Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2007

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Искусство построения урока

Урок русского языка: каким он должен быть?

Каким требованиям отвечает урок в школе? Перед учителем стоят задачи обучения, развития и воспитания, которые в их единстве, внутренней связи и взаимозависимости подчинены общей цели – всестороннему развитию личности ребенка.

На современном уроке учебная деятельность сочетается с другими ее видами. Типичный пример – включение элементов занимательной игры.

Например, дается задание:

К приведенным ниже словам прибавьте одну букву а) в конце, б) в середине, в) в начале слова.

Запишите парами данные и вновь полученные слова, объясните их значение.

а) Образец: пол – полк.

Банк, пар – пара, стол, шар.

б) Образец: сок – срок.

Ученик, руль, сон, ария, лапа.

в) Образец: луг – плуг.

Утка, цена, дача, враг, арка.

Или:

Заполните по горизонтали свободные клетки пирамиды так, чтобы на каждой строчке получить слово, состоящее из указанного количества букв, а в середине слова была буква а.

(Чай, трава, магазин, журналист, лаборатория, преподаватель.)

Следует предупредить о малой эффективности обучающей игры, если сюжет не согласуется с содержанием учебного материала.

В уроке выделяются следующие структурные элементы (этапы):

1. Постановка познавательной задачи (что будет изучаться).

2. Мотивация (почему надо изучать, знать и уметь).

3. Отбор материала и последовательность изучения.

4. Применение способов и средств (как, с помощью чего достигать результата, включая контроль, осознание и применение знаний и умений, а также отработку навыков).

На всех этапах урока педагогически важно, чтобы ученики осознавали мотивы изучения определенного материала. Действия учителя и учеников должны быть взаимосвязанны.

Существенно, чтобы ребята сами овладели приемами учебной деятельности. Это приведет к большей самостоятельности и осмысленности выполняемой работы.

Выбор методов диктуется рядом факторов. Главное – в каждом конкретном случае найти такие методы, которые приведут к наиболее успешным результатам обучения, развития и воспитания.

Значительное влияние на всё построение урока оказывают средства обучения, особенно новые, технические (компьютер, видео и т.д.).

Кроме основного типа уроков – традиционного, следует включать уроки-семинары как одну из форм обобщающе-повторительных занятий, уроки-зачеты, уроки корректировки знаний. Для систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учеников, кроме традиционных форм – диктантов, изложений, срезовых контрольных работ, можно предложить тесты. Они также помогают осуществлять дифференцированное обучение школьников.

Например, проверочная работа с выборочным ответом.

Задание. Не записывая предложений с однородными определениями, ученики выписывают на отдельном листочке их номера. Знаки препинания в предложениях не расставлены.

I вариант

1. Он легко справляется с трудными математическими задачами.

2. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.

3. Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

4. Темные плотно стоящие ели отражались в воде.

5. Снова потянулись длинные однообразные дни.

(Можно подобрать 10 и более предложений.)

Контрольный листок: I вариант: 3, 4, 5.

На каждом уроке учитель планирует графическое обозначение орфограмм и пунктограмм и условий их выбора, что стимулирует осознанность правописания. Например, работа с текстом, который воспроизведен на доске.

Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья, и крикнул: «Чуф! Ши!».

(М.Пришвин)

Объясните орфограммы и знаки препинания.

Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте его.

Определите стиль текста, назовите его приметы.

Использование межпредметных связей делает урок ярким, эмоциональным.

Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом уроков являются тексты мастеров художественного слова.

Все аспекты современного урока, теоретические и практические, разрабатываются, изменяются в соответствии с требованиями времени. Многие учителя смело перестраивают уроки, находят новые оригинальные решения в методике, творчески преобразуют каждый урок, перенимают удачный опыт.

Но одни и тет же уроки у разных учителей при сходной методике всегда различаются. Это различие непосредственно зависит от индивидуальности учителя.

Поэтому не следует сковывать учителя схемами уроков и методическими предписаниями, нужно ориентировать его на овладение педагогической теорией в единстве с учительским искусством.

Т.И.  ДУБАС,
пос. Нижнесортымский,
Сургутский р-н,
Тюменская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru