МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Старшеклассникам
Как работать
со «Словарем ошибок русского языка»
Г.А. Крылова
Часто наши занятия сводятся к освоению
орфографических и пунктуационных норм, а
вопросам культуры речи традиционно отводится
очень мало времени. Однако в последнее время (в
частности, с введением обязательного ЕГЭ по
русскому языку, который включает вопросы,
связанные с акцентологической нормой – А2,
лексической нормой – А3 и грамматической нормой
– А4, А5, А6) темы по культуре речи все чаще входят в
систему школьных занятий по русскому языку.
Трудность подобных занятий связана с
естественным желанием рассмотреть как можно
больше слов и конструкций в процессе изучения.
Для разрешения этой проблемы существуют разные
способы (создание разнообразных лексических
минимумов, например).
Я хочу предложить способ, который был уже
неоднократно опробован мною в выпускных классах,
вызвал интерес у учащихся и дал неплохие
результаты.
В своей работе я использую «Словарь ошибок
русского языка» Г.А. Крылова, изданный в
Санкт-Петербурге, в издательстве «Victory» (1-е
издание – 2002 г., 2-е издание – 2006 г.).
Мне кажется неудачным название этой книги, в
которой собраны, конечно, не ошибки русского
языка, а наиболее распространенные ошибки в
употреблении русских слов в речи отдельных
людей. Тем не менее мне хотелось бы обратить на
нее внимание: достоинства этой книги, как мне
кажется, перевешивают ее недостатки.
Во-первых, она невелика по объему (всего 73
страницы), что делает вполне обозримым
расположенный в ней материал.
Во-вторых, в этом словаре рассматриваются
наиболее частые ошибки в употреблении русских
слов и конструкций и дается подробное объяснение
причин появления этих ошибок, а также правильный
вариант употребления. Особенностями словаря
являются популярный стиль изложения,
иронические и юмористические ноты, что не
нарушает научности изложения, но делает текст
более привлекательным для учащихся.
В словаре использован один очень полезный
прием: для того чтобы ошибочные варианты не
фиксировались зрительной памятью, в тексте
словарных статей они зачеркиваются сплошной
линией, разрушающей внешний облик слов.
Основной принцип расположения слов –
алфавитный. Но под одной буквой собираются и
слова, трудные с точки зрения произношения, и
слова, трудные с точки зрения лексического
употребления, и слова с некоторыми
грамматическими особенностями. Это дает
возможность осваивать параллельно разные нормы
современного русского языка.
Как выстраивается работа по словарю?
У каждого ученика есть свой экземпляр этой
книги для самостоятельной работы дома. Один раз в
неделю (или раз в две недели – в зависимости от
количества часов) проводится письменный зачет по
прочитанной и проработанной дома части словаря
(обычно это 3–4 страницы), работа на уроке
занимает 8–10 минут.
На зачете ученик получает отпечатанные
задания, слова в которых сгруппированы по типам
ошибок: акцентологические, орфоэпические,
лексические, грамматические, синтаксические.
Вот как выглядят несколько вариантов подобной
работы (всего таких вариантов – 17).
Самостоятельная работа № 1
1. Поставьте ударение:
алфавит,
Аничков мост,
Аничков дворец,
аншлюс Австрии,
Апокалипсис.
2. Запишите транскрипцию: академик.
3. Выберите
нужный вариант:
библиотечный (абонент, абонемент),
(абонент, абонемент) телефонной сети.
4. Исправьте, где необходимо, ошибки:
моя автобиография,
автобиография писателя,
свой автопортрет,
автопортрет художника,
аксиома, не требующая доказательств,
у обвиняемого алиби,
ампутировать ногу,
сфотографировать в анфас,
аншлаг у дверей театра,
аншлаг у входа в учреждение,
выдающийся ас,
ас в своем деле.
Самостоятельная работа № 2
1. Поставьте ударение:
баловать,
избаловать,
вкусным блюдам. (д.п. мн. ч.)
2. Выберите нужный вариант:
много (башен, башень).
3. Образуйте форму именительного падежа
множественного числа:
брелок – ...,
бюллетень – ... .
4. Исправьте, где необходимо, ошибки:
беги быстрей,
бессеребренник,
биография жизни героя,
моя биография,
жизнеописание жизни героя,
благодаря помощи,
благодаря приказа,
благодаря болезни,
более интереснее,
более вкусный,
более или менее,
более-менее,
бой под Бородином,
с композитором Бородиным.
Самостоятельная работа № 3
1. Поставьте ударение:
каталог, коклюш,
квартал, компас,
километр, косу (прическу),
киноварь, косу (орудие труда),
она клала, она кляла,
кухонный, красивее.
2. Образуйте форму:
ед. ч. – кочерга, мн. ч. –
3. Определите род имен существительных:
картошка –
картофель –
кофе –
4. Выберите нужный вариант:
(командированный, командировочный) документ.
5. Объясните значение слов:
кампания –
компания –
кореянка –
корейка –
6. Исправьте, где необходимо, ошибки:
Пушкин был, как говорится, русским поэтом;
карабкаться вниз;
алмаз в пять карат;
кардиограмма сердца;
две картошки;
карьерный дипломат;
качественная обувь;
кивнуть головой;
пять килограммов трески;
класть тетради в портфель;
положите руки на стол;
комментировать об этом матче;
комментарии об этом матче;
более красивее;
я кушаю;
кушать подано.
Е.Н. СКРИПКА,
«Классическая гимназия»
при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина,
г. Москва |