ПОДСПОРЬЕ
10-й класс
Контрольная работа по стилистике
Функциональные стили русского языка
Вариант № 1
• Что понимать под функциональным стилем?
Классификация стилей.
• Что называют омографами, омофонами,
омоформами? Приведите примеры. С какой целью они
используются в художественной литературе?
Исправьте ошибки в словоупотреблении,
укажите характер ошибки.
Все дворяне между собой и в обществе выражались
на французском языке.
Онегин уезжает в странствия.
Что создает комический эффект в
стихотворении?
Комар пиитом возомнил себя
(Пищать он в рифму научился!)
И вот, что было сил в свой хоботок трубя,
Терпение зверей испытывать пустился.
Вариант № 2
• Особенности научного стиля.
• Что понимать под стилистическими синонимами?
Исправьте ошибки в словоупотреблении,
укажите характер ошибки.
В пьесе М.Горького «На дне» Сатин первый
раскусывает Луку.
Чтение обогащает наш лексикон и развивает
мозги.
Укажите, какие из слов (в скобках) принадлежат
к разговорной лексике и неуместны в письменной
речи?
Он
плохо (разбирается, смыслит) в этом деле.
Отец серьезно (заболел, занемог).
Ему (не нравится, не по сердцу) наше предложение.
Эта брошюра стоит (пятак, пять копеек).
Мы оставили одежду в (гардеробе, раздевалке).
Вариант № 3
• Сфера применения официально-делового стиля,
его особенности.
• Какие слова называют паронимами? Антонимами?
Приведите примеры. С какой целью они
используются в художественной литературе?
Исправьте ошибки в словоупотреблении,
укажите характер ошибки.
Белинский своим литературным языком поражал
все реакционные течения.
Как жалко время, когда его убивают.
Укажите в предложениях просторечные слова и
выражения. Подберите к ним нейтральные слова,
выражающие то же значение.
Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми
стволов по самолетам.
Хозяйка, по счастью, куда-то уже смоталась.
Мальчишки из других классов глазели в окна.
Вариант № 4
• Сфера применения публицистического стиля,
его особенности.
• В каких стилях речи и с какой целью
используются диалектизмы?
Исправьте ошибки в словоупотреблении,
укажите характер ошибки.
Строители дома на всем протяжении работ
придавали первоочередное внимание высокому
качеству работ.
Чичиков – сборный образ.
Укажите славянизмы. К стилистически
нейтральной или окрашенной лексике они
относятся?
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как
Россия.
Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.
Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?
Вариант № 5
• Языковые особенности разговорной речи.
• Какие стилистические функции выполняют
архаизмы? Примеры.
Исправьте ошибки в словоупотреблении,
укажите характер ошибки.
Рассказчик с тонким искусством рассказал
случай, который случился с ним во время одного из
путешествий.
Зачем аферюге Чичикову мертвые крепостные?
Подберите антонимы к прилагательным в
следующих сочетаниях.
Грубая материя; грубый голос, грубый человек.
Крепкий чай; крепкий ребенок.
Худой мальчик; худое ведро.
Вариант № 6
• Особое место художественного стиля в системе
языковых стилей. Особенности языка
художественной литературы.
• Стилистические функции варваризмов. Какими
соображениями надо руководствоваться в выборе
между иностранным и соответствующим русским
словом?
Исправьте ошибки в словоупотреблении,
укажите характер ошибки.
В толковых словарях многие слова
сопровождаются специальными пометками.
Свое призвание молодой художник видел в службе
искусству.
Объясните различия между паронимами,
составьте предложения с каждым из них.
Искусный – искусственный; осудить – обсудить;
скрытый – скрытный: эффектный – эффективный.
Вариант № 7
• Особенности книжных стилей, их отличия от
разговорного.
• Какие слова называют омонимами? Как отличить
омонимы от значения многозначного слова?
Примеры.
Исправьте ошибки в словоупотреблении,
укажите характер ошибки.
Самым бедным из этой группы действующих лиц
«Грозы» является язык Варвары.
Чехов сравнивает Раневскую и Гаева с
неминуемой вырубкой вишневого сада.
Укажите, какой из членов следующих пар слов
является славянизмом. Какие из них стилистически
окрашены?
Берег – брег; вождь – вожатый; враг – ворог;
висящий – висячий; страна – сторона; голос –
гласные.
Е.А. СЫЧЁВА,
школа № 1541,
г. Москва |