МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Дидактический материал
к уроку русского языка по теме
«Описание внешности человека»
Карточка № 1
Прочитайте, определите стиль и тип речи.
Укажите вначале строчки, в которых дана
портретная характеристика деда Архипа, а затем
Леньки.
Костлявая и длинная фигура дедушки Архипа
вытянулась поперек узкой полоски песка;
задремавший Ленька лежал калачиком сбоку деда.
Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях, он
казался корявым сучком, отломленным от деда –
старого иссохшего дерева, перенесенного и
выброшенного сюда, на песок, волнами реки.
Дед, приподняв на локте голову, смотрел на
противоположный берег, залитый солнцем и бедно
окаймленный редкими кустами ивняка. Его тусклые
и воспаленные глаза, с красными опухшими веками,
беспокойно моргали, а сморщенное морщинами лицо
замерло в выражении томительной тоски.
(М.Горький)
Карточка № 2
Прочитайте, подчеркните описание внешности
мальчика. Подберите антонимы к прилагательным и
причастиям.
В комнате было чисто и уютно: удобный диван, над
ним большой ковер, посредине комнаты накрытый
красивой скатертью стол. Под потолком модная
люстра, одну из стен от пола до потолка занимали
стеклянные полки с книгами.
В комнату вошел парнишка. Коренастый, крепкий,
светлые волосы аккуратно причесаны, школьный
костюм чистенький, выглаженный, будто только из
магазина, ботинки хорошо начищены. Он спросил
солидно, как взрослый: «Вы ждете отца?».
(Н.Метелкин)
Карточка № 3
Прочитайте. Выделите места с описанием деда
Каширина. Пользуясь текстом, дайте деду устную
характеристику?
Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и
зоркими зелеными глазами, и боялся его. Помню, мне
всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих
глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми
говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и
стараясь рассердить всякого.
В час отдыха, во время вечернего чая, когда он,
дядья и работники приходили на кухню из
мастерской, усталые, с руками, окрашенными
сандалом, обожженными купоросом, с повязанными
тесемкой волосами, все похожие на темные иконы в
углу кухни, – в этот опасный час дед садился
напротив меня и, вызывая зависть других внуков,
разговаривал со мною чаще, чем с ними. Весь он был
складный, точеный, острый. Его атласный, шитый
шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая
рубаха измята, на коленях штанов красовались
большие заплаты, а все-таки он казался одетым и
чище и красивей сыновей, носивших пиджаки,
манишки и шелковые косынки на шеях.
(М.Горький)
Карточка № 4
Спишите, вставляя пропущенные буквы и
расставляя знаки препинания. Выделите места с
описанием внешности Алексея.
Алексей, с (не)покрытой головой, в клетчатой
ковбойской рубахе с засуч_нными до локтей
рукавами и в бриджах вправл_нных в сапоги стоял
на пригорке поросшем орешником. Зачесанные назад
волосы его выцвели за лето и были почти
пш_ничного цвета среди них потерялась седая
прядь. Лицо руки стали темно-коричневыми. Алексей
успел побриться, и по лицу его, свежему и юному,
нельзя было предположить холодную сырость и
отмахивался от налетевших на него комаров и
мошкары.
(В.Ажаев)
Карточка № 5
Спишите, расставляя пропущенные знаки
препинания; найдите элементы описания внешности.
Выйдя из кустарника Быланин направился к балк_.
Прямо перед собой на холмик_ он увидел человека.
Положив лицо на ладони человек сидел неподвижно.
С минуту Быланин пристально всматривался в
согбенную фигуру. Потом, улыбнувшись про себя,
быстрей зашагал по тропинк_, размахивая
шапкой-ушанкой в руке.
Человек живо вскочил приложил к глазам руку.
Это был старик – невысокий худощавый с седыми
волосами торчащими из-под выцветшей солдатской
фуражки с реденькой и, как пучок пеньки, помятой
бороденкой. Он узнал Быланина, мелкими быстрыми
шажками побежал с пригорка.
(Ф.Наседкин)
Г.М. РАХМАТОВА,
гимназия № 1,
г. Похвистнево,
Самарская обл. |