ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
Тесты по лексике и фразеологии
1. Какой из приведенных признаков не относится к
старославянизмам?
1) Начальный звук [а], соответствующий русскому
[йа];
2) основы благо-, добро-, зло-;
3) стечение гласных звуков;
4) приставки воз-, низ-, из-.
2. Какое из приведенных слов является
старославянизмом?
1) Браслет;
2) брань;
3) брак;
4) рагу;
5) брат.
3. Выпишите из предложения диалектное слово.
Мы прятались от деда в небольшой балке,
поросшей полынью и лопухами.
4. Выпишите из текста жаргонное слово.
Я с каждым днем становлюсь все здоровее.
Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно
я не качался никогда.
5. Определите тип выделенного слова с точки
зрения сферы употребления.
Перед летучкой Кучеренко просматривал
альбом с вырезками статей и заметок.
1) Термин;
2) профессионализм;
3) диалектизм;
4) жаргонизм.
6. Определите тип выделенного слова с точки
зрения сферы употребления.
Анисим взял косу, прошелся по ней бруском.…
Посмотрел на кошенины – неплохо с утра
помахал.
1) Термин;
2) профессионализм;
3) диалектизм;
4) жаргонизм.
7. Определите тип выделенного слова с точки
зрения сферы употребления.
«А что случилось?» – «Острый лейкоз. Вчера
делали повторный анализ».
1) Термин;
2) профессионализм;
3) диалектизм;
4) жаргонизм.
8. Какие слова не имеют синонимов в современном
языке?
1) Историзмы;
2) архаизмы.
9. Определите тип устаревшего слова.
Волга под боком, но заволжанин в бурлаки
не хаживал.
1) Архаизм;
2) историзм.
10. Определите тип устаревшего слова.
У людей-то в дому – чистота, лепота, А у
нас-то в дому – теснота, духота.
1) Архаизм;
2) историзм.
11. Определите тип устаревшего слова.
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого
Гомера, Боком одним с образцом схож и его перевод.
(А.С. Пушкин)
1) Архаизм;
2) историзм.
12. Определите тип устаревшего слова.
Я с жадностью следил, как ставила она Передо
мною сыр с фиаскою вина. (А.Майков)
1) Архаизм;
2) историзм.
13. Выпишите историзм (в той же форме, в какой
слово употреблено в предложении).
Тредьяковский отпирает сундук, вынимает из
кошки монету и вручает ее с поклоном. (И.Лажечников)
14. Определите, что позволяет отнести выделенное
слово к устаревшим.
Ну, уж комиссия мне с вами…... ведь вы как
ребенок: дай, да подай огонь в руки. (Ф.Достоевский)
1) Устарела одна из морфем слова;
2) устарело значение слова;
3) устарело все слово.
15. Определите, что позволяет отнести выделенное
слово к устаревшим.
Любовь и дружество до вас дойдут сквозь
мрачные затворы...… (А.Пушкин)
1) Устарела одна из морфем слова;
2) устарело значение слова;
3) устарело все слово.
16. Определите, к какому типу лексических единиц
относится выделенное слово.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Поглядел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
(С.Бондаренко)
1) Лексический неологизм;
2) авторский неологизм.
17. Что свидетельствует о старославянском
происхождении слова ниспослать?
1) Суффикс инфинитива -ть;
2) приставка нис-;
3) лексическое значение слова.
18. Устаревшему слову полон соответствует
современное плен. Какой исторический процесс
связан с этими словами?
1) Старославянское слово было вытеснено
русским;
2) исконно русское слово было вытеснено
старославянским.
19. Выпишите неологизм:
Социализм отмирает, но его ментальность
продолжает существовать, и пока никакой другой
способ осмысления реальности не приходит ему на
смену.
20. Выпишите неологизм:
Поневоле возвращаешься к феномену академика
Сахарова, несшего в себе тихую харизму
миротворческой убедительности, рожденную из
сплава безусловной внутренней честности,
политического кругозора и опыта гражданской
терпимости.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
3 |
2 |
балке |
качался |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
№ |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Ответ |
1 |
1 |
кошки |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
ментальность |
харизма |
Оценка |
Количество правильно выполненных
заданий |
5 (отлично) |
18–20 |
4 (хорошо) |
14–17 |
3 (удовлетворительно) |
10–13 |
Тест по теме
«Основные лексические единицы
(синонимы, антонимы, омонимы)»
1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
1) затруднение;
2) тяжесть;
3) осложнение;
4) заминка;
5) загвоздка.
2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
1)
надоедливый,
2) назойливый,
3) навязчивый,
4) дотошный,
5) неотвязный,
6) докучный.
3. Найдите синонимы к выделенному слову: крутой
берег.
1) Низкий;
2) обрывистый;
3) пологий;
4) отвесный;
5) размытый;
6) песчаный.
4. Найдите синонимы к выделенному слову: косой
взгляд.
1) Холодный,
2) суровый;
3) недоверчивый;
4) теплый;
5) ясный;
6) подозрительный.
5. Выберите доминанту синонимического ряда:
1) мозговать;
2) соображать;
3) раздумывать;
4) кумекать;
5) думать;
6) обмозговывать.
6. Определите тип синонимов: осьминог – спрут.
1) Абсолютные синонимы;
2) различаются оттенками значения;
3) различаются эмоционально-экспрессивной
окраской.
7. Определите тип синонимов: лгать – трепаться
– брехать.
1) Абсолютные синонимы;
2) различаются оттенками значения;
3) различаются эмоционально-экспрессивной
окраской.
8. Определите тип синонимов: опыт – практика –
навык.
1) Абсолютные синонимы;
2) различаются оттенками значения;
3) различаются эмоционально-экспрессивной
окраской.
9. Выберите антоним к выделенному слову: легкая
задача.
1) Тяжеловесная;
2) массивная;
3) трудная;
4) грузная;
5) математическая;
6) решенная.
10. Выберите антоним к выделенному слову: мягкий
хлеб.
1) Ароматный;
2) ржаной;
3) вчерашний;
4) черствый;
5) вкусный;
6) свежий.
11. Определите тип антонимов.
Стрелял в журавля, а попал в воробья.
1) Языковые антонимы;
2) контекстуальные антонимы.
12. Выберите слова, имеющие омонимы.
1) Шелковая лента;
2) платить по таксе;
3) важное событие;
4) перебить оратора;
4) заплыть за буйки;
6) тихий голос.
13. Определите тип омонимов.
«Фунт сахара и фунт стерлингов» (заголовок
статьи).
1) Лексические омонимы;
2) омофоны;
3) омоформы;
4) омографы.
14. Определите тип омонимов.
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос….
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
(В.Брюсов)
1) Лексические омонимы;
2) омофоны;
3) омоформы;
4) омографы.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Ответ |
2 |
4 |
2, 4 |
3, 6 |
5 |
1 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2, 4, 5 |
1 |
3 |
Оценка |
Количество правильно выполненных
заданий |
5 (отлично) |
13–15 |
4 (хорошо) |
10–12 |
3 (удовлетворительно) |
7–9 |
Тест по теме
«Паронимы и парономазы»
1. Выберите окончание предложения.
Паронимия отличается от парономазии тем, что…
1) …паронимы имеют сходное, а парономазы –
одинаковое звучание;
2) …парономазы – это однокоренные слова, а
паронимы имеют разные корни;
3) …паронимы – это однокоренные слова, а
парономазы имеют разные корни;
4) …паронимы имеют одинаковое, а парономазы –
сходное звучание.
2. Определите, какое лексическое явление
использовано в предложении.
Я люблю книги Воронина.… Может, поэтому и
прихватил в дальнюю дорогу его книгу, в далеких
краях напоминающую о Родине. (С.Борзенко)
1) Паронимия;
2) парономазия.
3. Выпишите из предложения слово, имеющее
пароним.
Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит
над лугом. (В.Песков)
4. Выпишите из предложения слово, имеющее
пароним.
В маленьком городе этом абонентов вызывали не
по номерам, а просили телефонистку. (Г.Бакланов)
5. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Во всех пушкинских программах Яхонтова
возникал образ Пушкина, самый ____ и самый
достоверный из всех сыгранных Пушкиных. (И.Андроников)
1) Поэтический;
2) поэтичный.
6. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Преподаватели дают студентам список ____
литературы и свою концепцию на лекциях.
1) Рекомендованной;
2) рекомендательной.
7. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Студент Марсов, верзила из семинаристов, не
давал ему [Пирогову] проходу, глупо и глухо острил
на его счет, а другие смеялись и радовались этому
____ представлению. (Ю.Герман)
1) Дареному;
2) дарственному;
3) даровому.
8. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Несмотря на рассветный час, людей было много…
Какая-то ____ часть двигалась шагом к заставе.
(Ю.Трифонов)
1) Конская;
2) конная.
9. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Став старше, мы узнали, что сказки – это ____
творчество народа, в котором в иллюзорной форме
отражались его жизнь, чаяния и надежды. (В.Мезенцев)
1)
Духовное;
2) душевное.
10. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Лето оказалось на редкость холодным, и ____
курортники не поправили финансовые дела
большинства сочинских санаториев.
1) Одинокие;
2) одиночные.
11. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Пророки не могли бы доказывать и само
существование Аллаха, например, тем ____ , что птицы
держатся в воздухе или, как говорится в Коране,
«летают под твердью неба». (Л.Климович)
1) Знаменем;
2) знамением.
12. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
И природа, и вечные темы – все это
присутствует незримо в произведениях Чехова,
однако для _____ характера, внутреннего мира
человека автор мастерски описывает поступки
героев и окружающую их обстановку.
1) Показа;
2) показания;
3) показывания.
13. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Так в условиях оккупации в городе началась ____
война.
1) Скрытая;
2) скрытная.
14. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Дата приезда комиссии не была известна
работникам проверяемого отделения. Этот ___
всегда держал чиновников в напряжении.
1) Фактор;
2) факт.
15. Определите, какое слово необходимо вставить
на место пропуска в предложение.
Фотограф совершал разные ___ операции с
фотоматериалами.
1) Жуликоватые;
2) жульнические.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Ответ |
3 |
1 |
нестерпимый |
абонентов |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Оценка |
Количество правильно выполненных
заданий |
5 (отлично) |
13–15 |
4 (хорошо) |
10–12 |
3 (удовлетворительно) |
7–9 |
Тест по теме «Фразеологизмы»
1. Выпишите фразеологизм.
У нее своя лошадь и новенький шарабан,
купленный этим летом. Вообще живет она на широкую
ногу: наняла другую дачу – особняк с большим
садом и перевезла в нее свою городскую
обстановку, имеет двух горничных, кучера. (А.Чехов)
2. Выпишите фразеологизм.
Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за
которую смели прежде заглядывать только
председатель, гласные да высшие члены управы; а
затем, ничтоже сумняшеся, взялся за ее скобку и,
затворивши на крючок, долго-долго пробыл за этой
дверью. (И.Бунин)
3. Выпишите фразеологизм.
Сердце неугомонного старика билось тревожно,
он ходил по пустым своим комнатам и
прислушивался. Надо было держать ухо востро: мог
где-нибудь сторожить ее [Грушеньку] Дмитрий
Федорович, а как она постучится в окно…, то надо
отпереть двери как можно скорее. (Ф.Достоевский)
4. Выпишите фразеологизм.
Около полудня с северной стороны надвинулась
черная туча с разлохмаченными краями, и ветер
сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту
нашей метеорологической станции. К сумеркам
стали опасаться за крышу дома и на всякий случай
привязали ее к соседним деревьям. (В.Арсеньев)
5. Выпишите фразеологизм.
Надо знать, что русский народ даже в самые
трудные и тяжелые времена своей истории никогда
перед врагом-захватчиком шапки не ломал, но…
брал навозные вилы и порол ему брюхо. (А.Н.
Толстой)
6. Подберите фразеологизмы со значением
«хвалить».
1) Отдавать сердце;
2) возносить до небес;
3) вспоминать добрым словом;
4) наклеивать ярлыки.
7.
Подберите фразеологизмы со значением
«обманывать».
1) Бросать слова на ветер;
2) водить за нос;
3) валить с больной головы на здоровую;
4) обводить вокруг пальца;
5) смотреть сквозь пальцы.
8. Подберите фразеологизмы со значением
«бездельничать».
1) Плясать под дудку;
2) бить баклуши;
3) ходить на задних лапках;
4) праздновать лентяя;
5) лежать на печи.
9. Подберите фразеологизм со значением
«свободный».
1) Сам себе голова;
2) ноль без палочки;
3) без году неделя;
4) сбоку припеку;
5) музейная редкость.
10. Определите значение фразеологизма набить
руку.
1) Отомстить кому-либо за нанесенную обиду;
2) делать что-либо в состоянии гнева, будучи
сердитым;
3) приобрести опыт, умение, сноровку;
4) начать конфликт, ссору с кем-либо.
11. Укажите номер фразеологизма, значение
которого определено неправильно.
1) Гнаться за длинным рублем – стремиться
найти работу с высокой оплатой независимо от
того, нравится ли она.
2) Притча во языцех – то, что известно всем,
является частым предметом обсуждения.
3) Быть под мухой – быть в глупом положении.
4) Пустить петуха – сорвавшись на высокой
ноте во время пения, издать писклявый звук.
12. Укажите номер фразеологизма, значение
которого определено правильно.
1) Втирать очки – льстить, преувеличенно
хвалить кого-либо.
2) Дары данайцев – чрезвычайно щедрое
вознаграждение.
3) Краеугольный камень – помеха,
затруднение в каком-либо деле.
4) Поднимать на щит – создать благоприятные
условия для осуществления чего-либо.
13. Укажите номер фразеологизма, значение
которого определено неправильно.
1) Прокрустово ложе – мерка, под которую
стремятся насильственно подогнать что-либо, для
нее не подходящее.
2) Лыка не вяжет – о не умеющем выражать свои
мысли, косноязычном человеке.
3) Курить фимиам – преувеличенно хвалить
кого-либо, льстить.
4) Родиться в рубашке – о том, кому всегда
сопутствуют удача, везение.
14. Определите, каким членом предложения
является выделенный фразеологизм.
«Сын у меня не темная лошадка, – с
расстановкой сообщает Михайлов. – Учится
отлично». (В.Маканин)
1) Подлежащее;
2)
сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
15. Определите, каким членом предложения
является выделенный фразеологизм.
Катерина Львовна глянула и закричала благим
матом. (Н.Лесков)
1)
Подлежащее;
2) сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
16. Определите, каким членом предложения
является выделенный фразеологизм.
Этот даже одет небрежно – рубашка не первой
свежести и мятые брюки, щеки и подбородок в
темной юношеской заросли, не тронутой бритвой. (В.Тендряков)
1) Подлежащее;
2) сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
17. Определите стилистическую окраску
выделенного фразеологизма.
Вот с жиру и бесятся люди: то давятся,
то травятся, а Федька – тот с поросятами
убивается. (М.Зощенко)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
18. Определите стилистическую окраску
выделенного фразеологизма.
Там, между полей, змеей вилась дорога и
убегала за лес, дорога в обетованную землю, в
Петербург. (И.Гончаров)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
19. Определите стилистическую окраску
выделенного фразеологизма.
«У тебя же золотые руки! – скажут ему. – Ты
бы мог знаешь как жить!..» (В.Шукшин)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
20. Определите стилистическую окраску
выделенного фразеологизма.
Кто держится на своих собственных ногах,
живет своим умом, характер свой на дешевку не
разменивает, в вине себя не топит, пути своей
жизни не кривит – у того человека свое отдельное
место в жизни и на земле. (В.Астафьев)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
живет на широкую ногу |
ничтоже сумняшеся |
держать
ухо востро |
на всякий случай |
шапки
не ломал |
2,
3 |
2,
4 |
2,
4,
5 |
1 |
3 |
№ |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Ответ |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
Оценка |
Количество правильно выполненных
заданий |
5 (отлично) |
18–20 |
4 (хорошо) |
14–17 |
3 (удовлетворительно) |
10–13 |
А.Г. НАРУШЕВИЧ,
г. Таганрог |