ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
10-й класс
Анализ «письма пятнадцатого
Про зависть”» Д.С. Лихачева
Цель работы: анализ «Письма
пятнадцатого. Про зависть» (Д.С. Лихачев.
Письма о добром и прекрасном. М.: Детская
литература, 1990) путем медленного чтения
(Л.В. Щерба), когда каждое слово
представлялось как остров, который надо было
открыть и описать со всех сторон.
Думается, эти слова созвучны высказыванию
немецкого педагога Дистервега (последователя
Песталоцци) в том, что рассмотрение одного
предмета с десяти разных сторон приносит больше
пользы, чем изучение десяти предметов с одной
стороны.
В связи с изменениями и дополнениями в работе
по подготовке части «С» ЕГЭ по русскому языку
2007 г. необходимо научить и научиться:
– определять тему и проблематику текста и
формулировать их;
– выделять наиболее значимые (ведущие)
проблемы текста;
– комментировать поставленную проблему;
– определять позицию автора и формулировать
ее;
– излагать собственную позицию с привлечением
нескольких (2) аргументов.
Про зависть
(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в
поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если
гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки
в воду?
(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему
можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к
вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее
близость зависти. (5) Это как в игре – холодно,
тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными
глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот
то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение
другого к вашей специальности, к вашим интересам,
тем больше возрастает обжигающая опасность
зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде
всего тот, кто завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне
болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные,
индивидуальные склонности, собственную
неповторимость в окружающем вас мире, будьте
самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы
сам себе чужой.
(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы
не отличаете себя от других.
(13) Завидуете – значит не нашли себя.
Обратимся к словарю В.И. Даля:
Подумаем о том, что такое зависть, прочитав
высказывания выдающихся людей.
1. Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон)
2. Из всех страстей зависть – самая
отвратительная. Под именем зависти шествуют
ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций)
3.
Завистник не один раз умирает, а столько, сколько
слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
4. Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)
5. Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)
6. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)
7. Не завидуй тому, кто силен и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
Омар Хайям
Определяем и комментируем тему,
проблематику, идею текста
Тема указана в заглавии «Про зависть»,
причем Д.С. Лихачев использует разговорную
предложную форму про.
Что волнует автора? Какова проблематика текста?
1. Почему всегда существует опасная близость
зависти для любого человека? Зависть присуща
всем людям или только некоторым?
2. В чем разрушающая сила этого чувства для
завистника? Когда оно овладевает человеком?
3. Можно ли избежать зависти, есть ли средство от
этого ужасного чувства?
Прокомментируем некоторые из проблем.
Какой из комментариев в большей степени
соответствует содержанию текста?
1. Зависть... Она не носит доспехов, не бряцает
оружием, казалось бы, не угрожает человеку
напрямую. Она тихо и нежно подкрадывается к нам,
заключая в жесткие объятия, и мучает жертву,
сгорающую от угрызений этого чувства. Зависть
разъела душу Каина, который позавидовал
богоугодной жертве Авеля и... убил брата.
Об этом страшном чувстве с полемической
заостренностью размышляет Д.С. Лихачев,
предлагая воображаемому собеседнику
исследовать собственную жизнь, чтобы понять
всеобъемлющий характер зависти.
2. Я не завидую никому, потому что хорошо учусь, у
меня нормальные отношения с родителями и
друзьями, но... у Валерки появился ноутбук!
Господи! Маленькая компактная книжица, которую
можно взять с собой: всегда в курсе, что нужно –
под рукой... Я даже перестал спать от переживаний
и гнетущей, обжигающей зависти.
Именно так называет опасность появления этого
чувства Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и
прекрасном». Думаю, даже и не надо много
перечислять, как предлагает автор: зависть
близко, она подстерегает того, кто не защищен, у
кого нет собственного «я», четкой жизненной
позиции. И если «ближний» достиг большего, то
тлеющие угли зависти разгораются в костер
ненависти и личного страдания: почему не я первый
пришел к финишу, почему я еду в отпуск не летом, а
в ноябре, почему ему (ей) дали премию, а не мне,
почему он может учиться в этом вузе, а не я?..
3.
«Человек, познай прежде всего самого себя», –
гласит надпись на одной из могильных плит в
Фивах. К этому же призывает нас Д.С. Лихачев в
очерке о зависти.
Если нас беспокоят достижения окружающих,
вызывая болезненную реакцию, надо задуматься:
что я сделал для развития собственных
способностей, как я реализую те таланты, что
дарованы мне, верю ли я в себя, обладая
самоуважением (не напыщенной гордостью и
высокомерием), могу ли свободно и независимо
сотрудничать с успешными окружающими, чтобы
не стать себе самому чужим (как говорит
автор)?
Надо исследовать себя, при этом помня завет
Эзопа: «Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а
порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а
кто завидует, тот себе же делает хуже».
4. «Зависть – сестра соревнования». (А.Пушкин)
Соревнование – смысл человеческой жизни,
мотивация для поступков добрых и безобразных. Вы
завидуете победам спортсменов, одноклассников,
друзей, коллег? Вы завидуете достижениям
«ближних»? Значит, вас настигла, как пишет
Д.С. Лихачев в очерке «Про зависть», обжигающая
опасность зависти. Метафора, выражающая
авторскую обеспокоенность, взволнованность,
призвана остановить человека, пробудить в нем
чувство осторожности, чтобы соревновательная
гонка не уничтожила индивидуальные склонности,
чтобы человек не стал себе чужим, а был самим
собой, яркой и неповторимой личностью. Автор
призывает нас отличаться от других, стремиться к
самореализации и воплощению в жизнь
поставленных целей.
Как можно охарактеризовать идею текста?
Главная мысль проблемного очерка выражена в
побуждении к действию, в призыве: развивайте
свои способности, будьте самим собой, знайте о
собственной неповторимости в окружающем
мире (каждый человек по-своему ярок и
талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда
не будете завидовать.
Беседа по вопросам
1. В каком стиле написан текст? Назовите
особенности этого стиля в тексте.
2. Каков жанр? Докажите.
3. Что можно сказать о типе речи? Определите его
признаки.
4. Какова роль вступления в форме риторических
вопросов?
5. Каков способ связи предложений в тексте:
связь цепная или параллельная?
6. Какие средства межфразовых связей можно
определить в тексте?
7. Какие предложения доминируют в тексте:
простые или сложные, полные или неполные? Почему
автор предпочитает именно такие синтаксические
конструкции?
8. Охарактеризуйте лексику: книжная или
разговорная? Приведите примеры. Есть ли в тексте
эмоционально окрашенные слова?
9. Какие части речи доминируют в тексте?
Помогают ли они выразить авторскую позицию?
10. Какие языковые средства наиболее ярко
выражают позицию автора?
11. Дайте характеристику вступления и
заключения.
Помогает ли такая композиция понять авторскую
позицию?
Определяем позицию автора
1. Прежде всего: почему автор избирает именно
публицистический стиль речи? С какой целью?
Известно, что важнейшая функция
публицистического стиля – воздействующая:
текст написан таким стилем, который вызывает
определенную реакцию у адресата. Этому
соответствует жанр проблемного очерка, где
главное – отношение к данному вопросу.
Проблемный очерк строится по типу рассуждения.
В роли вступления в тексте «работает» цепочка
риторических вопросов. Таким способом автор
указывает проблему, нацеливает на обсуждение
важного вопроса. Вслед за риторическими
вопросами автор четко ставит задачу, используя
глаголы в повелительном наклонении, побуждает к
действию, прибегает к сравнению.
Но автор не ограничивается этим – он дает
конкретный совет, рекомендации, своеобразный
рецепт «как жить».
Заключением служат три вывода – авторские
приговоры: «Завидуете – значит не нашли себя».
2. Выражению авторской позиции служит лексика:
книжная лексика сочетается с разговорной,
оценочной: ужасное чувство, близость зависти,
болезненное чувство, обжигающая опасность
зависти. Из средств связи наиболее частотен
лексический повтор.
3. В соответствии с задачей убеждения,
воздействия авторская позиция проявляется в
синтаксисе: сочетание неполных предложений со
специфическими экспрессивными конструкциями
придает очерку интонации живой разговорной речи:
А если гимнастика? А если рекордсмен?.. Среди
способов связи предложений в тексте доминирует
параллельная связь.
Рассуждения автора, диалог с воображаемым
собеседником (аудиторией) логичны и убедительны
благодаря простым синтаксическим конструкциям
– сложноподчиненные и бессоюзные предложения в
сочетании с разговорными конструкциями.
4. Задаче воздействия и убеждения служит
морфология: использование в основном глаголов в
форме 2-го лица изъявительного и повелительного
наклонения, выражающих прямое побуждение к
действию, желание помочь, дать совет.
5. Особенно следует остановиться на роли
абзацного членения текста. Известно, что абзац
имеет отношение ко всему тексту и выполняет
разные функции:
– по выражению Л.В. Щербы, абзац «углубляет
предшествующую точку и открывает совершенно
новый ход мысли». (См.: Г.Я. Солганик. От
слова к тексту. М.: Просвещение, 1993. С. 179);
– абзац оформляет начало новой мысли,
показывая лексическую завершенность
предыдущего фрагмента;
– абзац выполняет экспрессивно-выделительную
функцию;
– абзац участвует в ритмическом членении
текста, которое тесно связано со смысловым
ритмом (динамические зачины в тексте
Д.С. Лихачева как будто предупреждают о важном,
а ровный, четкий ритм, создаваемый
строфой-абзацем, иллюстрирует смысловое
единство каждой микротемы и всего текста в целом.
Дробное членение прозаических строф в финале
резко выделяет каждое предложение, представляя
его как самостоятельное, важное в смысловом
отношении для выражения позиции автора);
– «членение текста на абзацы –
стилеобразующий фактор» (В.В. Бабайцева и Л.Ю.
Максимов), следовательно, абзац – это своего
рода авторский знак, служащий средством
оформления синтаксических единиц для выражения
позиции (так, дробные прозаические анафорические
строфы в финале текста буквально провозглашают,
декларируют авторский приговор, закон
жизни).
6. Известно, что восприятие текста, как правило, субъективно,
а потому и аргументация проблемы (проблематики)
тоже субъективна и многоаспектна.
Действительно, зависть – вечное чувство, и
примеров от глубокой древности до современности
множество:
–
зависть всегда мотивировала захват чужих земель,
под каким бы предлогом ни велись завоевательные
войны;
– одержимый завистью, Сальери совершает
преступление, так как жажда первенства сильнее:
ему и Моцарту не жить вместе на земле;
– зависть рождает раздражение; недовольство у
Швабрина против Гринева: почему этот деревенский
мужлан оказался счастливее меня, столичного
аристократа?;
– зависть и презрение не дают покоя Долохову,
бедному, но гордому, а потому он всячески унижает
Пьера Безухова и слишком жесток с низшими и
французами на войне;
– чувство собственного достоинства и
спокойствие Базарова – пища для зависти Павла
Петровича Кирсанова, аристократа, вынужденного
впоследствии признать победу «нигилиста»;
–
зависть выявляет подлые и низменные качества
Грушницкого, который готов совершить
откровенное убийство Печорина, не зарядив его
пистолет;
– зависть, как лакмусовая бумажка, выводит
наружу все тайное у Молчалина и Германна,
мечтающих о богатстве, славе, почете любой ценой.
Безусловно, примеров (как литературных, так и
жизненных) много, однако надо помнить, что все это
люди (или герои) мелкие, ограниченные духовно и
душевно, зависимые. По словам Г.Гегеля, свободный
человек не бывает завистливым, и охотно признает
великое и возвышенное, и радуется, что оно есть.
Литература
1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов.
Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2000.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. СПб.:
Динамит, 1996.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и
прекрасном // Д.С. Лихачев. М.: Детская
литература, 1990.
4. Разум сердца. Мир нравственности в
высказываниях и афоризмах. М.: Изд-во
политической литературы, 1990. С. 307–308.
5. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. С. 373.
6. Русский язык. Учебник-практикум для старших
классов / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.
М.: Вербум-М, 2004.
7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.:
Просвещение, 1993.
Л.М. КОРЧАГИНА,
гимназия им. Н.Г. Басова,
г. Воронеж |