УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Уважаемые коллеги!
Я уже достаточно долго работаю в школе учителем
русского языка и литературы, и всегда ваше
издание было для меня добрым советчиком и другом.
Каждый практик знает, как порой трудно при нашей
занятости найти нужный материал, выстроить
систему уроков так, чтобы их содержание было
интересно и доступно детям. Возникают проблемы
также при разработке внеклассных мероприятий. И
тут всегда на помощь приходите вы.
В нашем техническом лицее стало доброй традицией
проводить предметные декады. Уже несколько лет
учителя русского языка и литературы проводят
декаду «Русская словесность».
Я хочу предложить своим коллегам разработку
интеллектуального марафона, проведенного на
базе восьмых и пятых классов. Данный материал
позволит учителю расширить знания ребят в
области русского языка и литературы, пробудить
познавательный интерес и при этом затратить
минимум времени. Марафон продуман так, что
старшеклассники подбирают материал, оформляют
его и проверяют. Учитель только направляет
работу и осуществляет функции контроля.
Моим ученикам очень понравилась такая форма
работы. И после проведения марафона мы выпустили
небольшой сборник с материалами, которые сейчас
используются другими учителями.
Надеюсь, что данная разработка поможет моим
коллегам при подготовке внеклассных
мероприятий.
С уважением,
Ирина Викторовна Верич,
г. Железногорск,
Красноярский край |
5-й класс
Интеллектуальный марафон
Внеклассное мероприятие по русскому
языку
Цели урока:
• выявить глубину знаний изученного материала;
• выработать навыки самостоятельной работы;
• пробудить интерес к изучению русского языка
и литературы.
Подготовительная работа
Весь материал для проведения марафона готовят
учащиеся 8-го класса.
1. Разделение на малые группы.
2. Определение конкретных задач каждой группы.
(См. таблицу на стр. 16.)
Таблица
Малые группы |
Задачи малых групп |
1. Информационная группа |
Подготовка презентации марафона,
учетной ведомости |
2. Группа по подбору загадок |
Подобрать загадки, соответствующие
уровню пятиклассников, оформить их на формате А-4 |
3. Группа по подбору пословиц |
Подобрать русские народные пословицы,
оформить их на формате А-4 |
4. Группа художников |
Выполнить иллюстрации к произведениям,
которые пятиклассники изучили |
5. Группа по подбору высказываний о
русском языке |
Подобрать высказывания великих людей о
русском языке, найти их портреты. К аждое
высказывание оформить на формате А-4, поместив
там портрет автора высказывания |
6. Группа по подготовке викторины "Ты
и твое имя" |
Подобрать материал для викторины,
подготовить вступительную статью |
7. Группа по подбору определений,
изученных пятиклассниками |
Подобрать определения, оформить их на
формате А-4 |
8. Творческая группа |
Помочь пятиклассникам написать
объявления от лица сказочных персонажей, отразив
в них вкусы и пристрастия героев |
9. Группа по составлению ребусов |
Составить и оформить ребусы |
10. Группа координаторов |
Проверять правильность ответов, вести
информационный экран, подводить итоги |
План марафона
За два дня до начала марафона информационная
группа оформляет стенд, на котором помещает
небольшую выставку-презентацию.
Языку мы учимся и должны учиться
непрерывно до последних дней своей
жизни.
(К.Г. Паустовский)
Дорогие пятиклассники!
Приглашаем вас принять участие в
интеллектуальном марафоне, в котором вам будут
предложены задания по русскому языку и
литературе.
Вы уже привыкли решать задачи по математике и
знаете, как радостно получить верный ответ,
который не всегда просто найти, как и при
операции с цифрами. Это и понятно: совершенное
знание родного языка и литературы – трудное
дело.
Надеемся, что вы не побоитесь трудностей на
пути к знаниям. От всей души желаем вам успехов в
постижении того чудесного и таинственного, что
прячется за словами русский язык и русская
литература.
Марафон проводится в течение 8 дней.
1-й день. Отгадай, кому принадлежат эти
высказывания.
(На листе с высказыванием помещается портрет
автора слов.)
1. «Русский язык должен стать мировым языком»,
«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить
кое-как: нечто приблизительное, неверное». (Л.Толстой)
2. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни
звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам
жемчуг, и, право, иное название драгоценней самой
вещи». (Н.Гоголь)
3. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык, этот клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками». (И.Тургенев)
4. «Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык». «По
отношению каждого человека к своему языку можно
совершенно точно судить не только о его
культурном уровне, но и о его гражданской
ценности».
«Истинная любовь к своей стране немыслима без
любви к своему языку». (К.Паустовский)
2-й день. Закончи определение.
1. Орфография – это… (раздел науки о языке,
который изучает систему правил правописания
слов).
2. Орфограмма – это… (такое написание в слове,
которое соответствует определенному
орфографическому правилу или традиции письма).
3. Синтаксис – это… (раздел науки о языке,
изучающий словосочетание и предложение).
4. Пунктуация – это… (система знаков
препинания).
5. Морфология – это… (раздел науки о языке,
который изучает слово как часть речи).
6. Фонетика – это… (раздел науки о языке, в
котором изучаются звуки языка, ударение, слог).
7. Эпитет – это… (определение, придающее
выражению образность и эмоциональность,
подчеркивающее один из признаков предмета или
одно из впечатлений о предмете).
8. Гипербола – это… (средство художественного
изображения, основанное на преувеличении).
9. Метафора – это… (переносное значение слова,
основанное на уподоблении одного предмета или
явления другому по сходству или контрасту).
10. Сравнение – это… (форма поэтической речи,
основанная на сопоставлении одного явления или
предмета с другим).
11. Фольклор – это… (виды и роды когда-либо
существовавшего и продолжающего существовать в
народном быту устного непрофессионального
эпоса, лирики и драмы).
12. Сказка – это… (вид устных повествований с
фантастическим вымыслом, формы которого
исторически складывались в первоначальной связи
с мифологией и в художественно преображенном
виде сделались неотделимым свойством этой
фольклорной прозы).
3-й день. Отгадай загадки. (Ответы можно
нарисовать.)
1.
Мужик идет из леса,
Зеркало за поясом. (Топор.)
2.
Много соседей
Рядом живут,
А никогда не видятся. (Глаза.)
3.
Маленький,
Пузатенький
Весь дом бережет. (Замок.)
4.
Сквозь потолок
Мужик бабу проволок. (Труба на крыше.)
5.
Два братца
Глядятся,
А вместе не сойдутся. (Пол и потолок.)
6.
В избе мерзнет,
А на дворе не мерзнет. (Оконное стекло.)
7.
Туда-сюда ходит,
А следов не видно. (Ветер.)
8.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
9.
Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы.)
10.
Ножек четыре, шляпок одна,
Нужен, коль скоро станет обедать семья. (Стол.)
11.
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковка.)
12.
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (Гусь.)
13.
Золотое решето
Черных домков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)
14.
Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.
Кто его потянет,
Тот и заплачет. (Лук.)
15.
Под кустами, под елками
Катится клубок с иголками. (Еж.)
16.
Кафтан на мне зеленый
И сердце, как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч. (Арбуз.)
17.
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
А хвостик льняной. (Иголка.)
18.
Кого ни встречает,
Шляпу не снимает.
А ты увидишь –
Сам поклонишься. (Гриб.)
4-й день. Закончи пословицу.
1. Не ищи правды в других, … (коли ее в тебе нет).
2. Стыдно сказать, а… (грех утаить).
3. Сладкая ложь лучше… (горькой правды).
4. Милость над грехом – что… (вода над огнем).
5. Слово не воробей, … (вылетит – не
поймаешь.)
6. Кончил дело – … (гуляй смело).
7. Тише едешь – … (дальше будешь).
8. Под лежачий камень… (и вода не течет).
9. Как аукнется, так… (и откликнется).
10. Пашню пашут – … (руками не машут).
5-й день. Реши ребусы.
Отгадай слова, зашифрованные в данных
рисунках.
6-й день. Отгадай, к каким
произведениям относятся иллюстрации.
На стенде размещаются иллюстрации к
произведениям, которые были изучены
пятиклассниками.
7-й день. Конкурс шуточных объявлений.
Напишите объявление от лица сказочных
персонажей, отразив в них вкусы и пристрастия
героев. Образцы задания:
Поменяю ступу, бывшую в употреблении, на новый
«Мерседес» с доплатой.
Баба-Яга
Срочно меняю поношенную шубу на новую дубленку.
Дед Мороз
Куплю «Растишку» от «Данон».
Мальчик-с-пальчик
Меняю старого, помятого Лешего на молодого,
красивого бой-френда.
Кикимора
Сдам в аренду одну голову для растопки камина.
Змей Горыныч
Устроюсь в модельное агентство манекеном.
Кощей Бессмертный
Отдам в добрые руки красивого, пушистого,
ушастого Чебурашку. Ест все, к туалету приучен.
Крокодил Гена
Наши дрова очень хорошо горят.
Папа Карло и Буратино
Вы хотите ехать на бал? Но вы к этому не готовы?
Новый салон «Золушка»!
Добрая фея
Меняю три ушанки на три кепки в связи с
наступлением весны.
Змей Горыныч
8-й день. Ты и твое имя.
ВИКТОРИНА
Вопросы для викторины
1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной
согласной в корне?
2. Какие имена можно получить, заменив одну
букву?
3. Какое женское имя состоит из тридцати букв я?
4. Назовите города, состоящие из двух мужских
имен.
5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:
владеть миром; владеть всем; любить мир; свято
славить; милая людям.
6. Вспомните названия растений, которые
созвучны с женскими, а также мужскими именами.
Список литературы
1. В.Волина. Игры с буквами и словами на
уроках и дома. М.: Аст-Пресс, 1996.
2. Предметные недели в школе. Русский язык и
литература / Составитель Л.И. Косивцова.
Волгоград: Учитель, 2001.
И.В. ВЕРИЧ,
МОУ лицей № 102,
г. Железногорск,
Красноярский край |