МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
9-й класс
Размышления Александра Бенуа
об искусстве
Текст 1
В «Князе Игоре», созданном «любителем» (но
каким подлинно гениальным любителем!),
законченном и «исправленном» специалистами,
имеется несколько несоответствий. Это
произведение русской музыки неоднородно во всех
своих частях, и не всюду в нем выражается
подлинно русский дух. Бородин как один из
начинателей, естественно, не всюду выдерживает
тот стиль, что ему был подсказан, навеян древней
поэзией; моментами он уступает формальной
системе, созданной мастерами западного оперного
искусства. Зато какое глубокое волнение
испытываешь, слушая в прологе музыку,
иллюстрирующую сбор в поход княжеских дружин,
охваченных сверхъестественным ужасом перед
небесным знамением солнечного затмения. До чего
трогательны скорбная песня Ярославны в тереме и
ее же плач на стенах Путивля. Как заразительно
передана тревога в сцене с боярами и как ярко
очерчена личность злодея Галицкого, каким
русским простором веет от хора a capella крестьян в
последнем действии. А что сказать про обе
половецкие картины: про песенку, с которой
начинается первая и которую так божественно пела
Долина, про танец половецких девушек и про
заразительное беснование большого общего пляса
перед шатром Кончака?
(А.Бенуа)
1. Впечатлениями от прослушивания какой оперы
делится художник и искусствовед Александр Бенуа?
Кто ее автор?
2. На основе какого произведения древнерусской
литературы она написана?
3. Прочитайте об отношении А.Бенуа к
древнерусскому искусству. Сравните его с
предыдущим текстом.
В качестве продукта типичной петербургской
культуры я грешил если не презрением, то
известным пренебрежением и к древней русской
живописи, и к характерной русской архитектуре, и
к древнерусской литературе. Что касается
последней, то едва ли в этом не были виноваты
гимназия и то, что нас, совершенно незрелых
мальчиков, заставляли любоваться древними
былинами, «Словом о полку Игореве», строгим
языком летописей, бойкостью и остроумием
переписки Грозного с князем Курбским и вообще
всем тем, что предшествует эпохе Петра I. Это
неуклюжее и просто бездарное навязывание в
гимназии только усугубило мое пренебрежение. И
вот благодаря опере Бородина пренебрежение
сменилось пытливым интересом, за которым
последовало лучшее понимание и, наконец,
восхищение.
Почему изменилось отношение искусствоведа к
«Слову о полку Игореве»?
1. Подберите синонимы к словам заразительное,
начинатель.
2. Объясните лексическое значение слов трогательны,
беснование.
3. Вставьте, где это необходимо, ъ: сверх_естественный,
суб_станция, сверх_плановый, меж_планетный,
от_езд, с_экономленный, в_едливый, с_язвить.
4. Составьте схемы выделенных предложений.
Текст 2
В тогдашней атмосфере духоты и скуки, которую
(не)способны были ра(с,сс)еять сухое, чересчур2
трезвое и рассудочное2 творчество Перовых,
Крамских и Шишкиных или внешне блестящие
«гастроли» Семирадских и Маковских, появление
картин Репина действовало как приток свежего
воздуха. Оно напом(е,и)нало о подли(н,нн)ой стихии
художества, о том самом что «оправдывает»
существование искусства, о том, для чего
искусству «стоит существовать». <…>
И вот если я не ошибаюсь в 1878 году, (не)задолго до
отправки на Парижскую всемирную выставку
русских экспонатов последние были выставлены в
Академии, и тогда я впервые увидел «Бурлаков».
Картина была еще1 в полной свежести (всего
пять лет прошло с ее написания), бл(е,и)стала
светом, яркостью красок затмевая все вокруг себя
и производя прямо ошарашивающее вп(е,и) чатление.
Помнится, какие-то большие пытались мне ее
«объяснить» и возбудить во мне мальчишке
сострадание к этим несчастным, но мне эти
об(?)яснения казались докучливыми, и я не мог
оторваться от того что мне дост(а,о)вляло
невыразимое насл(а,о)ждение. Если я так живо
запомнил мое первое знакомство с творчеством
Репина то это потому именно, что оно было моим
первым, вовсе1 еще не осознанным, но тем
более глубоким и сильным упоением живописью. Мне
картина нравилась как таковая, и я благодаря ей
познал что картина вообще может нравиться чем-то
таким, что не есть миловидность2 лиц блеск
костюмов привлекательность пейзажного мотива
приятность колеров, тонкость выписки, точность
передачи видимости, а что она может нравит(?)ся
всем своим существом, как органически связанное3
целое, как вещь, имеющая свою внутреннюю
подлинную жизнь.
1. Спишите. Раскройте скобки, вставьте
пропущенные знаки препинания.
2. Почему А.Бенуа запомнил картину И.Репина
«Бурлаки на Волге»?
3. Подберите синонимы к прилагательным тогдашний,
докучливый.
4. Выполните предложенные разборы.
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва |