Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2007

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

 

Поговорим о Пушкине,
его одноклассниках и учителях

Через 4 года мы будем праздновать 200-ю годовщину со дня открытия Царскосельского лицея. Мы помним дату 19 октября, конечно, прежде всего потому, что она увековечена в стихах великого поэта. Так сложилось, что с одним классом одного российского учебного заведения хорошо знакомы миллионы людей, имена и судьбы его выпускников и преподавателей оказались очень важны для нашей культуры. Думая о Лицее, мы размышляем о том, что значит пора детства для человека, как сказываются детская дружба и детские увлечения на последующей взрослой жизни.
Многие словесники не упускают случая в октябре поговорить со своими учениками о Пушкине, его одноклассниках и учителях. Им в помощь предлагаем упражнения, которые можно использовать в разных классах при изучении или повторении указанных тем. Упражнения подготовлены по материалам книги Н.Я.Эйдельмана «Прекрасен наш союз…».

1. Окончания существительных (и правописание одного производного предлога).

Вставьте пропущенные буквы.

В свидетельств_ об окончани_ Лицея выпускника Пушкина написано: «В течени_ шестилетнего курса обучался в сем заведени_ и оказал успехи: в закон_ божьем и священной истори_, в логик_ и нравственной философи_, в прав_ естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном прав_ хорошие; в латинской словесност_, в государственной экономи_ и финансах весьма хорошие; в российской и французской словесност_, также в фехтовани_ превосходные. Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком».

2. Причастные и деепричастные обороты. Разделительные ь и ъ.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните причастные и деепричастные обороты. Поставьте ударение в выделенном слове.

Накануне лицейской годовщины

а) 15 октября 1827. …На след_щей станции нашел я Шиллерова «Духовидца», но едва успел прочитать я первые страницы, как вдруг под_ехали четыре тройки с фельд_егерем… Я вышел взглянуть…

Один из арестантов стоял опершись у колонны. К нему подошел высокий, бледный и худой молодой человек с черною бородою, в фризовой шинел_… Увидев меня он с живостию на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга – и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в об_ятия. Жандармы нас растащили. Фельд_егерь взял меня за руку с угрозами и ругательством – я его не слышал. Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в тележку и уск_кали. (А. Пушкин).

б) В своеобразной нашей тюрьме я следил с любовью за постепенным литературным развитием Пушкина; мы наслаждались всеми его произведениями являющимися в свет получая почти все повременные журналы. В письмах родных и Энгельгардта умевшего найти меня и за Байкалом я не раз имел о нем некоторые сведения. Бывший наш директор прислал мне его стихи «19 октября 1827 года»:

Бог помочь вам, друз_я мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!

И в эту годовщину в кругу товарищей-друзей Пушкин вспомнил меня и Вильгельма заживо погребенных, которых они недосчитывали на лицейской сходк_.

(И. Пущин)

3. Н и нн в существительных. Не с существительными и прилагательными. Устаревшие слова и формы слов.

Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки.

По каким признакам можно определить, что письмо Г.Глинки написано очень давно, почти 200 лет назад? Какие здесь есть устаревшие формы слов? Где порядок слов отличается от современного?

Перескажите кратко на современном языке слова родственника Кюхли. Могут ли его советы быть полезны в наше время?

Однажды, в невеселый час, Вильгельм напишет мужу старшей сестры, известному ученому и педагогу Григорию Глинке, что в лицее все ему не мило, что друзей нет и дел нет. Родстве_ик отвечал: «…Жалею вместе с тобою о твоих не удачах» советовал крепче приналечь на науки, но притом винил и самого Кюхлю:

«Ты напрасно также надеешься найти друзей между ветре_иками твоих лет, не созревши покамест и сам для чувства дружбы. Вообще, милый друг, старайся воспользоваться золотою порою молодости твоей, занимаясь исключительно и единственно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду буд_щего своего назначения в обществе и соделай себя достойным его; не плач обо всем и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сестрится с юношеским возр_стом. Приобыкши на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будеш не счастлив; верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».

4. Правописание наречий, союзов, суффиксов прилагательных, приставок.

Исправьте орфографические ошибки, вставьте пропущенные буквы.

Царскосельский лицей
Царскосельский лицей

а) У них, у лицейских, уже имеются общие воспоминания: э_замен, когда выясняется, что рыжий Данзас из рук вон плохо из_сняется по русски, за то Дельвиг по францу_ки уд_стоился оценки «пр_слабо»… О Пушкине записали, что «в познании языков: российского – очень хорошо, францу_кого – хорошо, неме_кого – не учился…», а на счет Пущина через несколько дней министр Разумовский напишет дедушке-адмиралу, оба его внука выдержали э_замен, но в Лицей можно принять только одного, так как правительство желает, что б большее число семейств могло воспользоваться новым заведением.

б) 19 октября 1811 года – первый, самый первый лицейский праздник. Они уже познакомились, пр_гляделись – не за долго перед тем вместе трепетали на пр_емных э_заменах.

По этому, пока важные гости занимают свои места, можно вспомнить, как несколько месяцев назад в первые все встретились, и Пущин видел, чувствовал то же, что и многие другие: «У меня разбежались глаза; кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как то потерялся – глядел на всех и никого не видал. Вошел какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликать по фамилиям. Я слышу: Ал. Пушкин! – выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, то же несколько сконфуженный».

Пушкин, Пущин и еще несколько мальчиков не плохо узнали друг друга и в общих прогулках по Летнему саду, и на квартире буд_щего директора Малиновского, куда их «не однократно собирали с начала для снятия мерки, потом для пр_меривания платья, белья, ботфорт, сапог, шляп и пр.».

5. Вводные слова, обособленные определения и приложения.

Вставьте пропущенные знаки препинания, обозначьте вводные слова, подчеркните все обособленные определения и приложения.

«Наставникам, хранившим юность нашу…»

Первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский – замечательный человек образованный умный мечтающий о реформах, существенных переменах в стране. Несмотря ни на что он поощряет других педагогов углубленно заниматься наукой, печататься. Хотя у Василия Федоровича генеральский чин, он хорошо помнит своих недавних предков разночинцев. В письме к матери лицеиста Владимира Вольховского директор подчеркивал, что особенно радуется успехам воспитанника всего достигшего исключительно своими силами не имея знатного имени или особенного богатства.

Пушкин охотнее всего занимался в классе Александра Петровича Куницына профессора нравственных наук, о котором потом напишет:

Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

Более холодные воспитанники не склонные к пламени и «чистой лампаде» однако не находили в Куницыне ничего особенного.

Модест Корф находит лучшим педагогом де Будриса родного брата знаменитого вождя французской революции Жана Поля Марата.

Математика Карцова за смуглость и может быть злой характер прозывают Черняком, а Алексей Илличевский поощряемый Пушкиным «эпиграммит» довольно зло.

Куда легче было ужиться с историком Иваном Кузьмичом Кайдановым. Лицеисты вспоминали об одной уморительной странности своего историка: обращаясь к кому-нибудь из них он слово «господин» всегда ставил после фамилии. Вежливый с толковыми способными учениками он немилосердно ругал плохих и особенно не терпел лентяя Ржевского: «Ржевский-господин, животина-господин…».

Можно принять за окончательную истину обычные детские насмешки над учителями. Можно наоборот возвысить этих педагогов вспоминая, что вышло из их учеников. Вероятно не надо впадать ни в какую из крайностей. Скажем так: одни не помешали, другие может сами того не подозревая помогли Пушкину стать Пушкиным, а его друзьям – кем они стали.

6. Члены предложения. Правописание гласных в приставках и корнях слов.

(Текст можно использовать для изложения в 9-м классе).

Выпишите слова с приставками пре/при, с чередованием гласных в корне. Разберите по составу прилагательное, образованное из сочетания числительного с существительным. Подчеркните все глаголы в неопределенной форме как члены предложения. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемого.

Об Александре Михайловиче Горчакове

Карьера Горчакова была приостановлена ссорой со всемогущим Бенкендорфом – тем самым, кто кричал на Дельвига, допрашивал Кюхельбекера, надзирал за Пушкиным…

Однажды шеф жандармов прибывает в Вену, где Горчаков заменяет посланника. Разговор холодный, Бенкендорф даже не приглашает собеседника сесть и требует: «Потрудитесь заказать хозяину отеля на сегодняшний день мне обед». Горчаков спокойно звонит в колокольчик, вызывает метрдотеля и объясняет генералу, что он может заказать себе обед сам. Бенкендорф получает щелчок, чего, конечно, не забудет. Вскоре на Горчакова заведено дело, где значилось: «Князь Горчаков не без способностей, но не любит Россию».… Лишь через несколько лет Горчаков не без труда получает скромную должность посланника в маленьком германском королевстве Вюртемберг.

И вот умирает Николай I. Подул свежий ветер… Пушкина выпускают в свет – первое научное издание, выполненное Павлом Анненковым, куда вошли многие сочинения и библиографические сведения, прежде совершенно запретные. Пущина и его друзей собираются выпустить из Сибири. Горчакова сразу же извлекают из небытия. Крымская война проиграна, Россия изолирована, срочно нужны настоящие, а не лакированные дипломаты, способные делать дело. Пятидесятисемилетнего Горчакова неожиданно делают послом в Вене, где он блестяще нейтрализует Австрию у финиша Крымской войны; затем новый император приглашает его в Петербург, и апрельским днем 1856 года князь выходит из царских апартаментов министром иностранных дел России (а потом и канцлером).

Много лет спустя престарелый канцлер утверждал: «Моему совету государю Александру Николаевичу обязаны декабристы полным возвращением тех из них, которые оставались еще в живых в 1856 году».

(По Н.Эйдельману)
(249 слов)

7. Диктант для 8-го класса (причастные и деепричастные обороты, однородные члены предложения; различные орфограммы).

Дельвиг первоначальное образование получил в частном пансионе; в конце 1811 года вступил он в Царскосельский лицей. Способности его развивались медленно. На 14-м году он не знал никакого иностранного языка и не оказывал склонности ни к какой науке. В нем заметна была только живость воображения. Однажды вздумалось ему рассказывать нескольким из своих товарищей поход 1807 года, выдавая себя за очевидца тогдашних происшествий. Его повествование было так живо и правдоподобно и так сильно подействовало на воображение молодых слушателей, что несколько дней около него собирался кружок любопытных, требовавших новых подробностей о походе.

Будучи еще пяти лет от роду, вздумал он рассказывать о каком-то чудесном видении и смутил им всю свою семью.

В детях, одаренных игривостью ума, склонность ко лжи не мешает искренности и прямодушию. Дельвиг, рассказывающий о таинственных своих видениях и мнимых опасностях, которым будто бы подвергался в обозе отца своего, никогда не лгал в оправдание какой-нибудь вины, для избежания выговора или наказания.

(А.Пушкин)
(150 слов).

Н.А. ШАПИРО,
г.  Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru