Я ИДУ НА УРОК
10-й класс
Правописание глагола и его форм
Практикум
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодняшний урок поможет вам не
просто вспомнить и отработать навыки
правописания и пунктуации, но и реально оценить
свои возможности и знания, проверить себя.
На уроке речь пойдет о глаголе и его формах.
Давайте вспомним, что мы знаем об этой части речи.
Сообщение ученика.
Вспомним пушкинскую фразу из стихотворения
«Пророк»:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Вы скажете, что глагол – это не только часть
речи, обозначающая действие, но также – все
слова, т.е. наша речь, и, в общем, будете правы. Но
на самом деле глагол в значении «речь» и глагол
– «часть речи» – это омонимы.
Слово глагол в значении «речь»
заимствовано из старославянского языка.
Сравните диалектизм глаголить – «говорить».
Это слово дало много родственных – глаголица
(название старославянского алфавита, созданного
просветителем Кириллом), глаголь – название
буквы в старом алфавите.
По статистике слова, относящиеся к части речи глагол,
– самые употребляемые в повседневной речи: на
сто слов к глаголу относятся 47. У А.Пушкина каждое
третье слово принадлежит этой части речи.
Опрос учащихся.
1. Что вы знаете о глаголе как части речи?
2. Расскажите об особых формах глагола –
причастии и деепричастии. Как они образуются?
Работа с текстом.
Перед вами рабочий лист с текстом, в котором
пропущены слова, но дана их грамматическая
характеристика. Автор текста – писатель второй
половины XIX века Ф.М. Достоевский. Пока мы будем
работать с отдельно взятыми абзацами. В конце
урока мы соединим их, и полученный текст вы
должны будете озаглавить. Поэтому пропустите
строчку для заглавия и приступайте к записи
первого абзаца. Задание к нему, наверное, вам
ясно: на месте пропусков вы должны вставить
образованные вами причастия, а характеристика их
дана под линейкой.
Работа с первым абзацем.
Лето обещало прогулки в Марьиной роще,
________ для
полное страдательное причастие в форме
прош. вр., ед. ч., п.п. от окутать
детей дымкой старинного предания, _____
Жуковского на
действит. прич. в форме прош. вр.,
ед. ч., с. р., р.п. от вдохновить
создание романтической легенды о русской
девушке Марье,
______________ на высоком берегу Яузы,
где прозрачная река
действит. прич. в форме
прош. вр., ед. ч., ж. р., п.п.
от погибнуть
одним изгибом своим касается к роще...
Правильные ответы: окутанной, вдохновившего,
погибшей.
Если вы все слова записали верно, поставьте
себе на полях «+».
– Прежде чем приступить к выполнению задания
во втором абзаце, давайте вспомним, что мы знаем о
спряжении глагола.
Задание. Магический квадрат.
Определите спряжение каждого глагола и впишите
его цифровое обозначение соответственно в
клетку квадрата. Соедините единички, которые
заполнили клетки квадрата. У кого получилась
пятерка, тот и получает еще один «+».
1. Сеять; 2. кланяться; 3. пахать; 4. бороться; 5.
таять; 6. колоть; 7. учить; 8. носить; 9. видеть;
10. рубить; 11. стелить; 12. хлопотать; 13. колыхать; 14.
взбираться; 15. веять; 16. топить;
17. зависеть; 18. строить; 19. дышать; 20. бросать; 21.
полоть; 22. дуть; 23. решать;
24. проверять; 25. сооружать.
Работа со вторым абзацем.
Запишем второй абзац. Вставьте пропущенные
окончания глагола и расставьте знаки препинания.
Всей семьей выезжали и в Сергиев Посад, в
знаменитую Лавру. Здесь впервые увидев «Троицу»
Рублева Достоевский вспомн_т слова учителя
вычитываемые из «Начатков» митрополита
Филарета: «Един Бо, во святой Троице поклоняемы,
есть вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца
бытия, но всегда был, есть и буд_т...».
Какие пунктограммы вам встретились в этом
тексте?
Расскажите о расстановке знаков препинания при
причастном и деепричастном оборотах.
Взаимопроверка.
Если буквы вставлены правильно и все знаки
расставлены, поставьте еще один «+».
Задание. Вспомним правило правописания
суффиксов -ова-(-ева-) – -ыва-(-ива-).
Выпишите из приведенного ряда слов тот глагол,
в котором пишется указанный суффикс:
-ыва- – высчит_вать, совет_вать,
приветств_вать
-ова- – ехидств_вать, потч_вать,
рассказ_вать
-ыва- – развеш_вать, лик_вать,
исслед_вать
-ыва- – гарантир_вать, надпис_вать,
адрес_вать
-ыва- – команд_вать, отсчит_вать,
чувств_ват
Если вы не ошиблись в выборе суффикса (о чем
скажет ключевое слово – начальные буквы
выписанных глаголов), вы вправе поставить себе
«+» на полях.
Работа с третьим абзацем.
В семье вообще почитались предания и старинные
обычаи. Мать рано стала бесед_вать с детьми о
Церкви и Боге. Когда же приходило время
исповед_ваться, маленький Федор все допыт_вался у
взрослых, зачем разрушать неземную красоту в
храме своими рассказами о поступках мелочных и
грешных. Все ему казалось, что покроются
лучезарные лики святых скверною. По этому поводу
гор_вал и треб_вал ответа беспрестанно.
Самопроверка.
Ответ на доске: о, о, ы, е, о.
– Вспомним о правописании не с
глаголами и другими частями речи. Узнать,
насколько хорошо вы знаете это правило, нам
поможет словарный диктант.
Нескошенный, неистощим, недоедая, несмотря на,
нехотя, неглубокая, но рыбная река, не окончен,
давно не спавший, не был, не большой, а маленький
пруд, не второй, не свой, не виданный доселе, еще
не изученный.
Взаимопроверка. Если все верно, ставим «+».
Работа с четвертым абзацем.
Отвлеченные философствования (не)давали еще
пищи воображению десятилетнего мальчика, но
рассказы о Страдальце, который пошел на крест во
имя искупления зла, потрясали детское сердце, уже
успевшее познать и цену страдания, и муки
(не)искупленного зла, и (не)объяснимые чувства
тревоги и печали.
– Прочитайте полученный текст, запишите,
раскройте скобки.
Определите его тему и основную мысль.
Озаглавьте текст.
Рефлексия. Подсчитайте количество «+».
Домашнее задание. Упр. 205.
Текст дан из Сборника текстов для проведения
устного экзамена по русскому языку в 11-м классе.
М.: Дрофа, 2005.
С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл. |