Я ИДУ НА УРОК
С правописанием безударных личных окончаний
глаголов учащиеся в основном справляются. Но вот
в словах брить, стелить часто допускают
ошибки. Как помочь детям справиться с
затруднениями при написании окончаний в этих
глаголах?
5-й класс
Правописание безударных
личных окончаний
Цель: формирование навыков правильного
написания безударных личных окончаний глаголов.
Задача: создать условия для запоминания
безударного личного окончания глагола стелить.
Ход урока
1. Записываем и анализируем предложение.
В поле стелется туман.
Беседа.
– Кто из вас наблюдал туман?
– Каким вы его представляете?
(Необходимо, чтобы дети представили «живую
картину» – туман движется, ложится, стелется.)
– Как вы понимаете слово стелется? В каком
значении чаще всего употребляется это слово?
«Стелить постель», «расстелить постель»,
«застелить постель» (ассоциации, связанные с
домом, очень важны) – все словосочетания
проговариваются, записываются.
– А как может туман стелиться? (Очень важно,
чтобы дети нарисовали представленную картину.
А.А. Леонтьев писал, что «функция обобщения
формировалась в диалоге языковых средств с
неязыковыми, к каковым, в частности, относятся
рисунок и письмо», а Л.В. Выготский доказал, что
«сформировать у детей уровень обобщения на
ранних этапах позволяют именно неязыковые
средства фиксации смысла: рисунок, пиктограмма и
т.п.»).
2. Выписываем слово стелется, ставим
ударение. Определяем часть речи.
– Какое орфографическое правило демонстрирует
это слово? (Правописание безударного личного
окончания глаголов.)
– Поставим глагол в начальную форму:
что делает? – стелется – что
делать? – стелиться.
– Чем необычен этот глагол? (Оканчивается на -ить,
относится к 1-му спряжению.)
– Объясняем безударное личное окончание
глагола.
3. Записываем небольшой текст. (Желательно текст
списать.)
Яркое солнце освещает окрестность. Ты стоишь на
скалистом берегу и любуешься чудесной картиной.
До самого горизонта стелется ровная гладь. Вода
плещется у твоих ног.
Волны катятся, бьются о скалы, разлетаются
брызгами в разные стороны.
– Попутно объясняем орфограммы.
Беседа:
–
Какую картину вы представили?
– Определяем тип речи. Что описывает автор?
– Море спокойное, неподвижное? Как вы об этом
догадались? (Гладь стелется – плещется –
катятся – бьются. Глаголы обозначают разные по
силе движения.)
– Вновь нам встретилось слово стелется, но
в другом контексте. (Вспомним первое предложение.
Ср.: стелется туман – стелется ровная гладь.)
Как вы это представляете?
4. Выписываем в столбик глаголы с безударным
личным окончанием глаголов. Поставим глаголы в
инфинитив.
Стелется – что делает? – что делать? –
стелиться.
Плещется – что делает? – что делать?
– плескаться.
Катятся – что делают? – что делать?
– катиться.
Разлетаются – что делают? – что
делать? – разлетаться.
– Сгруппируем глаголы по схожим признакам.
– Проверим окончание. Соответствует ли
окончание спряжению?
– Еще какое правило демонстрируют эти глаголы? (-Тся,
-ться.) Правильно ли мы написали? Как
проверить?
Домашнее задание. Дети рисуют
иллюстрацию к тексту. Рисунок подписывают.
Выписывают из текста глаголы с зависимыми
словами.
На следующем уроке работаем с текстом
Н.Матвеевой «День в конце августа».
Ягоды с листьев катятся,
Вертится ветер жаркий.
Пестрое пляшет платьице
Там, на веревке, в парке.
Солнце огнем рассеянным
Плавит на тучах медь...
Скоро дожди осенние
Будут опять шуметь.
В это сейчас не верится,
Все до корней прогрето.
Свет по дорогам стелется,
Кажется вечным лето.
Если же листик свалится
С ветки вблизи меня,
Трудно о нем печалиться
В блеске такого дня.
– Какая картина возникает в вашем воображении?
– Почему трудно проиллюстрировать эту картину?
Работаем с новым контекстом, в котором
встретилось слово стелется, повторяя
предыдущие: туман стелется – ровная гладь
стелется – свет по дорогам стелется.
– Объясняем написание окончаний глаголов,
используя алгоритм.
На следующих уроках детям можно предложить
сочинение-миниатюру с обязательным
использованием трудных глаголов, в том числе
глагола стелется.
Л.А. ЛОПИНЦЕВА,
г. Чита |