Я ИДУ НА УРОК
7-й класс
Пишем классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля
Апробация технологии развития
критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП)
Хотелось бы поблагодарить редакцию газеты
«Русский язык» за публикации о технологии РКМЧП.
Публикации2 С.В.
Столбуновой и Е.Е. Вишняковой в газете «Русский
язык» помогли мне разобраться в технологии
РКМЧП. Я попыталась вникнуть в суть технологии по
вашим публикациям и рекомендуемым вами книгам,
хотя сертифицирующий тренер технологии
Е.Е.Вишнякова1, конечно,
не без основания считает, что «обучение
технологии по книге, какой бы хорошей она ни была,
недостаточно».
Технология РКМЧП во многом согласуется с
опытом моей работы (а побывать на семинарах, к
сожалению, нереально). Хочется поделится
некоторыми размышлениями, которые возникли в
ходе апробации технологии, а также представить
конспект урока-письма в 7-м классе в жанре
рассуждения-размышления по теме «Хочу и надо».
Известно, что Дэвид Клустер3
считает: во-первых, развитие критического
мышления через чтение и письмо всегда носит
индивидуальный характер; во-вторых, по этой
технологии любая информация является
«отправным, а не конечным пунктом»; в-третьих,
работа начинается «с постановки вопросов и
объяснения проблем, которые нужно решать;
в-четвертых, критически мыслящий стремится «к
убедительной аргументации»; в-пятых, критическое
мышление «социально».
Но в статье Д.Клустера есть одно утверждение, с
которым я, как и И.Низовская4,
не могу согласиться. Он уверен, что творческое и
критическое мышление не связаны. Но ведь речь не
идет о гениальных творениях. Л.С. Выготский,
как мне кажется, был прав: «…в каждодневной жизни
творчество – необходимое условие существования,
и все, в чем заключена хоть йота нового, обязано
своим происхождением творческому процессу
человека». Однако далеко не однозначно все это и
по отношению к вершинным творениям. Вспомним,
например, о работе А.С.Пушкина над стихотворением
«Анчар». Вся рукопись испещрена исправлениями.
Муки творчества и критического мышления?!
А сколько черновиков, вариантов одного
произведения у Л.Н. Толстого, у других писателей?
Как мне представляется, между критическим и
творческим мышлением существует тесная связь.
Эти виды мышления настолько органично связаны
друг с другом, что одно может вызывать другое.
Мой опыт работы (36 лет) подсказывает, что
необходимо выделить такую особенность
критического мышления, как взаимная, органичная
связь его с творческим мышлением.
Соглашусь с Д.Клустером в том, что все
необходимые стороны критического мышления лучше
всего проявляются в письменной работе. «На
письме процесс мышления становится видимым.
Хорошая письменная работа содержит в себе поиск
решения проблемы и предлагает найденный ответ
читателям. Для школьников ценно, что к работе их
относятся с... уважением, что они получили
возможность поделиться своими мыслями с
одноклассниками, родителями. Я глубоко убежден,
что письмо – наиболее эффективное средство
обучения критическому мышлению»5.
Мой опыт подтверждает это. Ребята, овладевшие
письмом, состоялись: у них нет проблем с
адаптацией, они всегда имеют свое мнение и
убедительно аргументируют его, они выбирают
профессию по душе.
Чтобы побуждать желание писать творческие
работы, у нас в школе в кабинете литературы есть
специальные стенды, на которых авторы лучших
этюдов, эссе, исследований помещают свои
публикации.
Приведу пример урока по технологии РКМЧП в 7-м
классе. Классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля «“Хочу” и “надо”» по
учебнику М.М. Разумовской6
§ 34, упр. 455.
Технологическая карта
I. Стадия вызова |
II. Стадия осмысления |
III. Стадия рефлексии |
А. Мозговой штурм.
Б. Инвентаризация, или погружение |
Составление чернового текста. Правка. |
Издание (публикация). |
I. Стадия вызова.
А. Мозговой штурм.
Чем отличается рассуждение-размышление от
рассуждения-доказательства и
рассуждения-объяснения? Вспомните кластер,
воспроизведите его.
Б. Инвентаризация, или погружение.
Теперь читаем задание к упр. 455:
Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите,
часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с
проблемой «хочу» и «надо», как вы ее решаете?
Сохраните публицистический стиль речи.
Хочу и надо
Этими двумя словами, по существу, можно
определить все наши поступки. В жизни очень часто
сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда
совершенно противоположные слова. С самого утра
возникает противоречие: вставать или еще немного
полежать?
После работы по учебнику учитель стремится
создать благоприятную обстановку, которая
располагает к творческой работе.
Учитель. Вспомните, когда и как
сталкивались в вашей душе хочу и надо. Что
вы при этом испытывали? Что побеждало?
Для этого можете выбрать любой уголок класса,
любую парту. Если вам хочется с кем-то
посоветоваться, поделиться своими мыслями,
пожалуйста, сделайте это.
II. Стадия осмысления
Составление чернового текста и правка.
Учитель. В течение 12 мин. пишите черновик о
том, в какой ситуации, по поводу чего столкнулись
или совпали ваши хочу и надо, что
происходило в вашей душе, в ваших мыслях.
Старайтесь писать без остановок, не
исправляйте написанное, не подбирайте слова. То
есть не делайте правку, пишите по теме, что
думаете и чувствуете. Если произойдет остановка
и дальше «не пишется», попробуйте сначала
сочинить синквейн.
Какие синквейны получились:
Желание,
Настойчивое и нетерпеливое.
Врывается, тревожит и волнует.
Признаюсь, я люблю его!
Стремление.
Противоречивость, тревожная, упрямая.
Мучает, грозится и бурлит.
Как трудно победить ее!
Двуличие.
Учитель. Помните, когда пишете, вы
рассказываете о себе. Посмотрите на себя через
написанное вами, представьте: это – зеркало.
Очень кратко сделайте выводы, какими же вы себя
увидели.
Правка – это работа над ошибками по
содержанию, речевыми ошибками. Ваша задача –
улучшить текст, его связность, стиль. На этом
этапе не обязательно обращать внимание на
орфографию, почерк. Возвратитесь к кластеру. Это
вам поможет.
Учитель. Если вы хотите проводить правку в
парах, пожалуйста, можете объединиться.
Вопросы работающим в парах:
1. Обрати внимание: верно ли я выстроил(а)
вопросно-ответную форму?
2. Ты не теряешь нить рассуждения, когда читаешь
мой текст?
3. Достаточно ли у меня необходимых аргументов?
4. Удачно ли у меня заключение-вывод? Может быть,
добавить оценку своей позиции, больше обобщить?
Таблица-редактор висит на доске, учащиеся
знакомы с условными обозначениями.
Таблица
Стилистические ошибки |
Условные знаки |
1. Повторы 2. Многословие, лишнее
3. Фактические ошибки
4. Логические ошибки, непоследовательность
5. Абзац
6. Пропуск нужного слова
7. Словесные штампы
8. Неудачный порядок слов
9. Неправильное употребление местоимения
10. Расширить, развернуть, словесная
недостаточность
11. Нарушение границ предложения
12. Неудачное слово, выражение |
П
[ ]
Ф
Л
Z
V
Ш
1, 2, 3
М
>
Гр.
В |
Учитель. Внимательно прочитайте
еще раз про себя, что написали, исправьте
орфографические, пунктуационные ошибки.
Ученики пишут сочинение.
III. Стадия рефлексии.
Приведем примеры трех работ на одну тему
«“Хочу” и “надо”».
1
Хочу и надо… этими двумя словами, по существу,
можно определить все наши поступки. В жизни очень
часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а
иногда совершенно противоположные слова.
С самого утра уже возникает противоречие:
вставать или еще немного полежать? Что ты
выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым
нашим решением мы все больше творим узор нашей
жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают.
Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и
ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку!
Почему нельзя гулять до полуночи, если я так
хочу?!» – то получишь в ответ правильный, но для
тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе
это не надо». Почему? Почему ты сам не можешь
выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти
гулять; учиться или бегать с мальчишками по
улицам; дружить с правильными, хорошими
девочками или «оторвами» из подворотни?
Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно
оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для
тебя обернется то или иное действие. Только мама
может понять, что для тебя действительно будет
хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты
хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть,
принять то или иное важное для тебя решение,
необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и
начинается «хочу».
Б.Н.
2
Днем
перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо
делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка
я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро».
Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда,
какой компьютер?! По английскому контрольная
работа будет! Глаголы учить нужно!». «Но там такая
игра! “Опустошитель”», – восклицает балованная
«натурка». Хотеть не вредно!!! Я же не хочу стать
неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в
руки учебники по русскому, английскому, алгебре и
начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя
натура по имени «надо» победила.
Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки
болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку,
конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может
быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на
гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке
забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и
начала меня «мучить»! Не выдержав этого, я сделал
зарядку.
И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо».
Так и должно быть!
С.В.
3
Вечером по вторникам и четвергам у меня
возникает очень, как мне кажется, злостный
вопрос: пойти на английский после школы или нет?
Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой,
включу музыку и отдохну часок, потом, может,
встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник
английского, и мне станет нехорошо. Но потом
такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу
знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на
английском мы не только учимся, но и общаемся. Да
и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я
все-таки пойду».
Но это не единственный случай, когда у меня не
совпадают «хочу» и «надо». Иногда мне приходится
разбирать новые тексты по музыке. И я думаю:
Может, не надо? Мне все восемь лет учительница
говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю:
не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять.
Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на
свои природные способности. Предела
совершенству нет. Затем я беру ноты, стул,
открываю пианино и начинаю заниматься.
В таких случаях мне очень хочется себя
похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой
горжусь».
З.Э.
Какова форма презентации творческой работы?
Устная и письменная форма. Первая: ученик
читает свое сочинение, сидя в «авторском кресле».
Остальным предлагается найти в услышанном
тексте что-то, что им очень понравилось, что их
заинтересовало»7.
Пример презентации в письменной форме:
десятиклассниками после проведения большой
исследовательской работы о творчестве художника
Синилова, его Пушкинианы, была издана книга с
этюдами, которые иллюстрировались подлинниками
гравюр художника. Книгу назвали «Страна
Синилова».
Мы стараемся учиться на образцовых текстах. Мне
кажется, когда у ребенка совсем нет опыта в
написании такого жанра, как эссе, можно начинать
и с ярких образцов. Почему бы не взять
великолепные эссе М.Цветаевой о басне Крылова
«Волк и ягненок» или о «Капитанской дочке»?
Анализ образцовых текстов предлагается
сделать дома и для этого использовать двучастные
дневники. Этот прием дает возможность увязать
содержание текста со своим личным опытом.
Страницу надо разделить на две половины
вертикальной линией. В левом столбике
записывается текст-образец (его фрагменты), в
правом – комментарии ученика. Приведем пример из
ученического дневника.
Фрагмент текста |
Комментарии |
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Кто же вас
гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая? |
Автор очень ярко выражает свое
настроение-сомнение. Он четко выстраивает
альтернативные вопросы с помощью ли и или.
Целых пять вопросов, даже внутри предложения |
Нет, вам наскучили нивы
бесплодные,
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, Вечно свободные.
Нет у вас родины, нет вам изгнания. |
После альтернативных вопросов
дается отрицательный ответ. Принимается совсем
другое решение проблемы. Тучи бездушны, им все
равно. А Лермонтов другой, он любит родину. |
1 Е.Е. Вишнякова. Не
только о технологии РКМЧП / М.: Русский язык, 2004, №
15. С. 10.
2 С.В. Столбунова. Развитие
критического мышления. Апробация технологии. М.:
Русский язык, 2003, № 27–28. С. 2–4.
3 Д.Клустер. Что
такое критическое мышление? М.: Русский язык, 2002,
№ 29. С. 3.
4 И.Низовская. За и
против. Критическое мышление – это… М.:
Библиотека в школе, 2003, № 16. С. 3–4.
5 Клустер Д. Что
такое критическое мышление? М.: «Русский язык»,
2002, № 29.
6 Разумовская М.М. М.:
Дрофа, 2002, § 34, упр. 455.
7 Лекция 3: Технология
развития критического мышления через чтение и
письмо. М.: Русский язык, 2005, № 19. С. 13.
Т.Н. ВАСИЛЬЕВА,
г. Камышин,
Волгоградская обл. |