Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Продолжение. См. № 13/2007

Задания для школьных уроков
с использованием загадок

1. Прокомментируйте определение загадки, данное В.И.  Далем:

Загадка – что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; иносказание или намеки, окольная речь, обиняк; короткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.

2. Проанализировав загадки в приведенных ниже заданиях, выделите отличительные особенности загадки как жанра литературы. Ответьте на вопросы:

1. Каков состав загадок? Из простых или сложных предложений состоят загадки?

2. Определите назначение загадок в древности и в современном мире. С чем связано повышенное внимание к изучению пословиц и загадок в наши дни?

3. К какому стилю относится большинство народных загадок? Докажите свою точку зрения.

4. Приведите примеры использования в текстах загадок разнообразных средств выразительности.

5. Почему загадки легко запоминаются?

6. Что общего у загадок и пословиц и чем они различаются? Как можно прокомментировать пословицу, записанную В.И. Далем, о загадке «Без лица в личине» и высказывание М.А. Рыбниковой «Загадка мала, как искра, но в ней все признаки настоящего огня»?

3. Отгадайте загадки, отгадки запишите в фонетической транскрипции.

1. Платье потерялось – пуговки остались. 2. В одном бочонке два разных пива. 3. Когда нужен, вниз бросают, а не нужен – наверх поднимают. 4. Без рук, без ног, а рисовать умеет. 5. Огнем дышит, полымем пышет. 6. Свернется – с кошку, растянется – с дорожку. 7. Маленький дубочек спрятался в клубочек. 8. По тропинке идет, лес на спинке несет. 9. В луже бочка с пятачком, хвостик у нее крючком. 10. Хожу я босиком, хотя и в сапогах. 11. Впотьмах родится, с огнем умирает. 12. Ползет веревка, шипит, плутовка.

Отгадки: 1. Рябина. 2. Яйцо. 3. Якорь. 4. Мороз. 5. Ружье. 6. Веревка 7. Желудь. 8. Еж. 9. Свинья. 10. Гвоздь. 11. Свеча. 12. Змея.

4. Почему рифмуются выделенные слова в загадках? В чем особенность рифм в приведенных загадках?

Рябая курица по плетням дуется. (Арбуз.) Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены. (Звезды.) Гибкий лес на плечи влез. (Коромысло.) В городе Торжке продают бабу в горшке. (Каша.) Сяду на конь и поеду в огонь. (Чугун на ухвате.) Едет царица, на всех ярится. (Кочерга в печи.) У болота Тарас кричать громко горазд. (Лягушка.) Четыре сестрицы под одной фатицей. (Стол.) Маленький шарик по полю шарит. (Веник.) Что в избе бодро? (Ведро.) Между грядок лежит гладок. (Огурец.)

5. Выделите в загадках и отгадках слова, все согласные в которых звонкие.

Зимой белый, летом серый. (Заяц.) Плывет лебедь без крыльев по реке. (Пароход.) В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода. (Самовар.) Живой мертвого бьет, мертвый во всю голову ревет. (Колокол.) Семь листов бумажных, один – золотой. (Неделя.) Дед в земле, борода на земле. (Хрен.) В доме еда, да дверь заперта. (Яйцо.) Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила.) Детей знать не буду: чужим сбуду. (Кукушка.) Глаз нет, а плачет. (Туча.)

6. Выделите в загадках и отгадках слова, все согласные в которых твердые.

Что в доме для одежды дом? (Шкаф.) Не портной, а с иголками не расстается. (Еж.) Сквозь щит поросенок пищит. (Ветер сквозь щель.) Стоит Филат, на нем сто лат. (Капуста.) Косой бес скачет в лес. (Заяц.) Кошка у окошка – я за хвост. (Нитку вдевают.) Пришли воры, хозяев украли, а дом в окошки ушел. (Рыбаки, рыба, сеть.)

7. Вспомните и запишите 8–10 загадок о грибах, цветах, деревьях. Выделите в них слова, в которых совпадает количество букв и звуков.

8. Выделите в приведенных загадках и отгадках архаическую лексику и устаревшие формы слов. Объясните значение выделенных слов.

Зверок с вершок, а хвост семи верст. (Игла с ниткой.) Пятеро волов одной сохой пашут; белое поле, черное семя. (Пальцы, перо и бумага.) Сидят девушки в горенках, нижут бисерок на ниточки. (Улей.) Едет силач добывать калач. (Трактор.) Поднялись ворота, всему миру красота. (Радуга.) Сидит баба на пече в белой епанче. (Печь и труба.) Стоит Ермак, заломя колпак. (Крюк.) Меж двух гор лежит Егор, покрыт епанчой. (Огурец.) С сажень широка, а встану – небо достану. (Дорога.) Два братца одним кушачком опоясаны. (Колья в изгороди.) В землю семенем, из земли головой. (Репа.) Стоит мужик высокой, балахон на нем широкой, дубиною подпираша, кушаком опояша. (Горох.)

9. Определите, с помощью каких языковых средств создается парадоксальность загадок.

1) Какую обнову без заплаты не купить? (Бутылка с вином.) 2) Сырое не едят, вареное выбрасывают. (Лавровый лист.) 3) Не горит, а гасить приходится. (Известка.) 4) Живой мертвого бьет, мертвый во всю голову ревет. (Колокол.) 5) Сани бегут, а оглобли стоят. (Река и берега.) 6) Был ребенок – не знал пеленок. Стар стал – пеленаться стал. (Глиняный горшок.) 7) Летит – молчит, лежит – молчит. Когда умрет, тогда ревет. (Снег.) 8) Пришли воры, хозяев украли, а дом в окошки ушел. (Рыбаки, рыба, сеть.) 9) В воде родится – воды боится. (Соль.) 10) Три теленка – один хвост. (Вилка.) 11) Стоит на воде водяной мост. (Лед.)

10. Проведите лексический разбор слов и выражений, выделенных в следующих загадках.

Много соседей рядом век живут, а никогда не видятся. (Окна.) 2) Кочет голенаст, кланяться горазд. (Топор.) 3) В летнюю пору растут золотые горы. (Скирды.) 4) Без кореньев растет, без костей встает. (Хлеб.) 5) Краше красного солнышка, светлее ясного месяца. (Икона.) 6) Мостится мост на семь верст, на мосту куст, на кусту цвет на весь белый свет. (Пасха.) 7) Рыкнул вол на семь сел. (Колокол.) 8) Желтая курица под тыном дуется. (Тыква.) 9) По сеням и так и сяк, а в избу никак. (Ветер.) 10) И рать, и воеводу – всех он поборол. (Сон.) 11) Ни свет ни заря пошел согнувшись со двора. (Коромысло.)

11. Какие орфограммы представлены в следующих загадках?

За нашим домом висит кусочек сыру. (Месяц.) Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава.) На дереве выросло, из коробки вылезло. (Орех.) Кто, не учившись, говорит на всех языках? (Эхо.) Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) Есть и корешок, и шляпка, а не гриб. (Зонт.) Постлана рогожка, насыпано горошку. (Звезды на небе.) У наших у ворот рассыпался горох; ни лопатой не сгрести, ни метлой не смести. (Звезды на небе.) Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.) Никто его не видит, а слышать всякий слышит. (Эхо.) Стоит костер неколотых дров; плашка к плашке, сучок к сучку. (Книга.) Маленький мужичок – костяная шубка. (Орех.) Блюдо стеклянное, края деревянные. (Окно.) Под дубочком, под листочком свился, скрючился клубочком. (Еж.) Желтенькая собачка под кружочком лежит. (Масло.) В поле девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (Березы.) Катится бочка, нет на ней ни сучочка. (Яйцо.) Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса.)

12. Впишите пропущенные буквы там, где это нужно, объясните правописание слов в загадках и отгадках.

А. Крупно, дробно зач_стило, всю землю нап_ило. (Дождь.) На кусточ_ке, на пруточ_ке мягкие орехи р_стут. (Хмель.) Временем ра_еиваю, временем соб_раю, сам сыт бываю и других к_рмлю. (Пахарь.) За полем горшоч_к и кипуч_, и горяч_. (Муравейник.) По поднебесью веревка прот_нулась. (Журавли л_тят.) Весной р_стет, летом в_ется, осен_ю цветет, зимой в дело идет. (Хмель.) С корня зав_вается, с маковки расст_лается. (Репа.) Стоит дуб, полон круп, шапоч_кой накрыт, гвоздиком прибит. (Семе_ая коробоч_ка мака.) Не огонь, а жж_тся. (Крапива.) Что у нас бе_вестно? (Судьба.) В деревя_ой рубашке ч_рная душа. (Карандаш.) Над домом у доро_ки повисло (пол)лепешки. (Месяц.) То блин, то (пол)блина, то та, то эта сторона. (Месяц.) Ноч_ю калачиком, днем скалоч_кой. (С_бака.) К вечеру ум_рает, к утру ож_вает. (День.) Есть дер_во о четыре дела: первое дело – мир осв_щает, другое дело – крик ут_шает, третье дело – больных исц_ляет, четвертое дело – ч_стоту соблюдает. (Б_реза.) Пос_лана рого_ка, посыпано горошку. (Звезды на небе.) Над домом у доро_ки повисло (пол)лепешки. (Месяц.) Маленькая с_бачка все поле об_жала. (Серп.) Сахарный кусоч_к из брюха да в роточ_к. (Яйцо.) Сорочка в осоч_ке посвистывает. (Коса на сенокосе.) Глух и нем, а сч_т в_дет. (Верстовой столб.)

Б. Цветочки ангельские, а когти д_явольские. (Шиповник.) Два под_ячих водят Марью вертячу. (Петли и дверь.) Кровь п_ю, а жизнь даю. (Пиявка.) Вокруг носа в_ется, а в руки не дается. (Ветер.) Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не в_ехать. (Морозный узор на окне.) Один л_ет, другой п_ет, третий растет. (Дождь, земля, трава.) Не б_ет, не ругает, а от него плачут. (Лук.) Лежит брус на всю Русь, его ни обойти, ни об_ехать. (Дорога.) Из подпол_я медвеж_я лапа глядит. (Помело.)

В. (Не)грамотен, а весь век пишет. (Карандаш.) Сам мал, (не)заметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей.) Когда нужен, в море бросают, а когда (не)нужен – наверх поднимают. (Якорь.) Чего топором (не)перерубишь? (Дым.) Чего (ни)когда (не)догонишь? (Тень.) (Ни)кто не пугает, а вся дрожит. (Осина.) Богач (не)велик, а орешками наделит. (Лещина.) Стоит шут с семьюдесятью шуб, кто (н_)взглянет, тот заплачет. (Лук.) Все ломаю, все срываю, (н_)чему пощады нет. (Ветер.) Барабанной палки (не)где вырезать, парня (не)чем высечь. (Безлесье.) Поле (не)меряно, овцы (не)считаны, пастух рогат. (Звезды и месяц.)

13. Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы н или нн; объясните выбор написания.

А. 1) Маленький мужичок – костя_ая ручка. 2) Стоит волк – опале_ый бок. 3) Не драгоце_ый камень, а светится. 4) За белыми березами бездо_ая яма. 5) Беше_ый старик кверху скачет. 6) Сундук земля_ой, ключи каме_ые, яичко катается, а не сломается. 7) Все бояре подпояса_ы – воеводы распояса_ы. 8) Кривая да дли_ая – горечь полы_ая, в чистом поле лежит, старину сторожит. 9) Жела_ый гость с далекого края под окном живет. 10) Поле не меря_о, семя не сея_о, пастух рогат. 11) Ноги каме_ые, сама конопля_ая, голова деревя_ая. 12) Сто один брат все в один ряд вместе связа_ые стоят. 13) Пол железный, половик нетка_ый. 14) В новой стене в круглом окне днем стекло разбито, ночью вставле_о. 15) В поле сторожок – золотой вершок, около фигурки серебря_ые, маковка позолоче_ая. 16) На точе_ом кружку в одну ворожку стоят сто чашей с неваре_ой кашей, ни ложек, ни масла, а есть можно и вспоминать добро. 17) Блюдо оловя_ое, края деревя_ые.

Б. 1) Шапочка алая, жилеточка нетка_ая, кафтанчик рябенький. 2) Поля стекля_ые, межи деревя_ые. 3) Одно дитя роже_ое, другое суже_ое. 4) Дом лубя_ой, хозяин водя_ой. 5) На каме_ой горке воют волки. 6) Летом у меня Масле_ица, а зимой – Великий пост. 7) Дли_ые сосульки вверх растут. 8) Скруче_а, связа_а, на кол насаже_а, а по улице пляшет. 9) Лежит Данило – замаза_ое рыло, как встанет – до неба достанет. 10) Золотое яблочко по серебря_ому блюдечку катится. 11) Вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолоче_ы, ставни заколоче_ы, ходит дом ходуном на столбе золотом. 12) Нехоже_ая дорожка осыпа_а горошком. 13) Туловище деревя_ое, голова железная, по двору шныряет, золото собирает. 14) Во хлеве, хлевище стоит бурое конище, ноги белые, подкова_ые. 15) Стоит на воде водя_ой мост. 16) Бежит Федосья, растрепа_ы волосья. 17) Коровка деревя_ая, рожки оловя_ые.

Отгадки: А. 1) Нож. 2) Заслонка. 3) Лед. 4) Рот. 5) Цеп (приспособление для молотьбы). 6) Овощи в яме. 7) Скирд. 8) Межа. 9) Ласточка. 10) Звезды на небе. 11) Невод. 12) Блин на сковороде. 14) Прорубь. 15) Церковь. 16) Медовые соты. 17) Оконная рама.

Б. 1) Курица. 2) Оконная рама. 3) Дочь и зять. 4) Лодка. 5) Колокольня. 6) Колеса. 7) Рога оленя. 8) Метла. 9) Дорога. 10) Месяц на небе. 11) Рожь в колосе. 12) Звездное небо. 13) Вилы. 14) Мельница. 15) Лед. 16) Метла. 17) Ухват.

14. Проведите морфологический разбор выделенных слов из загадок.

1) Полна коробушка золотых воробышков. (Угли.) 2) Есть на свете конь, всему миру не сдержать. (Ветер.) 3) Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо.) 4) Какая болезнь неизлечима? (Глупость.) 5) Стоит Андрюха – набитое брюхо. (Овин со снопами.) 6) На небе огонь ясно горит. (Месяц.) 7) В землю семенем, а из земли головой. (Репа.) 8) По всей сковороде оладьи, посередке каравай. (Звезды и месяц.) 9) Что на свете дороже всего? (Здоровье.) 10) Один пастух тысячи овец пасет. (Месяц и звезды.) 11) Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень – будет как камень. (Пирог.)

15. Выделите главные члены предложения, укажите виды сказуемых.

Голову срежу, сердце выну, дам пить – будет говорить. (Гусиное перо.) Поля обойдет и в житницу уйдет. (Серп.) Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Сноп.) Не жнет, не косит, а обедать просит. (Лодырь.) Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой.) Кто при царе в шапке сидит? (Самовар.) Пятьдесят поросят в один голос голосят. (Вода кипит.) Что слаще меда, сильнее льва? (Сон.) Щука-белуга по лесу ходила, леса погубила, горы составила. (Коса.) Один льет, другой пьет, третий растет. (Дождь, земля, трава.) И рать, и воеводу – всех он повалил. (Сон.) Маленький, горбатенький все поле проскакал. (Серп.) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.) Чего в решете не унесешь? (Вода.) Пустое стоит, полное ходит. (Обувь.) В книге шесть листьев простых, седьмой золотой. (Неделя.) Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина.) Четыре брата под одной крышей стоят, у всех одно имя. (Стол.) В воде по горло, а пить просит. (Фонтан.) Сколько ни мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь. (Чугун.) Нос долог, голос звонок. (Комар.) Кривоногий взлохматит, зубастый причешет. (Соха и борона.) Едет силач добывать калач. (Трактор.) Всю жизнь кланяется, а ласков не бывает. (Топор.)

16. Определите виды простых предложений по наличию главных членов.

Катится бочка, нет на ней ни сучочка. (Яйцо.) Плешь, да рубеж, да петелька. (Цеп.) Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица.) Две сестрицы пошли в воду купаться, а братец на берегу ждет. (Ведра и коромысло.) По небу хожу, на землю гляжу. (Солнце.) В Москве звонят, а у нас слышно. (Почта.) В нашем жите хороший росток. (Семья и жених.) Зимой по ней ходят, летом – ездят. (Река.) Сколько по ней ни иди, все будет бежать впереди. (Дорога.) Не горе, а плачешь. (Лук.) Голубой платок, красный колобок. (Небо, солнце.) Чем больше из нее берут, тем больше она становится. (Яма.) На шесте дворец, во дворце – певец. (Скворец.) Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.) Матушкину скатерть не собрать, батюшкина коня не поймать. (Звезды, месяц.) Барыня в избе, рукава на дворе. (Дыня.) Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок ниток.) Положу калач, никому не взять. (Месяц.) Рук нет, а строить умеет. (Птица.) Что в стену не вобьешь? (Тень.) Поймаю гуся, пущу его в воду, буду им водить – он станет говорить. (Перо.)

17. Выделите в загадках односоставные и неполные двусоставные предложения.

Согнут калачом, укусить нельзя, и пройти нельзя. (Замок.) Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей.) Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.) Ноги в земле, кишки на дереве, голова на свадьбе. (Хмель.) Стелем скатерти браные, ставим яства сахарные, людям на потребу, Богу в угоду. (Пчелы.) Войду в ельник, тряхну березник, и жарко, и ярко, и топится. (Парятся в бане.) Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река.) Без побоев не накормит. (Хлеб.) Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар.) На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине. (Чайник.) Бежит по снегу, но следу нету. (Ветер.) Под носом взошло, а в голове и не засеяно (Великовозрастный детина.) Взглянешь – заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце.) Между грядок лежит гладок. (Огурец.) Спеленали меня, бросили в Китай-городок. (Сноп.) Кому не спится, по ночам пыхтится? (Тесто.) Чего из стены не вырубишь? (Луч солнца.) Четыре уха, а перьев не сосчитать. (Подушка.) Годами равные, а ростом разные. (Пальцы.)

18. Охарактеризуйте виды второстепенных членов в следующих загадках.

Черная корова весь мир поборола. (Ночь.) Белая вата поплыла куда-то. (Облако.) Кто, не учившись, говорит на разных языках? (Эхо.) Черен, как черт, воет, как лев, летит, как ветер. (Жук.) Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса.) В тесной избушке ткут холсты старушки. (Улей.) На бору, на юру стоит старичок, красный колпачок. (Гриб.) Красное коромысло через реку повисло. (Радуга.) Ни свет ни заря пошло согнувшись со двора. (Коромысло.) Зимой растянулся, а летом свернулся. (Шарф.) В ненастье должен я гулять, а в ясный день в углу стоять. (Зонт.) Через море-океан плывет чудо-великан, а ус во рту прячет. (Кит.) Стоит ферт подбоченившись. (Самовар.) Где рожь выше дерева растет? (В квашне.) Бел, как вата, мягок, как шерсть, легок, как перо. (Снег.)

19. Отгадайте загадки. Определите виды сложных предложений и сделайте вывод: какие виды сложных предложений встречаются среди загадок?

Под носом взошло, а в голове и не засеяно. Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Выгляну в окошко: лежит долгий Антошка. Стоит шут – семьдесят шуб, как на него взглянешь, так и заплачешь. В избу идут – плачут, из избы идут – скачут. Волк железный, хвост конопляный. По дороге прошел – ничего не осталось. Стоит Егорка в красной ермолке; кто ни пройдет, всяк поклон отдает. Сам с вершок – голова с горшок. Две сестры: одна светлая, другая темная. Две сестрицы пошли в воду купаться, а братец на берегу ждет. Взглянешь – заплачешь, а краше него на свете нет. Что было вчера и что будет завтра? Куда нос, туда и хвост. Кругом вода, а с водой беда. Все ломаю, все срываю, ничему пощады нет. Без него плачемся, а как появится, от него прячемся. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. Если б не было его, не сказал бы ничего.

Отгадки. Великовозрастный детина. Дверная ручка. Арбуз. Дорога. Лук. Ведра. Игла с ниткой. Огонь. Мак. Ковш. Осина. День и ночь. Ведра и коромысло. Солнце. Сегодня. Игла с ниткой. Море. Ветер. Солнце. Небо. Язык.

20. Укажите, какие смысловые отношения существуют между частями бессоюзных сложных предложений в следующих загадках. Объясните выбор знаков препинания в них.

По деревне прошел – ничего не осталось. (Огонь.) Две сестры: одна светлая, другая темная. (День и ночь.) В воде родится – воды боится. (Соль.) Гляжу я в окошко: ходит черная кошка. (Ночь.) Травы поем – зубы вытуплю. (Коса.) Что за зверь: две головы, шесть ног, один хвост? (Всадник.) Все бояре подпоясаны – воеводы распоясаны. (Скирды.) Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь и косяки.) На улице рубашка – в избе рукава. (Луч солнца.) До чего народ доходит: самовар в упряжке ходит. (Паровоз.) Поле хрустальное, межи деревянные. (Оконная рама.) Упадет – поскачет, ударишь – не плачет. (Мяч.) В землю семенем – из земли головой. (Репа.) Хвост крючком, рыло пятачком, в два ряда пуговицы. (Свинья.) Детей знать не буду: чужим сбуду. (Кукушка.) Сани бегут – оглобли стоят. (Река и берега.) Живет – лежит, умрет – бежит. (Снег.) Брось в грязь – будешь князь. (Овес.) Шел я мимо, видел диво: висит котел в девяносто ведер. (Месяц.)

21. Проанализируйте тексты загадок и сделайте вывод о том, какие виды сравнений представлены в них.

Бел, как снег, надут, как мех, на лопатах ходит. (Гусь.) Днем как обруч, ночью как уж, кто отгадает – будет мой муж. (Пояс.) Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы. (Сорока.) В землю семенем, из земли – головой. (Репа.) С виду клин, развернешь – блин. (Зонт.) Кину я не палку, убью не галку, ощиплю не перья, съем не мясо. (Рыба.) Где вода столбом стоит и не проливается? (В стакане.) Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка.) Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Пирог.) Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар.) Ночью ломтем, днем – калачом. (Постель.) Хвост крючком, рыло пятачком, в два ряда пуговицы. (Свинья.)

22. Объясните, какие свойства загаданных предметов и явлений метафорически обыгрываются в текстах загадок. Какие виды тропов встречаются в них?

1) Кину порохом – станет городом, красной Москвой, белой Литвой. (Мак.) 2) Расстелю рогожку, рассыплю горошку, положу краюшку. (Небо, звезды, месяц.) 3) На барыне сорок рубашек, ветер подует – спина голая. (Курица.) 4) Красный сапог в земле горит. (Свекла.) 5) Черная корова всех поборола. (Ночь.) 6) Что в избе за коровьи рога? (Ухват.) 7) Овца в корове. (Чулок в ботинке.) 8) Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет – всяк заплачет. (Луковица.) 9) По земле ходит – неба не видит; ничего не болит, а все стонет. (Свинья.) 10) Стоит хлевец, в нем 5 тысяч овец. (Улей.) 11) Висит сито – не руками свито. (Паутина.) 12) Вокруг пенька золотая травка. (Кольцо на пальце.) 13) Кто говорит молча? (Книга.) 14) Крикнул вол на сто сел, на тысячу озер. (Гром.) 15) Матушкой-весной в платьице цветном, матушкой-зимой в саване одном. (Поле.)

23. О каких приметах жизни, быта, занятий, миросозерцания их создателей напоминают следующие загадки? Почему многие загадки нелегко разгадать сегодняшним читателям?

А. Мать толста, дочь красна, сын храбер под небеса ушел. (Печь, огонь и дым.) Старый старичок под себя тюрю мнет. (Светец.) По полю по Романову много скота рогатого, один пастух – ракитов куст. (Звезды и месяц.) Шла свинья из Питера, вся истыкана. (Наперсток.) Два раза родился, ни разу не крестился, всем людям пророк. (Петух.) Загадаю я загадку, закину на грядку, в год пойдет, калачом взойдет. (Рожь.) Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля.) Сани бегут, а оглобли стоят. (Река.) Зимой ходят, а летом ездят. (По реке.) Сверху дыра и снизу дыра, а в середине огонь да вода. (Самовар.) Сама нага, а рубашка за пазухой. (Свеча.) В лес пошел – домой смотрит, а из лесу идет – в лес смотрит. (Топор крестьянина.) Били меня, колотили меня, во все чины производили да и за стол посадили. (Хлеб.) Возьмешь – черно, нальешь – красно, пан кричит: «Сладко», а мужик кричит: «Гадко». (Чай.)

Б. Из окна в окно золотое веретено. (Солнечный луч.) По всей сковороде оладьи, посередке каравай. (Звезды и месяц.) Основа соснова, уток соломенный. (Крыша избы.) Бежит свинья из Саратова, вся исцарапана. (Терка.) В городе Торжке продают бабу в горшке. (Каша.) Над поповой клетью коврига висит. (Месяц.) Под лесом, лесом пестрые колеса висят, девок красят. (Серьги.) С ушами, да не слышит. (Ушат.) В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а на полу скачут. (Балалайка.) Одеться не успела, а сережки надела; платье надевала – сережки потеряла. (Береза.) Стоит дуб, полный круп, шапочкой покрыт, гвоздиком прибит. (Мак.) Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали и на стол постлали. (Лен.) Взвесить нельзя, смерить нельзя, жить без того нельзя. (Душа.) Маленький Макарчик лычком подпоясан, по лавочке бегает. (Веник.)

Литература

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

2. Быстрова Е.А. Новейшие тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. 1996. № 4.

3. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. 2003. № 1.

4. Журинский А.Н. Семантическая структура загадки. М., 1989.

5. Загадки. Л., 1968.

6. Загадки русского народа / Собрал Е.П. Жданов. М., 1887.

7. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978.

8. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII–XX веков. М.–Л., 1961.

9. Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа. М., 1991.

10. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1969.

11. Тверские загадки / Авторы-составители Л.В. Брадис и В.Г. Шомина. Тверь, 1993.

12. Чернышев В.В. Неполные предложения в русской загадке // Язык русского фольклора:
Сб. научн. трудов. Петрозаводск, 1996. С. 30–37.

13. Чернышев В.В. Русская загадка и ее использование при изучении синтаксиса в школе // Русский язык в школе. 1991. № 5.

Н.М. СЕРГЕЕВА,
г. Тверь

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru