МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Русский язык – родной язык
Упражения для самостоятельной работы
Самая большая ценность народа – язык,
язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Думает!
(Д.Н. Лихачев)
1. Прочитайте выдержку из словарной статьи и
подумайте, зачем она приведена здесь.
Эпиграф [гр. epigraph]
–фраза (часто цитата), помещаемая перед
сочинением или перед отдельным его разделом, в
которой автор поясняет свой замысел, идею
произведения или его части. («Словарь
иностранных слов»)
2. — *1. Внимательно рассмотрите материал из
словаря З.А. Потихи «Строение русских слов» и
попытайтесь «расшифровать», какую информацию
можно получить из данной записи.
род |
род/ов/ой, род/ов/ит/ ый, *род/о/слов/н/ая# |
род/и/ть |
род/и/ть/ся, рож/а/ть (д//ж), рожд/а/ть/ся
(д//жд), рожд/а/ем/ость, род/ы, род/и/льн/ый,
род/и/тел/и **родин/а## |
род/н/ой |
( род) род/н/я,
род/ич; род/ств/о, род/ств/енн/ый, род/ств/енн/ик,
род/ств/енн/иц/а;
по/род/н/и/ть/ся, с/род/н/и/ть/ся |
* Так (звездочка перед цифрой) обозначено
задание, к которому дан ответ.
# Под звездочкой «*» дано сложное слово, один из
корней которого связывает его с данной группой
родственных слов.
## Под двумя звездочками «**» дано слово,
значение которого в процессе развития языка уже
потеряло живую связь со значением исходного
корня, так что включение его в данную группу
родственных слов отражает этимологический
(исторический) анализ слова.
2. На каком основании однокоренные слова
разделены на группы?
3. Найдите и выпишите по одному примеру слов,
чтобы показать, как мы графически обозначаем в
слове морфемы: а) словообразующие, б)
формообразующие;
в) как отражаем исторический анализ морфемного
состава слова, если он не совпадает с осмыслением
и морфемным членением слова в современном языке.
3. 1. Как доказать, что слово родной – многозначное?
Найти правильный ответ вам поможет сравнение
значений слова родной в сочетании, например,
с такими словами: поселок, дедушка, язык, душа. Включите
полученные словосочетания в опорные материалы,
учитывая указанные в них значения слова родной.
1. Состоящий в кровном родстве: ________ 2. Свой по
месту рождения: _____________
3. Близкий по душевному складу: __________
4. Язык, на котором человек не только говорит, но
и думает (по-английски mother tongue, по-французски langue
maternelle, по-немецки Muttersprache, то есть
материнский язык) ________________ |
2. Закончите вывод. Попробуйте отразить
в нем свое понимание словосочетания родной
язык.
Слово родной – ____________. В сочетании со
словом язык оно обозначает...
4. 1. Прочитав первое предложение данного
ниже текста, вы сможете определить его тему.
2. На какие вопросы, связанные с понятием
родного языка, вам хотелось бы получить ответ в
тексте? Сформулируйте их и запишите в левой
колонке таблицы.
3. По ходу изучающего (внимательного)
чтения текста записывайте в правой колонке
вопрос, который раскрывается в очередном абзаце.
Родным называют язык, который человек
усваивает в раннем детстве, подражая окружающим
его взрослым и детям.
Чаще всего родной язык определяется
национальной принадлежностью человека. Но так
бывает не всегда. Это особенно заметно в такой
многонациональной стране, как Россия. В
некоторых семьях, где один из родителей или даже
оба не являются русскими по национальности, но с
детства воспитывались в русской речевой среде,
принято говорить по-русски, и в этих случаях
именно русскую речь постоянно слышит,
воспринимает и осваивает в раннем детстве
ребенок. На этом языке он не только учится
говорить, но и познает и осмысливает окружающий
мир, думает, и его родным языком становится
русский язык. Конкретные примеры этого вы, быть
может, обнаружите в собственном опыте или в своем
кругу общения? Из давних времен можно вспомнить
свидетельство Вильгельма Кюхельбекера, друга
A.C. Пушкина: «Я по отцу и матери немец, но не по
языку: до шести лет я не знал ни слова по-немецки;
природный мой язык – русский».
Обычно у человека бывает один родной язык. Но
представьте себе такую (вполне реальную!)
ситуацию: в семье растет малыш, ухаживать за
которым молодым родителям активно помогает
бабушка. Папа (русский) и мама (другой
национальности, например, кабардинка) общаются
между собой и с ребенком по-русски, а бабушка со
своей дочерью – по-кабардински, да и к внуку
обращается на своем родном языке. Сколько родных
языков может оказаться у мальчика? Обсудите этот
вопрос.
– Не торопитесь с выводами: возможны варианты.
4. Сравните содержимое обеих колонок
таблицы: на какие из своих вопросов вы получили
ответ? О чем узнали сверх своих ожиданий? Какие
вопросы могут стать предметом ваших
самостоятельных поисков?
Напишите об этом.
5. В памятном 1945 году была издана работа
проф. Г.О. Винокура «Русский язык. Исторический
очерк». Прочитайте отрывок из авторского
предисловия к книге.
Русское чувство любви к родному языку
представляет собой нечто исключительное. Это не
просто любовь, а обожание, страсть, полная
преданность, гордая вера. Особенно ярко это
своеобразное чувство <...> проявлялось всегда у
тех русских писателей, которые вели за собой
культурное сознание своего времени. Ломоносов,
Карамзин, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Горький, Блок,
все участники великой плеяды созидателей
русской литературы постоянно обнаруживали свою
нерасторжимую связь с русской речью как основой
их жизненного дела. Русский язык был для них не
только послушным и благодарным материалом, но и
символом России. Через русский язык они искали
своеобразных путей к постижению России, русскому
языку верили как залогу ее высокого
исторического предназначения.
Знаменитое стихотворение в прозе Тургенева
«Русский язык» <...> – подлинный гимн русскому
языку, который известен каждому русскому
школьнику и вошел в ежеминутное сознание
русского грамотного человека. В нем выражено
чувство, которое принадлежит столько же
Тургеневу, сколько всякому, кто воспитан Россией.
Плеяда [гр. Pleias] – группа
выдающихся деятелей одной эпохи, одного
направления.
1. Какое отношение автора к русскому языку
пронизывает каждую строчку этого текста? Какие
чувства, какие мысли о родном языке стремился
вызвать у читателя автор?
Актуальный [лат. actualis – деятельный]
– важный, существенный для настоящего времени.
2. Обратите внимание на дату появления книги, из
которой взят текст, и подумайте: чем она памятна и
как это объясняет возвышенный тон высказывания,
обостренное желание автора пробудить у читателя
«чувства добрые» к родному русскому языку?
3. Какие словосочетания выступают в данном
отрывке как текстовые синонимы?
4. Являются ли синонимами прилагательные,
входящие в состав термина родной русский язык?
«Расшифруйте» схему, отражающую строение этого
словосочетания.
5. По данной модели составьте словосочетание,
обозначающее учебный предмет «родной язык» в
школе, где учатся дети, для которых родным
является, например, башкирский, или татарский,
или белорусский язык.
6. В каком стиле речи написан текст из
предыдущего упражнения? На что нужно обратить
внимание в тексте, чтобы обоснованно ответить на
этот вопрос? Если нужна помощь, воспользуйтесь
опорными материалами: отметьте в них те признаки,
которые вы обнаружили в рассматриваемом тексте.
Говорю или пишу: – кому, для кого (одному или
для многих);
– для чего, с какой целью (поддерживать общение,
или сообщать научную информацию, или оформлять
деловые бумаги, или воздействовать на сознание и
чувства людей важными мыслями, фактами, или
воздействовать на воображение и чувства людей
словесным рисованием);
– в каких обстоятельствах (в частности, в какой
период времени);
– при помощи каких средств языка
(диалогическая или монологическая форма; слова
нейтральные, стилистически окрашенные;
употребленные в прямом, переносном значении;
синтаксические конструкции с эмоциональной
окраской; преимущественное использование
простых предложений или сложных,
распространенных или нераспространенных, и т.д.).
Напоминаем названия стилей речи: 1) разговорный,
2) деловой, 3) художественный, 4) публицистический,
5) научный. |
7. Подумайте: если родной язык
осваивается человеком в раннем детстве, почему
и зачем он изучается на протяжении всех лет
обучения в школе? И заканчивается ли языковое
развитие человека школьными уроками родного
языка?
Изложите свои суждения на эту тему.
Если затрудняетесь, прочитайте тексты из
следующего упражнения. Они могут направить ваши
размышления, помочь выразить их.
8. Какой из данных ниже текстов дает прямой
ответ на вопрос предыдущего задания? В каком
тексте содержится материал, позволяющий более
полно рассмотреть предложенную тему? Выпишите из
обоих текстов ключевые слова, сочетания слов,
предложения, которые помогут вам составить план
развернутого сообщения на тему, заданную в упр. 7.
I. С самого раннего детства и до глубокой
старости вся жизнь человека неразрывно связана с
языком.
Ребенок еще не научился как следует говорить, а
его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных
сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь
сказки и прибаутки – это язык.
Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт
или университет. Целое море слов, шумный океан
речи подхватывает его там... Сквозь живые беседы
учителей, сквозь страницы сотен книг впервые
видится ему отраженная в слове необъятносложная
Вселенная. Через слово он впервые узнает о
том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не
увидят!) его глаза. <... >
Новый человек роднится с древними мыслями, с
теми, что сложились в головах людей за
тысячелетия до его рождения. Сам он обретает
возможность обращаться к правнукам, которые
будут жить спустя века после его кончины. И все
это только благодаря языку. <...>
На черной доске аудитории резко белеет строгая
формула математики.
Эта формула – тоже язык! <...>
Прежде чем сесть за рабочий стол и вывести
первую строчку, каждый автор долго обдумывает
ее содержание. <...> И вы сами, прочтя
взволновавшую вас новую книгу, закроете ее и
откинетесь в задумчивости; вы начнете <...>
размышлять над тем, что только что узнали.
И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем.
А можно ли думать без слов?
Все, что люди совершают в мире действительно
человеческого, совершается при помощи языка.
Нельзя без него работать согласованно, совместно
с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг
двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство
– жизнь. <...>
Каждое орудие труда приносит наивысшую пользу
в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто
им владеет как мастер. А мастерски владеть любым
их них – стамеской или кистью художника,
крошечным чертежным пером или гигантским
блюмингом – это значит до тонкостей узнать, как
они устроены, из каких частей состоят, как
работают и в чем изменяются во время работы,
какого обращения с собой требуют.
Из всех орудий язык – самое удивительное и
сложное. Так достаточно ли знаем мы его?
(Л.В. Успенский)
II. Мы часто повторяем, что о человеке судят по
его делам, но забываем иногда, что слово тоже
поступок. Речь человека – зеркало его самого. Все
фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы
ни пытались скрыть это от других, вся пустота,
черствость или грубость прорываются в речи с
такой же силой и очевидностью, с какой
проявляются искренность и благородство, глубина
и тонкость мыслей и чувств.
...С помощью языка ребенок постигает мир. Первый
и самый важный предмет в школе – это родная речь.
И как бы ни были важны другие науки, которыми
овладевает человек на протяжении всей своей
жизни, главным его достоянием остается великий и
могучий, полный разума и свободы русский язык.
Ибо только благодаря языку человек овладевает
знаниями и опытом предшествующих поколений,
всего человечества. Только благодаря языку,
благодаря лучшим произведениям словесности
каждый из нас познает себя через других,
постигает законы человеческой жизни, учится
уважению и любви к людям. Богатства языка и
языковой культуры неисчерпаемы. Поэтому и нет
предельной точки в овладении языком. Язык
требует к себе активного отношения. Языку надо
учиться. Каждый день. Всю жизнь.
(И.В.Толстой)
9. Как вы считаете, изменилось ли в нашей
стране за последние годы отношение молодежи к
изучению языков (родных, иностранных). Если да, то
почему и в чем это проявляется?
Обсудите эту проблему в классе.
ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ
2. На примере данного материала можно
проследить происхождение слова родной, его
родственные связи в языке, сопоставить
историческое и современное членение слова на
морфемы; увидеть, как с течением времени
родственные слова расходятся в значении, образуя
подгруппы слов с более тесными связями,
осознаваемыми современными носителями языка;
рассмотреть морфемный состав слов каждой
подгруппы.
4. Все зависит а) от установки родителей:
хотят ли они, чтобы ребенок владел как родными
двумя языками и достаточно ли активно «окружают»
его речью на разных языках; б) от умения старших
создать достаточно разумную и активную речевую
среду для ребенка на обоих языках.
5. 3. Русский (язык) и родной (язык) в
данном контексте – текстовые синонимы.
5. 4. В словосочетании родной русский язык слово
родной не является синонимом слова русский.
Прилагательное русский определяет
существительное язык, а слово родной определяет
словосочетание русский язык, что показано в
схеме. Таким образом, прилагательные родной и
русский не являются однородными членами
данной конструкции.
А.Ю. КУПАЛОВА,
г. Москва |