МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Соблюдайте грамматические нормы!
Несколько упражнений
В современных экзаменационных тестах есть
задания, при выполнении которых у выпускников
возникают трудности. Они связаны с поиском и
исправлением речевых недочетов и грамматических
ошибок. Это и понятно; к сожалению, современные
школьники мало читают, а если и читают, то часто
оказывается, что это не высокохудожественные
произведения, классика, которые не вызывают
прежнего интереса, да и внимание к ним в
действующих программах как-то неуловимо, но
неуклонно снижается. В старших классах этот
процесс прикрыт благими лозунгами: «Уменьшим
нагрузку, лежащую на плечах наших детей! Уберем с
уроков литературу для взрослых!». В младшем и
среднем звене привлекается все больше
произведений зарубежных авторов (см., например,
программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой). Это, с
одной стороны, интересно, с другой – вызывает
недоумение, а порой и опасение, поскольку когда,
как не в младших классах, мы можем привлечь детей
к чтению и пониманию того, что по праву является
гордостью нации? Или сегодня глагол является
следует употреблять в форме прошедшего времени,
дескать, все меняется?
О том, что читают современные подростки, много
раз писали на страницах приложений к газете
«Первое сентября», не раз звучали сетования, что
сегодняшние авторы произведений для детей и
молодежи и сами зачастую грешат неумением
соблюдать грамматические нормы. Таким образом,
даже если в семье ребенку привили интерес к
чтению и он с удовольствием читает (как правило)
«страшилки» и «детские детективы», речевых
ошибок и трудностей в соблюдении грамматических
норм не становится меньше.
Тот, кто хоть раз в качестве эксперта
участвовал в проверке задания С, не мог не
заметить, насколько серьезно положение: обычное
количество грамматических ошибок – 6–8 (это при
допустимых в 2007 году 2!). В тестах ЕГЭ можно
обнаружить немало примеров, когда лексическое
значение слов детям непонятно, а правила
произношения неизвестны, потому что слова эти
редко встречаются в обыденной жизни, ребята не
слышат их от окружающих (вспомните факсимиле,
иконопись, еретик, откупоривать, кровоточить и
согласитесь: не так часто они звучат в речи
молодых людей). Вот почему необходимы задания,
расширяющие словарный запас учеников,
обогащающие их речь, а также тренировочные
материалы, позволяющие научить детей грамотно
использовать новую для них лексику.
Предлагаемые вашему вниманию упражнения
составлены на основании материалов Е.А.Окунцовой
«Трудности устной речи. Словарь-справочник»,
опубликованных в газете «Русский язык» (№ 21/2005,
стр. 41–47). Они могут быть использованы на
занятиях в старших классах при подготовке к
итоговому контролю и просто с целью развития
речи учеников, а также на уроках обобщения и
повторения такой темы, как «Род имен
существительных».
При выполнении заданий следует уделить время
рассмотрению лексических значений, поскольку в
упражнения намеренно включены малознакомые и
неизвестные ученикам слова. Было бы
целесообразно и полезно привлечь детей к работе
со словарями разных типов, используя как
индивидуальные. Так и групповые виды
деятельности. Можно организовать поиск данных
слов в указанных учителем художественных и
публицистических текстах. Так ученики узнают, в
каких контекстах они встречаются, и быстрее
освоят их.
Если упражнения использовались при подготовке
к ЕГЭ, в частности, на занятиях, отведенных
нахождению и устранению грамматических ошибок и
речевых недочетов, завершить тему можно
контрольной работой тестового характера.
Упражнения
1. Согласуйте определения с главными
словами.
А) Широк_ авеню, интересн_ интервью, горяч_
бигуди, дедушкин_ галифе, с солнцезащитн_ жалюзи,
троллейбусн_ депо, спел_ киви, вкусно
приготовленн_ кольраби, горяч_ кофе, колумбийск_
мокко, незабываем_ пенальти, тонко порезанн_
салями, дующ_ сирокко, политическ_ статус-кво,
великолепн_ сопрано, выложенн_ на блюдо спагетти,
неизвестн_ нам хинди, удобн_ купе, висящ_ на стене
бра, шелков_ кашне, стоящ_ на полке кашпо.
* Какие из существительных в указанных
словосочетаниях чаще употребляются во
множественном числе, но могут выступать и как
существительные среднего рода?
Б) Изящн_ фламинго, велик_ Пуччини, маленьк_
шимпанзе, слабосолен_ иваси, ярк_ колибри, ядовит_
цеце, известн_ конферансье, всеми уважаем_ леди,
состоятельн_ рантье, великолепн_ травести, учтив_
кабальеро, предприимчив_ импресарио, опытн_
крупье, постаревш_ кюре, остановивш_ поединок
рефери, суров_ миссис, простодушн_ инженю, военн_
атташе, таинствен_ инкогнито, авторитетн_ жюри,
надежн_ протеже.
* Какие из существительных в указанных
словосочетаниях могут быть как мужского, так и
женского рода, какие имеют только один род?
2. Определив род имен существительных,
согласуйте их с определениями и сказуемыми,
вставив в предложения вместо пропусков
окончания в единствнном числе имен
существительных, прилагательных, глаголов.
Отметьте существительные, имеющие несколько
допустимых норм.
1) На столе лежал_ нов_ банкнот_.
2) В вольере зоопарка мы увидели молод_ жираф_.
3) У обувницы стоял_ только лев_ кед_.
4) В договор нужно внести незначительн_
корректив_.
5) В легких обнаружен_ небольш_ метастаз_.
6) Вокруг разнесся резкий запах нашатыр_.
7) Салат, сдобренный провансал_ (соус), вкуснее.
8) Жителей собрали на площади ударами в обломок
железнодорожн_ рельс_.
9)
На окнах повешен_ узорчат_ тюль.
10) Пораскинь своим умишк_!
11) В ванной комнате остался запах душист_
шампун_.
12) Совместн_ коммюнике глав государств будет
опубликован_ в прессе.
13) На обед был_ подан_ великолепно приготовлен_
овощн_ рагу.
14) Следователь вынул из сейфа толст_ досье.
15) Трудно пережить так_ сокрушительн_ фиаско.
3. Данные в скобках существительные
поставьте в единственном числе и включите в
предложения, выбрав нужную форму.
1) На стене гостиной висел_ (акварели) _________
известного художника.
2) После работы зайдите на почту за ценн_
(бандероли) __________.
3) Лицо дамы скрывал_ мелк_ (вуали) ___________.
4) Мышца прав_ (голени) ______________ побаливала от
напряжения.
5) В парке установлен_ нов_ (карусели) ___________. Дети
полюбили кататься на нов_ (карусели) __________.
6) От частого письма на пальце руки образовал_
небольш_ (мозоли).
7) Я зажмурил левый глаз, прицелился, выстрелил,
но в дальн_ (мишени) ___________ не попал.
8) На тарелку мама выложила пышн_ (оладьи) _________.
9) Нищий стоял у (паперти) ___________.
10) Примерьте прав_ (туфли) ___________.
11) Плакат написан разноцветн_ (туши) __________.
12) Лев_ (сандалии) __________ стоял_ в стороне.
13) Хорошо обученный пес принес сначала одн_
(тапки) ________, потом друг_.
14) Отец расписался в принесенн_ сыном (табели)
___________.
15) В доклад следует внести небольш_ (коррективы)
_____________.
* Проведите исследование, какие из
существительных в процессе развития языка
изменили свой род.
4. Включите данные в скобках
существительные в предложения, согласуйте их с
определениями.
1) По кухне плыл знакомый запах (ваниль) ____________ –
значит, мама печет свое печенье.
2) На обед был подан суп из молод_ (фасоль) _________.
3) Из мягк_ (фланель) _________ получаются удобные
костюмы.
4) Он лишился сво_ (спесь) ___________.
5) Открыв плотн_ (ставень) ____________, он пустил свет
в комнату.
6) Хорошо бы помыть голову травян_ (шампунь)
__________.
7) Крыша дома покрыта ветх_ (толь) _________.
8) Лекарство поможет избавиться от сильн_ (боль)
__________.
9) Снаряд пробил огромн_ (брешь) _________ в стене.
10) Протри стекло как_-нибудь (ветошь) __________.
11)
Бал начался любим_ всеми (кадриль) _________ .
12) Я осматривал укрепления и был поражен
(цитадель) ___________, выстроен_ на неприступной
скале.
13) Правой рукой раненый опирался на сделан_ из
дерева (костыль) ___________.
14) Мама остановила кровь и залепила рану на
коленке бактерицидн_ (пластырь) ___________.
15) Старая фотография была с едва заметн_ (ретушь)
________.
Контрольная работа.
Морфологические нормы
(Количество правильных ответов может быть
различным.)
1. Отметьте словосочетания с нарушением
морфологических норм:
1) широкое авеню;
2) до двухтысячи седьмого года;
3) поезжай за мной;
4) несколько песней;
5) хвостатого мыша.
2. Отметьте словосочетания с нарушением
морфологических норм:
1) более естественное;
2) десять апельсинов;
3) две пары носков;
4) принятые на работу бухгалтера;
5) опытные директора.
3. Отметьте словосочетания с нарушением
морфологических норм:
1) у старых сапогов;
2) сливовое повидло;
3) из разных деревень;
4) на шестисот восьмой странице;
5) овощная консерва.
4. Отметьте предложения с нарушением
морфологических норм.
1) Далекое Онтарио привлекает любителей
романтики.
2) Мое визави оказалось интересной
собеседницей.
3) Забавное пони быстро привлекло внимание
детворы.
4) Суетливый невежда раздражает и мешает
работать.
5) В известном ТЮЗе открылся новый сезон.
5. Отметьте предложения с нарушением
морфологических норм.
1) Маэстро взмахнуло дирижерской палочкой, и
концерт начался.
2) Хватит играться, пора приниматься за уроки!
3) Прием больных в поликлинике ведет опытный
доктор Сергеева.
4) Солнечное Сочи гостеприимно встретило
приехавших на фестиваль.
5) У обоих старушек были неотложные дела.
Максимальное количество баллов – 25 (по 5 баллов
за каждое правильно выполненное задание). Оценка
«5» ставится при отсутствии ошибок. Для получения
оценки «4» допустимо не более 1–2 ошибок, оценки
«3» – не более 3–4 ошибок в тесте.
Ответы на задания:
1 – 1), 2), 4), 5).
2 – 1), 4), 5).
3 – 1), 4), 5).
4 – 2), 3).
5 – 1), 2), 4), 5).
Е.В. ЮМИНОВА,
Центр экономического образования
молодежи и предпринимательства,
г. Ижевск |