НАША ПОЧТА
Рядовой день из жизни практиканта
– Я сегодня не смогу, никуда я не пойду,
у меня дети, целых двадцать человек!
– У нас у всех дети!
(Из студенческого разговора)
Прохладное
солнечное утро. Ветер в лицо. Перепрыгиваю через
трамвайные рельсы и поневоле вспоминаю беднягу
Берлиоза. Это уже архетип такой в нашем сознании:
рельсы – трамвай – Михаил Афанасьевич. И на этом
месте мои мысли начинают течь в более
злободневном направлении. С Михаила
Афанасьевича они перескакивают к литературе
вообще, с литературы вообще – к литературе как
школьному предмету, а далее сам собой всплывает и
русский язык, ибо в это утро он для меня
злободневен, как ничто. И тороплюсь я по
Чистопрудному бульвару в школу, где прохожу
практику, то бишь преподаю (или делаю вид, что
преподаю), и где меня ждет мой безумный восьмой
класс.
После беседы с классным руководителем, которая
имела место быть в начале недели и в процессе
которой выяснилось, что мне достался негласный
класс коррекции, я долгое время пребывала, мягко
говоря, в расстроенных чувствах. Хорошенькое
дело – коррекционный класс в самом разгаре
переходного возраста! Так что в первый раз я
вошла в кабинет русского языка и литературы в
самом мрачном настроении, а потом весь урок ждала
какого-нибудь подвоха со стороны моих
«недоделанных», потому что вели они себя как-то
подозрительно тихо. Приглядывались ко мне. Во
всяком случае кнопок мне никто на стул не
подкладывал, и постепенно мы с ними сработались,
тем более что я, хотя и старалась держать с ними
строгий тон, не очень в этом преуспевала.
Литература у нас с ними проходила всегда вполне
прилично. Детишки мои активно слушали, не очень
активно записывали и уж совсем не активно
общались со мной в процессе урока. Друг с другом
– гораздо охотнее. Спасибо хоть не в полный
голос. А по предмету слова из них приходилось
тянуть почти в буквальном смысле клещами.
Но русский язык!.. Вот сейчас у меня с ними
именно он. А это всегда маленькое представление,
разве что без песен и плясок. И дело вовсе не в
плохой дисциплине. Наоборот, она вполне сносная,
хотя и уступает той, что мне удается
устанавливать на литературе. Просто активность
моих обормотов на русском языке зашкаливает!
Невероятно, но факт. Казалось бы, что такого
привлекательного в этом предмете для
восьмиклассников? А вот поди ж ты…
Я пересекаю школьный двор и поднимаюсь к себе в
кабинет. Моих «недоделанных» на горизонте еще не
видать. Оно и понятно, так и должно быть. Являться
в класс заранее они, очевидно, считают просто
ниже своего достоинства.
Под звонок все разом вваливаются, наполняя
помещение диким грохотом и гамом. Стою столбом у
доски и гипнотизирую их взглядом. Но раньше, чем
через две-три минуты, они все равно не угомонятся,
подлецы.
Угомонились. Но это только на время, у нас ведь
сегодня не литература, у нас русский язык, на
котором я их постоянно тягаю к доске. И им того и
надо! Они страшно любят работать у доски, а я
достаточно малодушна, чтобы этому не потакать.
После ни шаткой ни валкой проверки домашнего
задания я выдаю коронную фразу:
– Сегодня, как обычно, поработаем для начала у
доски.
Шквал эмоций и лес рук.
И все, можно больше ничего не говорить, а только
глазами показывать, кого собираюсь вызвать.
Дальше уж они сами… Остается только самая
малость – диктовать и править ошибки.
Иногда возникают и рукопашные стычки прямо
посреди урока. Проходят они под вывеской «Сейчас
я пойду, а ты вчера уже был!». И пресечь их весьма
проблематично, поскольку если уж они возникают,
то обычно сразу в нескольких концах класса.
Однако сегодня я хочу в кои-то веки проявить
твердость и вызываю лучшего ученика во всем
классе, который никогда сам не просится к доске,
но, как и все, это дело обожает.
Алешка с победоносным видом шествует к доске,
не скрывая своего торжества. Его, как, впрочем, и
каждого, выходящего к доске, класс привычно
встречает стоном разочарования:
– Ну-у, а почему не я, почему он?
Я непоколебима. Но только на известное время.
Доска в кабинете неважнецкая. И с какой силой ни
надавливай на мел, все равно видно весьма
посредственно. И, конечно же, пока Алешка
старательно выводит длиннющее и припасенное
специально для него, лучшего ученика,
предложение, на меня обрушивается очередной
коронный вопрос:
– А что вон там написано?
И я начинаю по сто раз повторять одно и то же, не
имея никакой возможности приструнить обормотов,
недовольных тем, что вызывали не их, и выражающих
свое недовольство чересчур громогласно. Под
прикрытием их праведного гнева неунывающие
товарищи на «камчатке» развлекаются всеми
доступными им способами. Ах, как мне хочется
надрать уши Туралу, Марату и Андрюхе! Но я не
дотянусь даже при всем своем желании, потому что
по пути придется объяснять Ане, Лене, Кате и
прочим, почему ж я их, такая-сякая, не вызвала, и
обещать, что вызову, непременно вызову.
И в итоге я вызываю. Всех. Или почти всех, если
мне кровь из носа надо еще объяснить им новую
тему, которую они будут слушать уже без такого
энтузиазма, но все-таки еще под его воздействием.
Детишки мои все комментируют, неудержимо
веселятся и острословят, а я не нахожу в себе сил
прекратить это веселье, потому что, во-первых, не
такое уж оно из ряда вон выходящее, все-таки никто
на ушах не стоит, и дисциплина на уроке не под
угрозой срыва, а во-вторых, я и сама веселюсь
вместе с ними самым непедагогичным образом.
Утешая себя только тем, что я ведь еще не учитель,
я ведь еще только учусь!
Ирина МИНАКОВА,
студентка филологического
факультета МПГУ |