Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2007

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

Дети выбирают
«Литературное творчество»

В течение двух лет лицей № 3 в Чебоксарах является республиканской экспериментальной площадкой в рамках российского проекта «Школа ступеней обучения». Идея проекта проста: школа должна соответствовать возрастному развитию ребенка. Всегда же было наоборот – ребенок подчинялся условиям, которые диктовала школа.

Дети занимаются тем, что им нравится. Когда предоставляется право выбора, они учатся быть самостоятельными и нести ответственность за собственные решения. К сожалению, в жизни встречается немало инфантильных взрослых, неспособных принимать решения и нести ответственность. Самостоятельность и ответственность – вот качества, которыми должны обладать ребята не только в дальнейшей учебной деятельности в школе, но и во взрослой жизни.

В лицее из средней подростковой ступени – 5–9-е классы – выделена младшая ступень – 5–7-е классы. В учебный план младшей ступени и в расписание лицея включены курсы по выбору. Посещение их является обязательным: дети могут выбрать один из четырнадцати предложенных им курсов. Группы по составу разновозрастные, от 12 до 17 человек.

Одна из образовательных целей курсов по выбору – научить формулировать и осуществлять свой замысел. Для курса «Литературное творчество» это выпуск лицейского литературного альманаха. Здесь дети занимаются сочинительством. Но, кроме создания поэтических и прозаических сочинений, предполагаются и другие виды деятельности: редактирование и верстка альманаха, разработка дизайна, его выпуск и продажа. Каким будет журнал, решают сами ученики. Они распределяют обязанности, определяют сроки выполнения намеченных задач. Выбранный главный редактор берет на себя самую большую ответственность.

На занятиях нет привычной атмосферы урока. Учитель меняет свое амплуа и становится наставником и помощником. Это групповая проектная работа. Учитель на равных участвует в ней. На курсе «Литературное творчество» много возможностей для проявления самостоятельности – в выборе содержания будущего альманаха, в разработке его дизайна, в составлении сценария презентации и даже в способах распространения уже готового журнала.

Роль этого курса-проекта трудно переоценить. Он призван развивать творческие способности детей, учить собирать и обрабатывать информацию, обращаться к справочной литературе, совершенствовать навыки работы с компьютером, формировать грамотную и выразительную речь, оценивать результаты работы и определять личную ответственность за осуществление задуманного.

Полугодовой курс заканчивается праздником – презентацией. Литературный альманах всегда востребован в лицее. Его покупают не только лицеисты, но и родители и ученики других школ города.

На средства от продажи альманаха ученики приобретают необходимые пособия и бумагу для следующего выпуска.

Со своими сочинениями юные поэты выступают перед лицейской аудиторией, на родительских собраниях. Самые удачные опыты публикуются в классных и школьных стенгазетах. В перспективе лучшие работы будут отсылаться в московские издательства.

На занятия курса «Литературное творчество» приходят дети, которые уже пробовали сочинять стихи, рассказы. Они хотят совершенствоваться, узнать законы стихосложения, у них большое желание увидеть собственные работы на страницах печатного издания. Они понимают, что придется трудиться, и не только в школе, но и дома. Уже на первом занятии они осознают уровень предъявляемой самостоятельности: написанное самим напечатать на компьютере, подобрать картинки или создать иллюстрации тоже самим, придумать оригинальный дизайн журнала, а потом всем вместе верстать альманах. Ответственность высока, но это дисциплинирует.

Все новое, предлагаемое ребятами, приветствуется, но условия те же: самим воплощать идеи в работу. Предложили объединить все стихи смысловыми связками – пожалуйста, осуществляйте! В одном из номеров альманаха можно узнать про путешествие жителей лицея в Литературную страну – как раз туда, где выпускают «Золотое перо». Под таким же названием отправился в плавание теплоход с пассажирами. (Это и стало «связкой» между отдельными стихотворениями.) О том, как прошла встреча, можно узнать, прочитав альманах за 2007 год.

От занятия к занятию из отдельных учеников разных классов формируется дружный коллектив, который условно называется редколлегией.

На занятиях, когда идет процесс сочинительства или правки текстов, возможна работа в парах: «поэты» и «писатели» с удовольствием помогают друг другу, дают советы… Это способствует самоутверждению, формирует добрые нравственные качества.

Все мы знаем, что у детей большое стремление к самовыражению, а еще – желание поделиться сокровенным и надежда на понимание. В помощь этому – литературное творчество.

У Саши Анненкова (6-й класс) горе – умерла бабушка, и он пишет стихотворение

Злой февраль

Любил я бабушку свою,
Но нет ее: ушла туда,
Где птички райские поют
И наливные яблочки растут,
А из ручья течет хрустальная вода.
Надеюсь, хорошо ей там,
Но грустно без нее всем нам.
Какой же доброй она была,
Но вот какая беда пришла.
Не попрощавшись, от нас ушла.
Моя бабуля, как жаль тебя!
Ты помогала родным всегда,
Меня гостинцами угощала
И пирожками всех удивляла.
Бабуля, бабушка родная!
Была совсем ты молодая.
Зачем февраль тот злой настал?
Зачем тебя с собой забрал?

Трудно переоценить эмоциональный накал, который присутствовал в тот день на занятии. Всем хотелось оказать какую-нибудь услугу Саше, чем-то помочь. Но уместнее оказалось молчание…

Однажды кто-то из ребят предложил:

– Давайте попробуем сочинять басни. Басни помогут нам, как Ивану Андреевичу Крылову, высмеивать недостатки.

Нелегкой оказалась работа, но зато результат всех порадовал.

Стали вслух читать друг другу, что получилось. Немало критики услышали некоторые в свой адрес, однако это не смутило – «будем совершенствоваться». Лучшей признали басню Жени Федорова (6-й класс)

Глупый кабан

Весной однажды поутру
(Точнее, днем то было)
Кабан, гулявший на лугу,
Исправить вздумал рыло.

Пожаловался он скворцу:
«Послушай, друг любезный,
С такою мордой счастья ждать,
Наверно, бесполезно…

Ты мне скажи, где обитает
Дятел, местный лекарь,
Но вдруг его я не найду –
Поможет и аптекарь…».

Скворец ему на то в ответ:
«Ты не глупи, не надо!
И адрес не скажу я, нет!
Все это дури ради!».

И гнев, вдруг зверем овладев,
На белый свет прорвался.
В глаза кабаньи посмотрев,
Скворец наш испугался.

Копытом топнул злой кабан
И пригрозил расправой…
Тут прошептал скворец:
«Живет тот дятел за дубравой».

Вот, размышляя лишь о том,
Как бы исправить рыло,
Кабан отправился к «врачу»
(Уж в полдень это было).

Прибыв на место, увидал
Он лекаря на ветке,
К тому народ все поступал:
И взрослые, и детки.

Кабан решил: мечта сбылась!
Вот то, чего он хочет!
От нетерпенья у него
Внутри уж все клокочет.

Когда кабан зашел к врачу
И дятлу все поведал,
– Я это делать не хочу, –
Ответил дятел смело.

– Не хочешь? Так заставлю я
Исправить мое рыло.
Иначе хуже для тебя!
Смотри, чтоб к сроку было!

На стол больничный
Лег наш зверь…
А дятел дело начал.
Ждала «врача»
(Ты верь – не верь)
В тот вечер неудача.

Как ни старался «врач» лесной,
Но в деле-то не смыслил –
И вот из злого кабана
Баран кудрявый вышел.

Всю ночь над ним смеялся лес –
Уж было всем веселье!
А в кабана вселился бес –
Исчез в одно мгновенье…

Мораль

И не задумываясь мы меняем лица наши,
Но в зеркало потом смотреть нам будет очень
                                                          страшно.
Не нужно брезговать собой и внешности
                                                          стесняться:
У каждого есть облик свой – не стоит нам
                                                           меняться.

К сожалению, не у всех, посещающих курс «Литературное творчество», есть способности к стихосложению. Зато у них получаются замечательные рассказы.

Вот один из них. Его написала ученица 5-го класса Наташа Кочеткова.

Диктант для министра

Однажды учитель Иван Иванович объявил, что в нашу школу приедет комиссия из Министерства образования, а мы должны придумать и провести интересное мероприятие. Наш класс решил разделиться на шесть команд, и каждая команда откроет свою пиццерию.

В моей команде было пять человек. Меня назначили кассиром. Лена стала директором, Ксюша – заместителем директора, Наташа – бухгалтером, Андрей – банкиром.

Вот настал долгожданный день. Комиссия зашла в класс. Учитель начал игру. Директора всех команд принесли пиццы. Заместители записывали задания. Кассиры отмечали доходы и расходы. Каждый бухгалтер принимал и сдавал «деньги» банкиру. Директорам досталось больше всех! Им приходилось проверять правильность действий, потом рассказывать, из чего их пиццы и откуда они брали продукты.

Больше всего доходов оказалось у нашей команды. Мы выиграли! Ура! Директора стали угощать всех гостей пиццами. Комиссии очень понравилось наше мероприятие. Выяснилось, что такой вкуснятины никто никогда не ел. Всем захотелось записать рецепты приготовленных блюд.

Министр образования строчила под нашу диктовку текст, а мы чувствовали себя на седьмом небе.

На другом уроке Костя Васин, пятиклассник, прочитал стихотворение

Мамина забота

Мама очень любит сына
И мечтает видеть в нем
Космонавта, альпиниста,
И туриста с шахматистом.

Ей не спится: день и ночь
Хочет мальчику помочь.
Водит за руку в бассейн,
На ночь сказочку читает,

На зарядку поднимает.
Утром – в школу,
Днем – компьютер.
Ну а вечером – балет.

Только, может быть, не нужен
Ему этот винегрет…
И обычным человеком
Ему хочется побыть:
Помогать друзьям в невзгоды
И родителей любить…

Друзья с восхищением смотрят на Костю: «Думали ведь об этом, а он нашел слова и рифмы!».

Каждый раз, когда набирается группа, первым делом проходит экскурсия в библиотеку имени Марфы Трубиной, где добрые работники любезно знакомят детей с первыми литературными опытами великих поэтов и писателей. Когда заканчивается полугодие и наступает пора подводить итоги, когда у каждого в руках уже готовая брошюра – очередной альманах «Золотое перо», все понимают, что появилось еще одно умение, а может быть, и не одно. И тогда кто-то про себя, а кто-то вслух восклицает: «Я сделал это!».

Л.А. МЕЛЬНИКОВА,
М.А. СТЕКЛОВА,
лицей № 3, г. Чебоксары

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru