Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2007

Я ИДУ НА УРОК

 

8-й класс

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Пишет вам из далекой Якутии, из села Дельгей Олекминского района, учительница русского языка и литературы Кузьмина Любовь Александровна.

В этом году я провела урок русского языка с экологическим уклоном в 8-м классе – урок-импровизацию. Ученики с воодушевлением выдумывали и импровизировали, принимали самое активное участие в уроке. Считаю, что урок удался, все участники получили огромное удовольствие.

(От редакции. Надеемся, что урок заинтересует наших читателей, но в него могут быть внесены изменения, если вы или ваши ученики не согласны с его концепцией.)

«Фантастический» анализ
сказки С.Михалкова «Три поросенка»

Цели урока:

1. Развитие творческих способностей учащихся. Учить умению образно и логически мыслить. Научить импровизации.

2. Профориентационная работа. Знакомство с профессиями.

3. Обогащение словарного запаса учеников. Развитие связной речи.

4. Развитие коммуникативных способностей детей, воспитание уверенности, свободы в общении.

5. Применение элементов экологического воспитания. Воспитание любви к природе, уважения ко всему живому на земле, понимания того, что все живые существа имеют право на существование.

Формы организации учебной деятельности: деловая игра, работа в группах.

Методы обучения: обсуждение, беседа, словарная работа, монологическая речь, записи в тетрадях, слово учителя.

Средства обучения: доска, мел, книга С.В. Михалкова «Три поросенка», тетради, кафедра, таблички с названиями.

ХОД УРОКА

Великая природа, окружающая нас,
способна порождать великие мысли и поступки.

Гете

I. Слово учителя.

Мы сегодня проведем необычный урок. Что требуется, ребята, от вас на уроке?

1) Чтобы вы проявили максимум своей фантазии, воображения, даже артистических способностей, т.е. всего, что называется словом творчество; вы должны создать что-то новое, неизведанное.

2) Такой урок еще никогда, нигде, никем не проводился. Мы сегодня сами создаем его, это будет наш, нами созданный урок. Это – наше творчество.

II. Запишите эпиграф урока в тетради (из Гете).

III. Словарная работа.

Запишем в тетрадях:

Творчество – создание новых культурных ценностей.

Экология – это наука об отношениях живых существ к окружающей среде, наука о том, как следует жить в гармонии с природой.

Гармония – согласие, единодушие.

IV. Знакомство с Правами природы.

Учитель. Все живые существа независимо от того, большие они или маленькие, хищники или не хищники, вредители или помощники, имеют свои права:

1) право на жизнь;

2) право на свободу и благополучие в естественной среде обитания;

3) право на необходимую для жизни долю земных благ;

4) право на защиту от страданий по вине кого-либо (человека);

5) право на защиту законом.

V. Начало деловой игры «Суд над Волком».

1. Учитель. Проведем урок в виде деловой игры. Все вы знаете сказку С.В. Михалкова «Три поросенка». Вспомним сюжет сказки.

2. Краткий пересказ сказки одним из учеников.

Вывод. Три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф – едва не стали жертвами страшного, злого Волка – хищника.

3. Распределение ролей.

Роли: Волк, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф, Судья, Прокурор, Адвокат, Присяжные, Свидетели, Секретарь. (Итого не менее 12 участников.)

VI. Работа в группах.

1. Распределение учеников по группам.

I группа – Судья, Прокурор, Адвокат, Присяжные.

II группа – поросята.

III группа – Свидетели.

IV группа – Волк, Секретарь.

2. Учитель объясняет функции каждого участника.

Судья – руководит судебным процессом, предоставляет слово участникам суда, задает вопросы, выносит приговор, зачитывает его.

Адвокат (защитник) – произносит речь в защиту Волка, говорит, что Волк приносит пользу природе, приводит доказательства. Вызывает свидетеля со стороны защиты.

Прокурор (обвинитель) – обвиняет Волка во всех грехах, просит самого сурового наказания в виде заключения на длительный срок или даже смертной казни.

Поросята (пострадавшие) – заявляют о том, что хищник Волк напал на них, просят наказать его за то, что он хотел лишить их жизни, нанес огромный моральный и материальный ущерб, разорив их дома.

Волк – защищается, обвиняет поросят в том, что они нарушили его покой, просит считать его невиновным, так как он тоже хочет есть, хочет жить, имеет свои права.

Присяжные (выборные от населения люди, они выносят решение о виновности или невиновности подсудимого) – определяют степень виновности Волка.

Свидетели – выступают в пользу поросят или Волка.

Секретарь – ведет протокол суда, вызывает свидетелей.

3. Дается время (3–5 мин.) на обдумывание ситуации.

Ученики совещаются между собой, обсуждают мнения, готовят свою речь.

VII. Деловая игра «Суд над Волком».

1. Проводится судебный процесс. Участники процесса занимают свои места. Выступают все стороны.

2. Судебный процесс.

(Краткая запись выступлений.)

Судья – предоставляет в соответствующий момент слово Прокурору, Адвокату, Волку, поросятам, задает вопросы.

Прокурор – рассказывает о сути дела.

Волк – не считает себя виновным, он хотел только есть.

Адвокат – просит выслушать Свидетеля.

Наф-Наф (от имени всех поросят) – просит наказать Волка, так как он вторгся на их территорию, учинил безобразие, разрушил их дома, напугал до смерти, чуть не лишил ноги Нуф-Нуфа и т.д.

1-й свидетель – выступает против Волка, рассказывает о его преступлениях, очевидцем которых был; указывает на недостойную хитрость Волка; приводит доводы в пользу поросят.

2-й свидетель – выступает против поросят, указывает на то, что поросята, находясь в лесу, на территории Волка, нарушили его покой, громко пели, шумели, дразнили Волка, разбудили его. Защищает Волка: он получил огромную шишку на лбу, обломал когти, испортил зубы, ошпарился кипятком.

Прокурор – обвиняет Волка, просит

1) лишения свободы сроком на 10 лет и отбывания наказания в колонии строгого режима;

2) возмещения морального и материального ущерба в виде наложения штрафа в размере 100 тысяч рублей.

Адвокат – защищает Волка, говорит, что тот не нарушал Прав природы, что он имеет право на жизнь, на свободу и благополучие в естественной среде обитания, на необходимую долю земных благ, право на защиту законом.

Присяжные – выносят решение: Волк ни в чем не виноват.

Перед всеми ставится вопрос: «Виноват ли Волк, посягнув на жизнь поросят?».

Судья – выносит приговор: Волк не нарушил Прав природы (читает записанные на доске Права природы и кратко комментирует их). Освободить Волка за отсутствием состава преступления. Говорит о пользе Волка. Если бы не было Волка, то поросята размножились бы в таком количестве, что уничтожили бы сами себя, так как пища закончилась бы на всей территории, где они обитают. Кроме того, распространились бы болезни, ведь поросята должны быть здоровыми, чтобы убегать от Волка.

VIII. Запись в тетрадях (под диктовку учителя).

Волк – санитар леса, он уничтожает в основном больных животных, тем самым оздоравливает окружающую среду, позволяет регулировать численность животных и поддерживает равновесие в пищевой цепочке.

IX. Подведение итогов урока, выставление оценок всем участникам судебного процесса.

Л.А. КУЗЬМИНА,
пос. Дельгей,
Олекминский р-н,
Республика Саха (Якутия)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru