Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2007

ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК

Предлагаю газете «Русский язык» рубрику, назвать которую помогла встреча с Татьяной Михайловной Пахновой. 23 апреля этого года она провела занятие-семинар с учителями Ульяновской области в Институте повышения квалификации и переподготовки учителей нашего города, на котором процитировала известную строчку Б.Ахмадулиной: «...таинственный ребенок современный». Знаю интерес вашей газеты к ученическим работам (сочинениям, докладам, рефератам), с удовольствием всегда читаю материалы, отражающие мнение не только учителей, но и учеников по заявленным проблемам. Считаю выделение подобных материалов в отдельную рубрику полезным, так как это подчеркнет очень важную мысль: учебная деятельность организуется учителем, однако без учеников она невозможна, поэтому они полновластные ее участники.

«Нельзя научить, можно научиться» – эта известная истина говорит о том, что насильно научить нельзя. Нужно, чтобы ученик захотел научиться. Поэтому не уделять пристального внимания современному школьнику нельзя, а он меняется так же быстро, как сама жизнь, и нынешние пятиклассники совсем не те, что были пять лет назад. Значит, и учить их нужно несколько иначе? Позвольте для этой рубрики предложить вам материал.

С огромным уважением и любовью к вашей газете,
Светлана Витальевна Зуева, г. Ульяновск

Сочинение на тему
«Что меня сегодня радует»

На последнем уроке русского языка в третьей четверти мои десятиклассники писали сочинение-миниатюру на одну из двух предложенных для выбора тем: «Что меня сегодня радует» и «Что меня сегодня огорчает». Писали о разном: предсказуемом и не очень, о мелком, житейском и о глобальном, почти космическом (особенно если считать каждую личность Вселенной)... Когда читала миниатюры, в который раз убеждалась, насколько раскрывают личность сочинения (даже такие маленькие!) на свободные темы...

В сочинении Ренаты «зацепили» несколько строчек. Они и удручали, и радовали одновременно. Она писала: «Признаться честно, меня огорчает (именно этот глагол, так как я не прикладываю усилий) незнание родного великого русского языка. Огорчает чуть больше, чем незнание математики...». Удручали эти строчки тем, что неопровержимо доказывали прежнюю отрешенность Ренаты от школьного предмета «русский язык», и одновременно радовали: девочка чутка к слову («именно этот глагол»!).

И вот совсем недавно, в апреле, собрав листочки с очередной самостоятельной работой, о которой ребята были предупреждены заранее и к которой мы готовились на протяжении нескольких последних занятий, я провела привычный экспресс-опрос предполагаемых результатов (самооценка после того, как работа сдана), выявивший то, что коварные производные предлоги, правописание которых мы учим-повторяем-закрепляем и вновь повторяем-закрепляем-учим почти с начала учебного года, написаны на пятерку (предположительно!) у четырех человек... Я тут же сформулировала вопрос, на который попросила ответить письменно в течение 10–15 минут прямо на уроке: «Как преодолеть формализм занятий по русскому языку (это когда много лет учишь одно и то же и все равно этого не знаешь)». Главная сложность в работе по русскому языку с этим классом, которую я для себя определила в начале учебного года как «формальное отношение к предмету», и послужила ключевым словом в формулировке вопроса-темы. Несколько минут недоуменной тишины... но, немного повозившись, перебросившись словечками-взглядами, ребята начали писать...

И вот что получилось. Порой это было одно предложение, иногда – несколько и очень редко – развернутый текст. Какое неожиданное удовольствие доставило мне чтение этих миниатюр! В результате захотелось самой написать сочинение на тему «Что меня сегодня радует», поскольку не так уж много радостей предлагает словеснику современная школьная жизнь, а общение с ребятами этого класса прежде чаще огорчало: читают не много, ярко выраженный познавательный интерес отсутствует, больше «нацелены» на отметку, чем на знания, активны на уроке 4–5 человек, остальные пассивно присутствуют... Однако ребята добрые, спокойные, дисциплина на уроке хорошая: сидят себе, что-то пишут, иногда отвечают, редко, но все же спрашивают...

Итак, сочинение на тему «Что меня сегодня радует» учителя русского языка Зуевой Светланы Витальевны, созданное при непосредственном участии учеников десятого класса.

Порадовало содержание ответов. Многие общеизвестные методические (и не только!) истины (роль чтения для изучения русского языка, заучивание образцовых примеров для понимания лингвистической теории, осмысленное знание и использование правил, роль схем и алгоритмов в освоении правописания, регулярное повторение важного материала...) сформулировали сами ребята, и они идут уже не от учителя, а от них самих:

Миша К.: «Я думаю, чтобы преодолеть формализм знаний по русскому языку, нужно понимать суть правил, не заучивать автоматически, а, прочитывая, понимать, как оно действует, и применять на практике. Тогда ты никогда не забудешь, как действует то или иное правило...».

Марат М.: «На мой взгляд, чтобы преодолеть этот самый формализм в изучении русского языка, надо равномерно распределять теорию и практику и часто заниматься повторением».

Саша З.: «Иметь на рабочем столе словари и пособия по русскому языку. Попробовать самое главное изобразить на листе схематично и положить под стекло. Стараться запоминать примеры... так будет значительно легче вспомнить и правила. Развивать свою зрительную память, много читать художественной литературы...».

Саша Ц.: «Надо учить, через некоторое время повторять, проверять, как знаешь тему. И серьезно подходить к этому делу».

Лариса Х.: «...нужно почаще открывать различные учебные пособия по русскому языку и повторять прошлые темы и орфограммы, изучать самостоятельно новые. Тогда ученик всегда будет подготовлен к любой самостоятельной работе, которая может быть проведена (иногда без предупреждения) на уроке».

Анюта С.: «Стоит систематизировать знания. Плюс схемы и ассоциации. Думаю, если представлять себе какую-нибудь картинку, то будет легче...». (Дальше Анюта проиллюстрировала два правила, изученные нами последними.)

Очень хорошо, что хотя бы некоторые из ребят уже поняли важность интереса в деле изучения предмета (речь идет о внутренней, более важной и ценной мотивации обучения, нежели внешняя).

Настя С.: «Я считаю, что материал нужно не зубрить, как многие из нас делали раньше, а вникать в суть, создавать какие-то ассоциации, чтобы запомнить лучше. Выученный материал, по-моему, следует через некоторое время повторить, точнее, вспомнить (проверить свою память), а то, что забылось, выучить опять. Чтобы не было формализма, нужен интерес к предмету, интерес к познанию его, а не работа на оценку».

Многие понимают, что причина формального отношения к предмету, плохих результатов в его освоении – в них самих, нужно просто перестать лениться и надеяться на того, кто должен их учить.

Динара М.: «Нужно заинтересоваться, не забывать повторять материал, чтобы он не падал и не проваливался вниз, а утрамбовывался. Но главное – чтобы мы им пользовались. Фундамент знаний помогает строить прочный дом. Если заполнять пробелы памяти, то делать это постепенно. За грамотность ученика должен нести ответственность не только учитель, но и ученик». (Как приятно слышать об этом от ученика!)

Алеша Е.: «По-моему, нужно просто сесть и, взявшись за ум, учить все, что задают, и даже то, чего не понимаешь. И обязательно повторять все пройденное».

Оксана К.: «Во-первых, нужно преодолеть свою беспробудную лень: встать с дивана, выключить телевизор и взяться за книги. Просто сесть и понять. Понятно, что если очень скучно в школе объяснили, то и учить ничего не хочется. Но можно и придумать какой-то веселый способ запоминания. Есть еще вариант. Продолжать ничего не делать и надеяться на авось! Тогда на тройку по русскому можно рассчитывать (в лучшем случае). А затем следует пополнить ряды безграмотных бездельников. Радужные перспективы, не правда ли? Но если все-таки вернуться к первому варианту, и сесть за книжки, и найти этот свой способ запоминания, то и уроки русского языка покажутся не такими скучными и сонными, как было до этого».

Саша Е.: «Надо заниматься постоянно, а не порывами, как я. Понемногу каждый день. Не запускать язык...».

Инна понимает значимость хорошего учителя и важность такого вида речевой деятельности, как слушание: «Я думаю, что многое зависит от преподавателя и умения слушать его. Учитель должен уметь грамотно объяснять, а главное – чтобы это было понятно, доступно и интересно. Если такой преподаватель не появился в учебной практике, то это большая проблема. Еще одной проблемой является слушание. Многим ученикам не хватает этого умения. Они думают, что знания, которые им даются на уроке, не пригодятся в жизни. Насильно никого нельзя научить!». (Несколько сумбурно, схематично, однако по существу абсолютно правильно!)

Сложность преодоления формализма в изучении предмета также была отмечена: «Это можно преодолеть, но сложно. Мне помогают в этой ситуации только мозги. Я считаю, что необходимо понять ту тему, которая является сложной для тебя. Во-первых, надо прочитать много книг по данной теме, во-вторых, не надо все зубрить в этих книгах, а просто читать, вдумываясь и запоминая только самые главные вещи. В-третьих, нужно написать много упражнений...».

Самыми драгоценными оказались мнения несильных учеников, но как отрадно было читать такие, например, признания:

Оля К.: «Я считаю, что пока человек не вникнет в ту тему, которую он разбирает, и не захочет ее сам понять и выучить, то все равно он ее не будет знать».

Женя К.: «Все у человека получится, когда немного приложишь усилия, то есть не будешь лениться, а брать упражнения и заниматься». (Женечка еще в начале учебного года выучила правописание этих самых «ошибкоопасных» производных предлогов и вновь написала их на пять, а вот остальные отметки по русскому языку у нас с ней пока далеко не так хороши, как хочется...)

Рената: «Учишь в беспамятстве и безумии. Не любишь и не влюбляешься в тему. Нужно влюбиться по расчету».

Некоторые работы, кроме искренности (а это уже хорошо!), мало чем могут пока порадовать: «Я не знаю, как его можно преодолеть. Пока мне это не удалось». Радует в ответе лишь это пока, оно дает слабую надежду на изменение ситуации. «Спасибо за честность! – написала я в ответ.– Ты уже сделал шаг в нужном направлении: признал, что пока формально относишься к предмету. Желание – огромная движущая сила. Если по-настоящему захочешь – все сумеешь!»

«Переписку» пришлось начать и с автором другой работы, который написал: «Как можно что-то знать, если ничего даже не учишь...». Пишу в ответ: «Что нужно мне сделать для того, чтобы ты начал учиться?».

Пора подводить итоги. Что же меня особенно обрадовало? Ребята уже давно отказались от мысли, посещавшей их порой в начале учебного года, о новом вредном учителе, ставящем не те отметки, к которым они привыкли в течение девяти прежних лет обучения. Поняли, что действительно недостаточно грамотны (в широком смысле слова!). Многие убедились в важности желания изменить что-то в своих взаимоотношениях со школьным предметом «русский язык» и поверили в ценность собственных усилий в этом направлении. Поверили в себя. Мы записывали как-то на уроке: «Вера в себя – великая сила, которой так недостает русскому обществу» (А.Д.  Алфёров). А еще порадовали написанные без ошибок (все-таки выученные!) словарные слова (по раСчЕту, раССчИтывать), грамотно употребленные разнообразные синтаксические конструкции, и среди них сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением (пунктуация на «стыке» двух союзов не вызывала затруднений)...

И, наконец, самое главное. Я поняла, что важнейший принцип обучения, который я услышала из уст прекрасного ульяновского словесника Ларисы Георгиевны Сергеевой: «Сначала люби, потом учи», – уже работает...

С.В. ЗУЕВА,
г. Ульяновск

От редакции. Мы благодарны С.В. Зуевой за присланный материал. Нам очень понятна радость учителя, получившего от своих учеников доброжелательные, связные ответы. Безусловно, отрадно хорошее отношение учеников к учителю.
Но детские ответы вызвали у нас не только эмоциональный отклик, но и исследовательский интерес. Отметим, что ученики все претензии адресуют только себе и как будто не рассматривают возможности предложить учителю что-либо изменить в преподавании. Наверное, это потому, что им достался прекрасный учитель. Но сознаемся, что детям вообще в высокой мере свойственно критичное отношение к взрослым. А оно совсем не проявилось в прочитанных мини-сочинениях. Почему? Мы не сомневаемся в искренности учителя и его учеников; просто знаем, что ученик – и школяр прежних времен, и «таинственный ребенок современный», еще недостаточно исследованный педагогами и психологами, – часто вполне искренне пишет то, чего ждет от него учитель.
Пока мы ещё не приблизились к разгадке тайны и остережемся открывать новую рубрику. Но если в портфеле нашей редакции накопится некоторое количество материалов на эту тему, такая рубрика обязательно появится.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru