Я ИДУ НА УРОК
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Я работаю в МОУ «Первомайская основная
общеобразовательная школа». Уже несколько лет с
удовольствием читаю вашу газету, использую ее
материалы на уроках.
В 1999 г. вы публиковали мой материал
«Увлекательная работа с деепричастиями» (№ 39).
Я решила послать разработку урока по теме
«Стилистические нормы употребления СПП с
придаточными определительными» (9-й класс). Этот
урок завершает изучение темы «СПП с придаточными
определительными».
Свою работу строю в соответствии с принципами
проблемного обучения. На уроках стилистики я
часто обращаю внимание детей на неожиданные
речевые явления, которые противоречат только что
полученным выводам, учу критически оценивать
языковой материал.
На данном уроке мне было важно показать ребятам,
что повтор – это не всегда ошибка. Он может быть и
средством выразительности, и стилистическим
приемом создания комического.
До свидания.
С уважением,
Светлана Ивановна ЖУРАВЛЕВА |
9-й класс
Сложноподчиненные предложения
с придаточными определительными
Стилистические нормы употребления
Цели: обучающие – 1) научить видеть и
распознавать виды стилистических ошибок при
употреблении СПП с придаточными
определительными;
2) выявить способы устранения ошибок;
потренироваться в исправлении ошибок;
3) познакомить учащихся с некоторыми средствами
выразительности, связанными с употреблением
придаточных определительных;
развивающие –
1) учить анализировать языковой материал;
2) развивать речь учащихся (выразительность);
воспитывающие –
1) прививать стремление сделать свою речь
правильной и выразительной;
2) прививать любовь к родному языку.
Эпиграф:
Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
I. Работа с эпиграфом, определение темы и целей
урока.
Слово учителя. Вы, вероятно, помните эти
шутливые стихи С.Я. Маршака. Как вы думаете:
почему я выбрала их для эпиграфа к нашему уроку?
Чем с точки зрения синтаксиса интересен этот
отрывок? (Это СПП с несколькими придаточными.)
Начертим горизонтальную схему этого
предложения.
Как вы думаете: с точки зрения стилистики –
науки об умелом выборе языковых средств – норма
или ошибка, когда при последовательном
подчинении повторяются одни и те же союзные
слова? (Ошибка.) Да, ошибка, а ошибки нужно
исправлять, т.е. приводить свою речь в норму.
Итак, тема урока: «Стилистические нормы
употребления СПП с придаточными
определительными».
Я давно коллекционирую ошибки своих учеников. К
сожалению, среди них есть и такие, которые
связаны с употреблением СПП с придаточными
определительными. Они встречаются и в творческих
работах, и даже в экзаменационных.
Итак, чему мы будем учиться на уроке? (Находить
ошибки в построении предложений и исправлять их.)
II. Изучение нового материала. Лабораторная
работа.
Задание. Установите характер ошибки в
предложениях и запишите в третий столбик
исправленные примеры.
Характер ошибки |
Пример |
Исправление |
|
Окно выходило на крышу, которая была покрыта
железом, которое никогда не красилось. Дом, в
котором поселились дачники, был окружен садом, в
котором росли яблони и вишни. |
|
|
Мальчик швырял в воробьев камнями, которые с
писком разлетались. |
|
|
Гринев не сразу узнал в Пугачеве вожатого,
которого подарил заячий тулупчик. |
|
III. Работа с памяткой.
Готовясь к уроку, я заглянула в справочник и
приготовила для вас памятку. Сравните ее с вашими
выводами, сделайте исправления, если необходимо.
Характер ошибки |
Как исправить |
Неоправданное повторение союзов. |
1) Замена одного из придаточных
определительных причастным оборотом. 2) Замена
слова который другим союзным словом. |
Придаточное определительное оторвано
от определяемого существительного. |
Перестановка придаточного предложения
или существительного. |
Нарушение управления словом который. |
Поставить слово в нужную форму. |
IV. Тренировочные упражнения.
№ 108 (письменно), 109 (устно).
Учебник: Русский язык. Учебник для 9-го
класса под ред. М.М. Разумовской,
П.А. Леканта,
6-е издание.
Работа с карточкой (см. приложение 1): вставьте в
нужной форме слово который. Во втором
предложении три раза повторяется слово который.
Это ошибка? (Нет. Здесь повтор служит средством
выразительности. Этот текст относится к
публицистическому стилю. Автор ставит перед
собой задачу воздействовать на читателя.
Убедить, что у человека должны быть любимые
произведения. Повтор делает речь эмоциональной,
позволяет привлечь внимание к проблеме.)
V. Работа с отрывками из романа Гончарова
«Обломов». (См. приложение 2.)
Слово учителя. У меня тоже есть любимое
произведение. Это роман И.А. Гончарова
«Обломов». Я хочу прочитать из него любопытный
отрывок. Слуга сообщает герою, что утром приходил
управляющий и велел съезжать с квартиры. Захар
просит хозяина написать письмо управляющему.
(Чтение отрывка.)
Почему Обломов не стал переделывать письмо? (Из-за
лености мыслей.)
А справились ли вы с этим заданием?
VI. Домашнее задание. Помогите Обломову
написать письмо управляющему.
VII. Возвращение к эпиграфу.
А теперь вернемся к стихотворению Маршака.
Какая ошибка здесь допущена? Зачем поэт нарушил
норму? Может быть, сделаем работу над ошибками? (Это
шутливое стихотворение с умыслом построено в
нарушение правила. Повтор выступает как средство
комического. Здесь стилистическая ошибка
превращается в стилистический прием.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Замечали ли вы, какое большое впечатление
производят те произведения литературы, _________
читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой
обстановке?
...У человека должны быть любимые произведения,
к __________ он обращается неоднократно, ___________ знает
в деталях, о ___________ может напомнить в подходящей
обстановке окружающим и этим то поднять
настроение, то разрядить обстановку (когда
накапливается раздражение друг против друга), то
посмешить, то просто выразить свое отношение к
происходящему с вами или с кем-либо другим. (Д.С.
Лихачев)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Он подумал немного и начал писать.
«Квартира, которую я занимаю во втором этаже
дома, в котором вы предложили произвести
некоторые перестройки, вполне соответствует
моему образу жизни и приобретенной, вследствие
долгого пребывания в сем доме, привычке.
Известясь через крепостного моего человека,
Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне,
что занимаемая мною квартира...»
Обломов остановился и прочитал написанное.
– Нескладно, – сказал он, тут два раза сряду что,
а там два раза который.
Он пошептал и переставил слова: вышло, что который
относится к этажу, – опять неловко. Кое-как
переправил и начал думать, как бы избежать два
раза что.
Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза
три переставлял что, но выходило или
бессмыслица, или соседство с другим что.
– И не отвяжешься от этого другого-то что! –
сказал он с нетерпением. – Э! да черт с ним совсем,
с письмом-то! Ломать голову из таких пустяков! Я
отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в
исходе.
– Захар, на вот тебе. – Он разорвал письмо на
четыре части и бросил на пол.
– Видел? – спросил он.
– Видел, – отвечал Захар, подбирая бумажки.
– Так не приставай больше с квартирой.
(И.Гончаров)
С.И. ЖУРАВЛЕВА,
Первомайская основная
общеобразовательная школа,
Владимирская обл. |