ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
Язык и речь
Представим себе конвейер. С конвейера все время
сходят новые часы, только что собранные. Для
этого нужны, во-первых, какие-то части, заранее
заготовленные (они делаются не на этом
конвейере), и, во-вторых, умелая сборка готовых
частей по известным правилам. Правила могут быть
где-то записаны, но важнее, что они есть в головах
сборщиков. И правила для всех одинаковые: все
сборщики собирают часы одного типа.
Некоторые часы (большинство) отвечают
стандарту, идут точно, другие будут работать с
капризами; встречается, наверное, и брак.
Этот конвейер с часами – аналогия речи. Речь –
явление конкретное. В какую-то секунду Алексей
Семенович Подушкин сказал: «Сейчас буду дрова
колоть». Прибор записал звуки этого
высказывания. Запись отразила индивидуальный
голос Алексея Семеновича (густой бас с
хрипотцой); он сказал сейчас как [ща]: «Ща буду
дрова колоть» (это в живой речи встречается).
Чтобы быть понятым, Алексей Семенович должен
все звуки, слова, грамматические конструкции
строить по определенным правилам. Он может
хорошо владеть правилами, но может ошибаться (как
сборщики на конвейере); он может одни приемы
«сборки» предпочитать другим, а некоторые вообще
не употреблять.
Речь – это производство конкретных
высказываний, которые могут быть во всей своей
конкретности записаны магнитофоном (звуковая
сторона), вместе с ситуацией запечатлены
звуковым стереокино (это даст ключ к значению
высказывания). Речь – это конкретные часы
(высказывания) на конкретном конвейере
(мыслительный и речевой аппарат человека).
А язык? Это те правила, по которым идет сборка,
это тот план выбора нужных частей, которые
используются как готовые, – они образованы тоже
по каким-то правилам до речевого конвейера.
Задача языковеда – найти в речи язык, подняться
от речи к языку.
Слово в речи – вот это слово, сейчас (или вчера)
сказанное. Слово в языке – это отвлеченный, но
действенный образец, который определяет
производство слова в речи. Это нечто абстрактное,
но проявляющееся в конкретном. «Языком можно
владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни
осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в
прямом значении этого слова» (А.А. Реформатский).
Звуки, интонационные типы, слова, устойчивые
выражения есть и в речи, и в языке. А
словосочетания и предложения – принадлежат ли
языку? Но нельзя же думать, что где-то в нашем
сознании есть склад всех возможных предложений и
мы, когда говорим, извлекаем их из этого склада.
Не надо ли считать, что они целиком только – в
речи?.. Нет, все-таки это не так.
Известный юморист Аркадий Бухов писал в 1930-е гг.
о плохом качестве замков: они ненадежны, их легко
открыть шпилькой, гвоздиком, булавкой, прутиком,
пальцем и пирожным эклер. Наверное, никто до
Бухова не употреблял словосочетания: открыть (чем?)
пирожным. Это – факт его речи, речи
шутника-балагура. Только речи? Но такое сочетание
возможно лишь потому, что есть модель,
отвлеченный образец: глагол + существительное в
тв. падеже со значением орудия действия. Эта
модель – достояние языка. Она «заготовлена» до
речи и направляет построение речи. Значит,
модели, образцы, схемы словосочетаний и
предложений существуют в языке; в речи они
наполняются конкретным словесным материалом.
Речь влияет на язык. В речи появляются
новшества, вначале – как ошибки, потом некоторые
из них (немногие) становятся частыми, проникают в
языковую систему и преобразуют ее.
М.В. ПАНОВ |