Я ИДУ НА УРОК
Я работаю в школе пятнадцатый год и уже много
лет выписываю газету «Русский язык». Спасибо за
интересные публикации.
Выпуская не первый год одиннадцатиклассников,
пришла к выводу, что повторять изученный
материал и готовиться к ЕГЭ необходимо на каждом
уроке, ведь их всего 34 в учебном году. Сначала
было сложно совместить на уроке изучение
программного материала и подготовку к ЕГЭ, со
временем освоила методику «полетного»
повторения. Предлагаю вашему вниманию урок, в
основе которого лежит эта методика. |
11-й класс
Обобщение и повторение изученного
при подготовке к ЕГЭ
ХОД УРОКА
I. Орфографическая разминка
Задание. Вставьте пропущенные буквы,
объясните и выделите орфограммы, а также
покажите главное слово в словосочетании, укажите
части речи и вид подчинительной связи.
(Не)напечата_ный роман (согласование);
снов_ (не)здоровит_ся (примыкание);
ш_л, (не)смотря по ст_р_нам (примыкание,
управление);
(не)д_р_гой, но красивый ситец (согласование);
(ни)чуть (не)широкое ш_ссе (примыкание,
согласование);
(не)знающий дороги (управление).
П_ход сост_ялся (это не словосочетание, а
простое нераспространенное предложение!).
Сост_ялся (не)см_тря на непогоду (управление);
(не)навидящий лож_ (управление);
п_ступил (не)по-товарищески (примыкание);
скромная (не)забу_ка (согласование).
Назовите основную орфограмму «разминки». (Написание
не с разными частями речи.)
Вспомните, как пишется не с разными
частями речи. (Ученики формулируют правила,
приводят примеры.)
В качестве закрепления предлагаю вам выполнить
тесты из КИМов ЕГЭ (в течение года мы работали с
ребятами по книге В.И. Капинос, Л.И. Пучковой,
Ю.Н. Гостевой и др. «Единый государственный
экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные
материалы. 2004–2005») (На доске заранее были
приготовлены задания для учащихся).
ТЕСТ № 1. Найдите предложение, в котором не
со словом пишется раздельно.
1. (Не)изменившаяся за год обстановка сильно
подействовала на Елену.
2. Я увидел (не)похожего на отца пожилого
человека.
3. В гостиных Пьер казался очень (не)ловким.
4. (Не)доумевая, Сережа внимательно посмотрел на
нее.
Правильный ответ – первое предложение. Ребята
объясняют правописание каждого примера, называя
части речи.
ТЕСТ № 2. Найдите предложение, в котором не
со словом пишется слитно.
1. В классе стоял долго (не)умолкавший шум.
2. Эта задача оказалась далеко (не)легкой.
3. Перечень книг был (не)полным.
4. Командир (не)вмешиваясь слушал доклады
подчиненных.
Правильный ответ – третье предложение.
Учащиеся объясняют свой выбор, выделяя
орфограммы.
II. Работа с тестовыми заданиями
Задание. Запишите предложение,
расставьте знаки препинания, объясните их,
подчеркивая грамматические основы, указывая
границы простых предложений. (Один ученик
работает на доске, остальные в тетрадях.)
[– = и – =], (когда = – и – ). СПП с
придаточным времени.
Подберите синонимы к глаголам пряталось,
раздались. Вспомните, что такое синонимы.
Учащиеся дают определение синонимов, подбирают
пару (пряталось – скрылось, раздался – прозвучал.)
Выпишите из предложения слова с безударной
проверяемой гласной в корне слова, подберите
проверочные. (Холодные – холод, вершины – верх,
беловатый – белый, расходиться – ход,
колокольчика – колокол.)
Какие способы образования слов вы знаете?
(Ребята отвечают и на доске рисуют схему, приводя
примеры.)
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Морфологические |
Неморфологические |
Суффиксальный: лекция – лекционный.
Приставочный: писать – переписать,
спокойно – неспокойно.
Приставочно-суффиксальный:
стол – настольный, море – приморский.
Бессуфиксный: высокий – высь,
привозить – привоз.
Сложение:
сложение слов: школа-интернат, диван-кровать;
сложение основ с помощью
соединительных гласных о и е:
лесостепь, пешеход;
сложение начальной части слова
с целым словом: стенгазета, полдыни;
сложение букв: МГУ;
сложение звуков: вуз, ТЮЗ. |
Изменение значения существующего
слова:
кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) –
кулак (богатый крестьянин).
Переход слова из одной части речи в другую:
мороженое (прил.) мясо – вкусное мороженое (сущ.)
удивлен чудом (сущ.) – чудом (нар.)
спасся
Слияние слов:
быстро растворимый – быстрорастворимый (кофе). |
Откройте, пожалуйста, наш сборник для
подготовки к ЕГЭ на стр. 83, найдите задание А 27,
тест № 5.
ТЕСТ № 5. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые?
1) 1, 3; 2) 2; 3) 1, 4; 4) 2, 4.
Ребята, расставляя знаки препинания,
подчеркивают грамматическую основу, указывают
части речи и рисуют схему предложения.
[– или –, (...которых...), =]. СПП с
придаточным определительным.
Подберите антоним к глаголу притягивают. (Притягивают
– отталкивают.)
Найдите слово в этом предложении, образованное
приставочным способом. (Необычная ¬
обычная.)
Выпишите слово растение, выделите
орфограмму. (Чередование безударной гласной в
корне слова.)
Подберите семь слов с подобным чередованием,
составьте с ними словосочетания и определите вид
подчинительной связи.
На уроке были предложены следующие
словосочетания: блистать красотой
(управление); обмакнуть в сметану
(управление); выращенный росток
(согласование); проскочить мимо (примыкание); замирать
от страха (управление); далекая зарница
(согласование); верно излагать (примыкание).
А теперь откройте, пожалуйста, сборник для
подготовки к ЕГЭ на стр. 61, найдите задание А 6,
тесты № 4, 5 (работа ведется устно, так как
сборники есть у каждого ученика).
ТЕСТ № 4. В каком ряду во всех трех словах
пропущена одна и та же буква?
1) Акк_рдеонист, отр_слевой, нар_щение;
2) пог_релец, алг_ритмизированный, н_веллист;
3) р_стениевод, пар_доксальный, предпол_жить;
4) я_ственно, путеше_ствие, предчу_ствие.
Вставляя буквы, ребята объясняют и выделяют
орфограммы.
Найдите в предложенном тесте слова с
чередующейся гласной в корне.
(Отраслевой, наращение, погорелец,
растениевод, предположить.)
ТЕСТ № 5. В каком ряду во всех трех словах
пропущена одна и та же буква?
1) Ум_лять (значение), пар_докс, перег_реть;
2) ст_рожить, ан_логия, соприк_саться;
3) оп_здание, асс_циация, недор_сль;
4) влас_ный, окрес_ность, ровес_ник.
Вставляя буквы, ребята объясняют и выделяют
орфограммы.
Найдите в предложенном тесте слова с
проверяемой гласной в корне слова. (Умалять –
мало, сторожить – сторож, аналогия – аналог,
опоздание – поздний.)
Составьте самостоятельно словарный диктант из
12 слов, в который включите слова с непроверяемой
гласной в корне слова.
1) Ап_лляция, в_риант, ун_верситет; 2) об_щание,
ред_ктировать, к_мпьютер; 3) пр_цедура,
предв_рительный, увл_ченный; 4) д_ликатес, в_негрет,
уед_ненный.
Откройте сборник для подготовки к ЕГЭ на стр. 69,
найдите задание А 13–16, работаем с тестом № 3.
ТЕСТ № 3. Прочитайте предложения и выполните
задания.
1. В какой последовательности нужно расположить
предложения, чтобы получился связный текст?
1) А, В, Б, Г; 2) Б, В, А, Г; 3) В, А, Г, Б; 4) А, Г, В, Б.
2. Сколько грамматических основ в предложении В?
1) Пять; 2) две; 3) три; 4) четыре.
Выполняя это задание, ребята подчеркивают
грамматические основы в предложении, отмечают
границы простых предложений, входящих в состав
сложного, и рисуют схему.
(Когда...), (когда... – =, а = –), (...в
результате которой – =), [– =]. СПП с
придаточными времени и определительным, с
однородным и последовательным подчинением.
3. Укажите верную характеристику предложения Г.
1) Сложноподчиненное;
2) сложносочиненное;
3) сложное бессоюзное;
4) простое с однородными членами.
Выполняя это задание, ученики подчеркивают
грамматические основы в предложении, отмечают
границы простых предложений, входящих в состав
сложного, и рисуют схему.
[– =], (пока...). СПП с придаточным времени.
4. Укажите правильную характеристику слова непоколебимой
из предложения Г.
1) Действительное причастие;
2) страдательное причастие;
3) прилагательное;
4) деепричастие.
Выполняя это задание, ученики объясняют
слитное написание не со словом (не
употребляется без не).
Дополнительные задания (к последнему
тесту). Объясните знаки препинания в
предложениях А, Б.
А. [сущ. – сущ.], а [сущ. – сущ.].
ССП.
Б. [– = ], [= – и –]. БСП.
6. Найдите слова с приставками на з и с.
(Раздвинулась, изменились.) Приведите свои
примеры слов с данной орфограммой. (Безвкусица
– бескормица, воззрение – восстание, изжога –
исподтишка, низвергнуть – ниспадать, чрезмерный
– чересполосица, раззадорить – расписание.)
7. Найдите в предложении В слово, образованное
неморфологическим способом. Представления (о
чем?) о прошлом (субстантивированное
прилагательное).
III. Домашнее задание.
1. Выполните задание А 27, тест № 4 (с. 83) Найдите
слова, образованные суффиксальным способом;
выписать по три словосочетания со связью
управление и согласование.
2. Повторите условия написания н и нн
в разных частях речи. Составьте тест с этой
орфограммой.
Т.В. УШАКОВА,
школа № 5,
г. Тимашевск,
Краснодарский край |