Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2007

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Работа над сложным предложением
и развитием речи

Публикуя материалы из пособия Т.В.  Шмелевой и Н.Е.  Синичкиной «Уроки русского языка в
9-м классе. Дидактические материалы» (изданы филологическим ф-том Санкт-Петербургского университета в 2006 г. тиражом 1000 экз.), мы преследуем несколько целей, имея в виду, что тексты и упражнения можно использовать по-разному. В 9-м классе – при изучении и закреплении темы «Сложные предложения» (см. №16), а также при работе над изложением: авторы включили в пособие для детей тексты по разнообразной тематике. Некоторые из них можно предложить и 10–11-классникам для работы над сочинением при подготовке к ЕГЭ. (В частности, первые три текста, которые мы поместили вначале, могут лечь в основу работы над сочинением следующим образом.

Текст 1 можно использовать как вступление к теме. Из текста 2 можно взять тезисы для сочинения, а текст 3 будет прекрасным примером для аргументации.

Интересно также в старших классах поработать с текстом 7. Сочинение по нему можно построить на контрасте, создаваемом возрастными полюсами (молодость – старость), или рассмотрев другой аспект темы, например жизнь и искусство.)

Всем текстам сопутствуют вопросы, очень уместные, помогающие лучше понять содержание или структуру текста и повторить разные разделы грамматики.

(Материалы публикуются выборочно, нумерация наша. – Ред.)

I. Сочинительная связь в сложном предложении

1. Прочитайте текст журнальной публикации, найдите в нем сложные предложения.

Зачем зарывать талант в землю?

Сегодня талантом называют выдающиеся способности человека, позволяющие ему достичь совершенства в сфере его деятельности. Хотя первоначально это слово означало самую крупную денежную единицу в Вавилоне, Персии и Древней Греции. При Александре Македонском талант равнялся 25,9 кг серебра.

В современном русском языке старое значение слова сохранилось только в выражении «зарыть талант в землю», правда, приобретя переносный смысл. Возникло же это выражение благодаря евангельской притче о том, как богатый господин, уезжая в чужую страну, поручил рабам свое имущество, при этом дав первому пять талантов, второму – два, а третьему – один. Первые два раба пустили деньги в дело, «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». По возвращении хозяин потребовал отчета и получил от первых двух рабов денег вдвое больше, чем давал им. Он похвалил их и сказал каждому «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю». А третий отдал ему только один талант, сказав, что, убоявшись, зарыл его в землю. И господин сказал ему: «Лукавый и ленивый раб! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью».

Сегодня выражение «зарыть талант в землю» означает: не заботиться о развитии своих способностей.

1. Найдите в тексте простые предложения, которые можно трансформировать в сложные. Перепишите текст, заменяя, когда это возможно, сложные предложения на простые, а простые – на сложные (не учитывайте предложений с прямой речью). Что изменилось в тексте?

2. Опираясь на знания о причастиях и деепричастиях, объясните, почему предложения с этими глагольными формами легко «переводятся» в сложные.

3. Найдите в сложных предложениях в тексте, а также в полученных в результате вашего «перевода» элементы, которые связывают простые предложения, «удерживают» их в составе сложного.

4. Внимательно прочитайте цитаты из Евангелия, использованные в журнальном тексте. Укажите синтаксические особенности этих отрывков, отличающие их от предложений современного русского языка.

5. Найдите в тексте предложение с указанием на вес таланта в современных единицах измерения. Спишите предложение, записывая число словами. Устно просклоняйте словосочетание, обозначающее данное число.

6. Выпишите из текста словосочетание потребовал по возвращении, выполните его синтаксический разбор. Определите, в форме какого падежа употреблено зависимое слово.

7. Образуйте прилагательное от слова талант. Каким суффиксом вам пришлось воспользоваться, в чем трудность его написания? Приведите примеры других прилагательных с этим суффиксом.

8. Познакомьтесь с толкованием выражения зарыть талант в землю в словаре Н.С. и М.Г. Ашукиных «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» (М., 1986 и другие издания). Сравните это толкование с анализируемым текстом, найдите различия в фактическом содержании и стилистическом оформлении.

9. Продолжите текст, ответив письменно на вопрос: о ком можно сказать, что он зарыл талант в землю? Используйте в своем тексте сложные предложения.

2. Прочитайте фрагмент из книги журналиста Симона Соловейчика «Вечная радость. Очерки жизни и школы», обращая внимание на сложные предложения.

Ах, если бы вы знали, читатель, как волнует талант – где бы он ни был, в чем бы он ни был! Это не преувеличение: на самом деле – ночь не спишь и другую, не можешь заснуть от волнения, от прикосновения к таланту, ходишь, бегаешь по комнате, словно обжегся, но боль не болезненная, а счастливая, волнующая, примиряющая с миром, с жизнью. Бесталанность – несчастье, беда, несправедливость. Мир талантлив в самой своей сущности, и всякая бесталанность, особенно если ее возносят, оскорбляет, как уродливость, как нарушение порядка, как знак о том, что не все вокруг нормально. Но когда встречаешься с талантом, все становится на свои места, чувствуешь вечность Вселенной, и появляются надежды, и жить, жить хочется – вот что такое талант. Талант – это справедливость, талант – то, от чего хочется жить.

Невообразимо число людей, невообразимо и многообразие человеческих талантов. Талант и мужество – вот человек.

1. Найдите в тексте самое большое по объему сложное предложение. Возможно ли изложить его содержание в серии простых предложений? Почему?

2. Найдите в тексте причастия и определите, какими членами предложения они являются.

3. Есть ли в тексте причастные обороты? Деепричастные обороты? Укажите предложения, где они могли бы появиться.

4. Объясните все случаи написания не и ни (не или ни; слитное иди раздельное написание).

5. В каком значении используются в данном тексте глаголы в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени? Для какого жанра народной словесности характерно такое употребление глагольных форм? Приведите примеры.

6. Напишите воспоминание, которое можно было бы озаглавить Встреча с талантом.

7. Напишите рассуждение о биографии известного вам талантливого человека, раскрывая заключительный тезис анализируемого текста.

3. Используйте этот текст для аргументации сочинения. Выполните задания.

В трехэтажном доме, разрисованном маленькими обезьянами, в Париже у королевского обойщика Жана Батиста Поклена появился первенец – Жан Батист-младший.

Смешные мартышки по углам дома сидели на апельсиновых деревьях, тянулись за сочными плодами, гримасничали, строили рожи. Веселые кривляки радовали мальчугана, провоцировали на лихие проделки. Недоброжелатели покачивали головой и утверждали, что ничего путного из ребенка, родившегося и выросшего в обезьяньем доме, не будет.

Действительно, «серьезные» занятия Жану Батисту не давались. Тогда молодого человека отдали учиться. Жан Батист впитывал знания как губка и через четыре года получил ученую степень. Но и адвокат из него не вышел. Единственная страсть была у сына обойщика – страсть к театру.

Отец, махнув рукой, выделил первенцу долю наследства, разрешив ему посвятить себя служению музам. Жан Батист взял себе псевдоним – Мольер, набрал труппу, снял помещение, репетировал до изнеможения, играл. Его «Блестящий театр» обязательно должен был добиться славы у пресыщенной парижской публики!

Постановки проваливались одна за другой, зрители освистывали артистов, Мольера упекли в тюрьму за долги. Откупившись от заимодавцев, созвав преданных друзей, он стал бродячим артистом. Наградой за усилия часто бывали гнилые яблоки и помидоры.

То ли вспомнив про смешных обезьянок, то ли оттого, что стало совсем худо, он написал и разыграл небольшой фарс. И вот оно – чудо! Юноша, посвятивший себя изучению трагедии и амплуа трагического актера, был неподражаем в веселых, бесшабашных одноактных фарсах, особенно в роли Сганареля. Очевидно, злые языки были правы: человек, музами которого стали кривляки-обезьянки, мог преуспеть только в комедии.

Потребовалось время, чтобы Франция, а за ней и весь мир покорились великому насмешнику. На склоне лет автор знаменитого «Дон Жуана» и «Тартюфа», «Мнимого больного» и «Мещанина во дворянстве» нарисовал на своем гербе хвостатых приятельниц, карауливших отчий дом.

1. Найдите сложные предложения. Определите виды придаточных предложений в составе сложных, укажите средства синтаксической связи между главным и придаточным предложениями.

2. Письменно изложите содержание последней части текста, используя сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных.

4. Прочитайте фрагмент газетной публикации, обращая внимание на сочинительные союзы.

В Россию арбузы вплоть до конца XVII века привозили из-за границы как заморское лакомство. Сырыми их тогда не ели, а долго вымачивали дольки и варили с перцем и другими пряностями.

Первые арбузы были посеяны по царскому указу от 11 ноября 1660 года, причем предписывалось: как только диковинные овощи (а правильнее – ягоды) поспеют, немедленно доставить их в Москву.

При Петре I арбузы уже не ввозили из-за границы и их часто подавали во дворцах. Но не свежими, а опять-таки вымоченными в сахарном сиропе.

Русское название арбуз получил от слова харбюза, что в иранских языках означает дыня, или огромный огурец.

1. Какие сочинительные союзы использованы в тексте? Укажите случай, когда сочинительный союз выступает как средство связи между различными предложениями в тексте.

2. Запишите все даты, использованные в тексте, словами.

3. Объясните: почему в прилагательном пряный часто пишут две буквы н? Приведите примеры слов с данной орфограммой.

5. Прочитайте начало рассказа Виктора Астафьева «Одинокий парус», обращая внимание на употребление союза и.

Раскаленные за день пески и скалы исходили жаром. Камни крошились и сыпались в поток, глухо шумевший внизу. Где-то далеко-далеко грудью припадал к берегу океан, и страстное дыхание его отдавалось в недрах земли, но сюда, в горы, не достигала свежесть океана – скалы и пески иссушали ее.

Было душно и тихо. И в этой душной тишине угадывалась непонятная тоска и тревога. Генерал долго ворочался в привычном, но все-таки неудобном гамаке, но не выдержал, накинул плащ поверх белья, надел разношенные, сбитые о стремена сапоги и вышел из палатки.

Лагерь спал. Догорали костры, на которых готовили еду солдаты. Кони спустились в долину и паслись там на редкой полусожженной зноем траве. Звезды светились на вершинах скал, и над головою нет-нет да и срывалась долго дрожавшая одинокая звезда и светлой каплею падала на стены гор, тонула в океане. Сколько их, этих звезд, упало и скатилось на дно океана. Недаром океан, когда тих и задумчив, переливается, искрится, светится, и кажется тогда, будто дно темно-голубого океана состоит из звезд.

1. Укажите, в каких случаях союз исоединяет простые предложения в составе сложного. Опишите алгоритм своих действий.

2. Найдите сочетания слов с союзом и,которые можно переоформить в сложносочиненные предложения. От чего зависит возможность такого переоформления?

3. Объясните все случаи написания в тексте двойной буквы н.

4. В чем синтаксическая особенность предпоследнего предложения текста? Объясните, зачем автору понадобилось оформить его именно так.

5. Найдите использованные в тексте метафоры, объясните замысел автора.

6. Прочитайте фрагмент из книги Даниила Гранина «Ленинградский каталог», обращая внимание на сочинительные союзы.

Зимой на коньках катались повсюду, то ли зимы были крепче, то ли снег не убирали на мостовой. Наверное, так оно и было, потому что ездили же на санях – значит, и на коньках могли, а уж про лыжи и говорить нечего. Лыжи тогда были простейшие – сосновые, березовые доски, коричневатые от протравы, крепления – ремешки с резинками либо же – классом выше – ротефеллы, жесткие. Надел на валенки – и на улицу.

1. Какие сочинительные союзы использованы в тексте?

2. Укажите, в каких случаях сочинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложного.

3. Охарактеризуйте существительные, использованные в тексте, с точки зрения морфологической категории числа. Укажите существительные, у которых есть формы только множественного или только единственного числа.

4. Найдите вводные слова, использованные в тексте. Определите, каким образом вводные слова связаны с содержанием текста.

5. Объясните, почему слова ротефеллы нет во многих словарях.

Сложноподчиненное предложение

7. Прочитайте публикацию из «Новой новгородской газеты», обращая внимание на сложноподчиненные предложения.

Отражение

Вы больше любите смотреть на реку или на озеро?

Река изменчива. Даже небыстрому человеческому глазу заметно, как она обновляется. По ней хочется путешествовать.

Из озера вода, конечно, тоже утекает. Но как-то незаметно. Озеро постоянно, как дом. В озере хочется жить.

Озеро или река – этот выбор обозначает характер.

Я, например, больше люблю смотреть на озеро.

Глядя на озеро, я понял, что главное – не сам камыш, а его отражение, волнующееся в согласии с мелкой и плоской волной. В детстве мне читали китайскую сказку про танцующего аиста, а я никак не мог представить себе этот танец. Глядя на отражение камыша, я узнал все па не виданного мною танца аистов.

Я понял, что главное – не чайка, птица с дурным голосом и характером, а ее след на воде и капли, на взлете оброненные ею с лап.

Я понял, что главное – не лист на воде, а вода на листе, лежащем на воде, вода вокруг листа – ослепительная графика смачивания и обтекания, сложенная из черного и белого.

Отражение и след волнуют больше, чем тот, кто их оставил.

1. Определите, какие типы сложноподчиненных предложений (с придаточными какого вида) преобладают в тексте. Как это связано с его содержанием?

2. Трансформируйте сложные предложения в простые. Сравните авторский и свой варианты текстов.

3. Объясните слитное или раздельное написание не и ни.

4.Просклоняйте слово река, наблюдая за положением ударения в формах слова.

5. Укажите, пользуясь словарями, варианты места ударения в формах слова оброненный. Ударение на каком слоге вам кажется более естественным? Как вы произносите это слово?

6. Напишите текст о каком-либо природном явлении, которое произвело на вас яркое впечатление. Изложите свои воспоминания так, чтобы оказалось необходимым использовать сложноподчиненные предложения.

8. Прочитайте фрагмент из статьи Михаила Эпштейна «Чуткие люди, читкие книги», обращая внимание на сложноподчиненные предложения.

Мы сами не подозреваем, до какой степени книги творят нас. Может быть, в этом второй, обширнейший смысл латинского изречения: «Книги имеют свою судьбу». Не только книжную, но и живую – в судьбах своих читателей. Кстати, полное изречение Теренциана Мавра таково: «Pro captu lectoris habent sua fata libelli» («Книги имеют свою судьбу смотря по тому, как их принимает читатель»). В нашем сознании раздается неумолчный говор цикад – цитат из мировой литературы, из всего прочитанного. Если мы совершаем необъяснимые для себя поступки и ищем, кто же нас подтолкнул под локоть, – оглянувшись, мы часто можем заметить скромно удаляющуюся фигуру писателя. Кто виноват? Ну конечно, Пушкин, Пушкины, все это расплодившееся племя щелкоперов, которые непрерывно кроят и перекраивают читательскую жизнь, как в старину Парки пряли нити судеб. Все наши мысли и поступки пронизаны отзвуками литературных сюжетов, характеров, лирических признаний, драматических столкновений. А с чем еще нам себя соразмерять? О ком мы знаем так много, как о Пьере Безухове или Дмитрии Карамазове, Анне Карениной или Сонечке Мармеладовой? О самых близких – и то не знаем половины того, что знаем о каком-нибудь ничтожном Акакии Акакиевиче. В том и дело писателей – создавать для наших жизней всеобъемлющую резонансную среду, где мы можем угадывать свои прообразы, спорить с ними, отклоняться от них, их воплощать и перевоплощать собой.

1. Определите виды придаточных в составе сложных предложений.

2. Трансформируйте сложные предложения в простые, где это возможно. Сравните авторский и свой варианты текстов.

3. Разбейте текст на абзацы. Опишите алгоритм своих действий.

4. Приведите вашу любимую литературную цитату. Напишите рассуждение на тему, которую задает своим содержанием выбранная вами цитата.

9. Прочитайте два фрагмента из книги Даниила Гранина «Ленинградский каталог». Определите виды придаточных в составе сложных предложений.

1) Одни вещи исчезают вместе со своими названиями, поскольку названия не живут сами по себе, осиротелые. Другие вещи отдают свои названия. Холодильник был еще во времена Пушкина – ведерко со льдом, куда ставили бутылки вина. И теперь в хороших ресторанах подают такое ведерце. Но его уже не называют холодильником. Имя это отобрал электрический холодильник.

2) Люблю семейные портреты, старые сервизы, старые книги, которые читали еще предки. Мне всегда как-то пусто в доме, где все новенькое, блестящее. Дом нуждается в старых, пускай мало нужных вещах, которые переходят к детям. Керосиновая лампа – реликвия трогательная, мягкий золотой свет ее уводит в прошлое, когда по вечерам он собирал под свой круг всю семью, родных, тех, о ком вы знаете понаслышке, из семейных преданий...

1. Трансформируйте тексты: увеличьте число сложных предложений, объединяя, где это возможно, соседние предложения. Какие средства связи вам при этом понадобятся?

2. Замените, где это возможно, использованные в придаточных предложениях союзы и союзные слова на синонимичные.

3. Разберите по составу слова ведерко и ведерце. В чем их различие?

4. Сравните слова осиротелый и осиротевший. Укажите, в чем разница между этими словами с точки зрения морфологических категорий.

5. Образуйте форму простой сравнительной степени прилагательного мягкий. Укажите использованный суффикс. Какие еще суффиксы используются при образовании данной морфологической формы?

6. Определите значение слова реликвия, при необходимости воспользуйтесь толковым словарем. Запишите собственные предложения с этим словом:
а) сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; б) сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; в) сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным причины; г) сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени.

10. Прочитайте фрагмент газетной публикации. Определите виды придаточных в составе сложных предложений.

Вообще грозу мало кто любит. Только романтики да ученые, которые изучают эти загадочные и опасные явления. Остальные опасаются, а то и откровенно боятся. Потому что для большинства из нас гроза – это источник опасности. <...> Порой молнии просто убивают – и людей, и животных. Это события, конечно, редкие. Но вот нарушают работу радиоаппаратуры грозы регулярно, поэтому знать, где идет гроза и какой интенсивности, просто необходимо.

Иначе говоря, нужны карты гроз, а их, карт таких, как раз и нет, вернее, они есть, но с большими пробелами. Потому что составляют подобные карты пока только на основе визуальных наблюдений и с довольно близкого расстояния – в лучшем случае до двадцати километров. Там же, где сети наблюдений нет (особенно над морями) или пункты наблюдений расположены редко, на карте гроз белые пятна.

1. Объясните расстановку знаков препинания в последнем предложении первого и второго абзацев.

2. Найдите подчинительный союз, который используется как средство связи между отдельными предложениями в тексте. В придаточных какого вида используется этот союз? Назовите союзы, синонимичные ему.

3. Найдите в тексте сочинительные союзы и распределите их по группам: соединительные, противительные, разделительные.

4. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

5. К какой части речи относятся слова ученый, животное?

11. Определите виды придаточных в сложноподчиненных предложениях из «Охранной грамоты» Бориса Пастернака, укажите средства синтаксической связи между главным и придаточным предложениями.

1) Вдруг публика начинала прибывать ровным потоком, точно город очищали неприятелю.
2) Неудивительно, что в симфонии я встретил завидно счастливую ровесницу. 3) Этот шаг, который при всяких обстоятельствах показался бы мне навязчивым, в настоящем случае вырастал в моих глазах до какого-то кощунства. 4) Я оценил тогда, как вышколены у нас лицевые мышцы. 5) С перехваченной от волнения глоткой я мямлил что-то отсохшим языком и запивал свои ответы частыми глотками чаю, чтобы не задохнуться или не сплоховать как-нибудь еще. 6) Тревога улеглась, когда, перейдя в залу, я оказался у рояля. 7) Он говорил о вреде импровизации, о том, когда, зачем и как надо писать. 8) А тем временем, как он говорил, я думал о происшедшем. 9) Мое сообщение, как бы я его ни повел, никакого смысла, кроме радостнейшего, иметь не могло. 10) Как ни возбуждала весть, которую я нес домашним, на душе у меня было неспокойно.

1. Сколько видов придаточных вы обнаружили в данных сложноподчиненных предложениях?

2. Распределите предложения по группам в зависимости от того, как располагается придаточное предложение по отношению к главному.

3. Объясните все случаи написания не и ни (не или ни; слитное или раздельное написание).

12. Прочитайте сложные предложения с придаточными изъяснительными из «Охранной грамоты» Бориса Пастернака, выделяя в главном предложении слово, к которому относится придаточное, и средство синтаксической связи между главным и придаточным предложениями.

1) А как необозримо отрочество, каждому известно. 2) Я не знал, прощаясь, как благодарить его. 3) Я шел, с каждым поворотом все больше прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой. 4) Пора рассказать, однако, как ко мне попал этот сборник. 5) Я побежал к отцу проверять догадку, и он ее подтвердил, недоумевая, почему это так могло меня взволновать.
6) Хотя к этому располагал рассказ, я вопроса о том, что такое музыка и что к ней приводит, не ставил. 7) Обозначив вприкидку, как на расчетном чертеже, мою тогдашнюю действительность, я тут же и спрошу себя, где и в силу чего из нее рождалась поэзия. 8) Надо хоть как-нибудь сказать о том, куда и зачем я ехал. 9) Неподвижные очертанья кровель любопытствовали, чем все это кончится. 10) Удостоверившись, что ключ от входных дверей при мне, я отправился в город.

1. Определите, к каким частям речи относятся слова, которые «изъясняются» придаточными.

2. Выделите предложения, где придаточное присоединяется к главному при помощи союзного слова – местоимения или местоименного наречия. Определите разряд местоимений.

3. Укажите случаи, когда в составе главного предложения есть местоимения, которые помогают присоединить к нему придаточное. К какому разряду относятся эти местоимения? Обязательны ли они? Докажите свое мнение.

4. Трансформируйте первое предложение в простое. Запишите полученное предложение, выполните его синтаксический разбор.

13. Прочитайте фрагмент газетной публикации. Письменно изложите его содержание, используя сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Практически все ледники Антарктического полуострова, выдающиеся в море, отступают. К такому выводу пришли британские и американские ученые, проанализировав данные наблюдений за последние пятьдесят лет. Полвека назад большинство ледников потихоньку увеличивалось в длину, теперь процесс пошел вспять. Об этом с уверенностью говорят специалисты из расположенного в Кембридже Центра антарктических наблюдений и американского Центра геологических наблюдений в Вирджинии. За прошедшие пятьдесят лет было проведено немало съемок этого региона, в том числе из космоса. Сравнительный анализ этих изображений свидетельствует: 87% из 244 изученных ледников значительно отступили по сравнению с сороковыми годами прошлого века, когда были получены первые фотографии с воздуха.

1. Подчеркните использованные вами средства синтаксической связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

2. Запишите словами все числа, обозначенные в тексте цифрами.

3. Объясните слитное написание слов полуостров и полвека. Приведите другие примеры слов с данной орфограммой.

4. Какие вводные слова или сочетания можно использовать для выражения уверенности в чем-либо? Для выражения неуверенности? Придумайте и запишите несколько предложений с подобранными вводными словами или сочетаниями.

Сложное предложение с разными видами связи.
Пунктуация в сложном предложении

14. Прочитайте фрагменты из рассказа Булата Окуджавы «Девушка моей мечты». Охарактеризуйте сложные предложения с разными видами связи. Составьте схемы сложных предложений.

1) Тогда десять лет были для меня громадным сроком, не то что теперь: годы мелькают, что-то пощелкивает, словно в автомате, так что к вечеру, глядишь, и еще нескольких как не бывало, а тогда почти вся жизнь укладывалась в этот срок и казалась бесконечной, и я думал, что если я успел столько прожить и стать взрослым, то уж мама моя – вовсе седая, сухонькая старушка...
2) Я знал, что, когда подойдет к перрону этот бесконечный состав, мне предстоит не раз пробежаться вдоль него, и я должен буду в тысячной толпе найти свою маму, узнать, и обнять, и прижаться к ней, узнать ее среди тысяч других пассажиров и встречающих, маленькую, седенькую, хрупкую, изможденную…

15. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Обратите особое внимание на пунктуацию в бессоюзных сложных предложениях.

Синицы птицы лесные. В зимнюю пору покидать леса им приходится не от хорошей жизни голодно там. Часть синиц откочевывает на юг другие летят к человеческому жилью. Попав в город синицы клюют все подряд крошки крупу кусочки мяса и сала. Многие селятся рядом со свалками здесь всегда найдется чем перекусить.

В зимнюю пору синицы становятся очень прожорливы. Но не потому что любят поесть голодная птица не переносит даже слабых морозов. Из десяти птичек до весны в лучшем случае доживают одна-две. Так что если рядом с окном вы соорудите кормушку то спасете несколько десятков синиц от верной гибели.

16. Спишите фрагмент из книги Андрея Битова «Статьи из романа», расставляя знаки препинания. Обратите особое внимание на употребление тире в предложениях разных типов.

Язык живущий сегодня в этот час в этот миг это живой пульсирующий объем тело как бы один единый текст никому в полноте недоступный непосильный текст который завтра изменится которого не станет. Текст этот слишком огромен для индивидуального сознания но он вполне ограничен не безмерен. Его столько и такого. Его не успеешь прочесть его можно лишь уловить как общий гул а то и общую музыку. В этом смысле живой язык можно уподобить особо сложному музыкальному инструменту вместившему в себя самый большой оркестр некоему немыслимому органу где каждую секунду все слова находятся в живой и трепетной взаимосвязи соотношении соподчинении. И надо полагать никакой инструмент сам не звучит он звучит в нашем исполнении. И самый фальшивый или неуместный звук извлечен не в отдельности и частности а все из того же каждому доступного но одного на всех величайшего инструмента. Текст пишущего часть этой общенациональной речи крошечное подобие целого и чем точнее текст тем точнее он воспроизводит объемную модель современного языка (на другом не сыграешь другого не дано) на миллидолю не ошибаясь в «расстоянии» до каждого слова. Именно тогда каждое слово текста звучит в контексте то есть несет не только так называемую информацию но и уподобляется самой жизни ее состоянию. И бесхитростная мелодия которую предлагает нам современный автор подразумевает в нем абсолютный слух. Играя свою небольшую музыку мы играем ее и на всем органе...

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru