ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
11-й класс
Средства художественной выразительности
(2 часа)
Цель урока: обобщение и систематизация
знаний о стилистических фигурах и тропах при
подготовке к ЕГЭ.
ХОД УРОКА
Слово учителя
Существенное свойство художественной речи –
изобразительность, то есть употребление таких
слов и оборотов, которые вызывают в воображении
читателя или слушателя наглядное представление
или живой образ предметов, явлений, событий и
действий. Средства художественной
изобразительности многочисленны и разнообразны.
Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры
речи. Наша задача сегодня – систематизировать
знания о средствах художественной
изобразительности, учиться видеть их работу в
произведении. Что такое троп и что такое
стилистическая фигура (фигура речи), в чем их
различие?
Троп – это оборот речи, в котором слово или
выражение употреблено в переносном значении в
целях достижения большей художественной
выразительности. В основе тропа лежит
сопоставление двух понятий, которые
представляются нашему сознанию близкими в
каком-либо отношении. Наиболее распространенные
виды тропов: аллегория, гипербола, ирония,
литота, метафора, метонимия, олицетворение,
перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.
Стилистическая фигура (фигура речи) – это
оборот речи, синтаксическое построение,
используемое для усиления выразительности
высказывания. Наиболее распространенные
стилистические фигуры: анафора, антитеза,
бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие,
параллелизм, риторический вопрос, риторическое
обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Учитель. Итак, за работу. Отгадайте: о чем
пойдет речь? Она бывает простая, развернутая,
лексическая. Что это?
Учащиеся. Это метафора.
– Что такое метафора?
(В переводе с греческого метафора обозначает
перенос. Метафора – это употребление слова в
переносном значении на основе сходства в
каком-либо отношении двух предметов и явлений: крыло
самолета (крыло птицы); золотые руки (золотое
кольцо).)
– Метафора – это один из наиболее
распространенных тропов. Как вы думаете: почему?
(Это объясняется тем, что сходство между
предметами или явлениями может быть основано на
самых различных чертах. Кроме того, нужно
отметить такие особенности метафоры, как
компактность и образность. В отличие от
двучленного сравнения, в котором приводится и то,
что сравнивается, и то, с чем сравнивается,
метафора содержит только второе.)
– Даны примеры: говор волн, стальное перо,
стрелка часов, нос корабля, ножка стола, заря
жизни, дверная ручка, лист бумаги, град пуль,
закат пылает, льется речь. Постарайтесь
сгруппировать эти примеры. Сколько групп
получилось? Обоснуйте ответ.
(Две группы: 1) стальное перо, стрелка часов,
дверная ручка, лист бумаги; 2) говор волн, нос
корабля, ножка стола, заря жизни, град пуль, закат
пылает, льется речь. В первой группе примеров
метафора лексическая (мертвая, окаменевшая,
стертая), во второй – простая. Простая
метафора построена на сближении предметов или
явлений по одному какому-либо общему у них
признаку. Если первоначальный метафорический
перенос уже не воспринимается, не осознается
говорящим, то это метафора лексическая.)
– Прочитайте следующее предложение:
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем
крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на
утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные
громады. (М.Горький)
Никто не станет отрицать, что оно метафорично.
Какая метафора в данном предложении? Как она
называется?
(Это развернутая метафора.)
– Дайте определение метонимии и синекдохи.
Распределите приведенные примеры в соответствии
с видом тропа.
1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)
2) Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин)
3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)
4) Перо его местию дышит. (А.К. Толстой)
5) Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский)
6) Пуще всего береги <...> копейку. (Н.Гоголь)
7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
8) И слышно было до рассвета, как ликовал
француз. (М.Лермонтов)
9) Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов)
10) Мы все глядим в Наполеоны. (А.Пушкин)
(Метонимия в переводе с греческого означает
переименование. Метонимия – это употребление
названия одного предмета вместо названия
другого предмета на основании внешней или
внутренней связи между ними.
Синекдоха – разновидность метонимии, в
переводе с греческого означает
соподразумевание. Синекдоха – это перенос
значения с одного явления на другое по признаку
количественного отношения между ними;
употребление названия целого вместо названия
части, общего вместо частного и наоборот.
В примерах 1, 3, 4, 7, 9 – метонимия, в 2, 5, 6, 8, 10 –
синекдоха.
В примере 1 наблюдается связь между предметом и
материалом, из которого предмет сделан, в примере
3 – между содержимым и содержащим, в (4) – между
действием и орудием этого действия, в (7) – между
автором и его произведением, в (9) – между местом и
людьми, находящимися на этом месте.
В (2) автор употребляет часть вместо целого (флаги
в значении «корабли», в (5) – родовое название
вместо видового (светило вместо солнце), в
(6) – видовое название вместо родового (копейка
в значении «деньги»), в (8) – ед. ч. в значении мн. ч.,
в (10) – мн. ч. в значении ед. ч.)
– Что объединяет следующие примеры?
1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и
гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил
куда-то в бесконечность. (В.Короленко)
2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)
3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок
упаду. (А.Чехов)
4) Волков бояться – в лес не ходить. (Пословица)
5) Люди знали: где-то, очень далеко от них идет
война. (В.Ажаев)
(Примеры 2, 4, 5 отражают явления бессоюзия, а 1, 3 –
многосоюзия. Бессоюзие имеет другое название
– асиндетон. Бессоюзие – это бессоюзная связь
однородных членов простого предложения или
предикативных частей сложного предложения;
нередко используется как стилистический прием. У
многосоюзия другое название – полисиндетон.
Многосоюзие – это стилистическая фигура,
состоящая в намеренном увеличении количества
союзов в предложении, обычно используется для
связи однородных членов, благодаря чему
подчеркивается роль каждого из них, создается
единство перечисления, усиливается
выразительность речи.)
– Каким терминам-тропам и терминам –
стилистическим фигурам соответствуют следующие
определения? (Учитель читает определение,
ученики называют термин.)
Стилистическая фигура, заключающаяся в
постановке рядом слов, близких по звучанию, но
разных по значению. – Парономазия (1).
Стилистическая фигура, служащая для усиления
выразительности речи путем резкого
противопоставления понятий, мыслей, образов. – Антитеза
(2).
Троп, заключающийся в иносказательном
изображении отвлеченного понятия при помощи
конкретного, жизненного образа. Например, в
баснях и сказках хитрость показывается в образе
лисы, жадность – в обличье волка, коварство – в
виде змеи и т.д. – Аллегория (3).
Образное выражение, содержащее непомерное
преувеличение размера силы, значения и т.д.
какого-либо предмета, явления. – Гипербола (4).
Троп, состоящий в употреблении слова или
выражения в смысле, обратном буквальному, с целью
насмешки. – Ирония (5).
Образное выражение, содержащее непомерное
преуменьшение размера, силы, значения и т.д.
какого-либо предмета, явления. – Литота (6).
Стилистическая фигура, состоящая в соединении
двух понятий, противоречащих друг другу,
логически исключающих одно другое. – Оксюморон
(7).
Троп, состоящий в приписывании неодушевленным
предметам признаков и свойств живых существ. – Олицетворение
(персонификация) (8).
Троп, состоящий в замене названия лица,
предмета или явления описанием их существенных
признаков или указанием на их характерные черты.
– Парафраз и парафраза, перифраз и перифраза
(9).
Одинаковое синтаксическое построение
(одинаковое расположение сходных членов
предложения) соседних предложений или отрезков
речи. – Параллелизм (10).
Оборот речи, заключающийся в том, что автор не
до конца выражает мысль, предоставляя читателю
(или слушателю) самому догадаться, что именно
осталось не высказанным. – Умолчание (11).
– Установите соответствие данных примеров с
приведенными выше определениями.
Не глух, а глуп. – (1)
Туманный Альбион (вместо Англия). – (9)
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы.
(В.Брюсов) – (10)
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (В обращении к
ослу.) (И.Крылов) – (5)
Но слушай: если я должна тебе... кинжалом я
владею, я близ Кавказа рождена. (А.Пушкин) – (11)
О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так суетишь
безумно? – (8)
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
– (6)
В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
– (4)
Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) –
(2)
Сладкая скорбь. – (7)
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник
горюет. (Пословица) – (2)
– В соответствии с темой урока приведите
лингвистический комментарий следующих примеров:
1) Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
(А.Пушкин)
2) ...Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
(М.Лермонтов)
3) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С.Есенин)
4) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(А.Пушкин)
(В начале каждого параллельного ряда во всех
примерах повторяются одни и те же элементы. Такая
стилистическая фигура называется анафорой, или
единоначатием. Анафора бывает звуковой
(повторение одних и тех же сочетаний звуков) –
пример 1; морфемной (повторение одних и тех же
морфем или частей сложных слов) – пример 2; лексической
(повторение одних и тех же слов) – пример 3; синтаксической
(повторение одних и тех же синтаксических
конструкций) – пример 4; строфической
(повторение одних и тех же элементов в начале
строф). Пример строфической анафоры –
стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется
желтеющая нива...».)
Вопрос об использовании анафоры в
прозаической речи вызвал у учащихся
затруднение. Для анализа был дан следующий
пример:
Мало того что осуждена я на такую страшную
участь; мало того что перед концом своим
должна видеть, как станут умирать в невыразимых
муках отец и мать, для спасения которых двадцать
раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало
всего этого: нужно, чтобы перед концом своим
мне довелось увидеть и услышать слова и любовь,
какой не видала я. (Н.Гоголь)
(В качестве примера дан период. Период – это
сильно распространенное простое предложение или
многочленное сложное предложение,
характеризующееся со стороны содержания
значительной полнотой и законченностью
выражения мысли, единством темы, а со стороны
интонации распадением на две части: повышение и
понижение. Суть анафоры в периоде заключается в
том, что члены периода – повышение и понижение –
начинаются одними и теми же словами.)
– Сейчас мы обратимся к примерам, которые
позволят понять суть стилистической фигуры,
противоположной анафоре.
1) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный
советник? Почему именно титулярный советник?
(Н.Гоголь)
2) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А.Блок)
Итак, о чем речь?
(Стилистическая фигура, противоположная
анафоре, – это эпифора, т.е. повторение одних
и тех же элементов в конце каждого параллельного
ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.).)
– Писатели и поэты в своих произведениях
широко используют градацию. Ваша задача –
вписать в определение градации вместо точек
подходящие по смыслу слова.
Градация – это ... (стилистическая) фигура,
состоящая в таком расположении частей
высказывания (слов, отрезков предложения), при
котором каждая ... (последующая) заключает в себе
... (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое
или эмоционально-экспрессивное значение,
благодаря чему создается ... (нарастание, реже
ослабление) производимого ими впечатления. В
зависимости от этого градация бывает ...
(восходящей или нисходящей). Градация восходящая
– это расположение слов в порядке ...
(усиливающегося) значения. Градация нисходящая –
это расположение слов в порядке ...
(уменьшающегося) значения.
– Определите тип градации в следующих
примерах:
1) Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)
2) Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
(О.Берггольц)
3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются
и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не
сходный вид. (С.Аксаков)
(Примеры 1, 3 – градация восходящая, пример 2 –
градация нисходящая.)
– Поговорим об инверсии. Что такое
инверсия?
(Это стилистическая фигура. Инверсия –
расположение членов предложения в особом
порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с
целью усилить выразительность речи.)
– Обратимся к конкретным примерам. Найдите
инверсию в следующих предложениях.
1) Опасна охота на медведя, страшен раненый
зверь, да смела душа охотника, привычного к
опасностям с детства. (А.Коптяева)
2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из
черного облака на поля пустынные, на деревни
дальние, на деревни ближние. (А.Неверов)
3) Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном
замесили. (М.Салтыков-Щедрин)
4) Сначала очень была огорчена. (А.Пушкин)
(В первом предложении имеет место инверсия
главных членов, во втором – инверсия
согласованных определений, в третьем – инверсия
дополнений, в четвертом – инверсия
обстоятельства меры и степени.)
– Инверсия связана не только с изменением
положения соотносительных членов предложения
между ними, но и с местом слова в предложении. Как
вы думаете, какой член предложения оказывается в
наиболее выигрышном положении? Проанализируйте
следующие примеры:
1) Помогла детям чистейшая случайность.
2) Не надеюсь я на его аккуратность.
3) За Отчизну сражались герои-партизаны.
4) Рассказ он написал замечательный.
5) С радостью было воспринято это сообщение.
(В наиболее выигрышном положении оказывается
тот член предложения, который выносится в его
начало, если только это место не является для
него обычным, или, наоборот, отодвигается в конец
предложения, особенно если в абсолютном конце
предложения сообщается нечто новое. В первом
примере инверсировано подлежащее случайность,
во втором – сказуемое не надеюсь, в
третьем – дополнение за Отчизну, в
четвертом – определение замечательный, в
пятом – обстоятельство образа действия с
радостью.)
– Инверсию каких членов предложения мы
наблюдаем в следующих предложениях?
(Самостоятельная работа с последующей
проверкой.)
1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев)
2) Сметливость его и тонкость чутья меня
поразили. (А.Пушкин)
3) Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)
4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф.Гладков)
5) Все уговорились держать себя с нею при
Степане Михайловиче ласково. (С.Аксаков)
6) Да, мы дружны были очень. (Л.Толстой)
7) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.Тургенев)
– Насколько верно утверждение, что парцелляция
и присоединение – это одно и то же,
синонимы?
(Верно частично. Присоединительные конструкции
могут быть как в рамках основного предложения,
так и за его пределами. В последнем случае парцелляция
и присоединение фактически совпадают.
Парцеллируемые части всегда находятся вне
основного предложения. Парцелляция широко
используется в современной художественной
литературе как особый стилистический прием,
позволяющий усилить смысловые и экспрессивные
оттенки значений.)
– Дадим определение парцелляции.
(Парцелляция – это такое членение
предложения, при котором содержание
высказывания реализуется не в одной, а в двух или
нескольких интонационно-смысловых речевых
единицах, следующих одна за другой после
разделительной паузы.)
– Прочитайте следующие примеры и скажите, есть
ли в них присоединение.
1) С девушкой он вскоре поссорился И вот из-за
чего. (Гл. Успенский)
2) У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панферов)
3) Флёров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И
доктор тоже. (М.Горький)
4) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе.
Сощурился. (Н.Ильина)
(Нет, во всех примерах мы наблюдаем
парцелляцию.)
– Один из частотных тропов – сравнение. Что
называется сравнением?
(Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении
одного предмета другому на основании общего у
них признака.)
– Существуют различные способы выражения
сравнения. Ваша задача – определить способы
выражения сравнения в данных примерах.
1) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б.Горбатов)
2) Ты всех милее, всех дороже, русская,
суглинистая, жесткая земля. (А.Сурков)
3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера
струи. (Ф.Тютчев)
4) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.
(М.Лермонтов)
5) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький)
(Сравнение выражено в примере 1 – творительным
падежом; в примере 2 – формой сравнительной
степени прилагательного; в примерах 3, 4 –
оборотами со сравнительными союзами; в примере 5
– лексически, при помощи слова подобна.)
– Какие еще способы выражения сравнения вы
знаете?
(Сравнение может быть выражено
фразеологическим оборотом; сущ. в им.п. в роли
именной части сказуемого или приложения; СПП с
придаточным сравнения; наречиями, морфемный
состав которых соответствует моделям: по-...ому,
по-...ему, по-...и.)
– Даны два примера. Определите, в чем различие
между сравнениями в первом предложении и во
втором.
1) Ее уста, как роза, рдеют. (А.Пушкин)
2) Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как
рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как
молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и
благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар
меча в руках богатыря. (В.Белинский)
(1 – сравнение простое, предметы сравниваются
по одному общему у них признаку; 2 – сравнение
развернутое, построено на сопоставлении многих
схожих черт.)
– Еще один пример. В чем его особенность?
То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,
– в Путивле плачет Ярославна одна на городской
стене. («Слово о полку Игореве»)
(Сравнение построено не на сопоставлении двух
явлений, а на их противопоставлении. Это
сравнение отрицательное.)
– А теперь по характерным признакам
постарайтесь угадать, какая стилистическая
фигура имеется в виду.
– В переводе с греческого это слово обозначает
выпадение, опущение. Пропущенный элемент
высказывания легко восстанавливается в данном
контексте или ситуации. Писатели и поэты
используют эту стилистическую фигуру для
придания высказыванию динамичности, интонации
живой речи. Догадались? Правильно, это эллипсис.
Подтвердим сказанное примерами.
1) Во всех окнах – любопытные, на крышах –
мальчишки. (А.Н. Толстой)
2) Шампанского! (А.Чехов)
3) Вместо хлеба – камень, вместо поучения –
колотушки. (М.Салтыков-Щедрин)
– Решив задачу «Четвертое лишнее», вы поймете,
о каком тропе пойдет речь.
1) Веселый ветер,
2) седая старина,
3) деревянный дом,
4) черная тоска.
(Лишним является пример 3, в примерах 1, 2, 4
используются эпитеты, в примере 3 эпитет
отсутствует.)
– Что называется эпитетом?
(Эпитет – это художественное, образное
определение.)
– Необходимо знать о том, что существует расширительное
толкование эпитета*, при
котором эпитетом называют не только
прилагательное, определяющее существительное,
но и существительное-приложение, а также наречие,
метафорически определяющее глагол: мороз-воевода,
ветер-бродяга, старик океан; гордо реет.
А теперь попробуйте самостоятельно продолжить
ряд примеров: красна девица, море синее, солнце
красное...
(Речь идет о постоянных эпитетах. Они часто
встречаются в народном поэтическом творчестве,
переходят из одного произведения в другое.
Примеры постоянных эпитетов можно продолжить: добрый
молодец, поле чистое, тучи черные, зелена трава
и т.д.)
– Скажите, пожалуйста: что можно назвать
риторическим, имея в виду тему нашего урока?
(Риторическим бывает обращение, вопрос.)
– В чем особенности этих стилистических фигур?
(Риторическое обращение состоит в том, что
высказывание адресуется неодушевленному
предмету, отвлеченному понятию, лицу
отсутствующему. На риторический вопрос не
ожидается ответа.)
– В каких из приведенных примеров встречаются
риторические обращения?
1) Приятель дорогой, здорово! (И.Крылов)
2) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор
вершины, и вы, знакомые леса. (А.Пушкин)
3) Старик! О прежнем позабудь... (М.Лермонтов)
4) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин)
5) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так
смотришь пасмурно? (И.Никитин)
(Риторические обращения встречаются в примерах
2, 4, 5.)
– Сравните два предложения. Какое из них
представляет собой риторический вопрос? (Второе.)
1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б.Горбатов)
2) На кого не действует новизна? (А.Чехов)
Обратимся к тексту М.Пришвина «Неведомому
другу». Какие средства художественной
изобразительности использует в тексте автор?
(Самостоятельная работа с последующим анализом.)
Неведомому другу
Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая
земля, неизведанный слой небес, утро такое
единственное, никто еще не вставал, ничего никто
не видал, и ты сам видишь впервые.
Допевают свои весенние песни соловьи, еще
сохранились в затишных местах одуванчики, и,
может быть, где-нибудь в сырости черной тени
белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие
летние птички – подкрапивники, и особенно хороша
флейта иволги. Всюду беспокойная трескотня
дроздов, и дятел очень устал искать живой корм
для своих маленьких, присел вдали от них на суку
просто отдохнуть.
Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего
счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай
солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе
помогать. Гляди, лунь плывет над водой: это же не
простой лунь, в это утро он первый и единственный,
и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку, –
завтра так точно сверкать они уже не будут, и
день-то будет не тот, – и эти сороки выйдут
где-нибудь в другом месте. Это утро единственное,
ни один человек его еще не видел на всем земном
шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.
И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили,
передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел,
поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался.
Смелей же, смелей.
И опять расширится душа: елки, березки, – и не
могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на
соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки,
березки, до чего хорошо!
Домашнее задание. Произведите такой же
анализ миниатюры М.Пришвина «Вечер освящения
почек».
Почки раскрываются, шоколадные с зелеными
хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит
большая прозрачная светлая капля. Возьмешь одну
почку, разотрешь между пальцами, и потом долго
все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя
или особенным воспоминательным запахом
черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался
наверх по дереву за ягодками, блестящими,
черно-лаковыми, и ел их горстями прямо с
косточками, и почему-то от этого никогда ничего,
кроме хорошего, не бывало.
Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то
напряженно: должно же что-нибудь случиться в
такой тишине. И вот, кажется, пришло: кажется,
начинают шептаться между собой деревья: береза
белая с другой березой белой издали
перекликаются, осинка молодая стала на поляне,
как зеленая свеча, находит себе такую же свечу,
черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми
почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками
перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая
порода окружена своим ароматом.
Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать
почки, но капли на них светились, и, даже когда
ничего нельзя было понять в темной тесноте
кустарников, капли светились, одни только капли
да небо: капли брали у неба свой свет и светили
нам в темном лесу.
Мне казалось, будто я весь собрался в одну
смолистую почку и хочу раскрыться навстречу
единственному неведомому другу, такому
прекрасному, что при одном только ожидании его
все преграды движению моему рассыпаются
ничтожною пылью.
* С таким расширительным
толкованием категорически не согласен автор
знаменитого «Поэтического словаря»
А.Квятковский. – Прим. ред.
Н.М. РУХЛЕНКО,
г. Белгород |