МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Русские народные загадки
на школьных уроках
Развитие культуроведческой компетенции
школьников, которая «обеспечивает формирование
русской языковой картины мира, овладение
национально-маркированными единицами языка»
(Е.А. Быстрова) сегодняшняя методика преподавания
русского языка считает одним из ведущих
направлений. В современных школьных программах
ставится задача изучать пословицы, поговорки,
загадки как формы образной речи, добиваться
понимания их смысла и использования в
собственной речи учащихся.
Школьники знают мало пословиц и загадок, и если
и понимают, то не используют их в собственной
речи. Они занимают скромное место в современных
учебниках русского языка. Из учебника в учебник
кочуют одни и те же пословицы. Огромное
количество ярких, образных выражений, способных
восхищать меткостью, оригинальностью, остаются
неизвестны учащимся. Если пословицы хоть в
какой-то мере представлены в школьных учебниках,
то загадок во многих из них нет вообще, так как
довольно широко распространено мнение, что
загадки интересны только малышам или ученикам
начальной школы. Мы не привыкли смотреть на
загадки как на объект изучения при обучении
русскому языку. Наконец, пословицы и загадки в
школе используют исключительно как
орфографические или пунктуационные упражнения и
не отмечают языковое своеобразие этих
замечательных художественных миниатюр.
Для использования на уроках грамматики,
орфографии, пунктуации пословицы и загадки
действительно очень удобны.
Среди пословиц и загадок можно найти
прекрасный материал на любое орфографическое
правило, на любую орфограмму. Его использование
на школьных уроках позволит уйти от монотонности
привычного дидактического материала, сделает
орфографическую работу интересной и
разнообразной.
Трудно переоценить значение загадок для
проведения разного вида грамматических
разборов. Кроме того, они дают прекрасную
возможность анализировать лексические и
грамматические архаизмы – устаревшие
грамматические формы: Стоит мальчик, скривя
пальчик. (Крюк) Дай, боже, нашему теляти волка
поймати. Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.
На одном полозу хлеба на год привезу. (Корабль)
Ходит Хам по горам, берет ягоды с грибам. (Смерть)
Сяду на конь и поеду в огонь. (Чугун)
Многие загадки нелегко разгадывать людям ХХI
века, особенно горожанам, так как в этих текстах
немало архаической лексики, в них часто идет речь
о предметах, ушедших из быта современного
человека. Учителю придется объяснять значение
слов типа овин, кружало, кушак, светец, епанча,
даже жернова, озимые, коромысло – нужен
краткий словарик устаревших, диалектных и редких
слов, чтобы разобраться в смысле многих пословиц
и загадок (такой словарик учащиеся могут
составить и сами). Придется рассказывать о тех
или иных реалиях быта крестьян, их обычаях,
занятиях. Загадка Лежит свинка – вырезана
спинка рисует не фантастический образ, а всего
лишь корыто. С элементами примитивного ткацкого
стана сравнивается в загадке крыша
крестьянского дома, чаще всего крытая соломой: Основа
соснова, уток соломенный. Нашим современникам,
весьма смутно представляющим, как крестьяне
вручную молотили снопы, трудно отгадать загадки
об этом процессе: На Гурьевском поле затопали
кони. На поляне, на кургане подрались дворяне: не
видать ни костей, ни мастей, только видно, где
дрались. На поле на Арском, на порубеже татарском,
лежат все побиты, бороды побриты, а брюха
распороты.
О многих отвлеченных понятиях, таких, как
смерть, жизнь, время, вера и т.д., загадка говорит,
используя конкретные образы – предметы из быта
ее создателей – крестьян: Ходит Иуда с золотым
блюдом, берет ягодки зрелые и незрелые и кладет
на одно блюдо. (Смерть) Ежегодно приходят к
нам в гости: один седой, другой молодой, третий
скачет, а четвертый плачет. (Времена года)
Белый вол всех поднял, черная корова всех
поборола. (День и ночь)
Интересно
понаблюдать за использованием в текстах
пословиц и загадок грамматических разрядов слов,
за соотношением слов разных частей речи. Самое
значительное место занимают в пословицах
существительные и глаголы: Тучи соберутся – дождь,
люди соберутся – сила. В лес дров не возят, в
колодец воды не льют. Главную смысловую
нагрузку в загадках могут нести прилагательные в
сочетании с существительными: Во хлеве, хлевище
стоит бурое конище, ноги белые, подкованные.
(Мельница) В загадках другого вида наиболее
частотны глаголы: Как на него взглянешь, так
и заплачешь. (Лук) Кланяется, кланяется,
придет домой – растянется. (Топор). Следует
обратить внимание на частые повторы именно
глаголов в составе загадок: Течет, течет – не
вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Имена прилагательные в пословицах чаще
выступают в роли именной части составного
сказуемого: Из воды сухим выйдет. Пока молод, не
страшен ни жар, ни холод. В загадках большое
количество прилагательных используется в
значении существительных; субстантивированные
имена выделяют основные признаки задуманного
предмета: Синенька, маленька, по городу скачет,
всех людей красит. (Игла) Маленький,
курбатенький, всему миру свет. (Месяц) Пустое
стоит, полное ходит. (Обувь) Косо и криво,
куда ни пойдет, зелено и кудряво сомнет. (Коса)
Как строится загадка? Обычно в ней
перечисляются отличительные (не всегда самые
характерные) качества загаданного предмета, но
он намеренно не называется. Лишь в небольшом
количестве загадок отсутствует метафора, слова
использованы в своем прямом значении. Гораздо
чаще загадка обладает метафорическим смыслом,
загаданные предметы называются именами других,
сходных с первыми какими-то признаками: По
синему пологу золотое просо рассыпано. (Звезды
на небе), Где рожь выше дерева растет? В
последнем случае необходимы пояснения: рожь
– метафорическое обозначение теста, из дерева
делалась посуда для теста – квашня, это и
есть отгадка. В подобных загадках привлекает
неожиданность сопоставлений. Многие загадки, по
словам А.Н. Журинского, вызывают «эффект
обманутого ожидания» из-за нарушения привычных
связей, обычных отношений между явлениями: По
синему небу тарелка плывет. (Месяц) Сильнее
солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а
плачет. (Туча)
Одушевленные объекты загадок часто предстают в
виде неодушевленных предметов и, наоборот,
неодушевленные предметы одушевляются: В нашем
жите хороший росток. (Семья, жених) Белая
кошка лезет в окошко. (Свет) У черных цыплят
гребешки горят. (Угли) Морщинистый Тит всю
деревню веселит. (Гармонь)
Чаще
загаданный предмет и ключевое слово в загадке –
слова одного и того же рода, это помогает найти
отгадку, но возможны и отступления от этого
правила: Черная гагара по морю летала, гусей
гоняла. (Кочерга, печь, угли) Под землей огонь
горит, а снаружи дым видно. (Морковь)
Загадки большей частью отличаются
лаконичностью, они ритмически организованы,
имеют созвучия – рифмы, причем не только в конце
строки: На бору, на юру стоит старичок, красный
колпачок. (Гриб) Дед в шубу одет, наружу мех. (Медведь)
Широко используются в народных загадках
повторы слов, разных форм одного слова,
однокоренных слов, частичная омонимия корней,
аллитерации вместе с синтаксическим
параллелизмом частей – так народная мудрость
отражает сложность и противоречивость явлений и
устройства мира в целом: Гостил гость, мостил
мост без топора и без кола. (Мороз) Живет
толчея, вьется, как змея, виться-то вьется, да
больно дерется, гора на горе, дыра на дыре, совсем
нет покоя. Что это такое? (Плохая дорога)
Пятьдесят поросят в один голос голосят. (Вода
кипит)
Настольной книгой учителя должен быть не
только знаменитый словарь Даля, но и его сборник
пословиц и поговорок (в их составе есть и загадки)
– «свод народной опытной премудрости, цвет
здорового ума, житейская правда народа»,
«мудрость, отстоявшаяся в веках».
Даль собрал более 30 тысяч этих емких, образных,
ярких речений. Даль-лексикограф считал
необходимым в качестве иллюстрации в каждой
словарной статье приводить десятки пословиц,
чтобы с их помощью показать тончайшие оттенки
смысла в значении слов, познакомить с традицией
употребления их в народной речи. Неизмеримо
богат, считал Даль, тот, кто знает не только сани,
но и кибитку, салазки, дровни, розвальни.
Но еще богаче тот, для кого слово – образ. Эти
слова В.И. Даля можно отнести и к загадке – они
еще реже встречаются в школьных учебниках.
Пословицы и загадки помогают «знакомить
русских с Русью», ее историей, идеалами, обычаями,
народными приметами, повседневной жизнью
крестьян, в среде которых создано подавляющее
большинство этих ярких образных изречений. О
многом могут рассказать пословицы и загадки, в
которых упоминаются реалии далекого прошлого,
особенности быта, занятий, мировосприятия их
создателей:
Пожалеешь лычка – не увяжешь и ремешком.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Не хвали пива в сусле, а ржи в озими.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки – врозь.
В лихости и зависти ни проку, ни радости.
Они ненавязчиво, в образной форме сообщают
нравственные нормы общества, иронизируют над
ленью, трусостью, чванством и другими
человеческими пороками: Ленивому Мишке все не
книжки. Буду есть мякину, а фасон не кину. Из
тех же господ только самый испод. И по рылу видать,
что не простых свиней. Близорук: через хлеб да за
пирог. Недомогает: девятый хлеб доедает.
Произведения малых жанров фольклора можно
рассматривать и как художественные миниатюры,
построенные по законам поэтики. Научить
чувствовать красоту, видеть отточенность формы,
юмор русских пословиц и загадок помогут
специальные уроки, посвященные пословице или
загадке как определенной художественной форме,
на которых школьники узнают об их происхождении,
проанализируют их звуковой облик,
морфологический и синтаксический строй, прямое и
переносное значение слов. На таких уроках
полезно подбирать пословицы или загадки –
синонимы и антонимы к изучаемым, анализировать
художественные тексты, в которых пословица
встречается, использовать прием словесного
рисования, составлять свои тексты на тему
пословицы. Для подобных уроков можно выбрать
множество пословиц из сборника Даля. Например: Как
ни грозен будет день, вечер настанет. В осеннее
ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит,
мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. Корень
учения горек, да плод его сладок. Не тужи о
пне, коли поросль есть. Не только щит, но колос
врага колет.
Предельный лаконизм формы определил
требование особой полновесности каждого слова.
Задачу не только назвать явление, но и сообщить
ее качественно-оценочную характеристику
выполняют слова с привычными для фольклора
суффиксами оценки: Стоит волчище, разиня ртище.
(Овин со снопами) Лето – припасиха, зима –
подбериха. Как из орешка ядрышко. В чужой прудок
не пускай неводок. Серое суконце лезет в оконце. (Солнце).
И стучиха, и бречиха, и четыре шумитихи, и хохол, и
махор, и змея с хохлом. (Телега, колеса, лошадь)
Маленький бесок суется в частенький лесок. (Челнок
ткет холст)
Почти каждая пословица и загадка – это не
только мудрое изречение, но и художественная
миниатюра, отличительной особенностью которой
является яркая образность. В.И. Даль писал в
«Напутном»: «…в пословицах наших можно найти
образцы всех прикрас риторики, все способы
окольного выражения». Действительно, в
пословицах и загадках встречаем самые разные
виды тропов:
Метафора. По поднебесью веревка протянулась. (Журавль)
За нашим домом висит кусочек сыру. (Месяц)
Ноги в земле, кишки на дереве, голова на свадьбе. (Хмель)
Гипербола. Краше в гроб кладут. Снявши голову,
по волосам не плачут. Семеро одну соломинку
поднимают. 77 корчаг на одном колу торчат. (Репей)
Стоит хлевец, в нем пять тысяч овец. (Улей)
Литота. Пьяному море по колено. В трех соснах
заблудился. И маковой росинки во рту не было.
Сравнение самых разных видов. Бела, как снег,
зелена, как луг, черна, как жук, поет, как бес,
повертка в лес. (Сорока) Вьется ужом, а
топорщится ежом. Земля – тарелка: что положат –
то и возьмешь. Голова что чан, а ума ни на
капустный кочан. На улице столбом, в избе
скатертью. (Дым) Краше красного солнышка,
светлее ясного месяца. (Икона) Летит
по-птичьи, говорит по-бычьи. (Жук)
Синекдоха и метонимия. Страх тепло волочит. (Волк
овцу тащит) Семь топоров вместе лежат, а две
прялки врозь. Глаза бы мои на тебя не глядели! По
горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
Поймаю гуся, пущу его в воду, буду им водить – он
станет говорить. (Гусиное перо) Рубль бежит,
сто догоняют, а как пятьсот споткнется, так
неоценимый убьется. (Охота)
Олицетворение. Весна и осень на пегой кобыле
ездят. Боль врача ищет. В избу идут – плачут, из
избы идут – скачут. (Ведра) Курочка Софья три
года сохла, не пила, не ела, в потолок глядела. (Гвоздь)
Ни свет ни заря пошел горбатый со двора. (Серп)
Довольно часто в загадках используются имена
людей – частный случай олицетворения:
Лежит Егор под межой, накрыт зеленый фатой.
(Огурец) Стоят Матрены, глаза мокрены. (Окна) Маленький
Трофимчик скочил через овинчик. (Веник) Сидит
Ермошка на одной ножке, без счету одежек – и все
без застежек. (Капуста). Подавляющее
большинство имен в загадках так же, как и в
пословицах, выбираются довольно произвольно,
часто по требованию ритма или рифмы, но одно
бесспорно: это имена простонародные, часто
уничижительные, которые были приняты в
крестьянской среде: Черный Ивашка, деревянная
рубашка, где пройдет, там след остается. (Карандаш)
Вертится Антошка на одной ножке, где солнце
стоит, туда и он глядит. (Подсолнух) Сидит
Машутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)
Антитеза и оксюморон. Умная ложь лучше глупой
правды. Чужбина – калина, родина – малина. Зимой
нет теплей, летом нет холодней. (Печь) Зубасты,
а не кусаются. (Грабли) Белое ест, черное
роняет. (Огонь на лучине) Сам с вершок – голова с
горшок. (Ковш) Худой мир лучше доброй ссоры.
Ирония. Спишь, спишь – и отдохнуть некогда.
Ненароком в лес пошел, невзначай топорище
вырубил. Сосед спать не дает: хорошо живет. Просят
покорно, наступя на горло. Помощник: из чашки
большой ложкой. Все наготове: сани в Казани, хомут
на базаре. И то бывает, что овца волка съедает.
В этих пословицах вторые их части развенчивают
серьезность, истинность первых утверждений.
Обыгрываются в пословицах омонимы, синонимы,
паронимы, слова внешне сходные, но разные по
смыслу. Хотелось бы, чтобы школьники замечали
игру слов: Не под дождем – подождем. Каков ни
есть, а хочет есть. Пастух сторожит, а волк
стережет. Спать долго – жить с долгом. Плотник
тешет – работа его тешит. Была пора, а теперь
время. Кабак – прОпасть, там и пропАсть. Горя не
знаем, а горько плачем. (Туча) Летит мамыра –
ни лица, ни рыла, кто убьет, тот свою кровь
прольет. (Комар) На что глядят, а не видят? Про что
ведают, а не знают? (Рост) Без лица в личине. (Загадка)
Анализ
пословиц и загадок убедил, что яркие эпитеты в
них редки: Краше красного солнышка, светлее
ясного месяца. (Икона) Лошадь без души,
погоняло без языка, дорога бархатная. (Корабль)
Внимание к ключевым словам в пословицах и
загадках привлекается с помощью определенного
порядка слов, инверсии, логического ударения;
часто они, рифмуясь, завершают предложение,
лексические повторы сочетаются с синтаксическим
параллелизмом, выполняя прежде всего
усилительно-экспрессивную функцию, воздействуя
на слушателя в нужном для говорящего
направлении: Зять любит взять, тесть любит
честь, а шурин глаза щурит. Одна одежонка – и в
голь, и в моль, и в добрый пир. Где спех, там и смех.
Народу служить – не ворон ловить.
При изучении синтаксических тем привлечение
фольклорного материала позволит познакомить
школьников с выразительными возможностями
приема нанизывания однородных членов,
многосоюзия, инверсии, восклицательных
предложений, риторических вопросов и обращений
– с помощью последних создаются разговорные,
доверительные интонации: Не пора ли, братцы, за
дело браться? Прощай, квашня, я гулять пошла. На
кого промашка не живет? Вставай, Архип, петух
охрип!
Рифма в загадках и пословицах не только создает
благозвучие, но и придает им большую
изобразительную силу. Даль отмечал, что рифма
всегда помещается на самых важных словах, «кои
требуют отклика, ударения, внимания: И скатал, и
сгладил, да все врозь расползлось».
Как известно, в фольклорных текстах
фонетическое богатство русского языка
использовалось смелее, разнообразнее, чем в
языке литературном. Здесь встречается рифма
усеченная (На чужую кучу неча глаза пучить),
неравносложная (Останутся грошики – куплю Маше
ложки), неточная (На поляне синей пасется конь
сивый. (Месяц) Вставай, Архип, петух охрип.
Служил сто лет – выслужил сто реп. Летел пан, на
воду пал, сам не убился и воды не возмутил. (Дождь),
составная, каламбурная (Счастье без ума –
дырявая сума). При повторении фонетики в
старших классах задание проанализировать виды
рифм в загадках и пословицах, установить, как
рифмованные созвучия помогают выделить главные,
ключевые слова, заставит школьников применить
знания по фонетике в исследовательской работе.
Искусная фонетическая организация речи,
усиливающая выразительность образных средств
языка, создающих особую убедительность
выражения мысли, достигается разными способами.
Это, во-первых, ритмическая организация малых
фольклорных форм, наличие в них рифмы:
Ты от горя прочь, а оно на тебя вскочь. Про
харчи нынче молчи. Язык мой – враг мой: прежде ума
рыщет, беды ищет. На обеде все соседи, а пришла
беда – они прочь, как вода. Ела, ела дуб, дуб,
поломала зуб, зуб. (Пила) Во-вторых,
установлено, что в стихотворной речи преобладают
гласные и сонорные. Интересно проанализировать
звуковой состав пословиц и загадок с этой точки
зрения, а также рассмотреть приемы их звуковой
инструментовки. В них встречаем прием выдвижения
определенных звуков или их сочетаний: отклонение
количества звуков от нормы, что резко повышает их
экспрессию, дополнительно воздействуя на
слушателя.
Что не корыстно? (Коромысло) Широка
дорожка Ермошке. Вся рожа наружу. Около людей
потрешься – ума наберешься. Фока с коком. (Петух)
Шел я мимо Шарашина двора, Шарашины ребята
ошарашили меня. (Пчелы) Невеличка синичка, да
тоже птичка.
В пословицах и загадках широко используется
прием звукописи – аллитерации и ассонансы:
Терпение и труд все перетрут. Вилял, вилял, да
на вилы попал. Шумит дубровушка к непогодушке.
Выпь, а выпь, полно тебе выть. Сорочка в осочке
посвистывает. (Коса) Плот плывет, поп поет,
ладан пышет, свечи горят. (Туча, гром, молния,
звезды) Крупно, дробно зачастило, всю землю
напоило. (Дождь) Сперва блеск, за блеском
треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь)
Летят гуськи, дубовые носки, летят и говорят:
«То-то мы, то-то мы». Замолола безголова. (Коловорот)
Чекотунчики летят, меж собою говорят: чи-ки-чок,
чи-ки-чок. (Снопы молотят) Вздумал я в поле
присесть да хлеба поесть, чуть откушу и слышу:
«Шу-шу!». Шепчут в поле: «Наше ешь, наше ешь!» (Рожь
в поле)
Школьники должны получить необходимые знания
об основных признаках выразительной речи, о
языковых механизмах создания образного
высказывания. Для их изучения загадки и
пословицы – прекрасный материал, не вполне нами
оцененный.
Н.М. СЕРГЕЕВА,
г. Тверь |