (И.Г.Милославский)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Приведите примеры, подтверждающие главную
мысль текста.
Задание 11. Спишите текст, вставляя
пропущенные буквы и знаки препинания.
На каштане у дома живет персидская белка.
Ростом с нашу но более гр_ц_озная, словно
затянутая в тугую ш_лковист_ шкурку
(золотисто)рыж_го цвета. Хвост жи_коватый а ушки
круглые, без кисточек. И грызет конечно не шишки а
грецкие и буковые орешки косточ(?)ки слив алычи
фрукты и ягоды. Зверек, в общем, малоизвестный,
как и многие другие, так(же) часто ж_вущие рядом
с нами. (Н.Сладков)
• Укажите все прилагательные, определите их
степени сравнения.
• От одного из прилагательных образуйте ту
степень, которая не встречается в тексте.
• Произведите морфологический разбор
прилагательных разных степеней сравнения.
§ 100. КАЧЕСТВЕННЫЕ И
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Задание 12. Волшебный квадрат! В данном
тексте найдите качественные прилагательные и
впишите их в клетки квадрата. Повторяющиеся
словоформы не вписывайте!
– А почему же вы забираетесь так далеко, под
Тихвин? – спросил я.
– Там у меня облюбовано одно место, –
доверительно ответил художник. – Всем местам
место! Такого второго нигде не найдете. Чистый
осиновый лес! Кое-где только попадаются редкие
ели. Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни
одно дерево. Лист у нее чистой раскраски.
Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с
золотым крапом. Под солнцем получается
великолепный костер. (К.Паустовский)
• Почему прилагательное золотой в этом
тексте является качественным? Производна или
непроизводна его основа?
• Докажите, что прилагательное осиновый является
относительным. (Приведите не менее десяти
доказательств!)
Задание 13. В данных предложениях к
выделенным существительным подберите из
приведенного списка по два прилагательных:
качественное и относительное. В каком
предложении между подлежащим и сказуемым вы
поставите тире?
1) Зиночка уселась было на пень. 2) Таким
незабываемым оказался этот день. 3) А поутру
землю сковал морозец. 4) Листочки медленно
опускались на землю.
5) Туристы вышли на полянку. 6) Филин хищник.
7) Мы залюбовались шишками.
Прилагательные: сосновый, солнечный, молодой,
ночной, октябрьский, желтый, веселый, злой,
старый, осенний, ранний, еловый, лесной,
березовый.
Образец Уже третьи сутки дует ветер. –
Уже третьи сутки дует холодный зимний ветер. |
Задание 14. Из данного текста
«выпали» качественные и относительные
прилагательные. Верните «беглецов» на место!
(«Пострадавшие» определяемые существительные
выделены).
Впереди тучи бежали на нас облака и
своим движением перемешали на земле все
краски. Путаница багреца, золота, малахита,
пурпура и тьмы началась в далях.
Изредка луч, прорвавшись сквозь тучи,
падал на березы, и они вспыхивали одна за
другой, как факелы, но тотчас гасли. Ветер налетал
порывами и усиливал эту сумятицу красок. (К.Паустовский)
Список «беглецов»: червонное и белое,
грозовая, солнечный, отдельные, стремительное,
синяя, золотые, рваные, предгрозовой, лесные.
• Укажите разряды всех «вернувшихся»
прилагательных.
Задание 15. Допустим, у вас что-то (или
кто-то) пропало. Составьте текст объявления о
пропаже. Можно ли в вашем объявлении обойтись без
прилагательных? И каких будет больше –
качественных или относительных? Почему?
§ 101. КАЧЕСТВЕННЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Задание 16. Прочитайте текст.
– Поработаю под Тихвином до зимы, а зимой
подамся на берег Финского залива, за Ленинград.
Там, вы знаете, самый лучший иней в России. Нигде я
такого инея не видел. (К.Паустовский)
Найдите качественное прилагательное. Есть ли
в этом предложении доказательство, что оно
действительно качественное?
Задание 17. Спишите текст.
Грозная туча курилась пепельным дымом и быстро
опускалась к земле. Вся она была однообразного
серого цвета. Но каждая вспышка молнии открывала
в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и
извилистые трещины, освещенные изнутри розовым
мутным огнем. (По К.Паустовскому)
• Докажите хотя бы по одному признаку, что все
прилагательные здесь – качественные.
• Можете ли вы назвать прилагательным
словоформу освещенные? Почему?
Задание 18. Прочитайте текст.
Пронзительный блеск молний сменялся в глубине
тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле,
между тучей и лесами, уже опустились полосы
проливного дождя. (К.Паустовский)
• Прилагательное медный – качественное
или относительное прилагательное? Докажите.
• Придумайте несколько предложений, в которых
явно относительное прилагательное становилось
бы качественным. (Не забывайте о переносном
значении!)
Задание 19. Дополните каждый пункт
качественным прилагательным с заявленным в нем
признаком.
1. Жестокий – более жестокий ...
2. Легкий – тяжелый ...
3. Легкомысленный – легкомысленнее ...
4. Странный – странен ...
5. Пустой ...
6. Добрый – доброта ...
7. Достойный – достойно ...
8. Тесный – тесноватый ..., огромный –
преогромный ...
9. Самый стойкий ..., очень устойчивый ...
10. Яркий-яркий ..., тонкий-претонкий ...
Задание 20. Спишите текст.
Гришино оказалось обыкновенной деревней. Но в
этой ее обыкновенности была спокойная и знакомая
прелесть: в резных наличниках на оконцах, в
высоких крылечках, в ягодах калины над
частоколами, в старых бревнах, сваленных у каждых
ворот, в сварливых огненных петухах, в серых
глазах женщин – то строгих, то застенчивых, то
ласковых ... (К.Паустовский)
• Укажите все качественные прилагательные.
• Произведите морфологический разбор двух из
них, приведя все доказательства их
качественности.
§ 102. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Задание 21. От данных существительных и
глаголов образуйте прилагательные, составьте с
ними словосочетания «прилагательное +
существительное», выделите суффиксы
прилагательных. Почему все они являются
относительными?
Образец Мебель – мебель-н-ый магазин.
Дождь, море, свекла, ветеран, брюки, муравей,
бумага, стекло, заграница, точить, плавать,
бурить. |
• Отношение к каким предметам или
признакам выражают относительные
прилагательные?
• В каких прилагательных происходит
чередование корневых фонем?
Задание 22. Прочитайте текст.
Мы привыкли говорить «левитановские места» и
«нестеровская Россия». Эти художники помогли нам
увидеть свою страну с необыкновенной лирической
силой. Нет ничего плохого в том, что к зрелищу
этих речушек и ольшаников, бледного неба и лесных
косогоров всегда примешивается капля грусти, –
может быть, оттого, что каждая встреча с этими
местами – вместе с тем и разлука с ними. Нам
грустно, что мы не в силах превратить это
мимолетное осеннее утро в бесконечный шелест
сухого золотого листа, в бесконечный блеск
прохладных озер, в бесконечный хоровод легких,
как дым, облаков. (К.Паустовский)
• Как вы поняли размышления писателя о «капле
грусти»?
• Выпишите относительные прилагательные,
произведите их словообразовательный разбор.
• Что вы знаете о художниках И.Левитане и
В.Нестерове?
Задание 23. Прочитайте текст.
С крутого песчаного холма открылась внизу
пойма неизвестной реки. За ней подымались в небо
сосновые деревья и стояла во мгле, как видение,
очень высокая, почерневшая от времени деревянная
церковь.
Туман лежал в пойме синеватой водой. Только
вершины стогов темнели над ним маленькими
островами. (К.Паустовский)
• Укажите относительные прилагательные,
поясните свою позицию.
• Образуйте относительные прилагательные от
тех существительных, от которых возможно это
сделать.
• Определите отношения, на которые указывают
образованные вами прилагательные.
? Вопрос «на засыпку»!
Как вы думаете: почему, изучая имя
прилагательное, мы часто обращаемся к текстам,
автором которых является Константин Георгиевич
Паустовский?
§ 103. ПОРЯДКОВЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Задание 24. Запишите, кто в каком классе
учится.
Первоклассник учится в первом классе,
второклассник – ... . И так – до
одиннадцатиклассника!
• Назовите прилагательные, которые вы
использовали. Докажите, что они являются
относительными. (Подсказка. Можно ли сказать:
«Шестиклассник Саша шестее шестиклассника
Дениса»?)
• Почему эти относительные прилагательные
относятся к порядковым?
Задание 25. Кто когда родился? Запишите
дни рождения ваших родственников, близких,
друзей. (Не менее десяти!)
Образец Я родился шестого июля, моя мама –
... |
Образец
• На какое отношение указывают записанные вами
порядковые относительные прилагательные?
Задание 26. Используя порядковые
относительные прилагательные, напишите
рассуждение «Важные даты в моей жизни».
§ 104. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Задание 27. Прочитайте предложение.
Два шага шагнул и увидел медвежий след. (Н.Сладков)
• Найдите притяжательное относительное
прилагательное, поясните свою позицию.
• Измените словосочетания «притяжательное
прилагательное + существительное» по всем
падежам, родам и числам (медвежий след, медвежья
берлога, медвежье ухо, медвежьи лапы).
• В каких формах отличаются окончания
притяжательных прилагательных от окончаний
прилагательных основного склонения?
Задание 28. Из данных предложений
выпишите словосочетания «притяжательное
прилагательное + существительное», определите их
число, падеж и род.
1) Услыхав переполох в вороньем мире, со всех
сторон прилетели галки. 2) Как было не
позавидовать беличьей памяти и смекалке! 3) Утром
со мной шла Зиночка по заячьему следу. 4) Сват
бросился на изящную птичку со всей своей
собачьей страстью. 5) Прилетел болотный лунь,
большой любитель птичьих яиц. 6) Как-то вечером к
нашему костру пришел дед из ближайшей деревни и
стал нам рассказывать о лосях различные
охотничьи истории. 7) Из какой-то рачьей норы
высунул голову и шевельнул усом своим первый рак.
8) Лиса поселяется в барсучьих норах и своей
неопрятностью выживает барсука. (М.Пришвин)
Произведите словообразовательный и морфемный
разбор притяжательных прилагательных. Какие
суффиксы участвуют в их образовании? Всегда ли
они видны «невооруженным глазом»?
Задание 29. Даны два списка. Список
фамилий: Лермонтов, Иванов, Ростов, Кемеров,
Александров, Ковров, Пушкин, Николаев, Бородин,
Седов, Ходоров, Кочергин. Список населенных
пунктов (города, поселки, деревни): Лермонтов,
Иваново, Ростов, Кемерово, Александров, Ковров,
Пушкин, Николаев, Бородино, Седово, Ходоров,
Кочергино. Распределите эти имена собственные
в два столбика, ставя в творительном падеже
единственного числа. Окончания выделите.
Произведение написано (кем?)
Лермонтовым
Живет под (населенный пункт)
Лермонтовом
...
• Где здесь притяжательные прилагательные, а
где – существительные? (Ср.: маминым,
папиным... – Лермонтовым; окном, лесом –
Лермонтовом...)
• Почему притяжательные прилагательные –
фамилии можно назвать «говорящими»?
Задание 30. Прочитайте текст.
Лиловое небо
В декабре, если небо закрыто тучами, странно
смеркается в хвойном лесу, почти страшно: небо
наверху становится ровно лиловым, свисает,
нижеет и торопит спасаться, а то в лесу скоро
начнется свой, нечеловеческий порядок.
Мы поспешили домой обратно по своей утренней
дорожке и увидели на ней свежий заячий след.
Прошли еще немного и еще увидели новый след. Это
значило, что зайцы, у которых день наш считается
ночью и ночь – их трудовой день, встали с лежки и
начали ходить.
Страшное лиловое небо в сумерках им было, как
нам радостная утренняя заря. (М.Пришвин)
• Сгруппируйте прилагательные по разрядам:
качественные ...
относительные ...
притяжательные относительные ...
• Произведите морфологический разбор одного
прилагательного из каждой группы.
• Указывает ли приставка не на то, что
данное прилагательное – качественное? (Ср.:
неглубокий (= мелкий) пруд – не кирпичный дом (а
какой?).
§ 105. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
В ЗНАЧЕНИИ КАЧЕСТВЕННЫХ
Задание 31. Разбейте данные
словосочетания на две группы – с прямым и
переносным значением прилагательного кислый.
Кислое настроение, кислый крыжовник, кислый
лимон, кислое выражение лица, кислая клюква,
кислое яблоко, кислый вид, кислое молоко, кислая
капуста, кислая улыбка, кислое тесто.
• Качественным или относительным является
прилагательное кислый во всех своих
значениях? Докажите.
• Придумайте ситуации, в которых уместно
употребление этого прилагательного в переносном
значении.
Задание 32. Прочитайте предложения.
1) Двор окружен был крепкою и непомерно толстою
деревянною решеткой. (Н.Гоголь)
2) С лицом сосредоточенным и серьезным,
опираясь на палку, прямою, несколько деревянною
походкой пожилой джентльмен, доктор
Ф.Г. Колокольчиков шагал по песчаной аллее.
(А.Гайдар)
• Качественным или относительным является
прилагательное деревянный в первом
предложении? Почему?
• В прямом или переносном значении употреблено
это прилагательное во втором предложении?
Качественное оно или относительное? Как это
доказать?
• А прилагательное песчаный может
употребляться в значении качественного? Не
торопитеь с ответом!
Задание 33. Определите, где качественное,
а где относительное прилагательное. Как вы
рассуждали?
Хлебный квас – хлебный год, воздушная походка
– воздушные массы, зеркальная гладь пруда –
зеркальная фабрика, весенняя непогода –
весеннее настроение, каменные обломки –
каменное сердце, музыкальный инструмент –
музыкальная натура, сердечное поздравление –
сердечные сосуды, железная руда – железная воля.
• Подберите синонимы к относительным
прилагательным в значении качественных.
Образец Железная воля – сильная,
стальная, твердая, непоколебимая и др. |
Задание 34. Определите,
качественным или относительным является
прилагательное хрустальный в следующих
словосочетаниях.
Хрустальная ваза, хрустальный ручей,
хрустальная синева неба, хрустальная посуда,
хрустальная коллекция, хрустальный звон
жаворонков.
• Составьте предложения со словосочетаниями, в
которых хрустальный является качественным
прилагательным.
• Какими синонимами его можно заменить в этих
предложениях?
Задание 35. Прочитайте текст.
Вася помолчал.
–
Разное есть стекло, – сказал он. – Есть грубое,
бутылочное и оконное. А есть тонкое, свинцовое
стекло. По-нашему оно называется флинтглясс, а
по-вашему – хрусталь. У него блеск и звон очень
чистые. Оно играет радугой, как алмаз. Раньше
работать из хрусталя хорошие вещи было обидно –
очень он был ломкий, требовал осторожного
обращения, а теперь нашли секрет делать такой
хрусталь, что не боится ни огня, ни мороза, ни боя.
Вот из этого хрусталя я и задумал отлить свой
рояль.
– Прозрачный? – спросил я.
– Об этом-то и разговор, – ответил Вася. – Вы
внутрь рояля, конечно, заглядывали и знаете, что
устройство в нем сложное. Но, несмотря на то что
рояль прозрачный, это устройство только чуть
будет видно.
– Почему?
– А потому, что блеск от полировки и
хрустальная игра его затмят. Это и нужно, потому
что иной человек не может получать от музыки
впечатления, ежели видит, как она происходит.
Хрусталю я дам слабый дымчатый цвет с золотизной.
Только вторые клавиши сделаю из черного
хрусталя, а так весь рояль будет как снежный.
Светиться должен и звенеть. У меня нет
воображения рассказать вам, какой это должен
быть звон. (К.Паустовский)
• Каким мастером вы представляете себе Васю? О
каком «бое» хрусталя он говорит?
• Выпишите прилагательные, укажите их разряд.
Какие относительные прилагательные в значении
качественных использовал автор?
§ 106. МЕСТОИМЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Задание 36. Вспомним местоименные
существительные! Прочитайте текст.
Меня не проведешь. У меня глаз наметанный. Я
давно усвоил: главное в жизни – не поддаваться, а
то погибнет всякая индивидуальность. А ее надо
беречь.
Я, например, принципиально не собираю марки,
потому что в нашем классе их собирают все; плохо
учусь, потому что у нас все учатся хорошо. Как-то я
сострил на истории, что урок выучил, но отвечать
не буду. Правда, за это меня выгнали из класса и
влепили единицу, а отец обозвал балбесом и
кричал, что я значение слова индивидуальность
понимаю шиворот-навыворот. (В.Железников)
А как вы понимаете значение слова индивидуальность?
• В первом абзаце найдите местоименные
существительные, определите их разряд и
грамматическое значение.
• Определите роль местоимения что в двух
последних предложениях.
• Укажите грамматическое значение словоформ всякая,
в нашем, все, за это. Почему это прилагательные?
А почему местоименные?
Задание 37. Познакомьтесь с разрядами
местоименных прилагательных.
Притяжательные: мой, твой, наш, ..., свой.
Указательные: этот, тот, такой, таков.
Вопросительно-относительные: какой, каков,
который, чей.
Определительные: весь, всякий, каждый,
любой, сам, самый, иной, другой.
Неопределенные: некоторый, некий, какой-то,
чей-то, какой-либо, ..., кое-какой.
Отрицательные: никакой, ничей.
• Дополните списки местоименных
прилагательных на месте многоточий.
• Возможно ли продолжить примерами
перечисленные ряды? Почему?
• Что объединяет местоимения таков и
каков с краткими прилагательными?
Задание 38. Прочитайте текст.
Наш вожатый Володя затеял устроить в школе
вечер самодеятельности. Некоторые ребята решили
выучить наизусть стихи и прочитать их на сцене.
Другие решили показать на сцене физкультурные
упражнения и сделать пирамиду. Но самую
интересную вещь придумали Ваня Пахомов и Игорь
Грачев. Они решили поставить отрывок «Бой
Руслана с головой» из поэмы Пушкина «Руслан и
Людмила». Этот отрывок был напечатан в нашей
книге для чтения. Нам с Шишкиным тоже захотелось
участвовать в самодеятельности, но Ольга
Николаевна не разрешила.
– Вам сначала надо исправить свои отметки, –
сказала она, – а потом можно будет и на сцене
играть. (Н.Носов)
• Выпишите местоименные прилагательные,
определите их разряд, грамматическое значение и
синтаксическую роль.
Задание 39. Прочитайте пословицы,
поясните их смысл.
1) Всю ночь собака на месяц пролаяла, а месяц
того и не знал. 2) Всякому овощу свое время.
3) Других не суди – на себя погляди. 4) Каждый кулик
свое болото хвалит. 5) Мое горе – стрела во мне,
чужое горе – стрела во пне. 6) Наша Марья вашей
Дарье двоюродная Прасковья.
7) Каковы дела, такова и слава.
• Укажите местоименные прилагательные, их
грамматическое значение.
• Попробуйте придумать свои пословицы с
местоменными прилагательными.
Домашнее задание. Напишите небольшой
рассказ, в котором уместно употребить одну из
придуманных вами пословиц.
Задание 40. Правило написания приставки кое-
в местоименных прилагательных то же самое, что
и в местоименных существительных. Ср.: кое-кто –
кое-какой, кое с кем – кое в каких. Так же
обстоит дело и с суффиксами -то, -либо, -нибудь:
что-то – чей-то, чей-либо, какой-нибудь.
Потренируйтесь!
1) За печкой Чук нашел какую(то) кривую пружину. 2)
Каким(то) путем Женя очутилась на берегу речки. 3)
Кто этот мальчишка, который совещается (о)чем(то)
с хулиганом Квакиным? 4) Если тебе случится, то
сделай, Женя, что(нибудь) хорошее этой девочке. 5)
Мишка, тут к тебе какая(то) церемония пришла! 6)
Кто(то) через решетку окна переговаривался с
пленниками. 7) Чья(то) ладонь хлопнула Колю
Колокольчикова по макушке. 8) Тимур вскочил:
«Что(нибудь) случилось?». (А.Гайдар)
• Просклоняйте словосочетание чья-то ладонь.
Задание 41. Разбейте данные
словосочетания с местоименными
существительными и прилагательными по образцу.
не- слитно
некого спрашивать
не раздельно не с кого спрашивать
ни- слитно
никого не спросил
ни раздельно ни у кого не спросил
(Н_)в какие ворота, в (н_)котором царстве, (н_)в чем
признаваться, (н_)в чем не признался, (н_)чем не
заинтересовался, (н_)чем заняться, (н_)у кого
занять, (н_)кого не тронул, (н_)кого нет, (н_)кого
винить, вернулся (н_)какой, (н_)чего не стоит, (н_)к
кому не обратился, (н_)к кому обратиться, (н_)чего
волноваться.
• С (н_)которыми словосочетаниями составьте
предложения.
Задание 42. Спишите предложения,
раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и
знаки препинания.
1) Девочка (не)проводила взглядом колес автобуса
(не)посмотрела в его окна: она (не)ожидала увидеть
в нем (н_)кого из родных. 2) Тотчас же из темноты
раздался голос которого (н_)кто не знал. 3) В доме
нет (н_)сестер (н_)братьев. 4) У себя дома Таня
(н_)кого (не)нашла. 5) Эти проклятые острова
(н_)когда (не)держались в его памяти. 6) Фильке
солгать (не) стоило (н_)какого труда. 7) – Мама я
люблю только тебя. Я буду всегда с тобой. (Н_)(с)кем
(н_)когда, (н_)кого мне не нужно. Я (не)пойду их
встречать. (Р.Фраерман)
§ 107. НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Задание 43. В данных предложениях найдите
неизменяемые прилагательные, определите их
синтаксическую роль.
1) Неожиданно для подруг Наташа пришла на
дискотеку в изящной мини-юбке. 2) Екатерининский
дворец в Царском Селе построен в ХVIII веке в стиле
барокко. 3) Государственным языком Индии является
язык хинди. 4) К юбилею Елена Васильевна сшила
костюм цвета бордо. 5) На встречу Виктор
Васильевич явился в выцветших брюках галифе. 6)
Это пальто цвета беж тебе очень идет!
• Какие заимствованные неизменяемые
прилагательные можно заменить вполне русскими
однокоренными прилагательными?
Задание 44. Ср.: Ее (Оли) долго не было. –
В ее (Олиных) глазах я заметил испуг. Где ее
– указательное местоименное существительное, а
где – неизменяемое притяжательное местоименное
прилагательное? Что вам помогло это определить?
Спишите предложения: мальчики – с
притяжательными местоименными прилагательными,
девочки – с указательными местоименными
существительными. Укажите синтаксическую роль
словоформ-омонимов.
1) Оба ее прекрасных сына, лежа на спинах, орут и
колотят каблуками по стене. 2) Мать только турнула
их с дивана. 3) Снежинки растаяли и сверкали, как
искры, над ее темными бровями. 4) Чук и Гек
внимательно следили за ее лицом. 5) У отца еще
много работы, и его в Москву не отпускают. 6)
Прошла целая неделя, прежде чем мать собрала их в
дорогу. 7) Посреди комнаты стоял стул, и на спинке
его висела разлохмаченная газета. 8) Чук вырвал у
Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол.
9) Мать сразу заметила, что у ее дорогих сыновей
лица печальны, а глаза заплаканны. 10) Продуктовый
ларек торговал разной мелочью на углу возле их
московского дома. 11) Сон, конечно, не пружина, и
его нельзя выкинуть. (А.Гайдар)
• Одинаковое ли их в предложениях: Ямщик
забрал их вещи и понес в буфет вокзала и Ямщик
забрал вещи и понес их в буфет вокзала?
Задание 45. Вернемся к примерам с
неизменяемыми притяжательными прилагательными
из предыдущего задания. Нередко можно услышать:
– Возле ихнего дома.
– Забрал ихние вещи...
А то и еще хуже:
– В егонной квартире вместо в его
квартире.
Или:
– В ейной комнате вместо в ее
комнате.
Помните, что притяжательные прилагательные ее,
его, их всегда употребляются только в таком
виде, а формы, о которых мы только что говорили,
показывают языковую неграмотность человека и не
делают ему чести! Грамотно прочитайте следующие
выражения, составьте с ними грамотные
предложения!
В (ее) шкатулке, в (его) карманах, в (их) компании,
в (их) разговоре, в (их) лукошках, в (его) глазах, в
(ее) одежде, в (их) районе.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Задание 46. Прочитайте текст.
Вася – знаток своих мест. Он знает каждую
тропинку в лесу, каждую барсучью нору, оперение
каждой птицы. Его серые глаза обладают
необыкновенной зоркостью.
Два года назад на озеро приехал из Москвы
художник. Он взял Васю себе в помощники. Вася
перевозил художника на челне на другой берег
озера, менял ему воду для красок (художник
рисовал французскими акварельными красками
Лефранка), подавал из коробки свинцовые тюбики.
Однажды художника с Васей застигла на берегу
гроза. Я помню ее. Это была не гроза, а
стремительный, предательский ураган. Леса шумели
так, будто океаны прорвали плотины и затапливают
Мещеру. Гром встряхивал землю.
Художник с Васей едва добрались до дому. В избе
художник обнаружил пропажу жестяной коробки с
акварелью... (К.Паустовский)
• Произведите морфологический разбор
знаменательных и местоименных прилагательных
разных разрядов.
§ 108. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Задание 47. Сколько -н- вы напишете
в следующих прилагательных? Почему? Призведите
их морфемный разбор.
Каме_ые
россыпи, миллио_ый покупатель, зако_ый
представитель, ба_ый день, око_ая рама, ваго_ая
ось, безлу_ая ночь, карма_ый фонарик, перочи_ый
нож, бессо_ая ночь, бездо_ая пропасть.
Задание 48. Используя суффиксы -онн-
и -енн-, замените словосочетания со
связью «управление» словосочетаниями со связью
«согласование». Помните: в этих суффиксах
пишется нн!
Образец
Сок из клюквы – клюквенный сок.
Время лекции, часы утра, шляпка из соломы, день
без ветра, буфет при станции, ответ письмом,
гостеприимство по традиции, война за отечество,
станок для бритья, травы для приготовления
лекарств.
Примечание: прилагательное ветреный пишется
с одним н (в отличие от всех приставочных
однокоренных прилагательных: безветренный,
подветренный...).
Задание 49. Волшебный квадрат! Заполните
квадрат, образовав от данных названий птиц
прилагательные с помощью суффикса -ин- (он
всегда пишется одинаково, без исключений! Не
путайте: длин-н-ый, картин-н-ый... Понятно
почему?)
Образец
Ястреб – ястреб-ин-ый.
Воробей, утка, гусь, лебедь, сокол, перепел, орел,
глухарь, тетерев.
• А как вы напишете прилагательные звери_ый,
тигри_ый, мыши_ый?
Задание 50. Спишите, вставляя
пропущенный суффикс -ан-(-ян-).
Кож_ые перчатки, плат_ой шкаф, серебр_ая чаша,
дров_ой сарай, земл_ой вал, масл_ые краски, ветр_ая
оспа, песч_ая отмель, лед_ая глыба, конопл_ое
масло, ветр_ой двигатель, вод_ой насос, нефт_ая
вышка.
Исключением из этого правила, как вы, наверное,
уже знаете, являются три прилагательных из
загадки: Поля стеклянные, межи деревянные,
ручки оловянные. Вообще-то эти три
прилагательных являются относительными
(докажите!). Но могут стать и качественными, если
будут употреблены в переносном значении (помните
деревянную походку доктора Колокольчикова?).
Составьте с ними три предложения, употребив их в
значении качественных.
Задание 51. Решите орфографическую
задачу: к или ск? Допишите
последнюю букву исходной основы.
Сколь?ий лед, вя?ое болото, свят?ий (находящийся
в деревне Святцы), батра?ий труд, еле?ий
(относящийся к городу Елец), Солове?ий монастырь,
полове?ие полчища, неме?ий язык, картина «Утро
стреле?ой казни» В.Сурикова, молоде?ая удаль,
Кузне?ий Мост, лове?ая артель.
• Почему во всех этих прилагательных нужно
писать суффикс -к-?
Задание 52. У кого какое произношение?
У киргиза – киргизское, у француза – ?, у
жителя Одессы, матроса, злодея, рыцаря, рязанца,
жителя Сибири, коня, жителя Томска, узбека,
китайца, жителя города, жителя Петербурга, жителя
Екатеринбурга, жителя Игарки?
Задание 53. Орфографический марафон! Кто
быстрее и грамотнее заполнит пропуски?
1. Климат Мексики был убийстве_ым для европей_их
детей.
2. Чем он мог занять ее? Казарме_ыми песенками?
3. Он слышал много солда_ого вранья, но сам
никогда не врал.
4. Шамет уехал из поселка, не дождавшись
перемены в старух_ной судьбе.
5. Его уволили из армии без сержан_ого чина.
6. От платья пахло весен_ей свежестью.
7. На туман_ом рассвете по мосту проходила
молодая женщина.
8. Пять дней над Парижем подымалось
необыкнове_ое солнце.
9. Будь счастл_ва!
10. Из ремесле_ых заведений Шамет выбрасывал
весь мусор.
11. Я сжег тетради с ран_ими своими стихами.
12. Белые куч_вые облака превращаются в грозные
гроз_вые тучи.
13. Мы смотрели на людей в серой арестан_ой
одежде.
14. Писатель отдавал ему драгоце_ые запасы
образов и слов.
15. Писатель не может заставить героев
действовать вопреки внутре_ей логике.
16. Случается, что второстепе_ый герой вытесняет
остальных.
17. Старик нарочно коверкал рус_ие слова на
иностра_ый лад.
18. Она стояла, закутанная в длин_ую шаль.
19. Он открыл вблизи залива присутствие каме_ого
угля.
20. По утрам в лужах под стекля_ой коркой льда
были видны пузыри воздуха.
21. Самое звучание слова зарница как бы
передает медле_ый ночной блеск далекой молнии.
22. Драгоце_ые камни излучают таинстве_ый блеск.
23. Почему Есенин сказал ветр_ной свей?
24. – А это кукушк_ны слезки.
25. Невысокие меж_вые столбы стоят на
пересечении у_ких просек.
26. Около них всегда есть песча_ый бугор.
27. Оттуда шли медле_ые снег_вые тучи.
28. Стекля_ая дверь была очень сколь_ая.
29. Берез_вые рощи долго не желтели.
30. В лесах было торжестве_о, светло и тихо. (К.Паустовский)
§ 109. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ
КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Задание 54. Спишите словосочетания,
вставьте пропущенные буквы.
Заботл_вый папаша, талантл_вый конкурсант,
причудл_вый стул, приветл_вая хозяйка,
совестл_вый подросток, выносл_вый студент,
неряшл_вый ученик, затейл_вый разговор,
насмешл_вый собеседник, догадл_вый дяденька.
• Некоторые словосочетания включите в
предложения. Например: Этот простоватый на
первый взгляд дяденька оказался очень
догадливым.
• Вспомните два прилагательных: одно
образованное от существительного, другое
отглагольное, – которые со всей наглядностью
демонстрируют отсутствие в русском языке
звероподобного суффикса -лев-.
• «А как же прилагательные вермишелевый и
фланелевый?» – спросите вы. – А вот и
попробуйте разобраться! (Подсказка: произведите
словообразовательный разбор этих
прилагательных.)
Задание 55. Лингвистическое сложение.
Найдите второе слагаемое, вставьте пропущенную
гласную в суффиксе.
Сбиваться + Х = сбивч_вый (рассказ);
забывать + Х = забывч_вый (старичок);
обижаться + Х = обидч_вый (одноклассник);
находить + Х = находч_вый (лгунишка);
доверять + Х = доверч_вый (братишка);
вспылить + Х = вспыльч_вый (гость);
уступать + Х = уступч_вый (друг).
Фонемным или условным является написание
суффикса -чив-?
Задание 56. Прочитайте предложение.
• Меня озадачил его расплывч_тый ответ.
Выделите суффикс в слове с пропуском. Можно ли
доказать фонемность написания гласной в нем?
(Слово взрывчатка вам ни о чем не говорит?)
• А вот ваша веснушч_тая подруга вышла на
прогулку в клетч_том пальто. Какую гласную надо
написать в суффиксах этих
прилагательных-эпитетов? Входят ли они в тот же
словообразовательный тип, что и прилагательные расплывч_тый,
взрывч_тый? Докажите это, составив
словообразовательный квадрат.
• А теперь, после столь праведных трудов,
угостите одноклассников рассыпч_тым рисом.
Задание 57. От данных существительных и
глаголов образуйте прилагательные с помощью
суффикса -ист-. Какое общее значение
приобретают эти прилагательные? Какие из них
являются проверочными для написания суффикса?
Камень, ил, болото, жила, холм, голос, глина, ухаб,
порода, мох, извилина, раскидать, прижимать,
отрывать.
• Придумайте несколько предложений с
получившимися прилагательными.
Задание 58. Сравните пары
прилагательных, выделите в них суффикс.
Красноватый – синеватый;
глуховатый – рыжеватый;
резковатый – кудреватый;
скуповатый – молодцеватый.
• Какое общее значение придает этот суффикс
прилагательным?
• А почему он имеет разный орфографический
облик?
Задание 59. Спишите предложения,
вставьте пропущенные буквы.
1) Мал_нький дом, где я живу в Мещере, заслуживает
описания. Это бывшая баня, бревенч_тая изба,
о_шитая серым тесом. 2) Ландыши уже созрели – меж
ш_роких листьев в_сели твердые оранж_вые ягоды. 3)
Под тощей травой стояла бездо(н,нн)ая вода. 4)
Мал_нькое гроз_вое облако пр_вратилось в зл_вещ_ю
тучу, похож_ю на наковальню. 5) Сладк_ватый запах
вод_ных лилий смешан с зап_хом смолы. 6) Во рту
крыса держит серебр_ую рыбу и плывет с ней к
берегу. 7) Солотча – извил_стая, неглубокая река. (К.Паустовский)
• Произведите морфологический разбор
прилагательных из пятого предложения.
§ 110. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Задание 60. Сгруппируйте сложные
прилагательные в соответствии с дефисным или
слитным написанием.
(Мелко)водный, (медно)красный,
(машинно)тракторный, (народно)поэтический,
(пыле)защитный, (мало)габаритный,
(много)километровый, (перво)классный,
(монтажно)строительный, (научно)фантастический,
(физико)математический,
(музыкально)танцевальный, (дально)видный,
(мусоро)уборочный, (мутно)серый, (ново)годний,
(одно)комнатный, (пепельно)серый,
(пепельно)волосый, (сума)сшедший.
Задание 61. Спишите предложения,
раскройте скобки, расставьте недостающие знаки
препинания.
1)
Решение должно было быть (едино)душным. 2) Гроза
поднималась над Михайловским росла на вечернем
небе, как громадный (средне)вековый город. 3) Внизу
за суходолом виднелась пойма реки, вся в зарослях
(бледно)розовой таволги. 4) (Светло)глазая девочка
вышла на улицу и снова села у калитки. 5)
(Низко)рослые леса уже охватывали нас темным
кругом. 6) За рекой стояли, как шары (серо)зеленого
дыма, вековые ивы и ракиты. 7) Далеко по дворам
кричали (разно)голосые петухи предсказывали
ясные дни легкие морозы зимнюю тишину.
Задание 62. Зачастую сложные
прилагательные, обозначающие оттенки цветов,
отражают особенности авторского видения
окружающего мира, характеризуют говорящего или
пишущего как человека внимательного,
наблюдательного, умеющего замечать самые
разнообразные оттенки и полутона и выражать их в
слове. Кажется, мы все видим одно и то же: зеленую
траву, желтые листья, голубое небо, белый снег...
На деле же все оказывается немного сложнее, и мир
наполнен гораздо большим количеством самых
разнообразных красок. Посмотрите, сколько
оттенков цвета видит И.А. Бунин в привычных на
первый взгляд явлениях и предметах. А попутно
потренируйтесь и в правописании прилагательных,
называющих эти оттенки.
(Воздушно)голубое море, (золотисто)лиловые
облака, (мутно)малиновый шар солнца,
(серебристо)зеркальные затоны с островками
(тонко)листой осоки, (перламутрово)голубые
стрекозы, (зелено)серебристый рассвет,
(темно)серый паук, (нежно)алый закат, дымчатые
облака с (золотисто)алыми краями,
(темно)свинцовые озера, красота (бледно)ясной
лазури, (темно)лиловая прорубь, (мутно)фиолетовая
снежная равнина...
• По дороге в школу или из школы посмотрите
внимательнее на привычные вам кусты и деревья,
асфальт и крыши, облака и солнце... Какие они?
Запишите свои «цветовые открытия» отдельными
предложениями или используйте их в лирической
миниатюре, например, такой: «Мы живем на
разноцветной земле...».
§ 111. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ НЕ- С
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
Задание 63. Слитно или раздельно вы
напишете не с прилагательными в
следующих пословицах? Почему?
1) (Не)богатый Филат и денежке рад. 2) (Не)доброе
слово больней огня жжет.
3) (Не)красив лицом, да хорош умом. 4) (Не)милый
навяжется – долог век покажется. 5) (Не)радивый да
ленивый всегда позади. 6) (Не)разумного учить – в
бездонную кадку воду лить. 7) (Не)правая нажива –
детям не разжива.
• Смысл всех ли пословиц вам понятен?
Задание 64. Спишите, раскрывая скобки.
1) Я изучал течения (не)ведомых рек, прихотливые
морские побережья...2) «Гелиотроп» напоминал
дымящийся самовар, болтающийся на (не)высоких
волнах мелкого моря. 3) Из (не)правдоподобной
азиатской жары я попал в край сумрачных елей и
болот. 4) В доме было много смешных и уже (не)нужных
вещей. 5) Эти письма из Рима хорошо было читать
именно здесь, в (не)настную ночь. 6) Это были листья
(не)вековых дубов, а низкорослого кустарникового
дубняка. 7) Красота драгоценных камней все же
кажется нам (не)объяснимой. 8) Вода в колодцах
казалась (не)подвижной. 9) Однажды я ловил рыбу на
(не)большом озере с высокими, крутыми берегами. (К.Паустовский)
Задание 65. «Превратите» слитные
написания не- с прилагательными в
раздельные.
Образец Это был нестарый мужчина. – Это
был не старый, а вполне крепкий мужчина. |
1) Мы жили в небольшом бревенчатом домике. 2)
Фильм был неинтересный. 3) Мне подарили
необыкновенную игрушку. 4) Ты совершил
недостойный поступок. 5) Миша посмотрел на
окружающих незлобным взглядом. 6) Прошедший год
был для брата несчастливым.
ПОВТОРЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Задание 66. Спишите текст, вставьте
пропущенные буквы.
За берез_вым перелеском дорога круто
подымает(?)ся на песча_ый обрыв. Сырая н_зина
остает(?)ся позади, но ле_кий ветер изредка
доносит и сюда, в сухой и жаркий лес, йод_стый
воздух этих н_зин.
На пр_горке второй привал. Я сажусь на г_ряч_
хвою. Все, к чему н_ пр_к_снеш(?)ся, – сухое и теплое.
Даже л_сточки земляники – и те теплые.
Старый пень можно разл_мать просто руками и
насыпать себе на ладонь горсть к_ричн_в_й г_ряч_й
трухи.
Зной, тиш_на. Безм_тежный день созревшего до
соломе_ой спелост_ лета.
Мал_нькие стрекозы с красными крыл_шками спят
на пнях. А на л_л_ватых зонтичных цветках сидят
шмели. Они (з,с)гибают своей тяж_стью эти цветы до
самой земли. (К.Паустовский)
• Произведите морфологический разбор
прилагательных разных разрядов.
Задание 67. Тест.
1. Заполните пропуски в определении имени
прилагательного.
Имя прилагательное – это ... часть речи, которая
изменяется по ..., обозначает ... признак предмета и
отвечает на вопросы ... .
2. В какой строке прилагательное дано в
начальной форме?
а) Жесткая;
б) жесткий;
в) жесткие;
г) жесткое.
3. Прилагательное не является эпитетом в строке:
а) железная воля;
б) железная логика;
в) железный гвоздь;
г) железные доводы.
4. В какой строке прилагательное является
эпитетом?
а) Стальной цех;
б) стальной лист;
в) стальная вода;
г) стальная конструкция.
5. Укажите слово с ошибочным написанием
окончания:
а) летние дни;
б)
весеннюю оттепель;
в) осеннюю непогоду;
г) ранний зимой.
6. Какое прилагательное не образует простой
формы сравнительной степени?
а) Жуткий;
б) страшный;
в) мрачный;
г) ужасный.
7. Не образует краткой формы прилагательное:
а) странный;
б) чудной;
в) необычный;
г) ностальгический.
8. Нулевого окончания нет в прилагательном:
а) лисий;
б) лосиный;
в) барсучий;
г) заячий.
9. Не является качественным прилагательное:
а) чахлый;
б) жухлый;
в) блеклый;
г) осенний.
10. Не является относительным прилагательное:
а) столетний;
б) вековой;
в) вечный;
г) тысячелетний.
11. Найдите словоформу с ошибкой в окончании:
а) виделся с Петей Ростовым;
б) живет под Ростовым;
в) был знаком с Пушкиным;
г) живет под Пушкином.
12. Буква и пишется в суффиксе
прилагательного:
а) серебр_ный;
б) веснушч_тый;
в) извил_стый;
г) клетч_тый.
13. Буква и пишется в суффиксе
прилагательного:
а) талантл_вый;
б) фланел_вый;
в) тюл_вый;
г) вермишел_вый.
14. Буква е пишется в суффиксе
прилагательного:
а) привередл_вый;
б) заботл_вый;
в) фасол_вый;
г) уродл_вый.
15. В каком прилагательном пишется одна буква н?
а) Карма_ый;
б) стекля_ый;
в) глиня_ый;
г) операцио_ый.
16. В каком прилагательном пишется нн?
а) Лебеди_ый;
б) ветре_ый;
в) дли_ый;
г) комари_ый.
17. Какое прилагательное не может писаться с не
раздельно?
а) Неустрашимый;
б) неживой;
в) неловкий;
г) неуверенный.
18. Укажите словоформу с не:
а) не пришли н_ к какому результату;
б) н_ к чему придраться;
в) н_ к чему не придрался;
г) н_ в чем не признался.
19. Какое прилагательное пишется слитно?
а) (Горько)соленый;
б) (молочно)мясной;
в) (густо)зеленый;
г) (красно)щекий.
20 Какое прилагательное пишется через дефис?
а) (Голубо)глазый;
б) (красно)коричневый;
в) (темно)кожий;
г) (дальне)восточный.
* Хотя прилагательные здесь
выступают в роли существительных – как
отдельные слова, они не меняют своих
грамматических свойств. (Прим. ред.)
И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл. |