Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2007

Я ИДУ НА УРОК

 

5–6-е классы

Наш язык – это важнейшая часть
нашего общего поведения в жизни

По «Письмам о добром и прекрасном» Д.С.  Лихачева.
Письмо девятнадцатое – «Как говорить?»

Цель урока: показать «богатство и точность родного языка», учить пониманию текста, воспитывать бережное, ответственное отношение к родной речи.

ХОД УРОКА

Запись на доске.

«Язык... свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе».

«...Мне местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка».

«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе... “Плюющиеся словами” люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми и незащищенными против них».

«По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело...»

«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая...

Наша речь – важнейшая часть нашей… личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды, если она “затягивает”».

1. Слово учителя о Д.С. Лихачеве.

Наша школа носит имя Д.С. Лихачева, первого почетного гражданина Санкт-Петербурга, почетного академика и в нашей стране, и в зарубежных странах. Он учился в нашей школе, ходил по этим коридорам, сидел за партой.

Д.С. Лихачев – крупнейший ученый-филолог, специалист по древнерусской литературе. В течение пятидесяти лет он руководил сектором древнерусской литературы в Пушкинском Доме.

Мы гордимся Д.С. Лихачевым, который прославил русскую культуру.

Свой опыт жизни он передал молодежи, написал «Письма о добром и прекрасном». Мы постараемся внимательно прочитать и понять письмо девятнадцатое – «Как говорить?».

2. Работа с текстом

1) Прочитайте первый абзац текста. Назовите ключевые слова.

– Найдем толкование слов язык и вкус в словаре С.И. Ожегова.

(Язык – слово многозначное. 1) Орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2) Язык – речь, способность говорить.

Вкус – слово многозначное: 1) Чувство понимания изящного и красивого. Тонкий вкус. Одеваться со вкусом. 2) Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Иметь вкус к чему-нибудь...)

– Д.С. Лихачев обращает внимание на то, что говорящий своей речью «выдает себя»: показывает свое отношение к окружающим и к себе.

2) Прочитайте второй абзац. Почему Д.С. Лихачеву нравятся народные говоры, или диалекты?

Диалект «часто бывает неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка». Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Обратимся к словарю В.И. Даля, том 3. Найдем толкование слова пословица.

Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи, а сама о себе говорит:

Пословица недаром молвится.
На пословицу и суда нет.
Пословицы не обойти, не объехать.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
От пословицы не уйдешь.
Пень не околица, глупая речь не пословица.
Не всякая пословица при всяком молвится.

– Где услышал В.И. Даль эти пословицы?

Прочитаем отрывок из описания нижегородской ярмарки.

Месяц и десять дней движется, гудит, переливается яркими красками ярмарка. Идет по ярмарке худой носатый человек. Ничего не покупает, а слушает ярмарочный гул. Выдергивает из гула слова, прибаутки, пословицы, словно золотых рыбок из омута.

Своя печаль чужой радости дороже.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Кукушка кукует – по бездомью горюет.
С родной стороны и ворона мила.
Любишь мед – заводи пчел.
Ляг, опочинься, ни о чем не кручинься.
Подумаешь умом – и головушка кругом.
Он себе и ухом не ведет, и в ус не дует.

Как вы понимаете эти пословицы? Объясните их смысл.

– Найдите в этих пословицах диалектные, народные слова. (Опочинься – усни, почивай; не кручинься – не горюй, не печалься; головушка – народная форма слова...)

– Обратите внимание на поговорку Он себе и ухом не ведет, и в ус не дует.

– Сколько в ней фразеологизмов? Как вы понимаете их значение?

(Живет себе припеваючи, и в ус не дует, т.е. не обращает никакого внимания на что-либо, ни о чем не беспокоится.

Он себе и ухом не ведет – не реагирует на что-либо, ничем внешне не проявляет своего отношения к тому, что происходит.)

– Два фразеологизма-синонима народ соединяет в поговорку. Почему?

– Дома вы иллюстрировали этот фразеологизм. (Дети объясняют его значение.)

– Вспомните и запишите фразеологизмы, куда бы входило существительное слово. Объясните их значение.

(Брать свои слова обратно (отказываться от уверений, обещаний); бросать слова на ветер (говорить впустую); в двух словах (коротко); бросаться словами (безответственно говорить, обещать что-либо); ловить на слове (заставлять сделать то, что было сказано); за словом в карман не полезет (находчивый); не умеет связать двух слов (косноязычный); говорит, словно слово слову костыль подает (нескладно) и др.

– Используя пословицы, поговорки, придумайте развернутое шутливое пожелание любимому сказочному герою.

3) Прочитайте третий и четвертый абзацы.

– Что это за люди, плюющиеся словами?

(Часто мы слышим грубую повседневную речь: жаргонные, бранные слова. Некоторые люди даже бравируют (т.е. рисуются, хвастаются) грубостью в языке.)

4) Сегодня мы работаем с отрывками из письма девятнадцатого Д.С. Лихачева – «Как говорить?». Чему учат эти высказывания?

(Учат бережному, ответственному отношению к нашей речи. По тому, как человек говорит, мы судим о том, с кем имеем дело.

Надо учиться спокойной, интеллигентной речи, не поддаваться влиянию окружающей среды.)

– Какие слова из письма «Как говорить?» вы хотели бы запомнить или выучить наизусть?

5) Письменное задание. Ответьте на вопросы:

– С какими мыслями в письме Д.С. Лихачева «Как говорить?» вы согласны?

– Какие высказывания ученого вам хочется запомнить?

Обсуждаем работы детей.

3. Домашнее задание

В качестве домашней работы задаем сочинение-рассуждение «За что я люблю свой родной язык?». По итогам творческой работы готовим стенгазету – название дети придумают сами.

А.И. ТОЩЕВА,
школа № 47,
г. Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru