Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Материал для самостоятельной работы
учащихся 8-го класса по теме
«Словосочетание»

Словосочетание – наименьшая единица синтаксиса

1. Как вы считаете: термин словосочетание помогает усвоить обозначаемое им понятие? Аргументируйте свой ответ.

Интересно: совпадет ли ваше мнение с тем, что изложено ниже?

Термин словосочетание, с одной стороны, удобен: его происхождение прозрачно. Каждому, кто говорит по-русски, ясно: словосочетание – это сочетание слов. Но, с другой стороны, этот термин создает некоторые затруднения, так как далеко не всякое сочетание слов признается в научной грамматике единицей синтаксиса. И нужно усвоить, когда словосочетание выступает как термин и, следовательно, имеет ограниченное поле употребления, а когда употребляется в нетерминологическом значении, обозначая любое сочетание слов. Так, например, не признается словосочетанием (как единицей синтаксиса) сочетание существительного с предлогом (у моря; перед дождем; на берегу), сочетание подлежащего и сказуемого (Море спокойно. Берег песчаный. Отдыхающие загорают). Нет среди лингвистов единого мнения и о сочинительных сочетаниях слов.

В отличие от подчинительных словосочетаний, сочинительные сочетания слов, как правило, вне предложения не функционируют; формируются в предложении как однородные члены. И о них пойдет речь при рассмотрении темы «Предложения с однородными членами».

В данном разделе мы будем работать над словосочетанием как самостоятельной единицей синтаксиса, которая может формироваться и употребляться и вне предложения, – номинативной единицей: она, как и слово, называет предмет, действие, признак, но более точно, чем отдельно взятое слово (ср.: слово и родное слово, иноязычное слово; изучать и изучать языки, изучать историю; известный и известный на родине, известный в мире).

Номинация [лат. nominatio] – называние, наименование.

 

Назначение и строение словосочетаний

2. Представьте себе, что вы оказываетесь в ситуациях, в которых используется слово расписание: какое расписание вы вносите в школьный дневник; ожидаете увидеть в здании железнодорожного вокзала; можете найти на справочном стенде при входе в Дом детского творчества?

1. Составьте и запишите получившиеся словосочетания.

2. Сравните по назначению слово и результат его распространения – словосочетание: что общего между ними и что их различает?

3. 1. Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);

2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);

3) с наречием в роли главного слова (наречные).

Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.


Рассмотрите*, как в схеме отражается строение словосочетания:


2. Выберите по одному словосочетанию из каждой группы и составьте схемы, отражающие их строение.

Способы и средства подчинительной связи
членов словосочетания

4. В словосочетаниях из предыдущего упражнения укажите способ и средства связи между главным и зависимым словами. Предварительно ознакомьтесь с опорными материалами.


Чтобы проверить, правильно ли определены способ и средства подчинительной связи слов, проследите, как ведет себя зависимое слово при изменении формы главного члена словосочетания. Ср.:


х

Если при изменении формы главного слова изменяется и форма (окончание) зависимого слова, связь – согласование.

Если при изменении формы главного слова форма (окончание) зависимого слова не изменяется, связь – управление.

Если в роли зависимого слова выступают наречие, деепричастие или инфинитив, связь – примыкание. Средством связи в этих случаях являются порядок слов и интонация.

Публикация статьи произведена при поддержке «Московского института по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов». Учитель начальных классов, специалист по социальной работе, психолог, учитель начальных классов переподготовка и получение диплома по итогам обучения. Институт проводит профессиональную переподготовку во всех регионах РФ. Оставить онлайн-заявку на обучение Вы сможете по ссылке: http://professional-education.ru.

5. 1. Выберите нужное наименование, чтобы наиболее точно озаглавить таблицу: вид синтаксической связи; способы подчинительной связи; средства синтаксической связи; способы и средства подчинительной связи слов.

согласование управление примыкание
     

2. Распределите данные ниже примеры по колонкам таблицы.

Печатать на компьютере, научиться работать, электронная почта, включенный принтер, работает шумя, проверка правописания, замена картриджа, ориентироваться быстро, созданные рисунки.

3. Укажите, что служит средством связи слов в словосочетании при согласовании, управлении, примыкании.


Еще один путь опознавания способа и средств связи слов в словосочетании: запомнить, что при согласовании зависимое слово является именем прилагательным или словом другой части речи, которое изменяется так же, как прилагательное; средство связи слов при согласовании – окончание зависимого слова; при управлении зависимое слово – имя существительное или местоимение-существительное в одном из косвенных падежей; средства связи слов при управлении – окончание зависимого слова и предлог; примыкают наречия, инфинитив и деепричастие; средства связи при примыкании – интонация и порядок слов.


Заметьте: знания о способах и средствах подчинительной связи слов в русском языке помогают следить за правильностью речи. Особенно часто встречается нарушение норм управления, поскольку они усваиваются в словарном порядке (как и правописание словарных слов).

6. 1. В приведенных ниже предложениях найдите родственные слова, обозначьте в них морфемы. Выпишите словосочетания, в которых эти слова являются главным компонентом. Составьте схемы строения этих словосочетаний, чтобы наглядно обнаружить различие норм управления в них.

1) Мне захотелось описать происшествие, которое случилось летом на даче. 2) В сочинении о летних впечатлениях я написал о ежике, которого мы с трудом высвободили из сетки забора.

2. Как вы думаете: что повлияло на различие норм управления однокоренных слов?

7. В чем ошибки? Устраните их и прочитайте предложения, построенные правильно.

1) Нам задали повторить о вопросительных предложениях. 2) В отзыве дана оценка о форме высказывания. 3) Особое внимание уделяется на производные основы слов. 4) Врачи убеждают о вреде курения и доказывают об этом. 5) Мы подготовили концерт, посвященный к юбилею нашей школы. 6) Родители настояли о том, чтобы я занимался в музыкальной школе. 7) Нужно было довести до сведения командира о планах противника.

8. При изучении каких тем курса русского языка в предыдущих классах вы употребляли термины согласование, согласуются? Каким приемом пользовались, чтобы проверить правильность согласования форм слов?

1. Примените этот прием к орфограммам, обозначенным пропуском букв в словах следующих словосочетаний.

Внимание! В каких из данных словосочетаний этот прием не действует?

(В)син_ю даль, (в)бушующ_м море, разворачивающ_ся перед нами панорама, плакуч_й ивой, (о)треть_м дне недели, (о)могуч_м государстве, (с)могуч_м союзником, (перед)низвергающ_мся водопадом, (в)кажущ_йся тишине, блуждающ_ю звезду, горяч_й песок, в об_их государствах, с об_ими странами, (в)горяч_м источнике, полагающ_ся пособие, тягуч_й сироп.

Оба пенала (м.р.)
оба пера (с.р.)
обе тетради (ж.р.)

2. Подчеркните другие орфограммы, встретившиеся в словах данных словосочетаний. Объясните написания.

9. Проведите исследование: в чем состоит особенность связи слов в словосочетании, членами которого являются количественное числительное и имя существительное?

Обозначьте главное слово и укажите способ связи в остальных словосочетаниях.

10. Поупражняйтесь в согласовании сложных и составных количественных числительных с именем существительным при склонении словосочетания. Ошибки в употреблении таких числительных в косвенных падежах часто встречаются в речи и являются одним из приметных показателей невысокой языковой культуры говорящего (пишущего).

И.п. Пятьсот восемьдесят шесть проектов;

11. 1. Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

2. Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?

3. Проследите, каков обычный порядок слов в словосочетаниях с согласованием, управлением, примыканием.

12. Какие темы для записи в дневнике (личном или коллективном) подсказывает содержание словосочетаний, приведенных в предыдущем упражнении? Составьте небольшой текст на выбранную вами тему.

Грамматическое значение словосочетания

13. Сравните вопросы, используемые при разборе одного и того же словосочетания: какой из них отражает смысловые отношения между членами словосочетания и, таким образом, является синтаксическим (помогает выявить грамматическое значение словосочетания), а какой – выявляет лишь морфологический способ выражения зависимого члена словосочетания (падежную форму слова, часть речи) и, таким образом, является морфологическим?

Обратите внимание: грамматическое значение словосочетания зависит от того, 1) к какой части речи принадлежит главное слово

2) каково лексическое значение главного слова

3) каково лексическое значение зависимого слова

4) в какой форме употреблено зависимое слово

14. Представьте себе ситуацию: вы пришли в мебельный магазин, чтобы приобрести стол. Какой? Составьте и запишите словосочетания, называющие разные виды столов, из которых вы собираетесь выбрать нужный вариант. Зависимый член словосочетания может определять предмет, названный главным словом, по его отношению а) к материалу, из которого он сделан; б) к цвету; в) к форме; г) к размеру; д) к деталям, характерным для данного предмета; е) к его качеству; ж) к назначению.


Если главный член словосочетания – имя существительное (и, следовательно, называет предмет), зависимое слово при нем обозначает какой-либо отличительный признак предмета, определяет его. Поэтому все указанные выше оттенки смысловых отношений между главным словом (именем существительным) и зависимым членом словосочетания можно обобщить и обозначить термином определительное значение словосочетания.

При этом роль определения выполняет зависимый член словосочетания.


15. 1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета а) к материалу, из которого он сделан; б) к месту его расположения; в) к времени его существования; г) к его назначению; д) к причине его возникновения.

Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.

3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.

4. Каким членом предложения стало зависимое слово словосочетания? Обозначьте ответ подчеркиванием.

16. Определите способ подчинительной связи между членами словосочетаний из предыдущего упражнения. При каком способе связи зависимый член определительного словосочетания можно назвать согласованным определением? А несогласованным? Приведите по 2–3 примера словосочетаний с а) согласованным и б) несогласованным определением.

17. 1. При изучении лексического значения слова вы познакомились с термином синонимы. Вспомните, какие слова называют синонимами. Приведите примеры.

2. А могут ли быть синтаксические синонимы?

Рассмотрите данные ниже пары словосочетаний и попробуйте самостоятельно сделать вывод. Приведите свои примеры.

Искусство оратора – ораторское искусство, упражнение для развития – развивающее упражнение, статья из словаря – словарная статья.

18. 1. Выполните орфографическое задание, вставляя недостающие буквы и раскрывая скобки.

1) Мы свернули с тропинк_, чтобы спуститься к дюнам (по)пригретому склону, (по)крытому травой и прошлогодн_ми листьями, упавш_ми с высоченных дубов. 2) Оно (солнце) вставало медленно, плавясь в золотом туман_, вздрагивая и (не)заметно меняя краски на ранн_й, еще (не)проснувш_йся воде. 3) Тускло горела (не)погашенная лампа, (по) черному окну бесцельно ползала муха. 4) Глаза ее вспыхнули, но слез (по)прежнему не было. 5) И тут мы заметили вдруг, что чаще и чаще стали говорить о Москве. Заскучали по людям, (по)нашему дому, (по)горяч_му асфальту, (по)городскому шуму. (В.Росляков)

2. В каких случаях для решения орфографических задач вы использовали умения выделять в предложении словосочетания, находить в них главное слово и ставить от него вопрос к зависимому слову?

3. На примерах из последнего предложения докажите, что зависимое слово определительного словосочетания, использованного в предложении, становится второстепенным членом предложения – определением.

19. 1. К какому типу речи относятся приведенные ниже фрагменты текста? Выделите определительные словосочетания, которые помогают живописать внешность, поведение человека, его характер.

1) Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. Ровные темные брови, длинные ресницы. На высокий лоб спадали дымчатые волосы.

...До сих пор слышу ее негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на ее плече. Это не имеет отношения к возрасту – вечно. (Ю.Яковлев)

2) Да, девочка очень похожа на него. И глаза, и манера говорить, и милая готовность помочь, не дожидаясь, когда попросят об этом. .Артюхова)

2. Как может характеризовать человека манера говорить, манера одеваться, манера общаться? Чем усиливается во втором отрывке положительная оценка такого проявления характера человека, как готовность помочь?

3. Составьте схемы словосочетаний. Это поможет вам убедиться в том, как разнообразны модели определительных словосочетаний, используемых в текстах художественного стиля.


Обратите внимание на строение и значение словосочетаний, в которых главная или зависимая часть, в свою очередь, является словосочетанием, например:


Длинные ресницы ____________

Свет сердца ____________

Большие задумчивые глаза ____________

Шершавое тепло платья ____________

Манера говорить ____________

Итак, выявляя грамматическое значение определительных словосочетаний, мы обращали внимание на следующее:

Слово какой части речи выступает как главный член словосочетания (имя существительное)?

Какие смысловые отношения возникают между главным и зависимым членами словосочетания (предмет и его признак: временной, пространственный, причинный, целевой, признак формы, размера, отличительных деталей, качества и др.)?

Какие синтаксические вопросы помогают обобщить все эти оттенки грамматического значения (какой? чей? который?)?

20. Используя опыт работы над грамматическим значением определительных словосочетаний, самостоятельно проделайте нужные «шаги» для выявления грамматических значений дополнительных и обстоятельственных словосочетаний.

1. Данные ниже словосочетания распределите по группам так, чтобы они обозначали:

1) дополнительные отношения: а) действие и предмет, на который оно направлено, б) действие и орудие (средство) его совершения, в) действие и его адресат, г) действие и лицо, для которого оно осуществляется, д) действие и лицо, вместе с которым оно совершается;

2) обстоятельственные отношения: а) действие и его качество, признак, б) действие и время его совершения, в) действие и способ его совершения, г) действие и причина его совершения, д) действие и цель его совершения, е) действие и место его совершения.

Воспитывать ребенка, двигаться бесшумно, советовать другу, чертить циркулем, путешествовать осенью, пробежать переулком, преодолеть расстояние, ходить пешком, пользоваться машиной, вырастить к осени, задыхаться от бега, косить газонокосилкой, ухаживать за малышом, приготовить коллекцию, пригласить пообедать, проснуться с рассветом, читать вслух, встретиться с одноклассником, забыть по рассеянности, посвятить юным.

2. Используя 1–2 словосочетания из каждой группы, составьте предложения и проследите, каким членом предложения становится в каждом случае зависимое слово словосочетания. Обозначьте его условным для данного члена предложения подчеркиванием.

21. 1. Выполняя предыдущее упражнение, вы могли заметить, что главным словом использованных в нем словосочетаний выступают (слова какой части речи?).

2. Как, используя с некоторыми изменениями «строительный материал» тех же словосочетаний, доказать, что дополнительные и обстоятельственные отношения между членами словосочетания возникнут и в тех случаях, если в роли главного слова окажутся причастия или деепричастия? Покажите это на примерах.

3. Рассмотрите строение и грамматическое значение следующих словосочетаний, составьте их схемы.

Внимательный к старшим, всегда улыбчивый, новый для ребенка, особенно интересный, привлекательный благодаря аккуратности.

22. Сделайте выводы:

1) Слова каких частей речи могут выступать в роли главных членов дополнительных и обстоятельственных словосочетаний?

2) Какие способы подчинительной связи могут связывать главный и зависимый члены дополнительных и обстоятельственных словосочетаний?

3) Покажите на примерах, какие оттенки грамматического значения могут иметь
а) дополнительные словосочетания; б) обстоятельственные словосочетания.

Итак, мы рассмотрели строение, грамматические значения и функцию (назначение) наименьшей единицы синтаксиса – словосочетания (в его различных проявлениях). И естественно возникает вопрос: зачем нужны полученные знания, какое практическое значение имеет проделанная работа?

Надеемся, что теперь вы будете более осмысленно и внимательно относиться

– к лексической и грамматической сочетаемости слов;

– к соблюдению норм грамматической связи;

– к оправданности выбора и уместности использования разнообразных по строению и значению моделей словосочетания в высказываниях разного типа, стиля, жанра – в соответствии с особенностями речевой ситуации.

23. Проверьте себя:

1. Выберите словосочетания, в которых соблюдена норма лексической сочетаемости слов:

а) сжали урожай, б) сжали рожь; в) повесили выставку, г) повесили картины; д) широта натуры, е) широта реки; ж) раздеть ребенка, з) раздеть сапоги; и) могущественное дерево, к) могущественное государство; л) поехали обратно, м) ошибся обратно; н) сделали подвиг, о) сделали прибор.

2. В словосочетаниях, где допущены ошибки, замените главное или зависимое слово так, чтобы показать норму лексической сочетаемости слова, не повторяющегося в отмеченных вами словосочетаниях.


Например, в словосочетаниях сжали урожай и сжали рожь использовано одно и то же главное слово сжали, норма лексической сочетаемости которого соблюдена во второй конструкции. Выполняя второе задание, нужно заменить главное слово так, чтобы выявить норму лексической сочетаемости зависимого слова урожай (собрали урожаи).


3. Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.

1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.

4. С какими из данных слов наречие очень не сочетается и почему? Составьте с некоторыми из них словосочетания или предложения.

Уникальный, высокий, спокойный, патриотический, обаятельный, замечательный, высокообразованный, кардинальный, умный, оптимальный.

5. Проведите самостоятельное исследование: понаблюдайте за речью окружающих (в том числе выступающих по радио и телевидению) с целью собрать материал на тему «Наиболее частотные случаи нарушения лексической и грамматической сочетаемости слов». Устраните ошибки и составьте словарик правильно построенных словосочетаний (см. аналогичное задание в упр. 174 учебника «Русский язык. Практика. 8-й класс»).

Проведите конкурс результатов работы по следующим критериям:

1) заинтересованность в выполнении задачи, внимательность, трудолюбие в сборе и записи материала;

2) грамотное устранение ошибок;

3) оформление словарика, помогающее легко пользоваться им.

6. Представьте себе ситуацию: вы готовитесь к написанию словесного портрета по произведению изобразительного искусства (например, по одному из портретов работы художника Валентина Серова – см. репродукции его картин в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь. 8-й класс»).

Выберите по своему усмотрению одну из репродукций для подготовки к сочинению. В связи с грамматической темой «Словосочетание» особое внимание обратите на точность, уместность и выразительность словосочетаний, которые вы предполагаете использовать в тексте сочинения. Для подготовки «рабочих материалов» к сочинению можно воспользоваться выписками из «Словаря эпитетов русского литературного языка», приведенными в «Русской речи»
(см. с. 159–163).


* Под значком приводятся опорные материалы.

А.Ю. КУПАЛОВА,
г.  Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru