МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
7-й класс
Работаем по учебнику М.Т.
Баранова
Повторение темы «Лексика»
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Лесное пиршество
Природа, перед тем как отправить деревья на
покой, устраивает каждый год лесной2 пир,
последний лесной к_рнавал, своеобразную осеннюю2
выст_вку красоты леса. Каждое дерево одевается в
свою одежду. Вот итоги!
И только сосны, кажется, равн_душны к земной
суете своих с_братьев. (Ф.Абрамов)
1) Объясните значение слов карнавал, суета.
2) Укажите в этом тексте метафоры, эпитеты.
3) Определите тип текста и стиль речи. Докажите.
2. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Рыжая метель
От родимой ветки оторвался и полетел золотой
лист. Падая, он долго кружится, норовит
примоститься на шляпку гриба. И сборщики, точно
на палубе, ходят под яркими парусами кленов. Под
ногами шуршат цветистые вороха опавшей листвы.
Кругом шорох и шелест. По лесу будто расхаживает
и пугает зайцев таинственный невидимка.
Словно на маскараде стоит сизо-зеленый куст
можжевельника. Уже не ловятся ни комары, ни мухи в
пустые тенета паутины, а висят на них одни
листочки. Облетает яркий наряд деревьев. Долой
лист! Он обременит зимой ветви.
Немое беспокойство как бы таится в ленивой
пышности лесной чащи. Радугами полегли
широколистые травы. На карминном листе сборчатой
манжетки сверкают непросохшие капли росы. И на
белой вогнутой шляпке скрипицы застоялась
дождевая вода. Белка, как кошка, лакает из грибной
лунки. До отвала наелась игрунья орехов, желудей,
грибов, семян еловых шишек и жадно запивает
водой.
Ветер-листобой разметал по полянам опавший
лист. Шумными коврами устланы нехоженые тропинки
лесных чащ. Веет рыжая метель. (Д.Зуев)
1) Что объединяет эти два текста?
2) В первом абзаце найдите синонимы. (Ходят –
расхаживает.)
3) Пользуясь словарем, определите значение слов тенета,
обременит.
4) Путем подбора синонимов объясните значение
слов норовит, примоститься, ворох, таится,
разметал.
5) Как связаны предложения первого абзаца? (Лексическим
повтором слова лист, однокоренными словами лист
– листва, местоимением он.)
6) Составьте словарик художественных средств,
используемых в тексте.
а) Эпитеты;
б) метафоры;
в) олицетворения;
г) сравнения.
Как они помогают автору?
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл. |