МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Дидактические материалы,
которые можно использовать
для повторения орфографии в начале года
или при изучении соответствующих тем
Правописание согласных
в корнях слов
1. Вставьте пропущенные буквы.
Ве_ти до_ки в тря_кой пово_ке;
на ни_ко наклонившейся ветке бере_ки;
содержать закла_ки и тетра_ки в полном поря_ке;
кру_ки, пло_ки, ло_ки терялись понемно_ку;
надел пира_ смешной наря_ и в нем собрался на
пара_;
моро_ разыгрался не на шу_ку: озя_ в ша_ке и шу_ке;
нажал на тормо_ – разбился термо_;
шагнул за поро_ – обвалился потоло_;
глянул ввы_ь и съехал вни_.
2. Впишите на месте пропусков слова из
списка.
______ толстым слоем покрыла стекла, и они едва
пропускали дневной свет.
______, слякоть, мокрые скамейки, грязные лужи –
невесело гулять поздней осенью.
За окном мелькали домики ______ с гаражами и
фабричными корпусами.
Малыш набрал полное ведерко ракушек ______ с
песком и камешками.
Я пыталась ______ сестру за руку, но она
капризничала, и пришлось ______ ее в коляске.
Легенда рассказывает о том, как будущий великий
армянский поэт и богослов дал ______ семь лет пасти
деревенское стадо.
Он пригласил стражников на ______.
У меня на сердце ______, ведь почти пуста корзинка,
лишь на дне ее травинка и один помятый ______.
Изморось, изморозь, вперемежку, вперемешку,
везти, вести, обет, обед, груздь, грусть.
3. Где нужно, вставьте недостающие буквы.
Господин Ч. прогуливался около в_гона. Пер_он
был совершенно пуст. Стена во_зала была чисто
вымыта – ни пылинки на стеклах.
Осл_пительно-белые фигуры проводников у каждого
в_гона укр_шали темно-зеленую мас_у состава. С
каждым шагом пас_ажира улыбка проводника
ст_новилась все шире, и когда ост_валось два шага,
он прикладывал два пальца к козырьку белой
фура_ки, эл_гантно удерживая другими пальцами
_куратно зач_хленные флажки. (С.Юрский)
Правописание гласных в корнях с
чередованием
1. Вставьте пропущенные буквы.
Разр_вняем грядки, посадим р_стки, они подр_стут,
превратятся в зар_сли; нам_кают от росы, пол_жили
на солнце, прол_жили тропинку, предл_гаем
прогуляться, поск_кать верхом, вым_кнем под
дождем, прик_снулись к стволу, капли бл_стят, не
к_саясь мокрых веток, непром_каемая куртка,
ср_внили выр_щенные плоды, подск_чили от радости,
будем м_кать хлеб в молоко.
Выт_рал, но так досуха и не выт_р, разб_рал
записи, зап_рать шкатулку было нетрудно, а
отп_реть не уд_лось, пот_ряли ключ, выж_гать по
дереву интересно, он выж_г свое имя, подст_лить
коврик, заст_лать постель, подб_решь по цвету,
бл_стающий мир, редкое соч_тание красок, зам_реть
от восторга, откл_нился от курса, переходный
возр_ст.
2. Вставьте пропущенные буквы.
а)
Детям нравилось замечать, как подр_стают в
гнездах птенцы, соб_рать землянику и чернику,
низко накл_няясь или опускаясь на корточки,
к_саться ладонью нагретых стволов, отд_рать кору
от сухих поленьев, разж_гать костер и следить, как
он разг_рается все жарче и оз_ряет ближние
деревья, неторопливо ужинать, расст_лив скатерть
и разл_жив на ней припасенную еду, зам_рев и почти
не дыша, слушать соловьиное пение.
б) Мы представляем себе, как мальчишка отд_рет
плохо прибитую доску, ни разу не к_снувшись
крапивы, проб_рется к дальней грядке, наб_рет
выр_щенных нами огурцов, захочет разл_жить их по
карманам, но услышит подозрительный звук,
прислушается, зам_рая от страха, и бросится
уд_рать через ту же дыру в заборе.
3. Впишите подходящие корни из списка: кл_н,
л_ж, л_г, р_ст, р_щ, бл_ск, р_с, г_р, т_р, м_р, з_р, ст_л,
б_р.
Низко по______ился и стал из______ать свою просьбу;
от______ите это испытание, пусть наследник
немного под______ет;
за______елся желанием с______еть этот город с лица
земли;
защитники предпочли у______еть, но не сдаться
врагу;
от______и пожара о______яли их лица;
дым ______ился по земле;
вы______ают мир и свободу.
Правописание приставок
1. Впишите подходящее слово.
Донесения, ______ в канцелярию, свидетельствовали
о том, что многие ______ его величества позволяли
себе неодобрительно высказываться о нем.
Петя решил ______ команду своего класса, пришел в
раздевалку и даже успел ______ в руках мяч, пока
вратарь обувался.
Поданные, подданные;
подержать, поддержать.
2. Вставьте пропущенные буквы: с, сс, з или
зз.
а) Ра_тавание ра_тянулось на целых полчаса;
провожающие в ра_терянности бормотали и_винения;
он не слушал, бе_печно улыбался и ра_еянно смотрел
по сторонам; совсем не было заметно, что он
ра_троен и и_пытывает тревогу; она обе_покоенно
пере_читывала сумки и пакеты, бе_вучно шевеля
губами; пудель, внезапно чего-то и_пугавшись или
ра_вирепев, ра_разился оглушительным лаем.
б) Не в каждом походе среди туристов есть
и_кусный повар. Как приготовить кашу, чтобы она не
ра_варилась и при этом крупа не осталась жесткой?
И_ледования решили проводить строго по плану:
ра_читали сроки проведения каждого эксперимента,
ра_пределили обязанности.
Но ра_чет оказался неверным; во_рения
ра_работчиков-теоретиков и и_полнителей-дежурных
не во всем совпадали; начались бе_мысленные
ра_доры, во_никли непредвиденные ра_ходы крупы,
молока и соли, бе_печные а_истенты, ра_адоренные
борьбой, требовали все новых продуктов, а
ра_четливый завхоз во_тал против дополнительных
трат; терпение руководителя и_якло; появилась
угроза ра_падения группы и_ледователей.
3. Впишите приставки пре- или при-, вставьте
пропущенные буквы.
а) На другой день чуть только калиф успел
одеться и позавтракать, как визирь, послушный его
___казанию, уже явился.
– Великий калиф! – сказал визирь. – Не пойти ли
нам к прудам, что находятся на окраине города? Я
не раз видел там аистов. Это ___забавные птицы. К
тому же они очень разговорчивые и постоянно
болтают на своем птичьем языке.
– Неплохо ___ думано, – ответил калиф, и они
отправились в путь.
– Клянусь бородой, всемилостивейший государь,
что эти длинноногие заводят сейчас ___любопытный
разговор! – воскликнул визирь. – Не ___вратиться
ли нам в аистов?
…И тотчас ноги у них стали тонкими, как спицы,
длинными, как ходули, и вдобавок покрылись
красной шершавой кожей. Их ___красные туфли
___вратились в плоские когтистые лапы, руки стали
крыльями, а бороды и_чезли совсем. Зато у них
выр_сли ___длинные твердые носы, на которые можно
было оп_раться, как на палки.
Калиф и визирь ___таились в густых кустах и
___слушались.
б) Все, кто был за столом, – ___дворные, принцы и
принцессы – напрасно старались догадаться,
какое лакомство ___готовил им сегодня главный
повар. И когда наконец на стол подали хрустальное
блюдо, полное спелых ягод, все в один голос
во_кликнули: «Ах!» – и даже захлопали в ладоши.
Король сам взялся делить ягоды. Принцы и
принцессы получили по две штуки, ___дворным
досталось по одной, остальные король ___берег для
себя – он был очень жадный и любил сладкое.
Король ___двинул блюдо к себе и ___нялся есть.
в) Старуха ___ложила к губам свой свисток, и на
кухню ___мчались морские свинки, одетые как люди: в
передниках, с поваре_ками и кухонными ножами за
поясом. За ними ___бежали белки – много белок, тоже
на двух ногах; они были в широких шароварах и
зеленых барх_тных шапочках. Это, видно, были
пов_рята. Они быстро-быстро кара_кались по стенам
и ___носили к плите миски и сковородки, яйца, масло,
коренья и муку. А огонь под плитой разг_рался все
сильнее. На сковородках что-то шипело и дымилось,
по комнате разносился ___ятный, вкусный запах.
Мать часто стряпала для Якоба всякие вкусные
вещи, но ничего лучше этого супа ему не ___ходилось
пробовать.
(В.Гауф. Перевод М.Солье и
А.Любарской)
4. Вставьте пропущенные буквы.
Многие земли Западной Римской империи
захватили варвары – германские племена.
Пр_шельцы, храбрые воины и непр_хотливые
земледельцы, не пр_выкли к большим городам.
Площади Рима были ра_паханы и засеяны, по арене
Колизея, где когда-то сражались гладиаторы,
бродил скот.
Крупные землевладельцы захватывали
крестьянские земли, а крестьян пр_вращали в
крепостных. Феодалы построили непр_ступные
крепости. Их защищали верные дружины.
(По Г.Кублицкому)
Правописание суффиксов имен
прилагательных
Вставьте пропущенные буквы н или нн.
а) И вдруг дверь с шумом распахнулась. Якоб
застыл на месте от удивления: потолки и стены в
доме были мраморные, кресла, стулья и столы – из
черного дерева, украшенного золотом и
драгоце_ыми камнями, а пол был стекля_ый и до того
гладкий, что Якоб несколько раз поскользнулся и
упал.
Старуха свистнула в маленький серебря_ый
свисток. И тотчас же по лестнице быстро сбежали
вниз морские свинки, совсем необыкнове_ые
морские свинки, которые ходили на двух лапках.
– Куда вы девали мои туфли, негодники?! –
закричала старуха. – Долго ли я еще буду здесь
стоять?
Свинки бегом побежали вверх по лестнице,
принесли две скорлупки кокосового ореха на
кожа_ой подкладке и ловко надели их старухе на
ноги.
(108 слов)
б) Дня через два Маленький Мук решил, что пришло
время действовать. На деньги, полученные за ви_ые
ягоды, он купил себе большой черный плащ и
высокий остроконечный колпак. Чтобы его совсем
не могли узнать, он привязал себе дли_ую белую
бороду. Карлик пришел во дворец и сказал, что
может вылечить короля. Сначала ему никто не
поверил. Тогда Мук предложил одному принцу
попробовать его лечение. Принц съел несколько
ягод, и дли_ый нос и осли_ые уши у него пропали.
(В.Гауф. Перевод М.Солье и
А.Любарской)
в) За 3 тысячи лет до нашей эры в государстве
Шумер писали, продавливая значки на влажной
глине трехгра_ой тонкой палочкой из тростника.
Эта письме_ость называется клинописью.
Чтобы значки не смазались, куски глины обжигали
в печи, и они становились твердыми, прочными.
Такие глиня_ые письма ученые называют
таблетками.
По приказу Ашшурбанипала, царя могущественной
Ассирии, снимались точные копии со всех записей и
надписей в разных дворцах и храмах. Затем гонцы
доставляли таблетки во дворец, и там их
укладывали по порядку в деревя_ые ящики. Так
образовалась огромная библиотека глиня_ых книг.
А в Египте пользовались папирусом, листы
которого получали из стволов болотного
тростника. Писали черной или красной краской.
Папирусные свитки наматывали на деревя_ые или
костя_ые стержни и прятали в кожа_ые футляры.
(По Г.Кублицкому)
Правописание числительных и другие
орфограммы
Вставьте пропущенные буквы. Запишите словами
все имена числительные.
Государствен_ю дорогу из Москвы в Сибирь,
Сибирский почтовый тракт, начали строить более
чем 250 лет назад.
В начале XIX века тракт пр_вр_тился в довольно
хорошую для тех времен дорогу от Москвы до
Байкала. Это более 5000 километров. Да еще 2 боковые
ветви: на юг, к городу Кяхте, где китайские купцы
прод_вали чай для всей России, и на север, к
Якутску, а дальше – к Камчатке. Если считать от
Петербурга до Петропавловска-Камчатского, то это
был самый дли_ый в мире путь почты, дост_вляемой
на лошадях. Он прот_нулся на 13 868 километров!
Не смолкал над трактом перезвон бубенц_в и
колокольц_в почтовых троек. На них везли не
только письма, но и пас_жиров. Вдоль тракта
построили более 300 почтовых станций, где ямщики
сменяли лошадей, а пас_жиры отдыхали.
Быстро ли можно было доехать из Москвы до
Байкала? Невеста сосланного в Сибирь декабриста
Анненкова Полина Гебль увидела дома Иркутска
всего на 18-й день после выезда. Фельдъегерь –
правительственный курьер – однажды добрался из
Иркутска через Москву в Петербург с дон_сением
царю меньше чем за 14 дней. В сутки он пр_од_левал
около 500 километров!
(По Г.Кублицкому)
Н.А. ШАПИРО |