Я ИДУ НА УРОК
Направляемое изложение в 5-м классе
по тексту Б.Житкова «На льдине»
Цели: 1. Учить работать с текстом
повествовательного типа; раскрывать творческие
способности учащихся.
2. Обучать точному выбору слова, уместному
использованию однородных членов.
3. Воспитывать чувство товарищества,
находчивость, смелость.
(Изложение проводится после изучения темы
«Однородные члены предложения».)
СТРУКТУРА УРОКА
1. Прогнозирование по названию.
• Как вы думаете: о чем пойдет речь в данном
тексте?
• Где будет происходить действие?
Чтение текста
2. Предлагаю ребятам послушать начало текста.
Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом
собрались на лед ловить рыбу. Взяли сети и
поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а
с ним его сынишка Володя.
Андрей с товарищами заехал дальше всех.
Наделали во льду дырок и сквозь них стали
запускать сети. День был солнечный, всем было
весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и
очень радовался, что много ловилось. Уже большие
кучи мороженой рыбы лежали на льду. Андрей
сказал:
– Довольно, пора по домам.
Беседа по вопросам
• Как вы представляете себе зимний лов рыбы?
• Чем опасна рыбная ловля зимой?
(Обсудите ответы в парах и запишите в
черновике.)
• Как вы думаете: почему имя только одного
рыбака указано в этой части?
• Удачной ли была рыбалка? Как вы это
определили?
• Какие глаголы использовал автор в этой части
текста?
• Как ее можно озаглавить?
Продолжаю читать текст.
Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и
с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись
поплотней в тулупы и легли спать в санях.
Беседа по вопросам
• Почему рыбаки решили остаться на ночь?
• Объясните значения слов: тулуп, сани,
ночевать.
• Как вы думаете: что произойдет дальше?
(Обсудите в группах, ответ запишите.)
Читаю текст дальше.
Вдруг ночью отец вскочил и закричал:
– Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не
было бы беды!
– Почему нас качает? – закричал Володя.
А отец крикнул:
– Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море.
Все рыбаки бегали по льдине и кричали:
– Оторвало, оторвало!
А кто-то крикнул:
– Пропали!
Беседа по вопросам
• Что же произошло ночью?
• Почему автор использует прямую речь?
• Какие глаголы указывают на то, что люди
волнуются? Запишите их.
• Как можно озаглавить эту часть текста?
• Как вы думаете: будут ли рыбаки что-нибудь
предпринимать для своего спасения? Что именно?
Продолжаю читать текст.
Днем ветер стал еще сильней, волны набегали на
льдину, а кругом было только море. Володин папа
связал из двух шестов мачту, привязал на конце
красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели,
не видать ли где парохода. От страха никто не
хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал на санях и
смотрел в небо: не глянет ли солнышко? И вдруг в
прогалине между туч Володя увидел самолет и
закричал:
– Самолет! Самолет!
Все стали кричать и махать шапками.
Беседа по вопросам
• Почему эта часть текста начинается описанием
природы?
• Как вел себя Андрей?
• Для чего автор использовал предложения с
однородными членами?
• Почему Андрей не упрекнул людей, упросивших
его остаться ночевать?
• Как можно озаглавить эту часть текста?
Читаю заключительную часть текста.
С самолета упал мешок. В нем была еда и записка:
«Держитесь! Помощь идет!». Через час пришел
пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и
рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине
унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь
пароход и самолет. Летчик нашел рыбаков и по
радио сказал капитану парохода, куда идти.
Беседа по вопросам
• Как вы считаете: что было самым важным в
мешке, упавшем с самолета? (Обсудите в парах,
ответ запишите.)
• Как можно озаглавить эту часть?
• Назовите произведения, в которых описываются
подобные ситуации.
Читаю текст без остановок.
3. Работа над изложением. План переписывают
начисто, внося в него при желании коррективы,
основываясь уже на целостном впечатлении от
всего рассказа.
4. Закончите изложение письменным
рассуждением: «Чему учит рассказ?».
Е.А. ПИКАЛОВА,
с. В.Марушка,
Целинный р-н,
Алтайский край |