Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2007

Я ИДУ НА УРОК

С правописанием безударных личных окончаний глаголов учащиеся в основном справляются. Но вот в словах брить, стелить часто допускают ошибки. Как помочь детям справиться с затруднениями при написании окончаний в этих глаголах?

5-й класс

Правописание безударных
личных окончаний

Цель: формирование навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголов.

Задача: создать условия для запоминания безударного личного окончания глагола стелить.

Ход урока

1. Записываем и анализируем предложение.

В поле стелется туман.

Беседа.

– Кто из вас наблюдал туман?

– Каким вы его представляете?

(Необходимо, чтобы дети представили «живую картину» – туман движется, ложится, стелется.)

– Как вы понимаете слово стелется? В каком значении чаще всего употребляется это слово?

«Стелить постель», «расстелить постель», «застелить постель» (ассоциации, связанные с домом, очень важны) – все словосочетания проговариваются, записываются.

– А как может туман стелиться? (Очень важно, чтобы дети нарисовали представленную картину. А.А. Леонтьев писал, что «функция обобщения формировалась в диалоге языковых средств с неязыковыми, к каковым, в частности, относятся рисунок и письмо», а Л.В. Выготский доказал, что «сформировать у детей уровень обобщения на ранних этапах позволяют именно неязыковые средства фиксации смысла: рисунок, пиктограмма и т.п.»).

2. Выписываем слово стелется, ставим ударение. Определяем часть речи.

– Какое орфографическое правило демонстрирует это слово? (Правописание безударного личного окончания глаголов.)

– Поставим глагол в начальную форму:

что делает?стелетсячто делать? – стелиться.

– Чем необычен этот глагол? (Оканчивается на -ить, относится к 1-му спряжению.)

– Объясняем безударное личное окончание глагола.

3. Записываем небольшой текст. (Желательно текст списать.)

Яркое солнце освещает окрестность. Ты стоишь на скалистом берегу и любуешься чудесной картиной.

До самого горизонта стелется ровная гладь. Вода плещется у твоих ног.

Волны катятся, бьются о скалы, разлетаются брызгами в разные стороны.

– Попутно объясняем орфограммы.

Беседа:

– Какую картину вы представили?

– Определяем тип речи. Что описывает автор?

– Море спокойное, неподвижное? Как вы об этом догадались? (Гладь стелется – плещется – катятся – бьются. Глаголы обозначают разные по силе движения.)

– Вновь нам встретилось слово стелется, но в другом контексте. (Вспомним первое предложение. Ср.: стелется туман – стелется ровная гладь.) Как вы это представляете?

4. Выписываем в столбик глаголы с безударным личным окончанием глаголов. Поставим глаголы в инфинитив.

Стелется – что делает?что делать? – стелиться.

Плещется – что делает?что делать? – плескаться.

Катятся – что делают? что делать? – катиться.

Разлетаются – что делают? что делать? – разлетаться.

– Сгруппируем глаголы по схожим признакам.

– Проверим окончание. Соответствует ли окончание спряжению?

– Еще какое правило демонстрируют эти глаголы? (-Тся, -ться.) Правильно ли мы написали? Как проверить?

Домашнее задание. Дети рисуют иллюстрацию к тексту. Рисунок подписывают. Выписывают из текста глаголы с зависимыми словами.

На следующем уроке работаем с текстом Н.Матвеевой «День в конце августа».

Ягоды с листьев катятся,
Вертится ветер жаркий.
Пестрое пляшет платьице
Там, на веревке, в парке.
Солнце огнем рассеянным
Плавит на тучах медь...
Скоро дожди осенние
Будут опять шуметь.
В это сейчас не верится,
Все до корней прогрето.
Свет по дорогам стелется,
Кажется вечным лето.
Если же листик свалится
С ветки вблизи меня,
Трудно о нем печалиться
В блеске такого дня.

– Какая картина возникает в вашем воображении?

– Почему трудно проиллюстрировать эту картину? Работаем с новым контекстом, в котором встретилось слово стелется, повторяя предыдущие: туман стелется – ровная гладь стелется – свет по дорогам стелется.

– Объясняем написание окончаний глаголов, используя алгоритм.

На следующих уроках детям можно предложить сочинение-миниатюру с обязательным использованием трудных глаголов, в том числе глагола стелется.

Л.А. ЛОПИНЦЕВА,
г. Чита

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru