ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
РАБОТА С ТЕКСТОМ В 10-м КЛАССЕ.
Подготовка к ЕГЭ
ТЕКСТ 1
1. Книга – это духовное завещание одного
поколения другому, совет умирающего старца
юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый
часовым, отправляющимся на отдых, часовому,
заступающему на его место… 2. Вся жизнь
человечества последовательно оседала в книге;
племена, люди, государства исчезали, а книга
оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в
ней кристаллизовались все учения, потрясавшие
умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в
книге не одно прошлое: она составляет документ,
по которому мы вводим во владения настоящего, во
владения всей суммы истин и усилий, найденных
страданиями и облитых иногда кровавым потом; она
программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)
Вопросы и задания к тексту
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите тип речи и стиль. Докажите.
3. Какое ключевое слово использует автор и какие
художественные приемы связаны с этим словом? Для
чего они использованы Герценом? (Метафоры, с
целью раскрыть основную мысль: значимость книги
в жизни человека.)
4. Запишите тематический ряд слов, который
использован в тексте к слову книга. (Книга –
завещание, совет, приказ, документ, программа
будущего.)
5. Как расположены эти слова? С какой целью автор
располагает их именно в такой
последовательности? (Градация помогает автору
показать значимость книги в жизни общества.)
6. Как связаны предложения в тексте?
(Лексическим повтором, личным местоимением.)
7. Какие антонимы и для чего использованы в
первом предложении? (Старец-юноша,
отправляющимся… часовым – заступающим часовым.
Они помогают подчеркнуть универсальность книги
для всех поколений.)
8. Запишите микротемы данного текста.
9. Найдите в предложениях 3–5 слово,
образованное переходом одной части речи в
другую. (Прошлое, настоящее.)
10. Из предложений 1–3 выпишите страдательное(ые)
причастие(я).
11. Выпишите слова, относящиеся к
общественно-политической лексике. Как вы
думаете, случайно ли это?
12. Укажите сложное предложение, части которого
связаны бессоюзной и союзной подчинительной
связью. (4.)
13. Укажите простое предложение, осложненное
обособленными определениями. (1.)
14. Среди предложений 4–5 найдите слово,
допускающее двоякое написание. (Итак – и так.)
15. Укажите предложения или части предложений с
составным именным сказуемым. (1, 4.)
16. Укажите односоставное предложение и его тип. (5,
определенно-личное.)
17. Укажите примеры эмоциональной лексики. С
какой целью используются эти слова?
18. Укажите предложение или часть сложного
предложения с составным именным сказуемым.
(1, 4.)
19. Укажите бессоюзное сложное предложение, в
котором вторая часть поясняет содержание первой.
(4.)
20. Укажите односоставное назывное предложение,
входящее в состав сложного. (4.)
21. Укажите слово, не имеющее окончания. (Последовательно,
вместе.)
ТЕКСТ 2
(1) «Земля – колыбель человечества», – говорил
К.Э. Циолковский. (2) Земля – родина
человечества. (3) А что для человека может быть
дороже Родины! (4) Ведь Родина – это не только
место, где ты родился, не только точка на
географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и
озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все
это в зрелом возрасте складывается в совершенно
конкретное понятие – Родина, и чувства, которые
испытывает человек, общаясь с природой, и
составляют ту основу, которая определяет
человека как личность. (Г.Титов)
Вопросы и задания к тексту
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите.
3. Определите ключевое слово (слова) в тексте (Родина
– человек.) Как эти слова помогают раскрыть
основную мысль?
4. Какие контекстные синонимы к слову родина
использует автор текста? (Родина – земля – холмы,
овраги, луга, озера, реки, степи, стога, скирды
хлеба). Какой образ создают эти слова (образ малой
родины).
5. Как связаны эти контекстные синонимы со
словом родина? (Малая родина – Родина
большая – находятся в неразрывной связи.)
6. Чем является в тексте первое предложение? (Тезисом.)
7. Какой художественный прием в 1-м предложении
использует автор? Для чего? (Метафора помогает
выразить основную мысль.)
8. Что значит слово колыбель? (Место
возникновения чего-либо.)
9. Как связаны предложения 1 и 2? (Синтаксический
параллелизм.)
10. Как связаны предложения 1–4? (Лексическим
повтором.)
11. Для чего автор в 4-м предложении использует
усилительную частицу ведь? (Она помогает
аргументировать мысль: «Дороже Родины не может
быть ничего».)
12. Какие микротемы можно выделить в этом тексте?
(Земля – родина человечества. Ничего нет дороже
Родины. Из любви к малой родине возникает любовь
к Родине большой. По этой любви определяют
человека как личность.)
13. Назовите эмоционально-экспрессивную
лексику. (Колыбель человечества.)
14. Укажите обороты, характерные для
публицистического стиля. (Колыбель
человечества, родина человечества, в зрелом
возрасте, конкретное понятие, общаясь с природой,
составляет основу, определяет личность.)
15. Укажите предложения с составными именными
сказуемыми. (1, 2, 3, 4.)
16. Укажите типы придаточных предложений. (Определительные.)
17. Назовите слова, не имеющие окончания. (Дороже,
совершенно, общаясь.)
18. К одной ли морфеме относится -ть в словах? (Личность,
быть.)
19. По какому общему пунктуационному правилу
поставлено тире в предложениях 1, 2, 4?
20. В предложении 5 стоит знак тире. По какому
правилу он (знак) поставлен?
ТЕКСТ 3
Восхищение красотой земли, где жили деды и
прадеды, где нам суждено прожить жизнь. Повторить
себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую
нас, – это важнейший эмоциональный источник
любви к Родине. В мире есть страны, где природа
ярче наших полей и лугов, но родная красота
должна стать для наших детей самой дорогой.
Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с
мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни
пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни,
если бы не направил свой пылающий самолет на
вражеские танки Николай Гастелло, если бы не
пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и
тысячи героев…
Родная земля становится бесконечно дорогой,
когда радость бытия сливается с чувством долга
перед людьми, отстоявшими красоту.
(В.Сухомлинский)
Вопросы и задания к тексту
1. Определите основную мысль текста.
2. Определите тип речи и стиль текста.
3. Найдите ключевое слово в этом тексте. (Красота.)
4. Определите микротемы текста.
5. Как построен ряд однородных сказуемых в
первом предложении? (Использован прием
градации, которая помогает утвердить мысль о
вечности красоты и тленности человеческой
жизни.)
6. Как метафора первого предложения помогает
раскрыть основную мысль микротемы? (Красота
земли – эмоциональный источник любви к Родине.)
7. Как построено второе предложение? В чем смысл
внутренней антитезы? (Есть земли красивее, но
наша скромная красота должна быть милее всего.)
8. Как связаны предложения 1-го и 2-го абзацев?
(Прием антитезы.)
9. Как связаны однородные дополнения в третьем
предложении? Для чего автору потребовалась эта
связь? (Градация и эпитеты помогают показать
ценность этой красоты, которую защищали Гастелло
и другие воины.)
10. Какая мысль утверждается автором благодаря
этому приему? (Жизнь ценой смерти.)
11. Укажите слова эмоционально-экспрессивной
тематической группы. (Восхищение,
эмоциональный источник, цветущий сад,
материнская песня, бесконечно дорогой, радость
бытия.)
12. Укажите обороты, характерные для
публицистического стиля. (Суждено прожить, уйти
в землю, проливали кровь, радость бытия, чувство
долга.) Для чего их использует автор? (Возвышенность
лексики, патетическое звучание,
торжественность.)
13. Укажите предложения или части сложных
предложений с составными именными сказуемыми. (1,
2, 4.)
14. Укажите прилагательное в превосходной
степени. (Самой дорогой, важнейший.)
15. Укажите предложения с причастными оборотами.
(1, 4.)
16. Укажите сложное предложение с однородным
присоединением придаточных. (1, 3.)
17. Определите тип этих придаточных. (Определительное.)
18. Укажите сложное предложение, состоящее из
трех простых.
Н.А. ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
Смоленская обл. |