Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет "Первое сентября"


Нарушевич Андрей Георгиевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета, учитель русского языка и литературы Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея. Автор научных и методических статей, учебных пособий по русскому языку, постоянный автор газеты «Русский язык». Победитель финального тура Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной речи» для работников учреждений высшего профессионального образования РФ (Белгород, 2006).
C 2002 г. участвует в подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, является экспертом по проверке задания С1 (сочинения).

 

А.Г. НАРУШЕВИЧ

Методика подготовки к ЕГЭ
по русскому языку: планирование занятий,
организация урока, система упражнений

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум.
18 Лекция 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания.
19 Лекция 3. Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 1.
20 Лекция 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты.
21 Лекция 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты.
22 Лекция 6. Орфография и пунктуация. Типология заданий. Принципы русской орфографии и пунктуации. Организация обобщающего повторения. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Работа с текстом. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные случаи анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания.
24 Лекция 8. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
   Итоговая работа.

ЛЕКЦИЯ № 6.  Орфография и пунктуация

Типология заданий. Организация обобщающего повторения.
Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания

Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах могут быть посвящены как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Отобрать материал для повторения поможет знание структуры ЕГЭ по русскому языку1.

ЗАДАНИЯ ПО ОРФОГРАФИИ

Экзаменационная работа по русскому языку содержит 7 заданий по орфографии, которые включают следующий материал:

• безударные гласные корня;

• правописание приставок; гласные и, ы после приставок;

• правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;

• правописание суффиксов глаголов и прилагательных;

н – нн в различных частях речи;

• слитное и раздельное написание не с различными частями речи;

• правописание служебных слов.

Рассмотрим типичные задания и теоретический материал, необходимый для их выполнения.

Безударные гласные корня

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Ак_демия, упр_стить, оз_ренный;

2) ок_лдовать, кр_стьянин, зап_тевать;

3) ум_лчание, сокр_тить, вд_ли;

4) доб_раться, обер_гающий, поб_режье.

Как видим, в приведенном задании встречаются слова с тремя орфограммами: 1) проверяемыми гласными в корне, 2) непроверяемыми гласными, 3) чередующимися гласными в корне. Исключив ряды, в которых есть слова с чередующимися и непроверяемыми гласными, получаем ответ: 3) умолчание – мо'лча, сократить – кра'ткий, вдали – да'ль.

Следует помнить, что правописание безударной гласной в корне глагола совершенного вида нельзя проверять подбором соответствующего глагола несовершенного вида с ударным корневым гласным и суффиксами -ывать, -ивать. Например, гласный в корне глагола опоздать следует проверять однокоренным наречием по'здно, но не глаголом опаздывать).

Правописание приставок.
Гласные и, ы после приставок

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Пр_ломление, пр_глашение, пр_умножить;

2) по_стежка, на_почечник, о_дача;

3) ни_провергать, во_хождение, бе_церемонный;

4) пост_ндустриальный, от_скать, сверх_нтересный.

Необходимо повторить следующие орфограммы: 1) выбор букв з и с на конце приставок, 2) выбор букв е и и в приставках пре- и при-; 3) выбор букв ы и и после приставок.

Наиболее сложными для учеников оказываются слова с приставками пре- и при-, поскольку далеко не все из них подчиняются известным правилам. Во многих заимствованных словах пре- и при- входят в корень. Написание этих слов следует запоминать:

ПРЕ-

Преамбула
Презент
Президент
Президиум
Преимущество
Прекословить, беспрекословный
Прелюдия
Премьера
Пренебрежение, пренебречь
Преодолеть
Препарат
Препинания (знаки)
Препирательство
Препятствие
Прерогатива
Пресловутый
Пресмыкаться
Престиж
Престол
Претендент
Претензия
Прецедент

ПРИ-

Прибаутка
Привередничать, привередливый
Привидение (призрак)
Привилегия, привилегированный
Привычка, привычный
Пригожий
Приличие
Примерный
Примирить, непримиримый
Примитив, примитивный
Приоритет
Присягать, присяга
Притязать, притязание
Приурочить
Прихотливый, неприхотливый

Обязательно обращаем внимание на близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова:

притворить дверь – претворить планы в жизнь;

радиоприемник – правопреемник;

приступить к делу – преступить закон;

привратник – превратности судьбы;

приходящая няня – непреходящий успех;

приемлемый вариант – преемственность;

прибывать в город – пребывать в неволе.

Повторяя правописание букв ы, и после приставок, обязательного оговариваем, что замена и на ы после русских приставок на согласный происходит не только в исконных, но и в заимствованных корнях: июль – предыюльский, инфаркт – предынфарктный. Запоминаем исключение – взимать.

Правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

1) Помаш_шь, науч_нный;

2) вынес_шь, немысл_мый;

3) заплат_шь, изуча_мый;

4) усил_вший, подхвач_нный.

Для успешного выполнения этого задания требуется умение определить часть речи и отнести слово к одной из трех проверяемых орфограмм: 1) личное окончание глагола, 2) гласная в суффиксе причастия, 3) гласная перед суффиксами -л- (глагол), -в- (деепричастие), -вш- (действ. причастие).

Повторение необходимо начинать с определения спряжения глагола, поскольку правописание причастий также основано на этом умении.

Действительные причастия настоящего времени (что делающий?)
Образованы от глаголов I спряжения

пишется -ущ-, -ющ-

писать – пишущий
стелить– стелющий

Образованы от глаголов II  спряжения

пишется -ащ-, -ящ-

видеть – видящий
клеить – клеящий

Исключение: брезжить брезжущий

Страдательные причастия настоящего времени (кем делаемый?)
Образованы от глаголов I спряжения

Пишется -ем-

читать – читаемый
копать – копаемый

Исключение: двигать – движимый

Образованы от глаголов II  спряжения

Пишется -им-

видеть – видимый
слышать – слышимый

Страдательные причастия прошедшего времени (кем деланный? кем сделанный?)
Образованы от глаголов на -ать, -ять

Пишется -а-, -я-

акопать– закопанный
запаять – запаянный

От всех остальных

Пишется -е-

склеить – склеенный
спилить – спиленный

Наибольшую сложность представляют страдательные причастия прошедшего времени, поскольку правописание их суффиксов ориентировано не на спряжение исходного глагола. Кроме того, следует различать сходно звучащие слова, образованные от разных глагольных основ: пристрелянное ружье – пристреленный хищник; выкачанная вода – выкаченная из подвала бочка; замешанный в преступлении – замешенное тесто; вывалянный в грязи – вываленный в грязь.

Перед суффиксами -л-, -в-, -вш- в глаголах, деепричастиях и причастиях пишется та же гласная, что и в инфинитиве:

клеИть – клеил – склеив – склеивший;

лаЯть – лаял – залаяв – лаявший;

видЕть – видел – увидев – увидевший.

Правописание суффиксов
глаголов и прилагательных

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

А. Рассла_ваться.

Б. Фланел_вый.

В. Окольц_вать.

Г. Неулыбч_вый.

1) А, Б, Г. 2) Б, В. 3) В, Г. 4) А, В, Г.

Проверяемые орфограммы: 1) правописание глагольных суффиксов (-ыва-/-ива-, -ова-/-ева-, -ва-); 2) правописание суффиксов прилагательных (-лив-, -чив-, -ев-/-ов-).

Суффикс

Способ проверки

Примеры
-ова- (-ева-) Если в 1-м лице ед. ч. глагол оканчивается
на -ую, -юю
советовать – советую
ночевать – ночую
-ыва- (-ива-) Если в 1-м лице ед. ч. сохраняется
-ыва-, -ива-
испытывать – испытываю
вздрагивать – вздрагиваю

Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вить, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залить – заливать, заливаю; преодолеть – преодолевать, преодолеваю.

Исключения: застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю.

Н – нн в различных частях речи

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

Во многих картинах Айвазовского, по мнению искусствоведов, совмеще(1)ы художестве(2)ые достоинства и большая познавательная це(3)ость.

1) 1; 2) 1, 2; 3) 3; 4) 2, 3.

Первый шаг в повторении этой орфограммы – разграничение отыменных прилагательных и отглагольных прилагательных и причастий, поскольку их написание подчиняется различным правилам.

Наибольшую трудность представляет разграничение кратких прилагательных и причастий. Можно указать на следующие признаки кратких причастий:

1) обозначают действие и могут быть заменены глаголами: сумма собрана в короткий срок – сумму собрали в короткий срок;

2) при них есть или к ним может быть добавлено зависимое слово в творительном падеже: сумма собрана (кем?) учениками.

По звучанию могут совпадать наречия, краткие причастия и краткие прилагательные среднего рода.

Он испуга_о озирался – озирался (как?) испуга_о, это – наречие, образованное от прилагательного испуганный (от глагола испугать совершенного вида), – следовательно, нужно писать испуганно.

Общество было испуга_о переменами – есть зависимое слово, отвечающее на вопрос чем?; можно заменить глаголом: Перемены испугали общество – следовательно, это – краткое причастие. Нужно писать испугано.

Его лицо было бледно и испуга_о лицо (каково?) испуга_о – краткое прилагательное (на это указывает и однородное скуазуемое, выраженное кратким прилагательным бледно). Следовательно, как и в полной форме испуганный (от глагола совершенного вида), нужно писать испуганно.

Слитное и раздельное написание
не с различными частями речи

В каком предложении не со словом пишется слитно?

1) Воздух, еще (не)накаленный знойными лучами солнца, доносит ароматы раннего утра.

2) Старый вороной конь (не)подкован кузнецом.

3) Мы часто (не)дооцениваем свои возможности.

4) Далеко не четкий план развития производства подвергли критике.

Начинать рассуждение необходимо с определения части речи.

Обращаем внимание на следующие моменты:

1) наличие слов, указывающих на слитное/раздельное написание не с прилагательными и наречиями: слитно – очень, слишком, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, почти и т.п.; раздельно – отнюдь не, далеко не, никак не, нисколько не, ничуть не, ни для кого не и т.п.;

2) противительный союз но в значении «и» предполагает слитное написание прилагательных и наречий с частицей не: неширокая, но глубокая река (противопоставления нет: неширокая и глубокая);

3) раздельно пишется не в оборотах не кто иной, как и не что иное, как;

4) приставка недо- придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой: пленные недоедали, недоглядеть за ребенком; глагол с частицей не и приставкой до- обозначает незаконченное, прерванное действие: не доел суп; не досмотрел фильм.

Правописание служебных слов

В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

1) У каждого человека своя манера вести спор, и (по)тому, как он это делает, можно определить характер человека, а так(же) его намерения.

2) Женя то(же) упорно тренировался, потому(что) ему предстояло трудное восхождение.

3) Что(бы) образ был более колоритным, актер импровизировал, при(чем) делал это очень талантливо.

4) (В)течение всего утра меня не покидало ощущение, (как)будто что-то должно случиться.

Материал, знание которого необходимо для выполнения данного задания, можно представить в виде таблиц.

ЗАДАНИЯ ПО ПУНКТУАЦИИ

7 заданий по пунктуации включают следующие пунктограммы:

• знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом и;

• знаки препинания в предложениях с обособленными членами (причастными и деепричастными оборотами);

• знаки препинания при вводных конструкциях;

• знаки препинания при однородных членах предложения;

• двоеточие и тире в простом и сложном предложениях;

• знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным;

• знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными (с разными видами связи).

Знаки препинания в простом
и сложном предложениях с союзом и

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Двигатель не успел по-настоящему остыть (,) и его запустили в течение нескольких минут.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

Правописание предлогов
Слитно Раздельно Через дефис
Ввиду (= из-за)
(но: иметь в виду)
Вслед (= за)
Навстречу (= к)
Вроде (= подобно)
Вместо (= за)
Наподобие (= подобно)
Насчет (= о)
Сверх (= над)
Вблизи (= у)
Позади (= за)
Напротив (= перед, у)
Наперекор судьбе
Вследствие (= из-за)
Впоследствии (не предлог, но запомнить стоит)
В течение
В продолжение
В заключение
В отличие
По причине
За исключением
В отношении
По истечении
Во избежание
На протяжении
В деле
В силу, в связи
В виде
В области, в смысле
По мере, в меру
По поводу
В целях (= для)
Со стороны (= от)
За счет
Из-за
Из-под
По-над
По-за

Таблица (правописание союзов, правописание частиц)

Для успешного выполнения задания необходимо умение отличать сложное предложение от простого с однородными сказуемыми. Некоторую сложность для учеников представляют сложносочиненные предложения, включающие односоставные предложения: Солнце взошло1 , и во дворе вскоре стало тепло и уютно2.

Также следует обратить внимание на случаи, когда в сложносочиненном предложении не ставится запятая перед и:

1) обе части имеют общий второстепенный член (чаще всего обстоятельство): В саду дозревает рябина1 и липа роняет листья2;

2) обе части имеют общее придаточное предложение: Когда я возвращался1, в небе уже блестели звезды2 и на улицах зажигались фонари3;

3) обе части являются вопросительными или восклицательными предложениями: Как прекрасна ночь1 и как загадочно ночное море2!

Знаки препинания при вводных конструкциях

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я хотела ему два словца сказать, да (1) признаюсь (2) оробела.

Душа моя (3) я помню (4) с детских лет чудесного искала.

1) 1, 2; 2) 2, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

Нахождение верного ответа предполагает:

1) знание типичных вводных слов (список можно найти в любом учебнике);

2) знание слов, которые не являются вводными: авось, большей частью, будто, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, в конечном счете, вот, вообще, вряд ли, все же, все равно, все-таки, в сущности, в частности, даже, едва ли, единственно, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, на редкость, непременно, неужели, однако ж, определенно, особенно, отчасти, по замыслу, по крайней мере, поистине, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, при этом, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы;

Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: Обычно уверенный в себе, здесь он, однако, смутился. В начале простого предложения однако является союзом и запятой не отделяется: День пасмурный, однако дождя нет.

Знаки препинания
при однородных членах предложения

Запятая между однородными членами

Рассмотрим типичное задание.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На научной конференции выступали с докладами как ученые так и студенты.

2) Линия берега то поднимаясь то опускаясь приятно тревожит глаз.

3) Он страшно бледен был и худ и слаб (см. схему на стр. 12).

4) Мне и Аркадию было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.

Стоит обратить внимание на то, что типичным ответом в этом задании является конструкция с двойным союзом: На научной конференции выступали с докладами как ученые, так и студенты.

Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Черты смуглого лица его были выразительны: черные глаза, орлиный нос и густая борода обличали в нем иностранца.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

Задание предполагает умение различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Кроме того, необходимо знать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и отражение их на письме с помощью знаков препинания – двоеточия и тире.

Ответ: 4.

Знаки препинания
в сложноподчиненном предложении
с одним придаточным

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Теплый майский дождь (1) капли (2) которого (3) звонко ударяли по тесовой крыше (4) согрел и успокоил землю.

1) 2, 4; 2) 3, 4; 3) 1, 4; 4) 1, 3, 4.

Ответ: 3.

Знаки препинания в сложном предложении
с несколькими придаточными (с разными видами связи)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.

1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.

Наибольшую трудность в этом задании представляет наличие/отсутствие запятой на стыке союзов.

Если рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова) или сочинительный союз с подчинительным, то запятая на стыке союзов не ставится, если далее следует часть двойного союза: то, так, но (в этом случае придаточную часть нельзя опустить): Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть. (М.Пришвин)

[...…], (что (когда ... …), то ...…).

Если вторая часть союза отсутствует, то запятая на стыке союзов ставится: Кони так устали, что, когда с них сняли тюки, они легли на землю. (В.А. Арсеньев)

[...…], (что, (когда ... …), ...…).

В приведенном предложении есть вторая часть двойного союза то, следовательно, на стыке союзов запятая не нужна: Хаджи Мурат сел и сказал, что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско, то он ручается, что поднимет весь Дагестан.

Ответ: 1.

ТЕСТ

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

В насте(1)ой газете было отмече(2)о, что докладчики студенческой конференции весьма начита(3)ы, а тезисы их докладов обоснова(4)ы рядом доказательств.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 2, 4.

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Отк_заться, д_лина, разг_раться;

2) озл_бление, озн_меновать, прис_гать;

3) одр_хлеть, фил_гранный, поз_лотить;

4) ск_рлатина, ут_лщение, соч_тание.

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Д_писать, пр_износить, р_збавлять;

2) бе_вкусный, бе_снежный, бе_злобный;

3) пр_творщица, пр_нарядиться, показать без пр_крас;

4) пред_юльский, без_сходность, вз_мать.

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а(я)?

1) Выкач_нный воздух, знач_щий факт;

2) слыш_щий песню, скач_щий конь;

3) та_щий лед, щебеч_щая птица;

4) пристрел_нное оружие, леле_щий мечту;

5. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

А. Завис_вший.

Б. Затм_вать.

В. Влюбч_вый.

Г. Наста_вал.

1) А, В, Г; 2) А, Б, В; 3) В, Г; 4) Б, В, Г.

6. В каком предложении не со словом пишется слитно?

1) За дверью оказался (не)кто иной, как наш сосед Иван Петрович.

2) На нашем пути оказался еще (не)покрытый льдом пруд.

3) Пассажиры сидели в купе, (не)глядя в окна вагона.

4) Я молчал, прислушиваясь к этому странному, (не)знакомому ощущению.

7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) В то(же) время я осознал, что Марина была так(же) прекрасна, как и тогда.

2) Иванов вышел (на)встречу гостям, (на)ходу поправляя галстук.

3) Водный ключ то(же) бьет сильно, (от)чего вся поверхность воды неспокойна.

4) Что(бы) я ни пожелал, все сбывается, но как-то (не)кстати.

8. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Возвращались (по)одиночке, что(бы) не вызывать подозрений.

2) (С)начала казалось, что эти факты удалось скрыть, но вскоре (за)границей стали появляться скандальные публикации.

3) Мы так(же), как и вы, ничего не знали о том, что его дела пошли (в)гору.

4) Ему (до)зарезу нужны были деньги, и он уже (в)серьез подумывал о крупном займе.

9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Было ясно ( ) и стрижи низко летали над изумрудно-зеленой травой.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

зацвели гордые георгины ( ) и астры расправили свои нежные лепестки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Раздосадованный (1) услышанной от сестры (2) новостью (3) генерал шел через залу (4) быстро и (5) не удостаивая никого взглядом.

1) 1, 2, 3; 2) 3, 4; 3) 3; 4) 1, 2, 4.

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и (1) наконец (2) такими частицами, которые (3) решительно (4) не имеют никакого значения.

1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 3, 4.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Было (1) однако (2) уже поздно, хотя дорога (3) казалось (4) все еще освещалась лучами заходящего солнца.

1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 3, 4;

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Большую часть вечера и ночи я провел с братом и досыта наговорился о старине.

2) Результаты эксперимента интересуют как российских так и зарубежных ученых.

3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал яркими огнями.

4) Ветер поднимал целые тучи листьев и сучьев и крутил их в воздухе.

15. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

С утра льет дождь – поездку за город пришлось отложить.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой вывод, следствие из первой части.

3) В первой части бессоюзного сложного предложения указывается время или условие того, о чем говорится во второй части.

4) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится противопоставление.

16. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Отец сдержал свое слово: через день он вернулся в Уфу.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Этот небольшой мостик (1) за которым (2) начинался запретный луг (3) манил нас к себе.

1) 1, 2, 3; 2) 1; 3) 2, 3; 4) 1, 3.

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я видел (1) что комнату заливает солнечный свет (2) и (3) что (4) если задернуть гардины (5) все очарование исчезнет.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 4, 5; 3) 1, 2, 5; 4) 1, 2, 4, 5.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мне сказали (1) что дом отца продан (2) и (3) что (4) если нужно подыскать жилье (5) то следует обращаться в мэрию.

1) 1, 2, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 4, 5; 3) 1, 5; 4) 1, 2, 5.

20. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить причастным оборотом?

1) Из дома, возле которого находился колодец, вышла женщина.

2) Ворона, которой доставляло удовольствие нас будить, наконец-то улетела.

3) Замок, который возвышался над долиной, поразил нас своим великолепием.

4) Пилот, для которого прозвучало это объявление, двинулся к терминалу.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 4 2 3 1 3 4 3 1 2 2
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ 3 1 2 2 2 3 4 2 3 3

 

Оценка Количество
правильно выполненных заданий
5 (отлично) 18–20
4 (хорошо) 14–17
3 (удовлетворительно) 10–13

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Сколько заданий тестовой части ЕГЭ посвящено вопросам орфографии и пунктуации?

2. Перечислите орфограммы, которые отражены в заданиях ЕГЭ по русскому языку.

3. Какие разделы пунктуации должны быть в центре внимания обобщающего повторения?

Литература

1. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.
ЕГЭ-2007. Русский язык. М.: ООО «Рустест», 2006.

2. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. М.: Прометей, 2000.

3. Русский язык. Полный школьный курс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.


1 См.: Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.
ЕГЭ-2007. Русский язык. М.: ООО «Рустест», 2006.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru