УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Применение проективного метода
на уроках русского языка
Как построить нетрадиционный урок
русского языка?
I. Что такое проективный метод
Говоря о новых педагогических технологиях,
надо всегда иметь в виду, что истинные инновации
в области педагогики – чрезвычайно редкое
явление. Как правило, это – рассмотрение на новом
витке педагогических, социальных, культурных
достижений давно забытых, старых педагогических
истин в иной интерпретации методов и приемов
обучения. Почти все так называемые «новые
технологии» – это хорошо забытые старые.
Проективный метод возник еще в начале XX века в
США. Цель этого метода – повышение активности
учащихся на основе их целенаправленной
деятельности, личной заинтересованности. В 1905 (!)
году в России педагог С.Т. Шацкий активно
внедрял этот метод в практику преподавания. И в
настоящее время понятие «новые образовательные
технологии» не мыслится без метода проектов, под
которым понимают способ организации
познавательно-трудовой деятельности учащихся.
Метод проекта дает бесконечный простор для
творчества учителя. Главное в нем – планирование
результата при решении той или иной практической
задачи, и ориентация на самостоятельную
деятельность учеников.
|
Виды проектов |
По характеру доминирующей
деятельности |
Поисковый, исследовательский,
творческий, ролевой, прикладной,
ознакомительно-ориентировочный |
По предметно-содержательной
области |
Монопроект или межпредметный |
По продолжительности |
Краткосрочный, длительный |
По количеству участников |
Индивидуальный, парный, групповой,
коллективный, массовый |
Проективный метод вновь становится
популярной педагогической технологией в
современном преподавании, так как он направлен
на повышение эффективности урока.
Для учителя метод проектов интересен тем, что
выбор тематики необычайно разнообразен. На
уроках русского языка он дает возможность
использовать самые неожиданные формы
презентаций: от конспекта, шпаргалки и дневника
до создания газеты, журнала, кроссворда и страниц
учебника.
Наверное, поэтому мои ученики при повторении
пройденного материала обращаются не к
стабильным учебникам, которые изобилуют
пространными и плохо запоминающимися правилами,
а к своим конспектам-учебникам и газетам.
При увлеченной подготовке к такому уроку и
происходит наиболее глубокое усвоение
материала, что, собственно, и является конечной
целью подобных экспериментов, хотя иногда
происходит наоборот: занятый поисками
оригинальных форм урока учитель забывает о том,
что уровень усвоения детьми знаний неодинаков.
Анализируя серию уроков, я пришла к выводу, что
наиболее благодатной почвой для подобных уроков
являются учащиеся 5–7-х классов.
II. Проект «Где живут знаки препинания в
простом предложении?»
В первый раз я использовала метод проектов в 5-м
классе. Особенно это интересно при обобщающих
темах, когда практический материал целой серии
уроков надо свести воедино, обобщить и проверить
степень усвоения знаний. Я выбрала языковой тип
проектов, он особенно популярен, так как касается
проблемы изучения языка, будь то родной или
иностранный.
Форма: газета «Научный вестник»
Планируемый результат:
1) создать проект газеты, т.е. написать и
оформить четыре статьи о постановке знаков
препинания при обращении, сравнении, однородных
членах предложения и уточнении;
2) подобрать иллюстративный материал из
произведений художественной литературы.
Учебная цель: повторение и обобщение
изученных тем по программе курса русского языка
5-го класса.
Подготовительный этап: обсудить вид
страницы газеты, расположение материала,
распределить роли: редактор, журналисты,
корректоры, наборщики.
Технологический этап: подобрать цветовую
гамму, шрифт, справочную литературу.
Практический этап:
Выступление четырех групп учащихся,
презентация подготовленных статей для газеты на
эти темы.
1. «Всем нам при общении поможет обращение!!!»
2. «Сравнение дает яркость предложению…»
3. «Однородные члены – добрые соседи».
4. «Уточнение несет мысли углубление».
Защита каждой статьи проходит по определенному
плану – понимание темы, схема, пример (желательно
в игровой форме), дидактический материал,
подготовленный группами учеников класса.
Заключительное слово учителя.
Наша газета будет выглядеть следующим образом:
колонка редактора, статьи журналистов, задания,
предложенные вами для самостоятельной работы.
Корректорам необходимо решить, как выделять
заголовки, какой шрифт и какие пробелы
использовать.
Макет газеты готовится заранее на основании
материала, подготовленного инициативной группой
«журналистов»; на обратной стороне публикуется
материал для закрепления (его готовит
вспомогательная группа учащихся-«журналистов»
по произведениям А.Пушкина); там же публикуется
домашнее задание.
III. Роль учителя при подготовке
урока-проекта в основном сводится к тому, что он
помогает формировать идею проекта, контролирует,
консультирует, направляет творческую
деятельность учащихся в нужное русло.
При обобщении пройденной темы удобно и полезно
создавать проект «Мой учебник русского языка».
Эта работа может быть как коллективной, так и
индивидуальной. В результате у ученика
появляется собственная тетрадь-учебник, что не
только помогает лучше усвоить материал, но и
индивидуализирует учебный процесс.
На подготовительном этапе методом «мозгового
штурма» ученики обсуждали, какой может быть
страница учебника русского языка, какие
материалы можно использовать, какая существует
справочная литература. Обсуждался и вид страницы
учебника: печатный или электронный?
Как и любой другой, проективный метод может
быть реализован с помощью различных средств
обучения, в том числе с использованием новых
информационных технологий.
Л.М. ВАХРУШЕВА,
физико-математический,
г. Норильск
лицей № 1, |