Я ИДУ НА УРОК
6-й класс
Устаревшие слова и обороты
Язык рассказа В.Ф. Одоевского «Игоша»
Интегрированные уроки
Знакомясь на уроках русского языка в 6-м классе
с устаревшими словами, ученики должны прежде
всего представлять ту языковую среду, в которой
эти слова были обычными, всем понятными. Освоение
таких слов – процесс сложный, нужно понять, как
«ведет себя» слово в тексте, в каком значении
выступает. Обращение к словарям – обязательная
часть работы учеников при изучении устаревшей
лексики.
|
В.Ф. Одоевский
|
Узнавать смысл неизвестных слов, их
лексическое значение – увлекательное занятие.
Слово – начало всех начал; благодаря
художественному слову мы понимаем не только тему
и идею произведения, но и ту культурную,
общественную, историческую среду, в которую
помещены персонажи.
С помощью слова создаются характеристика
литературного героя, его образ.
Для ознакомления учащихся с устаревшими
словами мы прочитали рассказ В.Ф. Одоевского
«Игоша» и поработали со словарем.
Почему был выбран именно этот рассказ? Рассказ
небольшой и был прочитан учащимися дома. Кроме
того, он интересен шестиклассникам, так как детей
в этом возрасте привлекает все мистическое,
загадочное. Работая с таким текстом, мы имеем
возможность отгадать и загадку необычного героя
– Игоши, и загадки языка.
Цели нашей работы на уроках:
1) представить себе и охарактеризовать героев
рассказа и их языковую среду;
2) классифицировать и систематизировать
лексические средства текста;
3) выяснить, каковы функции просторечных и
устаревших слов в этом произведении.
УРОК 1
Обыкновенное и необыкновенное
в рассказе В.Ф. Одоевского «Игоша»
Задачи урока: обсуждение текста
произведения и особенностей его языка.
Оформление класса: портреты
В.Ф. Одоевского и В.И. Даля, иллюстрации к
рассказу.
В начале урока один из учеников сообщает о
писателе Одоевском самые необходимые сведения.
При жизни Владимир Федорович Одоевский был
широко известен в литературном мире. Юные
читатели знали его по увлекательным сказкам –
«Городок в табакерке» и «Мороз Иванович».
Одоевский происходил из знатного дворянского
рода, но более всего ценил в людях не их
происхождение, а таланты и собственные заслуги.
Родился Одоевский в 1803 году в Москве. Когда ему
исполнилось 14 лет, он был отдан в Московский
университетский пансион, где изучал филологию,
языки, философию.
Самой характерной чертой этого человека была
доброта, которая проявлялась в потребности
общественного служения. Он много сделал для
отечественной литературы и науки. Одним из его
первых учителей был В.А. Жуковский.
Особенности творческой манеры Одоевского
состоят в стремлении создавать новые формы. Все
рассказы Одоевского носят фантастический
характер, но повествуют, в сущности, о реальном. В
причудливом смешении необыкновенного и бытового
заключается эффект неожиданности. Наряду с
реалистическими героями в произведениях
Одоевского может появиться и мистический
персонаж. Именно таким является
мальчик-привидение из рассказа «Игоша».
БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА
Вопросы для обсуждения
– Каким вы представляете героя-рассказчика?
– Прочитайте диалог нянюшки с мальчиком. Можно
ли из диалога сделать вывод об их
взаимоотношениях?
– Кто из действующих лиц первым произносит имя
Игоша?
– Что рассказали об Игоше извозчики? Почему
отец мальчика не воспринял рассказ всерьез?
– Отличается ли речь извозчиков от речи барина?
Почему?
– Когда мальчик увидел Игошу? Как выглядит этот
необычный герой, как он разговаривает?
– Почему отношение героя-рассказчика к Игоше
неоднозначно?
– Как отец реагирует на рассказы маленького
сына о проказах Игоши?
– Что происходит вечером? При помощи каких слов
и словосочетаний создан зримый образ времени?
– Какая ситуация особенно рассердила отца? Как
меняется речь отца, когда он гневается на сына?
– Прочитайте монолог Игоши в финале рассказа.
При помощи каких слов и выражений создается
комический эффект?
– Почему заключительная часть рассказа по
стилю так отличается от предыдущего текста?
– Можно ли отнести это произведение к жанру
мистического рассказа?
|
В.Ф. Одоевский
|
В заключение урока поразмышляем о том,
почему в рассказе столько непонятных и
незнакомых слов, подумаем, каковы их функции.
Приходим к выводу, что создаются два
художественных пространства: реальный мир –
пространство вне дома, еще не познанное ребенком,
– и мир дома, теплый и знакомый, во многом
романтический, созданный в воображении
маленького героя.
Домашнее задание (по группам):
1) найдите и выпишите просторечные слова из
лексикона извозчиков;
2) выпишите слова и словосочетания, создающие
образ дома и его обитателей;
3) выпишите необычные для современного языка
фразеологизмы и устаревшие обороты речи.
УРОК 2
Работа со словарями
Оборудование урока: четырехтомный
«Толковый словарь живого великорусского языка»
В.И. Даля, этимологический словарь, «Словарь
русского языка» С.И. Ожегова, учебник русского
языка для 6-го класса.
Урок оформлен также эпиграфом, который
сочинили сами ребята.
Чтоб о прошлом знать побольше,
Полистали мы словарь.
Разгадать загадки слова
Нам помог Владимир Даль.
Задача урока: практическая работа в
группах со словарями.
1. Вступительное слово учителя.
В.Ф. Одоевский – писатель начала XIX века,
поэтому многие слова в его рассказе вам не
знакомы, но для понимания смысла художественного
текста они необходимы. Изучение историзмов и
архаизмов – это экскурсия в определенное
историческое время, а путешествие во времени
всегда интересно.
Давайте вспомним определение устаревших слов,
которое дает учебник.
Слова, вышедшие из употребления в связи с
исчезновением тех реалий действительности,
которые они обозначали, называются историзмами.
Историзмы используются обычно в художественной
литературе как средство изображения какой-либо
исторической эпохи.
Слова, которые в процессе развития языка были
заменены синонимами, являющимися другими
наименованиями тех же понятий, называются архаизмами.
2. Практическая работа в группах со словарями.
Первая группа исследует речь извозчиков, которая
отличается просторечной и специальной лексикой.
Вторая группа объясняет слова из домашнего
обихода, семейно-бытовую лексику, комментирует
диалоги мальчика с Игошей. Третья группа
работает над устаревшими фразеологизмами и
выражениями, которые характеризуют речевую
среду начала XIX века.
3. Проверка учителем работы в группах.
Ответы на вопросы, которые возникли у ребят в
процессе исследования.
Домашнее задание: подготовиться к
демонстрации результатов своего исследования в
форме сообщений по заданным темам.
УРОК 3
Речь героев рассказа
В.Ф. Одоевского «Игоша»
Задачи урока: сообщить о результатах
языкового исследования текста, осмыслить
необходимость и пользу изучения устаревшей
лексики.
Сообщения учащихся
|
В.И. Даль
|
1. Слово – это главная значимая единица
языка. Узнавать смысл неизвестных устаревших
слов очень интересно. Для этого надо посидеть над
словарями. В.Ф. Одоевский в своем рассказе
употребляет слова, характерные для простого
народа, просторечную лексику.
В рассказе отец героя вспоминает и
пересказывает свой разговор с извозчиками на
постоялом дворе. Возможно, что некоторые слова из
лексикона извозчиков до сих пор активно
используются в речи деревенских жителей, но в
словаре современного горожанина их нет.
Это такие слова, как (толкования даются по
словарю В.И. Даля:
постромки – ремни, соединяющие валек с
хомутом, принадлежность конной упряжи, слово
произошло от глагола стремить (стремя,
постромки);
пристяжная – боковая лошадь рядом с
коренной, прилагательное образовано от глагола пристегивать;
язык колокольчика – металлический
стержень, производящий звон ударами о стенки
колокола;
шлея – часть упряжи, которая удерживает
хомут на месте, круговой широкий ремень;
оглобля – одна из двух жердей, надетых
одним концом на ось повозки, служащая для
запряжки лошадей.
Речь извозчика, который рассказывает историю
Игоши, похожа на байку или сказку: «...в ней есть и
чувство, и остроумие, и поучение».
Когда отец мальчика вспоминает дома о своих
огорчениях во время дальнейшего пути, он тоже
использует лексику, характерную для извозчиков,
заканчивая свой рассказ словами: «В самом деле
подумаешь, что Игоша ко мне привязался». Эти
слова батюшки окончательно убедили мальчика в
существовании Игоши.
Читая рассказ В.Ф. Одоевского, можно сделать
вывод о том, что язык простого народа отличался
точностью и выразительностью.
2. Целая группа слов этого рассказа создает
образ дома, хозяином которого является небогатый
помещик, живущий в своей деревне. Дом, судя по
речи домашних, представляется нам теплым,
светлым, со своими давно заведенными порядками: в
нем живут послушные дети, уважающие родителей
– батюшку и матушку. Повествование ведется от
лица доброго и любознательного мальчика,
которому примерно 5–6 лет. Общение его с нянюшкой
и батюшкой говорит о его характере. Слова нянюшка,
матушка, батюшка, дитятко заставляют подумать,
что домашние искренне привязаны друг к другу.
Многие слова из обиходно-бытового лексикона
нам понятны, хотя в современном языке такие формы
и обороты речи уже не используются.
Игоша валежек просит... (валежки,
искаженное варежки – вязаные шерстяные
рукавицы);
пошто игрушки сронил... (пошто – зачем, сронил
– скинул, сбросил);
вот ужо тебе маменька... (ужо, наречие –
«погодя», «позже»; вот погоди, тебя маменька
накажет);
через час за азбуку... (азбука – учебник
грамоты, букварь).
Интересны наблюдения ребенка за нянюшкой,
которая готовится ко сну: «Едва нянюшка загнула
в свинец свои пукли, надела коленкоровый чепчик,
белую канифасную кофту, пригладила виски свечным
огарком, покурила ладаном и захрапела...».
Здесь запечатлен своеобразный ритуал
подготовки ко сну пожилой женщины: сначала надо
было накрутить волосы на свинцовые палочки
(аналог бигуди), затем надеть коленкоровый
чепец, канифасную кофту, а потом намазать
волосы воском у висков, так как, делая утром
прическу, волосы напускали на виски.
Устаревшие и редко употребляемые в современном
языке слова:
пукля – букля, локон из волос;
коленкор, франц. – тонкая хлопчатая ткань
(аналог миткаль);
канифас – льняная, весьма прочная ткань;
чепец – головной женский убор с лентами;
ладан – пахучая смола в лампадке, перед
сном зажигали лампадку, курили ладаном, чтобы
крепко спать и чтобы черти не приснились;
свинец – серебряные бабки, содержащие
свинец, на них накручивали волосы.
При помощи приведенных слов и выражений
создается зримый образ дома, в котором живет
герой-рассказчик и в котором решил погостить
Игоша.
3. В тексте произведения В.Ф. Одоевского
встречаются необычные для современного языка
словосочетания и фразеологизмы. Батюшка
рассказывает домашним о том, как он возвращался
из города и что он увидел на постоялом дворе. В
его монологе мы встречаем такие обороты речи:
на завражек я остановился... – завражек,
завраг, новг. – сугроб, ухаб (на сугробах, на
ухабах я остановился...);
лишний ломоть положат... – ломоть –
отрезанный ножом плоский кусок хлеба;
лишний кусок отрушат... – отрушить, новг. –
отрезать (о хлебе);
пойдет кутить... – кутить – проказить,
буянить (о человеке);
не отъехали и версты... – верста – путевая
мера в 500 сажен (В.Даль), мера длины, равная 1,06 км
(С.И. Ожегов).
Главным реалистическим героем является
мальчик (рассказчик), а главным мистическим
героем – Игоша. Кто такой Игоша? Нечто среднее
между привидением и домовым; существо, созданное
фантазией извозчиков и мальчика. Игоша и есть
Игоша – безрукий, безногий, который дверь
отворяет. Читать об Игоше особенно интересно,
так как он необычный герой. О его появлении
рассказывает один из извозчиков:
«...летось у земляка-то родился сынок, такой
хворенький, бог с ним, без ручек, без ножек, в чем
душа держится; не успели за попом сходить, как он
и дух испустил, до обеда не дожил. Вот, делать
нечего, поплакали, погоревали да и предали
младенца земле. Только с той поры все у нас стало
не по-прежнему...».
В этом рассказе множество устаревших
фразеологизмов:
в чем душа держится – едва жив, еле жив;
дух испустил – умер;
предали земле – похоронили;
все не по-прежнему – все изменилось в
худшую сторону;
летось – прошлым летом (В.Даль).
Мальчик-рассказчик думает об Игоше так:
ах, жалкенький – возбуждающий чувство
жалости;
не прост молодец – не без хитрости человек;
разом лыжи навострил – быстро улизнул,
улепетнул (В.Даль);
ты меня только в беды вводишь – ты
доставляешь мне беспокойство, неудобство.
Работая над лексикой произведений прошлого, мы,
во-первых, приближаем к себе далекое время,
представляем героев произведения. Во-вторых,
узнаем, насколько богат и интересен русский язык,
хранящий память о прошлом.
Рефлексия. Письменное
сочинение-рассуждение о пользе изучения
устаревших слов. В конце урока можно прочитать
2–3 сочинения.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИЗУЧАТЬ УСТАРЕВШУЮ
ЛЕКСИКУ?
Сочинение-миниатюра Андреева Саши,
ученика 6-го «А» класса
В рассказе В.Ф. Одоевского мне показался
интересным мистический герой Игоша, поэтому я
быстро прочитал этот рассказ. Казалось, что я все
понял о мальчике, о его семье.
Когда мы получили задание выписать и объяснить
устаревшую лексику, я даже возмутился: и так все
понятно! Но задание надо было выполнить на уроке
и заработать оценку. Я взял словарь В.И. Даля,
стал искать значения разных слов. Не все значения
подходили, потому что в русском языке почти все
слова многозначные. Мне очень понравилось
находить в тексте устаревшие выражения, а потом
выписывать из словарей их значения.
Мы много нового узнали о жизни в XIX веке. Когда я
объяснял слова, перечитывал монологи, я
представил героев произведения иначе, чем при
домашнем чтении.
Они выглядели по-другому, одевались по-другому,
говорили не так, как дома разговариваем мы. Мне
открылись картины прошлого. Например, я ничего не
знал об извозчиках, как эти простые люди жили и
общались, а теперь узнал.
Я думаю, что не надо забывать исконные русские
слова.
Т.А. ПОЛОМОШНОВА,
школа № 11,
г. Кемерово |