МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Дидактический материал
к первым урокам в 7-м классе
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Объясните выбор гласной в корне слова.
Пос_деть от увиденного, пос_деть на лавочке,
зам_нить стержень, разм_нированное поле,
посв_тить стихотворение, посв_тить фонарем,
разр_дить морковные грядки, разр_дить ружье,
пол_скать ребенка, пол_скать белье.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.
Укажите склонение существительных и их падеж.
Подойти к кусту акаци_, выйти на нужной станци_,
пробираться по пустош_, дотронуться до темен_, на
Красной площад_, на остри_ ножа, близ школьной
площадк_, узнать расписание у Лид_ Ивановны, в
любой ситуаци_ надо оставаться человеком, пойти в
гости к Мари_, неприятности у дочер_, спросить у
Анастаси_ Филипповн_.
Задание 3. Заполниие таблицу своими
примерами.
пол- |
пол |
полу |
пол-листа |
полведра |
полуфинал |
Задание 4. Отгадайте загадки.
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.)
|
Выборг. Парк Монрепо
|
1) Укажите разряды имен прилагательных.
2) Объясните значение существительного стан.
Можно ли к нему подобрать однокоренные слова?
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не волос. (Береза.)
1) Какой частью речи являются выделенные слова?
2) Найдите существительное, в котором есть
историческое чередование корней.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)
(С.Я. Маршак)
1) Выпишите местоимения, укажите их разряды.
2) Сравните: никуда – некуда. Объясните
различное написание приставок в этих словах.
Сестра к брату
в гости идет, а
он от сестры
прячется. (Луна и Солнце)
1) Объясните постановку запятой.
2) Подберите синоним к глаголу прячется.
Прячется – возвратный глагол. Выделите
морфему – показатель возвратности.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада.
А зовут меня – __________. (Прохлада.)
1) Объясните написание выделенных окончаний.
2) Какие еще антонимы можно подобрать к слову зной?
Вспомните синонимы этого существительного.
Задание 5. Подчеркните лишнее.
А. Местоимения
Тот, другой, таков, столько.
Каков, сколько, столько, какой.
Некого, некто, нечто, несколько.
Сам, самый, любой, себя.
Б. Числительные
Девять, шесть, одна вторая, сто.
Шестой, шесть, шестьдесят, шестьсот.
Два, тысяча, сто, первый.
В. Существительные
Племя, пламя, задира, темя.
Путь, шоссе, пальто, ателье.
Непоседа, эскимо, мазила, плакса.
Задание 6. Найдите по 7 ошибок в каждом
тексте, исправленный текст запишите.
1.
Райский походил по саду. Там уже началась жизнь;
птицы пели дружно, суетились во все стороны,
отыскивая завтрак, пчелы, шмели жужали около
цветов.
Издали, с поля, донасилась мычание коров; по
полю валило облако пыли, поднемаемое стадом овец;
в деревни скрепели ворота, слышался стук телег;
во ржи щолкали перепела.
(И.Гончаров)
2.
Не помню, кто из поэтов сказал: «Поэзия всюду,
даже в траве. Надо только нагнутся, чтобы поднять
ее».
Было ранее утро. Накрапывал дождь. Телега
въехала в виковой сосновый лес. В траве, на
обочини дороге, что-то белело.
Я соскочил с телеги, нагнулся и увидил дощечку,
заросшую вьюнком. На ней была натпись черной
краской. Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел
почти забытые слова: «В разные годы под вашу
осень, Михайловские рощи, являлся я».
(К.Паустовский)
3.
До сих пор, если с верху посмотреть на северные
леса, то кажется лес сплошным до самой Москвы и до
северных морей. Там и тут милькнет среди лесного
масива светлое пятнышко, и это пятнышко с полями
и есть великое счастье человека в северном лесу,
и это счастье он себе, вырубаясь, создал своим
топором.
Вокруг такого светлого пятна полей узинькой
пилой по небу глядит северный лес на дела
человека. Северный человек по себе понемал
природу леса, своего врага, он гразил ему топором,
повторяя с древних времен: «Лес – это бес!».
(М.Пришвин)
4.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна.
Невозможно перечислить все осенние дни,
нанесенные им на полотно. Левитан оставил около
ста «осенних» картин, ни счетая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи:
стога сена, пачернелые от сырости; маленькие
реки, кружащие в медленных водоваротах палую
листву; одинокие березы, еще не обитые ветром;
небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над
лесными парубками. Но во всех этих пейзажах,
чтобы они не изображали, лучше всего передана
печаль прощальных дней, сыплющихся листьев,
загнивающих трав, тихого гудения пчел перед
холодами и предзимнего солнца, едва заметно
пригревающего землю.
(К.Паустовский)
5.
Безудержной, великолепной игрой света и
колорита радует картина Куинджи «Березовая
роща». В ней светлая, радосно сияющая голубизна
неба сочитается с темной изумрудной зеленью
первого плана, солнечно зеленой травой на поляни
и холодноватой синивой дальнего леса. Эффектную,
яркую картину начинающегося летнего дня
дополняют сияющие на сонце белые стволы берез.
Глубина картины так ясно ощутима, что зрителю
трудно преодолеть желание вступить под сени
берез и пройти по мягкой расистой траве,
освещенной ярким солнцем.
(Е.Колокольцев)
Задание 7. Комплексная работа с текстом.
ТЕКСТ 1
|
Павловск
|
Пригороды Санкт-Петербурга раскинулись на
обширных пространствах побережья Финского
залива, на Ижорской возвышенности и Карельском
перешейке. Дворцово-парковые ансамбли XVIII–XIX
веков, словно редчайшей красоты жемчужины,
окружают Северную столицу. Шедевры скульптуры,
зодчества и декоративного искусства, которыми
славятся пригороды Санкт-Петербурга, предстают
перед изумленными посетителями в удивительной
гармонии с природным ландшафтом.
Раскинувшиеся вокруг холмы и равнины, голубые
озера среди живописных лесов – все органично
переплелось с творениями талантливейших
мастеров, архитекторов и художников.
В создании дворцов, павильонов, парков и
фонтанов были заняты тысячи безвестных людей –
землекопов, каменщиков, плотников, штукатуров и
даже солдат.
(По С.Н. Ермаковой)
1) Докажите, что это текст. Определите его
основные мысли.
2) Выпишите имена прилагательные в превосходной
степени. Выделите морфему – показатель
превосходной степени.
3) Подберите четыре однокоренных слова к
прилагательному удивительной.
4) Подберите синонимы к слову органично.
5) Укажите лишнее: р_внина, ур_внение, ур_вень.
6) Найдите сложное прилагательное. Объясните
его написание. Приведите два примера на это же
правило.
ТЕКСТ 2
Самым величественным и изысканным памятником
Петровской эпохи стал Петергоф, символизирующий
победу русского народа в Северной войне.
Его парадный парк, мощные фонтаны и каскады,
золоченые статуи античных богов и героев
древности, роскошное убранство дворцов в
разнообразных художественных формах выражают
идею прославления России, «пирующей на морском
просторе».
Петергоф вдохновлял многих русских поэтов.
Великолепием дворцов восхищался А.С. Пушкин,
который жил здесь летом 1818 года, в период
создания поэмы «Руслан и Людмила», и запечатлел
незабываемый образ петергофских парков и
фонтанов в прекрасных строфах, посвященных
описанию сказочных садов Черномора.
(по Е.А. Коньковой)
|
Петергоф
|
1) Какова основная мысль текста?
2) Объясните правописание слов величественный,
изысканный. Подберите к ним синонимы.
3) Выпишите все местоимения. Рядом укажите
разряды.
4) Выполните фонетический разбор
существительного подъем.
5) Подчеркните грамматические основы
последнего предложения.
Задание 8. Придумайте семь
существительных, начинающихся с буквы о, и
запишите.
Задание 9. Распределите написанные ниже
слова в два столбика н и нн.
Лебеди_ая песня, соловьи_ые трели, стари_ый
рояль, оловя_ая ложка, перепели_ая семья, ветре_ый
человек, румя_ые пирожки, экскурсио_ый тур,
льви_ая грива, карма_ая мелочь, кожа_ый пояс,
стекля_ая ваза, тума_ый берег, тыкве_ая каша, ю_ый
художник, соломе_ый тюфяк, зеле_ый помидор,
сови_ая голова, огне_ый шар, песча_ый берег.
Знаете ли вы, что означает фразеологизм лебединая
песня? Придумайте с ним два предложения.
Задание 10. От данных слов образуйте
однокоренные прилагательные с суффиксами:
-ан- (-ян-) -ин-
-н-
-енн-
-онн- |
трава, серебро, песок, кожа; лебедь,
мышь, зверь, муравей, гость;
луна, длина, сон, закон, стена;
огонь, жизнь, свойство, утро, чувство;
лекция, коллекция, экскурсия, авиация, дивизия. |
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва |