Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2007

РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ

 

Система работы с текстом-моделью

Предлагаемый урок был проведен в феврале 2006 г., в рамках семинара «Воспитание межэтнической толерантности и экологического сознания у детей дошкольного – младшего школьного возраста». Научный руководитель – к.ф.н., ведущий научный сотрудник кафедры международного образования МИОО. Т.В. Савченко. Семинар проходил на базе ГОУ 1888 СВОУО г. Москвы. Директор ГОУ – Аракелян Армине Сидраковна. Учитель – Марина Агаларовна Андрян.

1. Предтекстовые грамматические упражнения к тексту «Воробьи и часы». (Отработка грамматической модели.)

2. Виды упражнений по формированию навыков речевой деятельности на начальном этапе обучения.

Комментарий к уроку.

Основу урока составляет специально подготовленный текст, который является моделью (образцом) для развития речевой активности учащихся. На первом этапе (первом уроке) проводится работа, цель которой – постепенное и глубокое освоение текста, которое приводит к его запоминанию. На втором этапе (втором уроке) на сформированной речевой базе проводится работа по активизации речевых навыков учащихся: придумываются новые сюжетные варианты, создаются аналогичные тексты, пишутся диктанты, мини-сочинения в классе вместе с преподавателем.

Рассматриваемый урок состоит из двух частей, которые дополняют друг друга, но различаются по целям и видам работы.

Первая часть это работа над грамматикой и лексикой, которая должна снять лексические и грамматические трудности у учащихся перед знакомством с текстом. Так как лексическая тема текста связана с темой «Животный мир», здесь проводится расширение лексического запаса детей по данной теме. В основном это – повторение и обобщение уже известного. В первой части предлагается серия упражнений, цель которых – автоматизация навыков употребления п.п., а также другого известного детям грамматического материала. В первой части даются небольшие тексты (в загадках) для демонстрации, активизации и автоматизации грамматики.

Вторая часть работа со специально адаптированным текстом, где на фоне сюжета и описаний много раз встречается форма п.п.

Задача работы с таким текстом состоит в том, чтобы от работы над грамматикой (в первой части) перейти к работе над видами речевой деятельности. Текст в этой части служит совсем не для демонстрации употребления грамматики, а для стимуляции всех видов речи.

Грамматика здесь должна отойти на второй план и стать лишь инструментом, а главное – это переключить внимание детей на речевую деятельность (чтение, слушание, говорение, письмо). Но так как навыки речи у них на этом этапе обучения еще весьма слабые, надо провести специальные предварительные упражнения по их формированию:

1. Прослушивание текста целиком для того, чтобы научиться схватывать смысл в потоке речи (развитие аудирования).

2. Расстановка ударения. Как известно, ударение в русском языке – это особая трудность, требующая длительного накопления и упорной работы (навыки чтения и говорения).

3. Чтение вслух, повторение фраз по отдельности и хором, поиски в тексте ответов на вопросы (чтение, говорение, умение ориентироваться в связном тексте).

4. Особое значение имеет упражнение на увеличение объема памяти, развитие навыков аудирования и чтения, когда учащиеся прорабатывают предложения из текста с наращиванием.

Наращивание строится от информационного центра предложения S (субъект – подлежащее) – P (предикат – сказуемое) к периферии. Затем дается O (объект – дополнение), после этого определения и обстоятельства. Таким образом, ученик незаметно для себя и без специальных объяснений, работая над долготой фразы, усваивает не только интонацию русского предложения, но и логику его построения, особенности порядка слов в русском языке. Кроме того, выполняя упражнение, он запоминает и сразу же активизирует целые блоки фраз, которые в дальнейшем будут использоваться как готовые клише в речи. Несомненно, лучше всего проработать таким образом весь текст, но так как это весьма трудоемкая работа, можно обойтись несколькими ключевыми фразами, которые дети смогут использовать для пересказа и ответов на вопросы. Если все-таки давать это упражнение полностью, т.е. весь текст, то лучше всего записать его на магнитофон и работать с ним в классе, так как дети хорошо его выполняют при использовании технических средств. (Записывать надо так: чтение фрагмента, затем интервал, равный по времени двойному времени чтения фрагмента.) Если текст прорабатывается указанным образом, то и употребление грамматики, и произношение, и употребление новых слов и даже фразеологизмов не составляет для учащихся трудности. Выученный таким образом текст полностью остается не в пассивном, а в активном словаре, что очень продвигает ученика в умении строить монологические высказывания.

5. Следующий вид работы – ответы на вопросы к тексту в письменном виде. Это очень важное упражнение, закрепляющее отработанные устные речевые навыки в другом виде речевой деятельности. Теперь все, что ученик уже знает, он соотносит с напечатанным текстом и, опираясь на него, создает свой текст. Причем ему не надо что-то вспоминать, путая формы и слова (и тем самым закрепляя в письменной речи свои ошибки). Работая, он опирается на напечатанный текст, что позволяет ему избежать ошибок разного типа (грамматических, лексических).

6. Для закрепления грамматики и лексики целесообразно провести выборочный диктант. Вызывая учеников по очереди к доске, учитель диктует слово, словосочетание или короткую фразу из рассказа. Все остальные тоже пишут в своих тетрадях и следят за тем, чтобы на доске не появилось ошибок. Если ученик у доски ошибается, весь класс вместе с учителем немедленно исправляет ошибку.

7. Завершается работа на следующем уроке конкурсом на лучший пересказ текста и лучшую иллюстрацию к нему. За первое место вручается приз.

8. После первого конкурса учитель предлагает подготовиться к следующему конкурсу. Он предлагает детям дополнить рассказ новыми деталями, расширить или изменить его. Вместе с учителем новый вариант записывается в тетради, к нему делаются иллюстрации и повторно проводится конкурс на лучший рассказ.

Статья опубликована при поддержке образовательного центра "Лидер", предлагающего помощь в приобретении различных навыков, необходимых взрослым слушателям для достижения личных и профессиональных целей. "Лидер" - это еще и обучение иностранным языкам, в том числе и дистанционно, а также курсы русского для иностранцев в Минске. Преподавание ведется опыными и высоквалифицированными специалистами по передовым методикам, разработанным и апробированным в Российском университете дружбы народов и Московском государственном университете. Если Вы хотите, чтобы Ваше обучение было интересным и, самое главное, эффективным, тогда курсы русского языка как иностранного в минском центре "Лидер" – то, что Вам нужно. С подробной информацией о программах, реализуемых Центром, и о стоимости занятий Вы можете ознакомиться на сайте learnrussian.by.

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Предложный падеж места, согласование существительных и прилагательных в п.п. ед. числа.

Повторение: род имен существительных.

Цель урока: закрепление темы п.п. места на лексическом материале «Животный мир».

Развитие навыков чтения, говорения, аудирования и письма на основе лексико-грамматических упражнений и текста «Воробьи и часы».

Грамматический материал:

1. Предложный падеж места существительного и прилагательного в ед. ч. (предлоги в, на, окончания -е, -у).

Где? В беседке, в углу, на шкафу, на полу, на стене, на крыше, на колонне, на столе, на книге, на лампе).

2. Род имени существительного (повторение).

Лексический материал:

«Животный мир», работа над текстом «Воробьи и часы».

Фонетика: работа над произношением звуков [р], [ч], [ш].

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первая часть

1. Организационный момент (1 мин.).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем читать очень интересный рассказ о птицах.

Но сначала мы с вами должны сделать веселые упражнения, которые помогут нам понять этот рассказ. Мы будем читать, писать, говорить, слушать.

2. Фонетическая минутка (2 мин.).

Сначала потренируем свой язычок, чтобы говорить правильно, четко и быстро.

На дворе трава, на траве дрова...

(Дети повторяют по очереди, а затем хором.)

3. Демонстрация грамматического материала через устные тексты (5 мин.).

А теперь я загадаю вам загадки. Вы любите отгадывать загадки?

Первая загадка

Учитель. Слушайте внимательно! Она трудная. Читает вслух.

Сидит кошка на окошке. (Выделяет голосом окончания.)
Все, как у кошки.
Лапы, как у кошки.
Глаза, как у кошки.
Хвост, как у кошки.
Усы, как у кошки.
Но не кошка.

– Кто это? Кто сидит на окошке? (Кот.) (Я вам подскажу: это он – кот.) (Показывает картинку.)

– А теперь повторяйте за мной (дети повторяют хором каждую строчку отдельно, показывая жестами – руки, глаза, хвост, усы).

Вторая загадка

– Еще загадка. Она тоже очень трудная. Слушаем.

– Ниточка – на палочке.

Палочка – в руке.

Ниточка – в реке.

– Что это? (Удочка.) (Показывает картинку.)

А теперь повторяйте за мной. (Дети повторяют хором каждую строчку отдельно.)

Третья загадка

– Ну и последняя. Самая трудная.

Родилась в воде, а живет на земле. Кто это? (Лягушка.) (Показывает картинку.)

4. Введение лексики по теме «Животный мир. Птицы».

А скажите, пожалуйста: кто такой стриж? Правильно, это маленькая птица, она – самая быстрая птица и очень похожа на ласточку. Живет она на реке или в поле. (Показывает картинку.)

А каких птиц вы еще знаете? (Дети называют птиц. Приготовить картинки для подсказки.)

После каждой картинки дети отвечают на вопрос: где она живет? (В лесу, в городе, в поле, в гнезде, в дупле, в скворечнике, на дереве, – давая полный ответ. Потом все дети повторяют хором.)

5. Отработка основной грамматической модели.

а) Давайте вспомним: где живут другие животные? (Дети получают листы с заданием, а учитель вывешивает плакат с заданием на доске.)

– Посмотрите на задание. Нам надо правильно ответить на вопрос и записать предложения в тетрадь.

– Читаем первый пример... Это правильно или нет? Нет? А где живет еж? Правильно. Записываем.

(Задание выполняется на доске детьми по очереди, затем каждое предложение записывается в тетради и повторяется всем классом хором.)

Речевой образец. Кто? Живет где?

Еж
рыба
верблюд
кит
лягушка
медведь
заяц
в пруду
в саду
в лесу
в пустыне
в болоте
в море
в городе

б) – Ребята, у нас есть волшебная коробочка. Скажите, пожалуйста: где она стоит? Правильно: на столе, на парте, на книге, на окне, на стуле.

– Где волшебная коробочка сейчас? (Ставит на пол, потом на шкаф, потом в угол.)

Дети. Коробочка стоит на полу, на шкафу, В углу.

– Ребята, а что изменилось? Правильно, окончание. Здесь окончание -У.

Повторяем все вместе: на полу, на шкафу, в углу. Это нужно запомнить.

Еще раз. Мы запомнили, что мы говорим: где? – на парте, на столе, на стуле, на окне (показываем).

Но: где? – на полу, на шкафу, в углу (показываем).

6. Повторение.

Род имен существительных, одушевленность/неодушевленность, согласование существительных с прилагательными.

– Ребята, вы уже знаете, что все слова в русском языке живут в разных комнатах – он, она, оно. (Показывает круг.)

И сейчас посмотрим, что хранится в нашей волшебной коробке. Вы будете подходить и доставать из нее картинки (или слова), называть, кто это? И распределять их по комнатам. Например: кто это? Это стриж. Стриж – он, мой. (Прикрепляет слово к кругу.)

Ребята, а скажите: стриж какой – маленький или большой? (Снегирь, ласточка, воробей, голубь, конь, мышь, галка, чиж, ворона, лошадь, медведь, пингвин, зебра и т.д. После каждой картинки дети отвечают на вопрос, повторяя ответ из вопроса учителя.)

– Ребята: а почему у нас пустует комната оно? (Потому что все эти слова отвечают на вопрос кто? И они живые, дышат. В комнате ОНО живут слова, которые отвечают на вопрос что?)

– Поселите туда свои слова. (Дети называют неодушевленные слова среднего рода.)

7. Динамическая пауза.

Вы отлично поработали, молодцы. И, конечно, устали. Давайте немножко поиграем.

(Дети встают в круг и держатся за руки. Один ребенок в центре, изображает чижика в клетке.)

Учитель читает:

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел. (Все вместе повторяют, учат слова.)

Учитель за чижика:

– В саду чижики летают,
Звонко песни распевают:
ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ (повторяем),
Я в саду летать хочу.

Дети. ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ,
          Я в саду летать хочу.

Миленькие деточки,
Откройте мою клеточку! (Поднимают руки.)
Мы клетку открываем,
Чижа на волю выпускаем!

Вторая часть

8. Работа с текстом.

(Работа над грамматикой закончилась. Цель работы с текстом – понять его, поставить ударения, научиться правильно читать, отвечать на вопросы устно и письменно, выучить наизусть и рассказывать.)

– Мы с вами вспомнили много птиц и зверей. Одни живут в лесу, другие в городе. Птицы, которые живут в городе, привыкли к человеку. Они стали очень умными и любопытными. Вот про таких птичек – про воробьев – мы с вами прочитаем интересную историю. Давайте слушать, а потом читать.

а) Чтение текста, постановка ударения.

Воробьи и часы

I. Ночь была очень теплая. И я решил переночевать в беседке, которая находится в углу сада. Там очень уютно и красиво. Повсюду: и на стене, и на крыше, и на колонне – висит и вьется дикий виноград. Я включил свет и долго читал, потом выключил его и лег спать.

II. Рано утром я проснулся от непонятного шума и увидел вот что.

На маленьком столе стоит лампа, лежит книга и тикают мои часы. А вокруг: и на книге, и на лампе, и на столе – сидят воробьи. Они внимательно слушают, как идут часы. Потом по очереди сильно клюют циферблат.

б) Объяснение трудных слов.

– А теперь взяли карандаши, вместе поставим ударения. (Дети по цепочке читают текст и ставят ударения, с помощью учителя подчеркивают трудные слова).

– Ребята, что вы поняли? Давайте разберем трудные слова.

– Мы подчеркнули слово «беседка» – что это такое? Это небольшой домик, обычно деревянный, стоит во дворе или в саду, там беседуют, иногда пьют чай, проводят время летом. (Показывает картинку.) Дети повторяют слово.

– Слово уютно – это когда тепло, удобно, хорошо. А про что мы так говорим? Например, про кресло, когда нам очень удобно в нем сидеть.

Идут часы – почему мы говорим идут часы? Куда они идут? Ведь они стоят! Идет время, а часы его отсчитывают – тик-так, поэтому мы говорим, что они идут. (Показывает часы.) Дети повторяют слово хором.

– Слово циферблат – ребята, у часов есть лицо – там цифры и стрелочки – это и есть циферблат. (Показывает картинку.) Дети повторяют слово.

– Слово колонна – это круглый столб, он поддерживает крышу, стены, потолок. (Показывает картинку.) Дети повторяют слово.

– Слово вьется – это когда растет вокруг. (Показывает картинку.) Дети повторяют слово.

9. Устные ответы на вопросы по тексту.

Вот теперь все стало нам ясно. А теперь попробуем ответить на вопросы.

И я вас прошу найти ответы в тексте и прочитать (читают по очереди, учитель помогает).

Вопросы к первой части текста

1. Какая была ночь?

2. Где я решил переночевать?

3. Где находится беседка?

4. Где очень уютно и красиво?

5. Где висит и вьется дикий виноград?

6. Что я долго делал?

7. Что я сделал потом?

Вопросы ко второй части текста

8. Когда я проснулся? И что я увидел?

9. Что стоит и лежит на маленьком столе?

10. Где сидят воробьи?

11. Что они слушают?

12. Что они делают потом?

10. Упражнение на увеличение объема памяти, развитие навыков аудирования и чтения.

– Ребята, вы должны научиться хорошо и красиво говорить. Упражнение, которое мы будем с вами делать, поможет нам в этом.

Попробуем запомнить самые трудные предложения из текста. Но запоминать мы будем его постепенно, по частям. Повторяйте за мной. (После каждого предложения учитель просит кого-нибудь из детей повторить предложение наизусть.)

...И я решил. И я решил переночевать. И я решил переночевать в беседке. И я решил переночевать в беседке, которая находится. И я решил переночевать в беседке, которая находится в углу сада.

...Повсюду. Повсюду: и на стене. Повсюду: и на стене, и на крыше. Повсюду: и на стене, и на крыше, и на колонне. Повсюду: и на стене, и на крыше, и на колонне – висит и вьется. Повсюду: и на стене, и на крыше, и на колонне – висит и вьется дикий виноград.

...А вокруг. А вокруг: и на книге. А вокруг: и на книге, и на лампе. А вокруг: и на книге, и на лампе, и на столе. А вокруг: и на книге, и на лампе, и на столе – сидят воробьи.

11. Беседа по тексту.

А теперь скажите мне: вам понравился рассказ? Давайте обсудим его.

Где происходило действие? А вы когда-нибудь видели беседку? А где вы ее видели? А какое это время года? (Весна, зима, лето, осень.) А почему это лето или осень? (Там висит и вьется виноград.) А вы любите виноград? Кто решил ночевать в беседке? Почему человек проснулся, что он услышал? Где сидели воробьи? Что они делали? А как вы думаете: почему они клевали циферблат?

12. Домашнее задание. Прочитайте рассказ «Воробьи и часы» вслух дома 7 раз. Потом повторите его наизусть. Если не получилось, прочитайте еще раз и еще раз расскажите. Постарайтесь выучить текст. Сделайте рисунок к нему и повторите рассказ еще раз по своему рисунку.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ

1. Проанализируйте первую часть урока. Какими средствами и в какой последовательности отрабатывается основная грамматическая модель?

2. Могли бы вы дополнить эту работу, если учащиеся недостаточно хорошо освоили основную модель урока?

3. Могли бы вы усложнить предложенный план работы, если учащиеся легко справляются с поставленной задачей?

4. Проанализируйте вторую часть урока. Какие принципиально новые виды работы предлагаются здесь? На что они направлены?

5. Напишите план работы следующего урока, цель которого – реализация и закрепление приобретенных на первом уроке речевых навыков.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru