Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, фойе, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, красный, погасив. 2. Распределите слова на две группы: 1) слова с нулевым окончанием; 2) слова, не имеющие окончания. Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть. 3. Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем: 1) слова со словоизменительными морфемами; 2) слова со словообразовательными морфемами. Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величественн-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, де-маскировать, велич-айш-ий, волч-ий. 4. В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем). 1) Любить, любой, любовь, любитель; 2) духовный, духовность, духи; 3) долина, доля, обездолить, бездольный; 4) долгий, долго, долгота, долг; 5) плен, пленник, пленарный, пленить; 6) липа, липкий, липняк, липовый; 7) клад, кладоискатель, укладка; 8) город, городской, горожанин, загородка; 9) бурить, бурильщик, буря; 10) воротник, воротить, возврат. 5. Разбейте слова на группы в зависимости от значения суффикса -к-: 1) предмет для осуществления действия; 2) уменьшительно-ласкательное значение; 3) частица однородной массы; 4) вещество, возникшее в результате действия. Очистки, приманка, терка, идейка, щелка, малинка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, задвижка, выжимки. ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В каком ряду все слова однокоренные? 1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать; 2) кусать, закуска, вкусный; 3) воспитать, питание, подписка; 4) утроить, третий, трефовый. 2. В каком ряду во всех словах выделяется окончание? 1) Прямиком, берегом, творогом; 2) одно, полотно, шестеро; 3) издавна, чиста, комната; 4) четыре, поверье, вскоре. 3. В каком ряду все слова не имеют окончания? 1) Крюк, номер, насквозь; 2) мышь, здесь, четверо; 3) издавна, заново, лишь; 4) напрокат, самокат, вдоволь. 4. В каком слове выделяются два окончания? 1) Синеглазый; 2) кто-либо; 3) шестьдесят; 4) кафе-бар. 5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)? 1) Наи-меньший, под-бежать, по-больше; 2) собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший; 3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а; 4) пере-пилить, ши-л-и, весел-ей. 6. В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются словообразовательными? 1) Чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый; 2) хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и; 3) грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и; 4) быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей. 7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-? 1) Надеть, надежный, надпись; 2) надкостница, надтреснутый, надднепровский; 3) надежный, надбровье, надкусить; 4) надвинуть, надрезать, надводный. 8. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под-? 1) Подворотня, подкрылок, неподражаемый; 2) подреберье, подробный, неподкупный; 3) неподсудный, подлесок, подарок; 4) неподвластный, подследственный, наподдать. 9. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите? 1) Тратите, поднесите, толкните; 2) хотите, красите, согните; 3) стоите, караулите, позволите; 4) берегите, подчеркните, соберите. 10. В каком слове есть суффикс -чик-? 1) Пончик; 2) зайчик; 3) ключик; 4) грузчик.
Морфемный анализВыполнение развернутого морфемного анализа на экзамене не требуется, однако содержание отдельных заданий предполагает, что учащиеся должны уметь установить состав слова. Порядок морфемного разбора 1. Определите часть речи. 2. У изменяемого слова найдите окончание, формообразующий суффикс (если они есть) и определите их значение. 3. Укажите основу слова – часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. 4. Выделите приставки (если они есть), подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками. 5. Выделите словообразовательные суффиксы (если они есть), подберите другие слова с теми же суффиксами. 6. Выделите корень. 7. Запишите графическую схему слова. Особое внимание следует обратить на звук -j-, который может быть скрыт в орфографической записи. Например, в слове вязание выделяется суффикс -ниj-, а в слове братья – словоизменительный суффикс -j-, образующий форму множественного числа3. Приведем пример рассуждения в процессе морфемного анализа. Слово освобождение образовано от глагола освободить, что позволяет выделить суффикс отглагольного существительного -ениj- (отмечаем также историческое чередование в корне д – жд). Правильность выделения суффикса можно подтвердить аналогичными словообразовательными парами (судить – суждение, терпеть – терпение и т.п.). Глагол освободить «сделать свободным» образован от существительного свобода – следовательно, в нем выделяются приставка о- и суффикс и- (долг – о-долж-и-ть, звук – о-звуч-и-ть). Слово свобода непроизводное, в нем выделяется корень свобод- и окончание -а. Итак, словообразовательная цепочка освобожд[-ениj-э] о-свобод-и-ть свобода позволяет выделить в составе основы приставку, корень и суффикс: о-свобожд-ениj-е. Типичные трудности морфемного анализа Различение нулевого окончания и отсутствия окончания. Для наглядности можно указать группы неизменяемых слов (т.е. таких, у которых нет окончания): несклоняемые имена существительные: метро, шимпанзе, салями; простая сравнительная степень имен прилагательных: светлее, сильнее и т.д., междометия: ого, ах. Разграничение омонимичных морфем. Причиной ошибки при выделении флексии может стать омонимия морфем: по нов-ому мосту (окончание прилагательного) – сделать по-нов-ому (суффикс наречия); Небо светл-о и прекрасно (окончание краткого прилагательного) – Здесь светл-о (суффикс слова состояния); заниматься бе'г-ом (окончание существительного) – мчаться бег-о'м (суффикс наречия). Разграничение морфем опирается на различение слов различных частей речи. Словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий. Может вызывать затруднение выделение основы слов, оканчивающихся на -ей, -ий (друзей, волчий, прохожий). Следует просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется ли звук [j] в других словоформах. Если [j] не сохраняется, он входит в окончание: прохожий – прохож-его – прохож-ему (основа прохож-ий). Если [j] сохраняется, он входит в основу: друзей – друзьjя – друзьjям (основа друзей); волчий – волчьjего – волчьjему (основа волчий). Связанные корни. Некоторые корни не употребляются без словообразовательных аффиксов. Так, сопоставление слов ул-иц-а, про-ул-ок, ул-очк-а позволяет выделить корень -ул-. В словах на-де-ть, на-де-ва-ть, раз-де-ть выделяется корень -де-. Близкородственные слова – это слова семантически близкие, поэтому отсутствие смысловой близости не позволяет признать однокоренными слова питать и воспитание, похищать и восхищение, торговать и восторг, победить и беда, хотя этимологический анализ показывает их историческое родство. Исторические чередования. Выделение корня могут затруднять исторические чередования, важнейшие из которых должны быть известны учащимся (например: друг, дружить, друзья; уберу, убирать, уборка). Определение семантики приставок и суффиксов. Значение словообразовательных аффиксов выявляется при сопоставлении ряда слов, образующих определенную словообразовательную модель. Так, сравнение словообразовательных пар виновник – виновн-иц-а, мастер – мастер-иц-а, царь – цар-иц-а позволяет выделить суффикс -иц- со значением лица женского пола, а в парах лужа – луж-иц-а, книга – книж-иц-а выделяется суффикс -иц- с уменьшитель но-ласкательным значением. Суффикс -ий- (-j-). Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательных -ий- (-j-): лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий, который часто путают с омонимичными окончаниями: синий, сельский. В формах мужского рода выделяются суффикс -ий- и нулевое окончание, а в формах женского, среднего рода и множественного числа – суффикс -j- и окончание: заяч-ий, заяч-j-я, заяч-j-е, заяч-j-и. Суффикс -j- сложно увидеть уже потому, что выделяется он только с учетом фонетического состава слова. Эта морфема практически не знакома школьникам, поэтому целесообразно включить соответствующие примеры в материал для повторения: 1) ворон – вороньё [-j-о] – суффикс со значением собирательности; 2) плясун – плясунья [-j-а] – суффикс со значением лица женского пола; 3) зимовать – зимовье [-j-э] – суффикс со значением места действия; 4) стул – стулья [-j-а] – формообразующий суффикс со значением множественного числа. Чередование к // оч – одно из самых частотных в русском языке – наблюдается не только в корне, но и в суффиксе. Показать различие в морфемном строении слов, включающих элемент очк или очн, можно с помощью словообразовательных цепочек, например:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1. Объясните: почему морфемный анализ начинается с определения части речи слова? 2. Приведите примеры слов с прерывистыми основами. 3. В чем особенность выделения основы в словах, оканчивающихся на -ей, -ий? 4. Почему при выделении корня и суффиксов следует учитывать исторические чередования? 5. Приведите примеры слов с нулевыми формообразующими и словообразовательными суффиксами. 6. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему (морфемы) невозможно выделить в орфографической записи слова? Приведите примеры слов с суффиксом -j-. УПРАЖНЕНИЯ 1. С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов: 1) законность, готовность; 2) центральный, вязальный; 3) столярничать, сотрудничать. Ответ: 1) закон закон-н-ый закон-н-ость; готов-ый готов-ность; 2) центр центр-альн-ый; вяз-а-ть (ср. вяж-у) вяз-а-льн-ый; 3) столяр столяр-нича-ть; труд со-труд-ник со-труд-нич-а-ть. 2. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ. 1) Воротник, задачник, ночник. 2) Разодеть, разомкнуть, разобрать. 3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать. 4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать. Ответ: 1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь ноч-н-ой ноч-н-ик). В других словах – суффикс -ник-. 2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раз-деть). В остальных словах – одна производная приставка разо-. 3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь чест-вова-ть). В других словах – суффикс -ствова-. В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс -нича-. Например: лентяй лентяй-нича-ть. Словообразовательный анализКлючевое понятие словообразования – производность. Суть механизма словообразования составляет соотношение производных и производящих слов. В каждом производном слове материально представлено или все производящее слово, или его основа: диспансер диспансер-изова-(ть); удивленн(ый) удивленн-о. Кроме того, значение производного слова определяется значением производящего: садик «небольшой сад», волейболист «тот, кто играет в волейбол». Производные слова в русском языке образованы различными способами. Способы словообразования 1. Все разновидности морфологического способа образования слов довольно обстоятельно изучаются в средней школе. Остановимся лишь на безаффиксном (бессуффиксном) способе. Это – образование новых слов без добавления суффикса: широкий – ширь, глубокий – глубь, поливать – полив, выходить – выход. Не все ученые признают существование безаффиксного способа словообразования. Так, В.В. Лопатин, Е.А. Земская считают, что в словах типа ширь, даль, бег, поворот следует выделять нулевой словообразовательный суффикс. Этот способ словообразования предложили называть нулевой суффиксацией. 2. Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода одной части речи в другую. Употребляясь в качестве другой части речи, слово изменяет лексическое значение и грамматические признаки. В современном русском языке наблюдается:
3. Лексико-синтаксический способ – сращение компонентов словосочетания в одно слово: сего дня – сегодня, с ума сшедший – сумасшедший; быстро растворимый – быстрорастворимый. 4. Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате распада многозначного слова на омонимы: крепость вина – старая крепость, набрать ягод – набрать текст, состояние здоровья – скопить состояние. После повторения способов словообразования напоминаем схему словообразовательного анализа.
Приведем примеры словообразовательного анализа. Бездонный
Надпись
Обращение к сложным случаям словообразовательного анализа поможет ученикам избежать возможных ошибок при выполнении тестовых заданий. Существительные типа вход, поход, взлет часто ошибочно относят к словам, образованным приставочным способом (по аналогии с ходить – входить, лететь – взлететь). В качестве производящей основы указанных слов выступает глагольная основа, уже имеющая приставку, присоединенную на предыдущем шаге словообразования: ходить входить вход; лететь взлететь взлет. В современном словообразовании в рассматриваемых словах выделяют нулевой словообразовательный суффикс. Для его выделения необходимы два условия: 1) слово должно быть производным; 2) должно быть словообразовательное значение, которое в аналогичных словах представлено материально выраженным суффиксом: широкий ширь, широкий шир-ин-а. Нулевой словообразовательный суффикс чаще всего встречается в именах существительных: 1) со значением абстрактного действия: ходить ход, взлетать взлет; 2) со значением абстрактного признака: широкий ширь, зеленый зелень; 3) со значением предмета или лица, имеющего отношение к действию: запасать запас, накипеть накипь; вода + падать водопад. Наличие в структуре слова приставки и суффикса далеко не всегда свидетельствует о том, что слово образовано приставочно-суффиксальным способом. Например, наречия типа бесчувственно, безболезненно, досрочно ошибочно относят то к приставочному, то к приставочно-суффиксальному способу образования. Обращаем внимание учеников на то, что производящей основой для наречия в подавляющем большинстве случаев является основа имени прилагательного: бесчувственн(ый) бесчувственно, безболезнен(ый) безболезненно, досрочн(ый) досрочно. Все эти наречия образованы суффиксальным способом. Слова железобетонный, водопроводный, рыболовство и др. часто ошибочно относят к способу основосложения, однако это суффиксальные образования от соответствующих сложных слов: железобетон железобетонный, рыболов рыболовство. Можно указать на то, что сложение основ произошло на предыдущей ступени словообразования, а на данной ступени новое слово образуется с помощью суффикса: сер(а) + водород сероводород сероводородный. С другой стороны, от слов первого типа следует отличать единицы, образованные сложением основ с одновременным присоединением суффикса: черн(ая) смородин(а) черносмородинный; пили(ть) лес лесопилка и т.п. Поскольку суффикс -j- виден только в фонетической записи, многие слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, ошибочно относят к приставочному способу. Обратите внимание на типичные словообразовательные модели: БЕЗ (БЕС) + J: дело бездельjе; дорога бездорожьjе; деньги безденежьjе. ВЗ (ВС) + J: море взморьjе; холм всхолмьjе. ЗА + J: гора загорьjе; Карпаты Закарпатьjе; Байкал Забайкальjе. ПО + J: берег побережьjе; Волга Поволжьjе. ПРИ + J: море приморьjе; Карпаты Прикарпатьjе. ПЕРЕ + J: путь перепутьjе. РАЗ (РАС) + J: путь распутьjе. Слово может иметь не одно, а два (реже три и более) производящих. Это явление встречается среди имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Например, наречие неаккуратно может быть мотивировано наречием (аккуратно не-аккуратно – приставочный способ) или прилагательным (неаккуратн(ый) неаккуратн-о – суффиксальный способ). Ср. также: аккуратность не-аккуратность или неаккуратн(ый) неаккуратн-ость; колено на-колен-н(ый) наколенн-ик или колено на-колен-ник. Разумеется, подобные примеры не должны встречаться в тестовых заданиях. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА Задания для закрепления материала 1. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? 1) Тесный теснить притеснить ... притеснительница; 2) шнур шнуровать зашнуровать ... зашнуровывание; 3) страховать перестраховать ... перестраховочный. Ответ: 1) притеснитель, 2) зашнуровывать, 3) перестраховка. 2. Объедините слова в словообразовательные цепочки. Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать. Ответ: печаль печалить опечалить опечалиться; печать печатать отпечатать отпечаток; печь пропечь пропекать пропекаться; петь запеть запевать запевала. 3. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье. Ответ: дел(о) без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ; весел(ый) весель-[й]-(е) – суффиксальный способ; бог(а) моли(ть) бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией. Итак, изучение морфемики и словообразования дает ключ к пониманию процессов словообразования и словоизменения, связи между значением и структурой слова, закладывает теоретическую основу для применения многих орфографических правил. Обращение к типичным и сложным случаям морфемного и словообразовательного разбора поможет избежать возможных ошибок, расширит лингвистический кругозор наших учеников и подготовит их к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку. 1 По материалам «Школьного этимологического словаря русского языка» Н.М.Шанского, Т.А.Бобровой. 2 Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников: http://www.gramota.ru. 3 В лингвистике звук [й], скрытый в орфографической записи, принято обозначать без транскрипционных скобок буквой j: гениj-я, со-тряс-ениj-е. Это позволяет не загромождать запись лишними условными знаками. Литература 1. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. Баранова М.Т. М., 2001. 2. Копелиович А.Б. Правило йотированной буквы при морфемном анализе // Русский язык в школе, 2000, № 4. 3. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников: http://www.gramota.ru. 4. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977. 5. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993. 6. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984. 7. Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. М.: АСТ, 2004. 8. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. 9. Тихонов А.Н., Лагутова Е.Н. Множественность словообразовательной структуры наречий // Русский язык в школе, 1978, № 6. 10. Шанский Н.М. Основы словообразовательного анализа. М., 1953 Словари и справочники 1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: Астрель, 2005. 2. Ким О.М., Островкина Е.И. Словарь грамматических омонимов русского языка. М.: Астрель, 2004. 3. Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Л., 1974. 4. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1999. 5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: Русск. яз., 1990. 6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2005. 7. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002. |