ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Искусство построения урока
Урок русского языка: каким он должен быть?
Каким требованиям отвечает урок в школе? Перед
учителем стоят задачи обучения, развития и
воспитания, которые в их единстве, внутренней
связи и взаимозависимости подчинены общей цели
– всестороннему развитию личности ребенка.
На современном уроке учебная деятельность
сочетается с другими ее видами. Типичный пример
– включение элементов занимательной игры.
Например, дается задание:
К приведенным ниже словам прибавьте одну букву
а) в конце, б) в середине, в) в начале слова.
Запишите парами данные и вновь полученные
слова, объясните их значение.
а) Образец: пол – полк.
Банк, пар – пара, стол, шар.
б) Образец: сок – срок.
Ученик, руль, сон, ария, лапа.
в) Образец: луг – плуг.
Утка, цена, дача, враг, арка.
Или:
Заполните по горизонтали свободные клетки
пирамиды так, чтобы на каждой строчке получить
слово, состоящее из указанного количества букв, а
в середине слова была буква а.
(Чай, трава, магазин, журналист, лаборатория,
преподаватель.)
Следует предупредить о малой эффективности
обучающей игры, если сюжет не согласуется с
содержанием учебного материала.
В уроке выделяются следующие структурные
элементы (этапы):
1. Постановка познавательной задачи (что будет
изучаться).
2. Мотивация (почему надо изучать, знать и уметь).
3. Отбор материала и последовательность
изучения.
4. Применение способов и средств (как, с помощью
чего достигать результата, включая контроль,
осознание и применение знаний и умений, а также
отработку навыков).
На всех этапах урока педагогически важно, чтобы
ученики осознавали мотивы изучения
определенного материала. Действия учителя и
учеников должны быть взаимосвязанны.
Существенно, чтобы ребята сами овладели
приемами учебной деятельности. Это приведет к
большей самостоятельности и осмысленности
выполняемой работы.
Выбор методов диктуется рядом факторов.
Главное – в каждом конкретном случае найти такие
методы, которые приведут к наиболее успешным
результатам обучения, развития и воспитания.
Значительное влияние на всё построение урока
оказывают средства обучения, особенно новые,
технические (компьютер, видео и т.д.).
Кроме основного типа уроков – традиционного,
следует включать уроки-семинары как одну из форм
обобщающе-повторительных занятий, уроки-зачеты,
уроки корректировки знаний. Для
систематического контроля за уровнем знаний,
умений и навыков учеников, кроме традиционных
форм – диктантов, изложений, срезовых
контрольных работ, можно предложить тесты. Они
также помогают осуществлять дифференцированное
обучение школьников.
Например, проверочная работа с выборочным
ответом.
Задание. Не записывая предложений с
однородными определениями, ученики выписывают
на отдельном листочке их номера. Знаки
препинания в предложениях не расставлены.
I вариант
1. Он легко справляется с трудными
математическими задачами.
2. Незатейливая деревянная резьба наличников
привлекла его внимание.
3. Собака смотрела на зловещий красный диск
луны.
4. Темные плотно стоящие ели отражались в воде.
5. Снова потянулись длинные однообразные дни.
(Можно подобрать 10 и более предложений.)
Контрольный листок: I вариант: 3, 4, 5.
На каждом уроке учитель планирует графическое
обозначение орфограмм и пунктограмм и условий их
выбора, что стимулирует осознанность
правописания. Например, работа с текстом, который
воспроизведен на доске.
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и
сук ели сложились, как мостик между двумя
деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели,
Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего
солнца. На голове его гребешок загорелся
огненным цветком. Синяя в глубине
черного грудь его стала переливать из
синего на зеленое. И особенно красив был его
радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев
солнце над болотными, жалкими
елочками, он подпрыгнул на своем высоком
мостике, показав свое белое, чистейшее
белье подхвостья, подкрылья, и
крикнул: «Чуф! Ши!».
(М.Пришвин)
Объясните орфограммы и знаки препинания.
Определите тему, главную мысль текста,
озаглавьте его.
Определите стиль текста, назовите его приметы.
Использование межпредметных связей делает
урок ярким, эмоциональным.
Для развития речи учащихся необходима работа с
образцами правильной русской речи, поэтому
дидактическим материалом уроков являются тексты
мастеров художественного слова.
Все аспекты современного урока, теоретические
и практические, разрабатываются, изменяются в
соответствии с требованиями времени. Многие
учителя смело перестраивают уроки, находят новые
оригинальные решения в методике, творчески
преобразуют каждый урок, перенимают удачный
опыт.
Но одни и тет же уроки у разных учителей при
сходной методике всегда различаются. Это
различие непосредственно зависит от
индивидуальности учителя.
Поэтому не следует сковывать учителя схемами
уроков и методическими предписаниями, нужно
ориентировать его на овладение педагогической
теорией в единстве с учительским искусством.
Т.И. ДУБАС,
пос. Нижнесортымский,
Сургутский р-н,
Тюменская обл. |