Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2007

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

Своя игра

Учителя знают, что нетрадиционные формы занятий всегда вызывают интерес учащихся всех возрастов. Предлагаемую игру можно провести и на уроке, и во внеурочное время.

Цели:

1) повторение тем школьного курса (фонетика, лексикология, фразеология, морфология, морфемика, культура речи);

2) совершенствование умений отбора и анализа языкового материала;

3) привлечение интереса к языковым явлениям.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра проводится по несколько измененным правилам популярного телешоу «Своя игра». Класс делится на три команды, к игровым местам выходят игроки (по одному из каждой команды), и каждый игрок из тройки отвечает на выбранный им самим вопрос. Потом игровые места занимает следующая тройка и т.д. Желательно, чтобы все учащиеся класса поочередно побывали на игровом месте. В игре четыре раунда, в каждом раунде, кроме финального, три категории вопросов, в каждой категории три вопроса разной сложности (чем сложнее вопрос, тем больше очков он приносит игроку). Игрок сам выбирает категорию и цену вопроса, после чего ему зачитывается или показывается вопрос. Участник, верно ответивший на выбранный им вопрос, приносит своей команде количество очков, равное цене вопроса. И наоборот: участник, давший неверный ответ, теряет эти очки. Если правильный ответ дает другой игрок из тройки, то очки получает его команда. Среди вопросов каждого раунда есть вопрос-аукцион и «кот в мешке». Если участнику попадается вопрос-аукцион, то другой игрок из тройки может «перекупить» его, дав большее количество очков, и тогда в случае правильного ответа игрок, перекупивший вопрос, приносит своей команде то количество очков, которое он «заплатил» за вопрос (если же ответ дан неверно, команда теряет эти очки). «Кот в мешке» – вопрос не из выбранной категории. Участник, которому попадается «кот в мешке», может по желанию отдать его любому игроку тройки.

В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов, и каждый из игроков отвечает (письменно) на вопрос оставшейся категории. Перед озвучиванием вопроса игроки объявляют свои ставки (разумеется, ставка не может превышать набранное командой количество очков). Если ответ дан верно, ставка добавляется к общей сумме очков, в противном случае поставленные очки снимаются. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

РАУНД 1

Буквы и звуки
Значение слова
Фразеология
100 200 300
100 200 300
100 200 300

 

ВОПРОСЫ

Категория «Буквы и звуки»

1. Прочитайте слово лен по звукам справа налево (100 очков).

Ответ: ноль.

2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод (200 очков)?

Ответ: один (последний ударный).

3. Решите шараду и назовите слова (300 очков):

С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.

Ответ: коса – коза.

Категория «Значение слова»

1. «Кот в мешке» (100 очков).

Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите ее.

Ответ: памятник букве Ё был поставлен на родине ее автора Н.М. Карамзина.

2. Можно ли сказать: Я поднял тост?

Ответ: можно, если тост – кусочек жареного хлеба.

3. Сапфирный, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее? (300 очков)

Ответ: маренго – оттенок черного цвета, все остальные – оттенки синего.

Категория «Фразеология»

1. Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его. (100 очков)

Ответ: слово шапка входит в состав фразеологизмов на воре шапка горит.

2. В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал. Что же такое аз? (200 очков)

Ответ: аз – первая буква кириллицы.

3. Вопрос-аукцион. Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту – хорошую крысу. (300 очков)

Ответ: Большому кораблю – большое плавание.

РАУНД 2

Все мы ошибаемся
Части речи
Мы полиглоты
100 200 300
100 200 300
100 200 300

 

ВОПРОСЫ

Категория «Все мы ошибаемся»

1. В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:

Этот вот кричит:
«Не трожь тех, кто меньше ростом!»
Этот мальчик так хорош –
Загляденье просто!

В каком слове нарушена литературная норма? (100 очков)

Ответ: для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь).

2. Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:

Москву рябины красили,
Дубы стояли князями,
Но не они, а ясени
Без спросу наросли.

(Д.Сухарев, Ю.Визбор)

В каком слове нарушена литературная норма? (200 очков)

Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.

3. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:

И со всей округи люди приходили к нам,
И со всех окрестных крыш слетались птицы,
Танцовщице золотой захлопав крыльями,
Как давно, как давно звучала музыка там…

В каком слове нарушена литературная норма? (300 очков)

Ответ: для сохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщица на предпоследний слог (литературная норма – танцовщица).

Категория «Части речи»

1. Какая змея может быть наречием? (100 очков)

Ответ: уж.

2. Мыло, мороженое, печь, плачь. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? (200 очков)

Ответ: одно (плачь – глагол, существительное плач пишется без мягкого знака).

3. Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:

От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.

Сколько существительных в этом фрагменте? (300 очков)

Ответ: девять существительных (ликующие, болтающие, обагряющие, погибающие – причастия, перешедшие в существительные).

Категория «Мы полиглоты»

1. Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей – «мужественный», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо. (100 очков)

Ответ: макароны (подсказка дана в вопросе).

2. «Кот в мешке». Решите шараду и назовите слова. (200 очков)

С глухим шипящим я числительное,
Со звонким – имя существительное.

Ответ: шесть жесть.

3. Вопрос-аукцион.

Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. (300 очков)

Ответ: голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень). Вероятно, этим выражением пользовались при обмене пленными.

РАУНД 3

К истокам слова
Русская грамматика
Состав слова
100 200 300
100 200 300
100 200 300

Категория «К истокам слова»

1. Как зовут костлявого персонажа русских сказок? (100 очков)

Ответ: Кощей (в корне мы наблюдаем чередование согласных ст/щ, ср. гость – угощение, тесть – теща).

2. В какой день недели человек идет на шабашку? (200 очков)

Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить – поработать в выходные; слово шабаш в русский язык попало из идиша – еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «суббота». На древнееврейском это слово звучит похоже – шаббат).

3. Название этого любимого нами фрукта в переводе с голландского означает «китайское яблоко». Что это? (300 очков)

Ответ: апельсин (appelsien).

Категория «Русская грамматика»

1. Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа? (100 очков)

Ответ: победить.

2. Бежать, ругать, пугать, ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? (200 очков)

Ответ: бежать – разноспрягаемый глагол.

3. Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными? (300 очков)

Ответ: дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья).

Категория «Состав слова»

1. Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных? (100 очков)

Ответ: в слове стульчик суффикс -чик-, в остальных -ик.

2. Вопрос-аукцион. Сколько приставок в слове недопонимать? (200 очков)

Ответ: две: недо- и по-.

3. «Кот в мешке». Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите? (300 очков).

Ответ: все очки.

РАУНД 4 (финальный)

Категории:

1. Имена.

2. Города и горожане.

3. Молодежный жаргон.

4. Женский род.

5. Ударение.

6. Афоризмы.

7. Другие языки.

 

ВОПРОСЫ

1. Имена

Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».

Ответ: Варвара.

2. Города и горожане

На конкурсе молодых исполнителей мы услышали такой диалог:

– Я здесь с одним вяткинцем познакомился – отлично играет!

– Понимаю, о ком ты говоришь… Этот вятич и с прошлого конкурса увез гран-при…

– А мне кажется, что у этого вятчанина слишком агрессивная манера исполнения…

Так как же правильно назвать исполнителя из Вятки?

Ответ: вятич.

3. Молодежный жаргон

В песне «Тачанка» на стихи М.Рудермана есть такие строки:

Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи,
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди.
И с налета, с поворота
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемета
Пулеметчик молодой.

Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время в ночном заведении»?

Ответ: клубиться – веселиться в ночном клубе.

4. Женский род

Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду?

Ответ: мозоль.

5. Ударение

Решите шарады и назовите слова:

Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.

Ответ: козлы – козлы.

6. Афоризмы...

Продолжите знаменитый пушкинский афоризм: Чем меньше женщину мы любим...…

Ответ: ...тем легче нравимся мы ей.

7. Другие языки

Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». О каком цветке идет речь?

Ответ: астра (этот же корень находим в словах астрономия, астрология, астронавт).

Литература

1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.

2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

3. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.

4. Храппа В. От адамова яблока до яблока раздора: опыт этимологических заметок. Калининград: Янтарный сказ, 2005.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской многопрофильный лицей при МГТУ
им. Носова

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru