Я ИДУ НА УРОК
5-й класс
Однородные члены предложения
и знаки препинания при них
Урок-обобщение
Цели и задачи урока: Пробудить с помощью
игровой формы интерес к предмету, стремление к
успеху.
Повторить теоретические сведения о членах
предложения, закрепить полученные знания;
отработать навыки определения однородных членов
в предложении и расстановки знаков препинания
при них; отличать однородные определения от
неоднородных, формировать навыки составления
предложений с однородными членами предложения, а
также закрепить умение составлять из
предложений текст, используя цепную связь.
Совершенствовать навыки лексического анализа,
отрабатывать на письме орфографические и
пунктуационные правила.
Формировать умение наблюдать за родной
природой, относиться к ней с пониманием и
уважением.
Воспитывать в учениках доброжелательность,
коллективизм, тактичное отношение к окружающим,
учить помогать друг другу.
Развивать творческие способности учащихся.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Оргмомент, объявление темы урока и его целей.
Запись числа и темы в тетрадь.
2. Минутка-настроение. (Я всегда начинаю урок с
каких-то крылатых слов, поэтических строк, иногда
смешных случаев, чтобы создать хорошее
настроение и легкость в общении с детьми).
Учитель. Сегодняшнее настроение нам
создадут строчки не знаменитых людей и поэтов, а
четверостишие Ани Гуро – вашей сверстницы,
которое, я думаю, вам так же понравится, как и мне.
Давайте запишем их под диктовку:
Над землею ангел пролетал
И перо случайно обронил,
И от снега мир светлее стал –
Вот что этот Ангел натворил.
Лексическая минутка (беседа дает
возможность пятиклассникам отдохнуть от письма):
1. Как вам кажется, удачно ли сравнение
выпавшего снега с оброненным пером Ангела?
2. А кто такой ангел? Каких Ангелов вы знаете?
Почему автор написал это слово с большой буквы?
3. Как вы понимаете слова «мир светлее стал»?
Только ли цвет здесь имеется в виду?
4. Какое слово мы привыкли воспринимать только с
отрицательной стороны? (Натворил – сделал
что-то плохое.)
5. А какое значение это слово приобретает в
данном контексте? (Оно воспринимается
по-другому, потому что напоминает акт сотворения
Богом мира. Ангел частично преобразил этот мир,
так как он сам – часть Божьего мира.)
6. А как эти строки связаны с темой нашего урока? (В
них есть однородные сказуемые.)
7. Найдите и подчеркните однородные члены
предложения. Чем они связаны в тексте? (Союзом и.)
8. А почему перед вторым и стоит запятая?
(Вопрос опережающего характера, так как
пятиклассники еще не учили сложное предложение,
но в классе нашлись дети, которые его увидели и
смогли объяснить.)
Надеюсь, что с такой же легкостью мы выполним и
те задания, которые идут далее.
3. Фронтальный опрос. Игра «Древо знаний»
1) Предваряющая беседа учителя с классом
Учитель. К сегодняшнему уроку наше «древо
знаний» готово «обзавестись плодами», а вот
какие это плоды, будет зависеть от того, как вы
знаете теорию и умеете отвечать на поставленные
вопросы.
Вопрос классу: Как же появятся на нашем
дереве эти самые плоды?
Дети говорят, что надо ответить на вопросы,
тогда и появятся плоды.
Учитель. Правильно, каждый ответ,
полученный на вопрос, помещенный на листочках,
превратится в красное яблоко, если вы ответили на
«5», в желтую грушу, если вы ответили на «4»,
зеленый листочек появится на древе при
удовлетворительном ответе, а вот ответ на «2»
принесет древу коричневый жухлый лист.
Вопрос-прогноз: Каким вы видите наше древо с
«плодами знаний»?
Ответ учеников.
Учитель. Давайте убедимся в том, что оно будет
с яблоками и грушами. Но наше дерево не простое,
ему нужен хранитель, тот, кто и будет оценивать
ваши знания и развешивать плоды.
Вопрос классу. Как вы думаете, какими
нравственными качествами должен обладать
Хранитель?
Ответ учеников (дожидаемся полного ответа).
Учитель (подытоживая). Я рада, что вы
предъявляете такие высокие требования к
Хранителю. Давайте выберем с вами Хранителя –
умного, честного, беспристрастного и
доброжелательного. Какими членами предложения
являются перечисленные вами качества? (Однородные
определения.)
Вопрос: Можно ли продолжать этот ряд
однородных членов предложения?
Ответ: Нет, потому что перед последним
определением стоит одиночный союз и.
2) Выборы Хранителя
Выбирается одна кандидатура (можно и две).
3) Правила игры
Учитель. А теперь правила игры. Ученик
подходит к «древу знаний», выбирает себе лист с
вопросом, отвечает, а Хранитель оценивает ответ.
У Хранителя есть право задавать дополнительные
или второстепенные наводящие вопросы, а также
продолжать ваш ответ, если он окажется неполным.
После ответа Хранитель вместо вопроса вешает на
«древо» соответствующий оценке плод.
4) Ход игры
Примерные вопросы:
1. Что изучает синтаксис? Назовите единицы
синтаксиса.
2. Что такое предложение?
3. Какие бывают предложения по цели
высказывания? Приведите примеры.
4. Какие бывают предложения с точки зрения
эмоциональной окраски?
5. Что такое подлежащее?
6. Что такое сказуемое?
7. Какое предложение называется
распространенным?
8. Какое предложение нераспространенное?
9. Что такое дополнение?
10. Что такое определение?
11. Что такое обстоятельство?
12. Какие члены предложения называются
однородными?
13. Как отличить однородные определения от
неоднородных?
14. Какие знаки препинания ставятся при
обобщающем слове?
5) Рефлексия
Учитель. Скажем спасибо Хранителю, он отнесся
к своей задаче очень ответственно.
Какой «плод» он заслуживает?
Посмотрите на «древо знаний». Как красиво оно!
Сколько на нем ярких плодов! О чем это говорит? Вы
совершенно правы, такой щедрый урожай
свидетельствует о том, что вы прочно усвоили
теоретический материал. Но теория без практики –
ничто. Что будем дальше делать? Абсолютно верно,
перейдем к практике!
4. Игра «Кубик».
1) Объяснение правил игры
Учитель. Перед вами – кубик. На каждой его
грани графически обозначен член предложения. На
одной грани – обобщающее слово. Вы бросаете
кубик, смотрите на верхнюю грань. Например, там
начерчена одна сплошная линия. Что это значит?
Правильно, вам надо составить предложение с
однородными подлежащими. Если выпадет грань со
знаком ґ , вы составляете предложение с любыми
однородными членами, но обязательно с обобщающим
словом. Давайте определим темы наших
предложений. Пусть это будет «Зима», ведь нет
ничего прекраснее того зимнего пейзажа, который
открывается нам за окном.
Для игры нам нужен будет Всезнайка: он будет
следить за ходом игры и помогать, если трудно,
составлять предложения или находить их в
учебнике.
2) Ход игры
У доски работают 5–6 человек по очереди. Бросают
кубик, составляют и записывают предложение на
доске, однородные члены предложения
подчеркивают, составляют схему предложения.
3) Рефлексия
Учитель. Поблагодарим всех, кто работал у
доски. А теперь самое время провести
динамическую паузу.
5. Физкультминутка.
1) Объяснение игры
Учитель. На этой неделе мы закрепляем
правописание словарных слов: вверх, вниз,
вправо, влево. Давайте попросим одного ученика
провести физкультминутку, используя только эти
слова. (Это могут быть вращения глазами, или
головой, или руками.)
2) Ход игры
Выполнение упражнений.
Учитель. Догадались ли вы, ребята, почему
именно эти слова взяты для сегодняшней зарядки?
Ответы могут быть самыми разными:
1. Все они – наречия.
2. Это словарные слова, написание которых надо
запомнить.
3. Это однородные обстоятельства и т.д.
Учитель. Давайте запишем с этими словами
предложение и расставим знаки препинания.
Карточка:
Ветер неистовствовал и хлопья снега носились
во всех направлениях (в)верх, (в)низ, (в)право,
(в)лево. |
Запись на доске: Ветер
неистовствовал, и хлопья снега носились во всех
направлениях: вверх, вниз, вправо, влево.
Обратите внимание, что это предложение тоже
сложное.
Лексическая работа со словом неистовствовал.
Объяснить значение, составить синонимичный ряд в
возрастающем порядке.
3) Рефлексия
Учитель (обращаясь к ученику): Какую отметку
ты себе ставишь? Согласны ли вы, дети, с такой
отметкой? Спасибо, займи свое место за партой, а
нас ждет новое задание.
Количество членов
Член предложения |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подлежащее |
красный |
синий |
зеленый |
желтый |
Сказуемое |
красный |
синий |
зеленый |
желтый |
Дополнение |
красный |
синий |
зеленый |
желтый |
Определение |
красный |
синий |
зеленый |
желтый |
4. Игра «Рисунок-пазл»
1) Объяснение правил игры
Учитель. Сосчитайте, сколько словарных слов в
записанном вами предложении? Хорошо, что вы
умеете считать, потому что навыки счета вам
понадобятся для следующего задания. А еще –
навыки рисования. Я вас заинтриговала? Тогда
слушайте задание!
Всем вам хорошо известна такая игра, как пазлы.
Сейчас мы в нее поиграем. Но это будут необычные
пазлы. Их надо раскрасить. А чтобы узнать, каким
цветом вам надо закрашивать участки, вы должны
сначала найти однородные члены предложения в
Карточке № 1 и подчеркнуть их как члены
предложения.
2) Ход игры
Карточка № 1
Найдите и подчеркните однородные члены
предложения.
1. На опушке леса деревья и кусты примеряют
великолепный зимний наряд.
2. Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает
стозвоном сосняка.
3. Снег укутал в теплое одеяло дома, двор, улицу,
виднеющийся вдали лес.
4. Голубыми, лиловыми, фиолетовыми, изумрудными
и желтыми искрами сверкает на солнце снег.
Учитель. Теперь посчитайте количество
однородных подлежащих, сказуемых, дополнений и
определений (обстоятельства были в
физкультминутке). Найдите в таблице указание
на цвет, которым надо закрасить указанные
участки на ваших пазлах, и закрасьте их.
Учитель. На обратной стороне пазла напишите
свою фамилию.
(Переключение на другой вид деятельности дает
возможность детям отдохнуть.)
3) Рефлексия
Учитель. Вам не терпится узнать результат?
Мне тоже, но для того, чтоб собрать ваши пазлы в
картинку, мне понадобится время. А чтобы вы не
скучали, вот вам еще одно задание.
5. Игра «График».
1) Объяснение игры
Учитель. Мы повторили вместе теорию,
попрактиковались – теперь самое время проверить
себя.
Самостоятельную работу вы выполняете по
Карточке № 2.
Читаем задания.
Карточка № 2
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Расставьте знаки препинания.
3. На графике точками отметьте, в каких
предложениях есть однородные члены предложения,
а в каких они отсутствуют. Соедините эти точки.
Что у вас получится?
1. Птицам в это время года особенно гол_дно и
хол_дно.
2. Дли_ой зимней ночью они преод_левают м_роз
по-разному.
3. З_мой на з_мле на крышах на кустах и дерев_ях
всюду снег.
4. Ведь сыт_й птице не страшен лютый хол_д.
5. Зарывают_ся в мя_кий снег лесные птицы
тетерева ря_чики глухари.
6. Голод преод_леть птицам труднее.
7. Мы можем обле_чить им жизнь, если устро_м
к_рмушки.
8. Поможем птицам, ребята!
9. А вот в_роны и галки н_чуют б_льшими стаями в
парках на деревьях, прижавшись друг к другу.
Учитель проходит по классу и видит по графику
(должен получиться заборчик), кто нашел
однородные члены предложения, а кто – нет.
4. Переставьте предложения так, чтобы
получился связный текст, и запишите его.
5. Озаглавьте текст.
6. Составьте схему последнего предложения
полученного вами текста.
Пока дети работают самостоятельно, учитель
работает с теми, у кого не получился график, а
также собирает из разрисованных карточек-пазлов
общую картину.
3) Рефлексия
Учитель. К следующему уроку вы узнаете, какую
оценку вы получили за самостоятельную работу. А
результат задания «Рисунок-пазл» очевиден. Кто
узнал свою часть? Кто ошибся? Давайте посмотрим
еще раз на карточку № 1, посчитаем вместе
количество однородных членов предложения и
определим, каким цветом надо было закрашивать
обозначенные участки.
6. Рефлексия урока «Поездок».
Учитель. Наш урок подходит к концу. Мне очень
хочется узнать ваше мнение по поводу игр на
сегодняшнем уроке. На парте перед каждым – два
жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с
грустным. На доске вы видите поезд с вагончиками,
на которых обозначены этапы урока. Опустите
«веселое личико» в тот вагончик, который
указывает на то задание, которое вам было
интересно выполнять, а «грустное личико» в тот,
который символизирует задание, которое
показалось вам не- интересным. Можете
использовать только один жетон по вашему
усмотрению.
7. Подводим итоги урока:
1. Что вы повторяли на уроке?
2. Что закрепили?
3. Над чем еще надо поработать?
4. Каким бы вы хотели видеть домашнее задание?
Наверное, тоже необычным.
Домашнее задание – игра «Нелепица»
Учитель. Составьте небольшой текст
описательного характера (например, «Первый
снег», «Вид из окна», «Новые лыжи» и т.п.),
употребив ряд однородных членов предложения так,
чтобы одно из слов было лишним (неправильно
употребленное с точки зрения лексического
значения, несочетаемости, тавтологии). Задание
выполните на карточке (половинке тетрадного
листа). На следующем уроке вы предложите соседу
по парте найти и исправить ошибки и поработаете
немного учителем – оцените товарища. Желаю вам
успеха!
С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл. |