Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2007

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

 

ЛЕТНЯЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА-2007.

Некоторые олимпиадные задания

ЗАДАЧА 1

Перед вами – начало стихотворения А.С. Пушкина «Стамбул гяуры нынче славят...»:

Стамбул гяуры нынче славят,
А завтра кованой пятой,
Как змия спящего, раздавят
И прочь пойдут – и так оставят.
Стамбул заснул перед бедой.
Стамбул отрекся от пророка;
В нем правду древнего Востока
Лукавый Запад омрачил –
Стамбул для сладостей порока
Мольбе и сабле изменил.
Стамбул отвык от поту битвы
И пьет вино в часы молитвы...

Задание. Как вы полагаете: почему в 10-й строке Пушкин использовал именно оборот мольбе и сабле, хотя тот же смысл нетрудно было выразить другими средствами (например, мечу и вере и т.п.)?

ЗАДАЧА 2

В русском языке есть слово урочище. В разных словарях и энциклопедиях приводятся разные значения этого слова:

1) «одна из морфологических частей ландшафта географического... формируется чаще всего на основе какой-либо формы рельефа (выпуклой или вогнутой, единой по генезису и возрасту), например, моренный холм, верховой болотный массив, солончаковая впадина»;

2) «естественный межевой знак, природная межа, например, река, гривка, овраг»;

3) «участок, отличный от окружающей местности, например, лес среди поля».

Задание  1. Определите, какое из приведенных значений наиболее древнее, какое – более позднее, а какое – самое новое.

Задание  2. Найдите в современном русском языке не менее трех слов, однокоренных слову урочище.

Поясните ваше решение.

ЗАДАЧА 3

Даны пары близких по смыслу глаголов:

потакать

поддакивать

отнекиваться

понукать

бисировать

чертыхаться

потворствовать

подтверждать

отрицать

поторапливать

аплодировать

ругаться

Известно, что все глаголы из левого столбца обладают некоей особенностью происхождения, которой нет у глаголов из правого столбца.

Задание  1. Определите, что это за особенность.

Задание  2. Найдите среди перечисленных ниже глаголов такие, которые также имеют указанную особенность происхождения: здороваться, кланяться, тратить, баюкать, бастовать, тыкать, обвинять. Если в каком-то случае вы не можете сделать это с уверенностью, объясните почему.

Задание  3. Считается, что той же особенностью происхождения обладает глагол целовать. Какие аргументы вы можете привести в пользу такой точки зрения?

ЗАДАЧА 4

У киргизов (один из тюркских народов, мусульмане по вероисповеданию) существует так называемый обряд избегания: молодая жена не может называть по имени мужа и старших родственников мужа, поэтому ей приходится изобретать заместительные конструкции для имен, зачастую весьма сложные. Например, если имя свекра звучало как Ала-бука («Пестрый буйвол»), то она могла называть его Муузду-аке «рогатый батюшка»). Кроме того, при нем она не могла произносить слов «бык» и «буйвол» и тоже должна была использовать вместо них «заместительные конструкции». В другом случае жена, обращаясь к мужу, использовала конструкцию, которая в переводе на русский звучала бы как «стебель сухой травы», потому что она так перевела одно русское слово, напоминающее ей по звучанию весьма распространенное имя мужа. Кроме того, она испытывала некоторые трудности, встречаясь с другими людьми в присутствии своего мужа.

Задание  1. Назовите имя ее мужа.

Задание  2. Чего именно она не могла делать, встречаясь с другими людьми в присутствии мужа?

ЗАДАЧА 5

Существует три гипотезы относительно происхождения русской пословицы У семи нянек дитя без глазу:

1) одно из слов в этой пословице раньше выглядело иначе, и сам смысл пословицы был существенно иным. Впоследствии и звучание (тем более что на слух старый и новый варианты почти не различаются), и, соответственно, значение пословицы изменилось;

2) пословица всегда выглядела так же, как сейчас, но одно из слов в ней первоначально имело другой смысл; близким, но несколько иным был и смысл самой пословицы. Впоследствии указанное слово стало пониматься так, как сейчас;

3) пословица всегда была такой, как сейчас, как по звучанию, так и по значению.

Задание  1. Как выглядела пословица в соответствии с гипотезой 1? Каково было ее значение?

Задание  2. Какое слово в пословице раньше имело другое значение согласно гипотезе 2? Что оно означало? Можете ли вы привести какие-либо аргументы в пользу того, что данное слово действительно могло иметь такое значение?

Задание  3. Упорядочите три приведенные выше гипотезы по степени правдоподобия. Поясните ваше решение.

ЗАДАЧА 6

Даны глаголы иметь, сметь, уметь. Какие из них являются однокоренными?

(А) все;

(Б) иметь и сметь;

(В) иметь и уметь;

(Г) сметь и уметь;

(Д) никакие.

Кратко поясните ваше решение.

ЗАДАЧА 7

Дано слово пирог «кондитерское изделие». Сколько у этого слова форм, которые в написанном виде (без проставленных ударений) нельзя принять за формы слова пирога «индейская лодка»?

(А) 0;

(Б) 1;

(В) 2;

(Г) 3;

(Д) 4.

Кратко поясните ваше решение.

ЗАДАЧА 8

Даны последовательности слов русского языка:

они

он

она

она

они

ты

он

ты

я

мы

В современном русском разговорном языке все эти последовательности, за исключением одной, написанные без знаков препинания между словами, могут встретиться в правильном простом предложении.

Укажите последовательность, которая без знаков препинания между словами не может встретиться в правильном простом предложении:

(А) они ты;

(Б) он он;

(В) она ты;

(Г) она я;

(Д) они мы.

Поясните ваше решение.

ЗАДАЧА 9

Даны английские слова и их переводы на русский язык: flame – пламя, hurricane – ураган, star – звезда, devil – дьявол, panther – пантера. Множественное число в английском языке чаще всего образуется с помощью суффикса -s (читается [з]).

Название какого из этих клубов Национальной хоккейной лиги Канады и США обычно не переводят на русский язык?

(А) «Калгари Флэймз»;

(Б) «Каролина Харрикейнз»;

(В) «Даллас Старз»;

(Г) «Нью-Джерси Дэвилз»;

(Д) «Флорида Пантерз».

Кратко поясните Ваше решение.

Примечание. Знание английского языка для решения задачи не требуется.

ЗАДАЧА 10

Девочка пишет карандашом. Малыш ходит босиком. Я поговорил с другом тайком. Ученик размахивал тетрадкой. Он взглянул на меня украдкой. Сколько всего здесь слов, стоящих в творительном падеже?

(А) Пять;

(Б) четыре;

(В) три;

(Г) два;

(Д) одно.

Кратко поясните ваше решение.

ЗАДАЧА 11

Какое из этих буквосочетаний встречается только в заимствованных словах?

(А) Оо;

(Б) ио;

(В) ао;

(Г) уо;

(Д) среди ответов (А) – (Г) нет правильного.

Кратко поясните ваше решение.

ЗАДАЧА 12

Даны пять пар слов. В одном современном словаре русского языка слова в каждой из этих пяти пар рассматриваются как однокоренные. В какой из этих пар слова исторически восходят к разным корням?

(А) Брести — сброд;

(Б) насест — сад;

(В) перевернуть — обращение;

(Г) позарез — резкий;

(Д) тошнить — дотошный.

Поясните ваше решение.

ЗАДАЧА 13

В каком из этих слов пропущена не та буква, что в остальных?

(А) Пред_дущий;

(Б) пред_сполкома;

(В) пред_нфарктный;

(Г) пред_стория;

(Д) во всех этих словах пропущена одна и та же буква.

Кратко поясните ваше решение.

Ответы в следующих номерах

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru